Понятие государства,его сущность и типология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы исследует проблему правоотношений, которая включает в себя следующие этапы:
1.Исследовать понятие государства.
2.Проанализировать элементы государства.
3.Исследовать сущность и типологию государства.
4.Рассмотреть исторические типы государства

Файлы: 1 файл

kursovaya_1.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

Отрицает ли цивилизационный  подход формационный? Ученые отвечают на этот вопрос отрицательно. Их нельзя противопоставлять. Оба подхода взаимно дополняют друг друга. Это позволяет наиболее полно охарактеризовать тип государства с учетом не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, оба подхода должны применяться в комплексе. [18]

В учебной юридической  литературе используются и другие классификации  государств. Например, государства  подразделяются на демократические  и недемократические (государства  западной и восточной цивилизации  и др.). Заслуживает внимания классификация государств по их отношению к религии. Данный критерий позволяет выделить светские, клерикальные, теократические и атеистические государства.

В светском государстве  все виды религиозных организаций  отделены от государства, не вправе выполнять ни политических, ни юридических функций, не могут вмешиваться в дела государства. Для правового режима церкви в светском государстве характерны следующие особенности: 1) государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии; 2) государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если не нарушается действующее законодательство; 3) государство не оказывает ни одной из конфессий ни материальной, ни финансовой, ни какой-либо иной помощи; 4) религиозные организации не выполняют по поручению государства юридических функций; 5) конфессии, в сою очередь, не вмешиваются в политическую жизнь страны, а занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением религиозных потребностей населения; 6) государство гарантирует свободу религии, обеспечивает равенство всех религиозных организаций перед законом. Статус светского государства конституционно закрепили Россия, Германия, Франция, все государства СНГ и др.

Клерикальным считается  государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений.

Для статуса государственной  религии характерны следующие особенности: 1) признание за церковью права собственности на широкий круг объектов - землю, здания, сооружения, предметы культа и др.; 2) получение церковью от государства различных субсидий и материальной помощи, налоговых льгот; 3) наделение церкви рядом юридических полномочий, например, правом регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев - регулировать брачно-семейные отношения; 4) право церкви участвовать в политической жизни страны и нередко иметь. свое представительство в государственных органах; 5) осуществление церковью контроля в области образования, воспитания, введение религиозной цензуры печатной продукции, кино, телевидения и др.

В клерикальном государстве, несмотря на сильные позиции государственной религии, тем не менее слияния государства и церкви не происходит. Объявление той или иной религии государственной, как правило, означает, что государство уважает исповедуемую большинством населения религию и придерживается религиозных традиций, составляющих духовно-культурную ценность народа. К клерикальным в настоящее время могут быть отнесены Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания и др.

Для теократических государств характерны следующие черты: 1) государственная власть принадлежит церкви, которая определяет статус государственной религии; 2) религиозные нормы составляют основной источник законодательства и регулируют все сферы частной и публичной жизни. Более того, религиозные нормы имеют приоритет перед законом; 3) глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем. Например, согласно Конституции Ирана государственное управление страной находится под контролем факиха, стоящего выше президента Исламской Республики Иран. Он назначает генерального прокурора, председателя Верховного суда, утверждает в должности президента, объявляет амнистию и т.д. Послания факиха стоят выше закона и ими должны руководствоваться судебные органы. К теократическим государствам обычно относят Ирак, Пакистан, Саудовскую Аравию, Марокко и др.

В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями. Это выражается, в частности, в том, что: а) церковь лишается экономической основы - своей собственности;  б) религиозные организации и другие объединения конфессионального характера либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем государства; в) религиозные объединения не имеют прав юридического лица и не могут совершать юридически значимых действий; г) репрессируются священнослужители и верующие; д) запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, ритуалов, издание религиозной литературы и ее распространение; е) свобода совести сводится к свободе пропаганды атеизма. Государством воинствующего атеизма было Советское государство, особенно в первые годы его существования, а также некоторые бывшие социалистические страны, например Албания. Конституцией 1976 г. в этой стране была запрещена всякая религия. [19]

В типологии государств иногда выделяют государства переходного состояния, или так называемые переходные государства. Такого рода государства признавали в свое время основоположники марксистской теории, когда "государственная власть на время получает известную самостоятельность по, отношению к обоим классам" (экономически господствующему и эксплуатируемому). В.И. Ленин также писал о возникновении в России государства переходного типа (от феодального к буржуазному) в период проведения буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в. Как переходный оценивал он и процесс перехода к социализму отдельных государств, минуя стадию капитализма, например в Монголии, у народов Средней Азии и Северах. Как переходное характеризуется и государство современной России. [20]

3.Общая характеристика основных  исторических типов государства

Типология государств, в своем основании, имеет общественно-экономические формации. Каждая формация вызывает к жизни определенный исторический тип государства. Так как в истории человечества их выделялось пять, а именно: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая, и с каждой из них, кроме первой, связывался определенный тип государства, то был сформулирован основополагающий тезис, гласивший, что история знает четыре исторических типа государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический. [21]

 Рабовладельческое государство является первым историческим типом государства, возникшим в результате разложения первобытнообщинного строя и представляющим собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Экономический базис рабовладельческого общества составляет полная собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников производства. Рабовладельческая собственность – это первый вид частной собственности. Рабовладельческое государство – государство, охраняющее, укрепляющее и развивающее собственность рабовладельцев, как орудие классового господства.

