Понятие государства, его сущность и назначение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 11:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы дать понятие государству, рассмотреть его сущность и предназначение.
Для достижения поставленной цели необходимо разрешить ряд задач:
1. Рассмотреть государственность как достижение человеческой цивилизации и исторические трактовки государства.
2. Дать характеристику учению о сущности и назначении современного государства
3. Привести основные функции современного государства

Содержание работы

Введение…………………………………………………….………..3
1. Государственность как достижение человеческой цивилизации. Исторические трактовки государства………….…………5
2. Учение о сущности и назначении современного государства………………………………………………………………..12
3. Основные функции современного государства………...…20
Заключение………………………………………………………....38
Список литературы…………………………………….…………..43

Файлы: 1 файл

Курсовая ИМПЭ Понятие государства, его сущность и назначение.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

Отвечая на вопрос о том, что собой представляют основные и неосновные функции государства  и чем они отличаются друг от друга, необходимо исходить не только из приоритетности функций в тот или иной период, когда государство вынуждено  прилагать значительные усилия для решения неожиданно возникших перед ним проблем, но и из его функционирования в обычных, повседневных условиях.

В научной литературе предпринималось немало попыток  определения основных и неосновных функций государства, выявления  их отличительных особенностей и черт. Однако большинство из них не выдержало испытания временем и не подтвердилось государственно-правовой практикой.

Относительно устоявшимися представлениями об основных и неосновных функциях можно рассматривать определения, согласно которым под основными функциями государства понимаются «наиболее важные направления его деятельности, охватывающие собой ряд отдельных однородных направлений государственной работы», а под неосновными функциями государства подразумеваются «относительно более узкие направления его деятельности, входящие в состав основных функций как элемент их внутренней структуры». Основные функции выступают как группы однородных направлений деятельности государства - неосновных функций, в которых выражаются его социально-классовая сущность, содержание, стоящие перед ним цели и задачи, а также предназначение государства.

Данное представление  об основных и неосновных функциях государства, сформулированное еще  в 70-е годы теоретиком государства  и права Н. В. Черноголовкиным, сохраняет свою общетеоретическую значимость и поныне.

Разумеется, существуют и иные точки зрения и представления  о данных явлениях. Выражаются различные  мнения как по общим, касающимся понятия  и содержания всех основных и неосновных функций государства, так и по частным вопросам.

Высказывается, например, мнение о том, что «главной функцией государства не может быть признана хозяйственно-организаторская деятельность, ибо это приводит к неизбежному огосударствлению общественной жизни», а в качестве таковой «в цивилизованном обществе может и должна стать охрана интересов человека, защита его прав...». Наряду с главной функцией называются также функции «второго порядка»1.

Среди них: учет и координация  интересов различных групп населения, защита меньшинства; вмешательство в экономику с целью социальной защиты человека; охрана окружающей среды; поддержание общественного порядка.

Данная точка зрения, равно как и любые иные, высказываемые  в научной, учебной и иной литературе, несомненно, имеет полное право на существование. Они стимулируют мышление и способствуют более глубокому познанию материи. Однако при одном непременном условии - обстоятельной аргументации высказываемых позиций.

В приведенной выше точке  зрения на проблему функций государства  есть бесспорное положение. Оно касается, в частности, того, что в современных условиях экономического развития России, в условиях существования наряду с государственной и других форм собственности хозяйственно-организаторская деятельность государства не может считаться главной его функцией. Это очевидно. Государство не может заниматься организацией хозяйства, которое в результате проводимой в стране приватизации перешло от него к различным негосударственным юридическим и физическим лицам.

Но столь же очевидным  является и то, что государство не может отодвигать на периферию своей деятельности экономическую деятельность. Любое государство, независимо от его типа и формы, на любом этапе своего развития всегда ставит экономические, финансовые и иные тесно связанные с ними проблемы на первый план, уделяет им первостепенное внимание.

