Понятие государства, его сущность и назначение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 11:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы дать понятие государству, рассмотреть его сущность и предназначение.
Для достижения поставленной цели необходимо разрешить ряд задач:
1. Рассмотреть государственность как достижение человеческой цивилизации и исторические трактовки государства.
2. Дать характеристику учению о сущности и назначении современного государства
3. Привести основные функции современного государства

Содержание работы

Введение…………………………………………………….………..3
1. Государственность как достижение человеческой цивилизации. Исторические трактовки государства………….…………5
2. Учение о сущности и назначении современного государства………………………………………………………………..12
3. Основные функции современного государства………...…20
Заключение………………………………………………………....38
Список литературы…………………………………….…………..43

Файлы: 1 файл

Курсовая ИМПЭ Понятие государства, его сущность и назначение.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

Значительно углубились демократизм общественной жизни, начала равенства и социальной справедливости, свобода личности. Общество, которое сформировалось в развитых странах Западной Европы и Азии после второй мировой войны, стало уже качественно иным. Оно существенно отличалось от «капиталистического» общества времен Маркса и Энгельса и «империалистического», которое изучал Ленин.

Какие же изменения претерпело государство? Будучи по-прежнему главной управляющей системой общества, государство начинает все более превращаться в орган преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов различных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы поддерживались различными общественными слоями. В деятельности государства на первый план начинают выступать такие важные общедемократические институты, как разделение мастей, верховенство закона, гласность, плюрализм мнений, высокая роль суда.

Существенно изменяется роль государства и на международной арене, его внешняя деятельность, требующая взаимных уступок, компромиссов, разумных договоренностей с другими государствами.

«Все это дает основание охарактеризовать современное цивилизованное   государство   как   средство   социального   компромисса (по содержанию) и как правовое государство (по форме)».1

Определить общее понятие государства, которое бы отражало все без исключения признаки и свойства, характерные для всех его периодов в прошлом, настоящем и будущем, невозможно. Разнообразие условий, в которых существовали, существуют и будут существовать государства на разных этапах своего развития, выявляет множество особенностей и специфических черт, не присущих другим государствам.

Вместе с тем, как  доказала мировая наука и общественная практика, любое государство обладает набором таких универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития.

В своей совокупности и взаимодействии эти признаки позволяют дать следующее определение государства:

Государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

 

 

 

 

 

 

3. Основные функции современного государства

 

Познание государства  предполагает изучение не только его  статики, но и его динамики, т. е. того, как этот социальный институт живет, действует, изменяется, развивается, как выполняет свое социальное назначение.

Для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны  государства в теории государства  используется понятие «функции государства».

Функция государства - это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства на определенном направлении и обеспечивающие ее средства и способы.

Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет  взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под утлом зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточной точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.

 Функции государства  имеют комплексный, синтезирующий  характер. Как основные направления  деятельности государства они  никогда не отождествляются и  не могут отождествляться с самой деятельностью или отдельными аспектами деятельности государства.

Содержание каждой функции  складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства.

Однако это не механическое и тем более не стихийное и не автоматическое сложение.

За ним всегда стоит  осознанная, целенаправленная деятельность различных государственных органов, всего государственного аппарата. В  политических и государственных  системах, построенных на однопартийной  основе, как это было, например, в СССР, координирующую и направляющую деятельность обычно выполняют стоящие у власти политические партии.

По своему характеру, содержанию и назначению функции  государства никогда не бывают социально  выхолощенными, нейтральными. Они всегда выражают и отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства. В них неизменно проявляется та реальная, социально обусловленная и ориентированная роль, которую выполняет государство в процессе решения задач развития экономики, общества и самого государства.

Речь идет при этом не только о государствах различных  типов, государствах, существующих в  условиях различных общественно-экономических  формаций. Речь идет также и об однотипных государствах, но отличающихся друг от друга различной экономической и социально-политической ролью, различной степенью вмешательства в решение вопросов экономики и общества.

В качестве примера можно  сослаться на далеко не одинаковую роль буржуазного государства по отношению к экономике и обществу на ранних и на более поздних, включая современный, этапах развития капитализма. Эта роль, вопреки иногда высказываемому мнению, по мере становления и совершенствования в странах Запада рыночных отношений не только не ослабевала, а, наоборот, непрерывно возрастала.

Применительно к современному Российскому государству, существующему и функционирующему в переходный период, можно с полной уверенностью сказать, что, следуя общей тенденции расширения роли и значения государства в отношении экономики и общества, его деятельность и функциональная активность по мере развития рыночных отношений будет не сужаться, а, наоборот, еще больше возрастать. Кардинальному изменению будут подвергаться лишь сферы "приложения" деятельности государства, формы и методы его воздействия на окружающую экономическую и социально-политическую среду.

В функциях государства  прослеживается прямая связь не только с социально-классовой сущностью  и содержанием государства, но и  с его непосредственными, стоящими перед ним на том или ином этапе  его развития основными целями и задачами. Характер функций определяется не только типом государства, его социально-классовой природой, сущностью и назначением, но и особенностями стоящих перед ним целей и задач. Приоритетность и масштаб реализации первых в значительной мере обусловливаются важностью и масштабностью последних. Функции как средства достижения целей и решения основных государственных задач во многом зависят и определяются характером этих самых целей и задач.