Государство было необходимо рабовладельцам для удержания в  повиновении огромных масс рабов. Формационная теория относит к рабовладельческому типу государств помимо античных государств – Афинского и Римского – многочисленные государства Древнего Востока: Египет, Вавилонское государство, Индию и Китай. В качестве разновидностей рабовладельческого типа государства называют города-государства Древней Греции, получившие названия полисов, Римскую империю, возникшую в I веке до н.э., и Спарту. Но сейчас такой подход устарел1. Не рабы являлись там производительной силой, а общинники-земледельцы. По настоящему рабовладельческий строй существовал только в Древней Греции и Древнем Риме.

Простое наличие рабского труда не дает основания зачислить  данное государство в разряд рабовладельческих, так как пришлось бы считать таковым  и США в XVIII – IX веках (негры на плантациях), и СССР (ГУЛАГ и другие лагеря, каторжные стройки).

Рабство, как экономическое  и юридическое состояние, имело  место на определенных последующих  этапах государства, но не было социально-экономической  основой в процессе становления  этого государства, не являлось результатом разложения первобытнообщинного строя. Произошло перерастание первобытного общества в раннеклассовые государства. Что же касается возникновения рабства на последующих этапах развития государственности в Афинах и Риме, приведшего к их становлению как рабовладельческих городов-государств, то это действительно уникальный процесс. [22]

Феодальное  государство - это второй исторический тип государства. Его экономический базис и основу производственных отношений составляет собственность феодалов на землю, как главное средство производства, в эпоху феодализма. Эта собственность сочеталась с собственностью лично зависимых от феодалов крестьян на необходимые для обработки земли сельскохозяйственные орудия и их труд.

К основным разновидностям феодального типа государства, например в Европе, формационный подход относит раннефеодальные государства (княжества, герцогства и др.), пришедшие им на смену абсолютистские государства и, наконец, свободные торговые города, типа Венеции, Генуи, Новгорода и др. Современные представления о феодальном государстве значительно более глубоки. Например, выделяется договорная взаимозависимость сеньоров и вассалов, взаимная система прав и обязанностей, в том числе обязанность сеньора содержать вассалов, и обязанность вассалов защищать сеньоров. [23]

Буржуазное  государство - это третий исторический тип государства, предусматриваемый данной типологией. Как надстройка над экономическим базисом оно закрепляет и защищает буржуазный экономический строй. Капиталистическое государство охраняет условия буржуазной эксплуатации, и прежде всего, ее основу – частную собственность на орудия и средства производства. Независимо от своей формы оно выступает как орудие господства капитала над трудом.

Возникновение такого типа государства означает движение вперед по сравнению со средневековьем. Оно является частью политической надстройки над таким экономическим базисом, который предполагает личную свободу работника, его независимость как личности от капиталиста. При капитализме не применяются внеэкономические средства принуждения к труду, как это было в условиях предыдущих типов государств. На последующих этапах развития капитализма усиливается регулирующая роль государства во всех сферах общественной жизни. На стадии империализма происходит перерастание домонополистического капитализма в государственно-монополистический капитализм, что означает непосредственное вмешательство государства в процесс капиталистического воспроизводства.

В рамках формационной теории это государство является сложным организмом, не исключающим, например, противоречия между государством как политической организацией господствующего класса в целом и теми или иными его слоями. Под давлением народа оно способно ограничивать его интересы. Все шире государство применяет метод либерализма и делает шаги в сторону развития политических прав. [24]

Социалистическое  государство.

Согласно формационной теории - это высший и последний  исторический тип государства. Это  организация политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, важнейшая организационная форма экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма, орудие защиты революционных завоеваний народа. Согласно теории, в отличие от вышеперечисленных исторических типов государств, социалистическое государство отличается следующими чертами:

1) Экономическую базу  социалистического государства составляют общественные социалистические формы собственности и социалистическая система государства. Все перечисленные виды основывались на частной собственности.

2) Социалистическое государство  с момента своего рождения  становится орудием уничтожения  всякой эксплуатации и причин, ее порождающих. 

3) Социалистическое государство  имеет более широкую социальную  базу, т.к. управляют им трудящиеся.

Исходя из данной теории, социалистическое государство уже  не есть государство в собственном  смысле т.к. оно не является орудием  власти. Фактически оно «полугосударство», выражающее волю и интересы большинства  членов общества- рабочего класса. [25]

Переходное  государство

Исходя из основных исторических типов государств, формационная теория утверждает, что в рамках одного и того же исторического типа государства, как правило, существуют его разновидности. Их возникновение при одинаковой экономической и классовой базе и классовой природе обусловлено наличием специфических условий – это соотношение классовых сил в стране, климатические условия, внешние условия и др.

Такие разновидности  государств в рамках одного и того же исторического типа носят обычно промежуточный характер. В переходных государствах власть принадлежит не одному, а коалиции двух или нескольких классов. Пример – государства, возникавшие в период перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую. В такие периоды возникали и хотя недолго, но все же функционировали государства революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства. В первые годы после второй мировой войны переходную природу имели восточно-европейские государства народной демократии, которые позже мирно эволюционировали в ту или иную разновидность социалистического государства.

Необходимость ввести в  формационную теорию понятие «разновидность государства» вытекает из того обстоятельства, что в рамках формационного подхода  оказывается затруднительно описать, объяснить и спрогнозировать развитие конкретной государственности у конкретного народа.

Спорным является вопрос о том, составляет ли переходное государство  самостоятельный тип. Представляется, что государство переходного состояния можно отнести к самостоятельному типу по следующим основаниям.

Во-первых, переходное состояние  нередко занимает длительный период и даже может составить целую  эпоху.

Во-вторых, переходное состояние  предполагает не только смену власти, формы государства, различных государственно-правовых институтов, но и изменение ценностей общества, качественного его состояния, общественных структур, связей и отношений.

Информация о работе Понятие государства,его сущность и типология