Печальный опыт СССР и  Российского государства наглядно продемонстрировал всему миру, что происходит с государством и обществом, если экономические функции государства под влиянием тезиса о нерегулируемости рыночной экономики выносятся из числа главных функций государства и вносятся в реестр второстепенных направлений его деятельности, в разряд функций «второго порядка»1.

Государство при этом подрывает свою собственную экономическую  основу; расшатывает фундамент, на котором строится само его здание и во многом покоится благополучие всего общества; постепенно теряет свои позиции в мире, а вместе с тем - свою мобильность и эффективность.

У современного государства, осуществляющего многогранную деятельность в весьма сложном и противоречивом мире, требующем его особого внимания сразу не к одной, а к нескольким сферам жизни общества, нет и не может быть только одной-единственной основной (главной) функции.

Положение не меняется даже в том случае, когда в качестве таковой в цивилизованном обществе объявляется охрана интересов человека, его прав. Дело заключается, во-первых, в том, что охрана интересов человека, его прав - это скорее не функция, а основная цель, задача, причем не только цивилизованного, но и любых уважающих себя и своих граждан государства и общества. А, во-вторых, если все же считать охрану интересов человека, его прав функцией, то при этом нельзя не видеть, что ее осуществление в решающей степени зависит от всех других без исключения государственных функций. А это уже само по себе ставит под вопрос статус главенства, приоритетности и первенства рассматриваемой функции перед всеми другими функциями.

Известно, что в 30-е  и 40-е годы в отечественной литературе вопрос о том, существует ли одна главная  функция государства или несколько, уже обсуждался. Он был окончательно решен в Отчетном докладе XVIII съезду партии, сделанном И. Сталиным 10 марта 1939 г.

Применительно к рабовладельческому, феодальному и капиталистическому государству определялись только одна главная (внутренняя) функция и одна неглавная (внешняя) функция. Суть первой заключается в том, чтобы держать в узде эксплуатируемое большинство. Назначение второй сводилось к тому, чтобы расширять территорию своего, господствующего класса за счет территорий других государств, или защищать территорию своего государства от нападений со стороны других государств.

Что же касается социалистического  государства, а точнее - государства  диктатуры пролетариата, то оно наделялось двумя основными функциями; внутренней, сводившейся к подавлению свергнутых классов внутри страны, и внешней, заключавшейся в обороне страны от нападения извне. В отношении внутренней функции делалось пояснение о том, что подавлением сопротивления занималось не только государство диктатуры пролетариата, но и все прежние государства с той, однако, принципиальной разницей, что наше государство подавляло эксплуататорское меньшинство во имя интересов трудящегося большинства, тогда как предыдущие государства подавляли эксплуатируемое большинство во имя интересов эксплуататорского меньшинства.

Данная точка зрения, сводившаяся к наличию у эксплуататорского  государства одной главной и  одной неглавной функции, а у  пролетарского государства - двух главных  функций, просуществовала до конца 50-х - начала 60-х годов. Затем, по мере разработки теории функций государства в отечественной и зарубежной литературе от нее постепенно отказались.

В настоящее время  нет необходимости возвращаться к уже пройденному пути и пытаться вычленить из всего многообразия функций одну или даже две главные государственные функции.

Число их и сам статус функций не остается неизменным. Он изменяется и развивается не только в зависимости от смены типов  и приоритетов различных государств, но и в зависимости от стадии или  этапов развития одного и того же государства.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В результате исследования были сделаны соответствующие выводы.

Первое. Государство - продукт общественного развития. Возникнув на определенной ступени зрелости человеческого общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей, государство становится его основной управляющей системой.

Государственно-организованное общество приобрело новые возможности  для своего существования: развития производительных сил, социальных отношений, нравственных устоев, культуры, науки, международных связей.

Многообразие взглядов на государство обусловлено в  первую очередь тем, что само государство  представляет собой чрезвычайно  сложное, многогранное и исторически  меняющееся явление.