Так, в условиях войны  или надвигающегося военного кризиса, когда перед государством и обществом стоят задачи защиты страны от нападения извне, на первый план выступает функция обороны. Ее приоритетность в этот период не подлежит сомнению. В период же экономического спада, а тем более экономического кризиса, когда решаются задачи стабилизации экономики и ее подъема, на первом плане в силу самих объективных обстоятельств оказываются экономические функции.

Последнее особенно отчетливо  проявляется в России в современный  период. От успешности решения экономических функций целиком и полностью зависит достижение объективно стоящих перед обществом и государством целей, осуществление всех других государственных функций.

Функции государства  не следует отождествлять с функциями  его отдельных органов или  же государственных организаций. Функции последних хотя и имеют в большинстве своем немалую значимость для жизни общества и государства, но тем не менее они обладают, по сравнению с функциями всего государства, относительно узким, локальным характером.

Если функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органов распространяются лишь на его часть.

Функции государства  отличаются своими методами и формами  осуществления и не смешиваются со сферами их приложения.

В соответствии с теми целями и задачами, которые стоят  перед государством на том или  ином этапе его развития, при осуществлении  своих функций государство может  использовать и использует методы поощрения, убеждения или же, при необходимости, методы принуждения.

Основными правовыми  формами деятельности государства  при этом являются законодательная (правотворческая), исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность государства.

Что же касается сфер приложения функций государства, то они далеко не всегда совпадают друг с другом. В одной и той же сфере деятельности государства может осуществляться несколько функций, и, наоборот, одна и та же функция может проявляться в нескольких сферах жизни общества.

Классификация функций государства имеет своей непосредственной целью создание условий для их более глубокого и разностороннего изучения и более эффективного применения. Она дает возможность вырабатывать практические рекомендации по совершенствованию основных направлений деятельности-функции государства не вообще, а дифференцированно, применительно к их отдельным видам, группам или даже - к отдельно взятым функциям.

В юридической теории, а отчасти и в практике существует множество оснований (критериев) классификации  функций государства. Их пытаются подразделять в зависимости от продолжительности их существования и деятельности (постоянные, присущие государству на всех этапах его развития, и временные); от их социальной значимости (выражающие преимущественно интересы правящих классов, слоев и групп или представляющие, концентрирующие в себе интересы всего общества); от сфер их приложения и осуществления (политические, идеологические, социальные, экономические); от форм их реализации (правотворческие, правоохранительные, правоприменительные) и др.

Классификация функций  государства проводится также на основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются. В федеративном государстве - это функция федерации в целом и субъектов федерации. В унитарном государстве - это функция, осуществляемая на территории единого, лишь в административно-территориальном плане делимого государства. В конфедерации - это координирующие функции всего сообщества (союза) государств и функции, которые реализуются на территории каждого из участников этого союза государств.

В последние годы предпринимаются  попытки классификации функций  государства, базирующиеся на принципе разделения властей. В соответствии с данным критерием функции подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные.

Относительно новой  трактовкой классификации функций  государства является их подразделение  в зависимости не только от принадлежности к тому или иному типу государств, но и в зависимости от обусловленности «природой всякого общества».

В соответствии с данным критерием функции подразделяются на функции государств эксплуататорских типов, функции государств демократического типа и функции, вытекающие из природы всякого общества.

Характерными чертами  функций эксплуататорских государств называются следующие:

- доминирующая роль  функций прямого подавления эксплуататорским  меньшинством эксплуатируемого  большинства населения. Различия  касаются лишь приемов, масштабов, конкретных целей подавления и классов, в отношении которых оно осуществляется;

- охрана частной собственности  на землю, на основные орудия  труда и средства производства. Различия при этом обусловливаются  лишь особенностями самих форм собственности;

- обеспечение внешних  условий эксплуатации;

- ограниченное вмешательство  государства в экономику.

Наиболее важными особенностями  функций государства демократического типа считаются:

- второстепенное значение  функций прямого подавления. Последнее  осуществляется большинством населения  в отношении отстраненного от  власти эксплуататорского меньшинства.  Постепенно данная функция утрачивает  свое значение;

- охрана всех существующих  в обществе форм собственности, включая частную и государственную;

- ведущее значение «организаторских функций», не известных ранее существовавшим, эксплуататорским государствам;

- направленность функций  на решение демократических по  своему характеру задач.

К числу функций, вытекающих из природы всякого общества, относятся все те основные направления деятельности государства, которые имеют своей целью обеспечение и поддержание естественных условий жизни общества.

Это - общесоциальные (в  противоположность преимущественно классовым) функции государства.

Содержание их составляет деятельность государства, направленная на взвешенное, рациональное использование  природных ресурсов, охрану окружающей среды, внедрение в производство новых, безотходных технологий и  пр.

Классификация функций государства в зависимости от типов и принадлежности последнего является вполне традиционной. В отечественных научных исследованиях и учебниках довоенных и послевоенных лет такой подход к функциям государства занимал доминирующее положение.

Информация о работе Понятие государства, его сущность и назначение