Понятие государства,его сущность и типология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы исследует проблему правоотношений, которая включает в себя следующие этапы:
1.Исследовать понятие государства.
2.Проанализировать элементы государства.
3.Исследовать сущность и типологию государства.
4.Рассмотреть исторические типы государства

Файлы: 1 файл

kursovaya_1.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

Введение

Цель моей курсовой работы исследует проблему правоотношений, которая включает в себя следующие этапы:

1.Исследовать понятие государства.

2.Проанализировать элементы государства.

3.Исследовать сущность и типологию государства.

4.Рассмотреть исторические типы государства

 

Тема моей курсовой работы – «Понятие государства,его сущность и типология». Проблема понятия и сущности государства долгое время является актуальной в рамках теории государства и права. Типология государства неразрывно связана с учением о форме государства, но не совпадает с ним.

Если предметом изучения формы государства являются вопросы организации и устройства верховной государственной власти, территориального устройства государственной власти и методы ее осуществления, то предметом типологии государства составляет учение о народовластии (демократии) как родовой сущности государства. Поэтому, несмотря на очевидную взаимосвязь, форму государства нельзя отождествлять с типом государства, а типизацию государства - с классификацией его формы.

Передо мной стояла задача как можно глубже исследовать понятие государства. С этой целью я использовал несколько учебников по теории государства и права, монографий и журнальных статей.

 В хронологическом плане определения государства выглядели так: 
           1940г. - "государством называется как раз та особая организация, посредством которой класс осуществляет свою неограниченную никакими законами власть - диктатуру";

 1955г. - "государство есть политическая организация экономически господствующего класса, аппарат власти, посредством которого 
этот класс осуществляет свою диктатуру, держит в узде своих классовых противников и защищает материальные условия своего существования от всяких посягательств на них со стороны враждебных ему сил 
как внутри страны, так и за ее пределами";

1970г. - "государство  - это исторически преходящая, выделившаяся из общества и обусловленная его экономическим строем классовая 
организация политической суверенной власти, обеспечивающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства";

1985г. - "государство  - это особая организация политической 
власти экономически господствующего класса (трудящихся во главе с 
рабочим классом - в социалистическом обществе), располагающая специальным аппаратом принуждения и придающая своим велениям обязательную силу для населения всей станы";

1996г. - "государство  - это единая политическая организация 
общества, которая pаспpостpаняет свою власть на всю теppитоpию 
страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом 
управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом".

При всем своем отличии  друг от друга все приведенные определения в тоже время выделяют и конкретные черты, признаки, pаскpывающие по мнению их авторов сущность государства, то главное, что 
обусловливает объективную необходимость существования государства в 
обществе, объясняет причины почему общество не может существовать и 
развиваться без него.

Объектом моей курсовой работы явились также сущность и типы государства. Несмотря на перемены, происшедшие в современном правоведении за последние годы, проблема исторических типов государства и права, а также вопрос о государстве и праве социалистического исторического типа как одного из ее аспектов, так и не получили должной научной разработки. При этом в специальной и учебной литературе сформировались две основные тенденции в освещении темы.

Первая тенденция заключается  в отказе от господствовавшей на протяжении десятилетий концепции общественно-экономических  формаций как базовой для выделения  и характеристики отдельных исторических типов государства и права под предлогом ее необоснованности, неактуальности, ошибочности. Привычными стали обращение к иным теоретическим конструкциям (например, цивилизационный подход).

Итак, ясна проблема для  исследования. Курсовая работа состоит  из нескольких частей: в первой части говорится о понятии государства – его природе, элементах и сущности. Вторая часть посвящена проблемам и подходам к типологии государства. В третьей части работы рассмотрены  исторические типы государств

 

 

 

 

 

1. Понятие государства, его признаки, элементы и сущность

 

1.1. Понятие государства и его признаки

 

Термин “государство”  обозначает особый тип социальных явлений, которые характеризуются следующими чертами:

а) отношением власти и  подчинения;

б) монопольным использованием насилия теми, кто владеет властью;

в) наличием юридического порядка;

г) относительным постоянством;

д) институциональным  измерением. [1]

Таким образом, государство - это не образование, находящееся  над обществом и независимое  от него, а определённый тип юридически регулируемого социального поведения, существующий в конкретных пространственно-временных условиях. Государство - это не физическое явление, которое может быть выявлено при помощи органов чувств, а социальный факт, предполагающий юридически нормированное иерархическое взаимодействие его членов. Когда мы говорим о государстве, то имеем в виду определённые отношения между людьми, юридически регулируемые теми кто уполномочен для этого.

Государство как сложное  и многомерное явление может  быть рассмотрено с разных сторон. Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть (см.: Фишеровский словарь. - Франкфурт, 1987. С. 27).

В узком смысле термин "государство" служит для обозначения  аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним.

Данное определение  подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие  системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем такое определение является односторонним и неполным, так как характеризует государство исключительно в виде механизма, осуществляющего публичную власть.

В широком смысле государство  можно рассматривать как ассоциацию, члены которой объединяются в  единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично властного характера.

Данное определение  характеризует государство как  политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что  государство как таковое не может  быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников. Государство - объединение множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений.

Таким образом, государство  в узком смысле - это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство - качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы. [2]

 

1.2. Элементы государства

Государство - это политическая общность, составляющими элементами которой являются население, территория, и власть. Территория - это пространственная основа государства. Физическая основа представляет собой одно из условий, делающих возможным существование государства. Без территории государство не существует, хотя она может изменяться во времени. Территория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты, реализуемая через юридические нормы. Одна из главных целей элит, не состоящих на службе иностранных держав, заключается в гарантировании территориальной целостности государства.

