Понятие и формы политико-правового режима государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Выделяют демократический и антидемократический государственные режимы. Но государственный режим - это лишь важнейшая составляющая политического режима, существующего в обществе. Политический режим - понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Политические режимы и право…………………………………5
§1. Сравнение тоталитарного и демократического режимов………….5
§2. Характеристика государственной власти в тоталитарном и демократическом режиме……………………………………………………………………….7
Глава II. Понятие и виды политико-правового режима государства...11
§1. Понятие и характеристика авторитарного политического режима государства…………………………………………………………………12
§2. Виды авторитарного режима………………………………………....15
§3. Тоталитарный режим государственной власти……………………..17
§4. Фашистский политический режим…………………………………...22
§5. Демократический режим………………………………………………24
§6. Формы демократического политического режима государственной власти………………………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………...34

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 77.51 Кб (Скачать файл)

 

 

i

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

Тверской филиал

Юридический факультет

Курсовая работа

Студентки 3 курса Юридического факультета Группы № Ю - 331 специальность юриспруденция Контракт № ЮС - 10/13

Катковой Валентины Валентиновны

Учебная дисциплина: Теория государства и права

Тема:

Понятие и формы  политико-правового режима государства

Оценка: 

Преподаватель: Вереницын Валерий Викторович кандидат юридических наук

« » 2013

Тверь 2013г.

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава I. Политические режимы и право…………………………………5

§1. Сравнение тоталитарного  и демократического режимов………….5

§2. Характеристика государственной  власти в тоталитарном и демократическом  режиме……………………………………………………………………….7

Глава II. Понятие и виды политико-правового режима государства...11

§1. Понятие и характеристика авторитарного политического режима государства…………………………………………………………………12

§2. Виды авторитарного режима………………………………………....15

§3. Тоталитарный режим государственной  власти……………………..17

§4. Фашистский политический режим…………………………………...22

§5. Демократический режим………………………………………………24

§6. Формы демократического политического режима государственной  власти………………………………………………………………………..27

Заключение………………………………………………………………….32

Список литературы………………………………………………………...34

 

Введение

Возможна и очень перспективна для права классификация государств по политическим и правовым режимам. Такая классификация более всего  приспособлена к нуждам политологии, к выявлению особенностей государства.

Форма правления и форма территориального устройства государства не могут  еще ответить на вопрос о том, как, с помощью каких способов, приемов  осуществляется взаимодействие государственной  власти с населением, как проявляется  в политической сфере действительное соотношение классовых сил, каков  политический статус различных общественных организаций, какую роль выполняют  фактически органы государства по управлению населением, проживающим на его территории. На этот вопрос отвечает характеристика политического режима государства.

Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и методов  осуществления власти государством. Выделяют демократический и антидемократический  государственные режимы. Но государственный  режим - это лишь важнейшая составляющая политического режима, существующего  в обществе. Политический режим - понятие  более широкое, поскольку оно  включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы  деятельности негосударственных политических организаций.

Политический режим, как правило, всегда является политико-правовым режимом  и это обстоятельство нельзя упускать из виду. Определение политического  режима всегда связано с тем, в  каких правовых или антиправовых формах он предстает перед исследователем. Именно конкретная правовая система в содержании своих правоустановительных и правоприменительных актов, в организации политической и судебной власти, закрепленной роли армии и других характеристиках позволяет достаточно точно определить вид политического режима, прогнозировать его динамику.

 

4

Вывод о неразрывной связи политического  режима и его правовой формы, подкрепленной  историческим анализом и теоретическими рассуждениями в рамках современного социального знания, имеет научное  и практическое значение. По виду политического  режима зачастую обозначают и само государство, его природу, поскольку  политический режим воплощает самые  основные характеристики государственного властвования.

Таким образом, изучение методов и  способов, с помощью которых государство  управляет проживающими на его территории людьми, то есть политического режима, становится также объективно необходимым  для постижения формы устройства государства.

 

Глава I. Политические режимы и право

Возможна и очень перспективна для права классификация по политическим и правовым режимам. Такая классификация  более всего приспособлена к  нуждам политологии, к выявлению  особенностей государства. Но ввиду  теснейшей связи государства  и права она весьма интересна  для правоведения. Речь идет о разделении политических и правовых режимов  на демократические и тоталитарные. Подобная классификация достаточно представительна по охвату, поскольку демократические и тоталитарные общества существовали на протяжении всей истории государства и права, начиная с древнего мира вплоть до современности.