Научность этих взглядов определяется степенью зрелости человеческой мысли в тот или иной период развития общества, объективностью методологических подходов к изучению государства.

Познание закономерных свойств и признаков государства вообще, видимо, возможно, только на определенную историческую перспективу в силу постоянно меняющихся экономических, социальных, духовных, национальных, экологических, религиозных и других факторов, определяющих содержание и структуру государственно-организованного общества.

Более того, нередко понятие  о государстве дается не в его  исторической действительности, а в  идеальном представлении. Вместо того чтобы определить, что такое государство, часто лишь описывают, каким оно  должно быть.

Методологическая задача при определении понятия государства, как отмечает Шершеневич, состоит в том, чтобы дать признаки того исторического явления, которое носит название государство. Отсюда следует, что, определяя понятие на основе действительности, мы не должны вносить в него чего-либо в действительности не существующего, а с другой стороны, должны брать всю действительность данного рода, не допуская произвольного выбора.

Определение государства  должно отвечать на вопрос, что такое  государство в его исторической действительности и во всех его исторических проявлениях.

С совершенствованием общественной жизни, самого человека, с ростом его  социальной, политической и нравственной зрелости изменяется и государство.

Его общие признаки, в  принципе оставаясь неизменными, наполняются  новым, более рациональным содержанием. Обогащается сущность государства, отмирают отжившие и появляются более прогрессивные функции и формы его деятельности, соответствующие объективным потребностям общественного развития.

В человеке сосредоточено  множество интересов: экономических, социальных, политических, нравственных, религиозных и других, однако все они в итоге реализуются лишь через физиологию и психику.

Пестрота и противоречивость прогрессивных научных представлений  о происхождении государства  вполне объяснимы. Главное же состоит в том, что все они концентрируют внимание на человеке как стержне общества и государства.

Определить общее понятие  государства, которое бы отражало все  без исключения признаки и свойства, характерные для всех его периодов в прошлом, настоящем и будущем, невозможно.

Разнообразие условий, в которых существовали, существуют и будут существовать государства  на разных этапах своего развития, выявляет множество особенностей и специфических  черт, не присущих другим государствам. Вместе с тем, как доказала мировая наука и общественная практика, любое государство обладает набором таких универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития. В своей совокупности и взаимодействии эти признаки позволяют дать следующее определение государства:

Государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

Второе. В философии под функциями понимается внешнее проявление свойств какого-либо объекта в определенной системе отношений. В юридической литературе нет единства мнений относительно категории функции государства. В целом все авторы в той или иной степени отмечают, что объектом воздействия функций государства являются крупные сферы общественной жизни – экономика, социальная структура, духовная жизнь общества, сложившийся общественный порядок. Поэтому в самой общей классификации функции могут быть экономическими, идеологическими, охранительными, политическими, как во внешней, так и во внутренней деятельности государства. Данная классификация носит абстрактный характер, она не отражает специфику различных государств, особенно в рамках отдельных типов.

Функции государства - это цельная, взаимосвязанная деятельность всей системы государственных органов, направленная на гармоничное экономическое, социальное и духовное развитие общества, при непременном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами. Взаимное равноправное партнерство государств, их совместные усилия по разрешению общих проблем, стоящих перед человечеством, создают необходимые условия для нормальной жизнедеятельности отдельных индивидов, различных государственных и общественных объединений и мирового сообщества в целом. Государственно-организованное общество в современных условиях может прогрессивно развиваться лишь при координации функциональной деятельности образующих его государств.

Третье. Механизм государства  в различные эпохи развития цивилизованного общества имел неодинаковую структуру и функции. Продвигаясь по пути прогресса, человеческое общество создавало такие государственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. Структурное и функциональное разнообразие государственного механизма позволяет выделить его наиболее общие и существенные признаки, характерные для подавляющего большинства государств прошлого и современности.

Информация о работе Понятие государства, его сущность и назначение