Таким образом, относительно стабильная и обладающая гарантированной целостностью территория является существенным условием сохранения государства. Именно вокруг вопроса о контроле за физической основой государства разворачиваются многие внутренние и внешние политические конфликты.

Следующим составляющим элементом государства является население, проживающее на его территории и подчиняющееся его власти. Народ как родовое понятие может быть охарактеризован как относительно широкая социальная группа, члены которой обладают чувством принадлежности к ней, благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Люди, принадлежащие к какому-либо народу, обладают более или менее выраженным сознанием вхождения в отличную от других общность. Национальное сознание предполагает отождествление себя с общими культурными ценностями, а также наличие эмоциональных солидарных связей между лицами, принадлежащими к одной нации.

Таким образом, любое  государство опирается по крайней  мере на один народ. И хотя не существует государства без национальной основы, могут существовать народы без государства. Итак, нация - это необходимое, но не достаточное условие формирование государства, необходимы территория и государственная власть.

Следующим составляющим элементом государства является власть, то есть отношения господства и подчинения, существующие между политической элитой и остальной частью общества.

Политическая элита, используя  юридические нормы, принудительно  навязывает власть. Принудительный характер юридических норм сказывается в  той мере, в какой их нарушение  позволяет государственным органам применять санкции. Власть же осуществляется посредством этих норм. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя это никогда не выполняется в полной мере. Таким образом, политическая власть является регулятором поведения населения данного государства, поскольку нормы определяют его поведение. [3]

Итак, государство - это  политическая целостность, образуемая национальной или многонациональной  общностью, закреплённой на определённой территории, где поддерживается юридический  порядок, установленный элитой, которая монополизирует институционализованную власть, обладая законным правом применения принуждения. [4]

 

 

 

1.3. Сущность государства

Сущность государства  противоречива: с одной стороны, государство является организованной совокупной властью имущих классов, с другой стороны, "организатором общих дел, вытекающих из природы всего общества" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. 1. С. 422).

При определении сущности государства проявляются две  тенденции: сущность государства трактуется как диктатура имущих классов (классовый подход), либо сущность сводится к решению общих дел (общесоциальный подход).

Авторы учебников по теории государства и права (до 1985 года издания включительно) утверждали, что сущностью любого государства  за исключением общенародного является диктатура господствующего класса. В более поздних изданиях формулировка сущности государства дополнена положением о том, что государство в определенной степени выражает интересы всех граждан (см.: Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М., 1993. С. 42).

В западной политологии  делается уклон в другую сторону: государство рассматривается как  орган решения общих дел - коллективный хозяин (dominium), при этом без внимания остается политический аспект сущности государства - власть (imperium).

Односторонний подход к  сущности государства порождает  идею существования шведского социализма и теорию государства всеобщего  благоденствия. При таком подходе  происходит смешение понятий "социалистическое государство" и "социальное государство" (последнее экономически состоятельно и успешно решает социальные задачи).

Более плодотворным для  понимания сущности государства  является разносторонний подход: государство  по своей сути есть всеобъемлющая  организация общества, которая опирается  на политическую власть для решения не только сугубо политических задач, но и общих дел, вытекающих из природы общества.

В последнее время  в литературе высказывается мнение, что сущность государства многоаспектна  и может выражать классовый, общесоциальный, национальный, религиозный и другие аспекты деятельности государства. Однако при этом упускается из вида, что сущностью государства является его роль, то есть назначение в обществе, а не отдельные виды деятельности. Политические силы определенной ориентации могут навязать государству не свойственную ему роль выразителя националистических либо религиозно-фанатических идей.

Однако сущность государства  это обстоятельство не меняет. Государство  служит общему благу и выступает  как орган консолидации различных  слоев населения. [5]

Под сущностью любого явления в философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и  внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции  развития.           Применительно к государству его сущность составляет такая характеристика, которая раскрывает природу и назначение государства в обществе, а поскольку в социальном назначении государства выражается целесообразность его существования и функционирования как инструмента управления делами общества, то узнать сущность государства - значит выявить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам служит государство, чью волю оно выражает.

Сущность государства - достаточно устойчивая категория, хотя под влиянием различных процессов, факторов она может изменяться. До поры до времени эти изменения могут не обнаруживать себя, и лишь по мере накопления качественных черт, отличительных особенностей возможен переход от сущности одного уровня к сущности иного качества и содержательной наполненности. Так, первоначально возникшее государство по своей сущности представляло и выражало интересы всего общества. И лишь, после того как отдельные социальные группы и слои осознали уникальность государственной организации общества и попытались использовать ее в своих целях, произошло изменение сущности государства. Государство стало выражать интересы социальных сил, стоящих у власти. [6]

В настоящее время  сложились два основных подхода  к трактовке сущности государства. Первый подход (классовый) состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов экономически господствующего класса и навязывание воли этот класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства, которое рассматривается прежде всего как классовая организация тех, кто стоит у власти и осуществляет организованное насилие в отношении других классов общества. Следовательно, государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура (господство) экономически господствующего класса. Надо отметить, что основоположники марксистского учения признавали, что государство, будучи в первую очередь классовой организацией политической власти, выполняет одновременно некоторые "общие дела", присущие любому обществу и отражающие интересы всех или большинства членов общества. К такого рода общим делам относятся оборона страны, поддержание общественного порядка, а на современном этапе - экологическая безопасность населения, социальная поддержка малоимущих слоев и др. Однако данный тезис марксистской теории, вносящий серьезное уточнение в понимание сущности государства, не получил развития и был предан забвению.

Информация о работе Понятие государства,его сущность и типология