 

§1. Сравнение тоталитарного  и демократического режимов.

Критериев противостояния тоталитаризма  и демократии много. В истории  цивилизации, в истории каждой страны и каждого народа черты тоталитаризма  и демократии часто переплетаются, тоталитарные и демократические  режимы в чистом виде встречаются  редко. Смысл научного подхода состоит  не в том, чтобы заклеймить одни режимы как тоталитарные, а другие вознести как демократические. Научный подход состоит в выявлении характерных  черт тоталитаризма и демократии с тем, чтобы, опираясь на эти черты, объяснить и предугадать процессы общественного развития. Для правоведения такой подход состоит в том, чтобы  выявить роль и место права  в тоталитарных и демократических  режимах и отсюда подойти к  раскрытию сущности права.

Наиболее общим критерием различия тоталитаризма и демократии следует  признать стремление к единообразию, унификации общества при тоталитаризме  и возрастающую дифференциацию общества при демократических режимах. Тоталитарные режимы всегда стремятся подогнать  людей «под одну гребенку», добиться ситуации «все как один». Отсюда лозунги  о движении к социальной однородности, к сближению классов, групп населения, наций и т.д.

 

 

Отсюда и простота управления в  тоталитарном обществе, высокий уровень  подчинения и дисциплинированности. Правда, история цивилизации убедительно свидетельствует, что тенденция к единообразию расходится с человеческой природой. Люди по природе своей различны, и добиваться их единства - значит, вступать в противоречие с самой природой человека. Тем не менее, те же история убедительно свидетельствует, что на всех поворотах развития цивилизации попытки унифицировать людей предпринимались, предпринимаются, и будут предприниматься, ибо в этих попытках сконцентрировано стремление подчинить общество властям, добиться четкого и беспрекословного повиновения1.

Демократические режимы опираются  на дифференциацию людей в обществе, исходят из такой дифференциации. По мере развития общества дифференциация в нем усиливается, оно становится все труднее управляемым. В демократических  режимах функционируют сложные  механизмы управления, которые имеют  целью не столько подчинить людей  властям, сколько учесть и скоординировать  различные интересы. Итак, тоталитарный режим основывается на единстве и  стремлении к одинаковости, демократический  режим - на различиях и стремлении учесть эти различия.

Противостояние тоталитаризма  и демократии охватывает естественно  сферу экономики, имущественных  отношений. В тоталитарных режимах  преобладает государственное регулирование  экономики, централизованное директивное  планирование, приоритетной является государственная собственность, а  иногда она оказывается и единственной. В соотношении гражданского общества и государства, последнему принадлежит  решающая роль. Государство вслед  за вмешательством в экономику активно  вмешивается и в другие стороны  общественной жизни. Из слуги гражданского общества государство превращается в его господина. Право в этих режимах используется в качестве жесткого и директивного регулятора общественных отношений, в качестве ограничителя свободы. Вместе с тем

1 Лившиц Р.З. Теория права. Учебник для ВУЗов. - М.: «БЕК», 1994 г. — 216 с. С. 43.

 

концентрированное и целеустремленное государственное руководство экономикой позволяет в отдельных случаях  добиваться экономических успехов, особенно в области милитаризации. Правда, история свидетельствует, что  экономический подъем носит при  этих условиях скорее характер исключения, чем общего правила, и непременно сменяется длительным экономическим  спадом.

В демократических режимах государственное  вмешательство в экономику и  общественную жизнь остается ограниченным, приоритетной является частная собственность. Государственное планирование экономики  применяется в малых масштабах  либо вообще отсутствует, активно поддерживается предпринимательство. В соотношении  гражданского общества и государства  первому принадлежит решающая роль, государство обслуживает потребности  гражданского общества. Право используется для определения «правил игры», оно определяет рамки, в пределах которых гарантируется свобода  поведения участников общественных отношений. В целом демократические  режимы обеспечивают систему условий  для поступательного развития экономики.

 

§2. Характеристика государственной  власти в тоталитарном и демократическом  режиме.

 

Тоталитаризм и демократия противостоят по характеру и формам осуществления  государственной власти. Тоталитаризм отличает концентрация государственной (политической) власти в одних руках. Это не законодательная, не исполнительная и не судебная власть, а власть стоящей  за ними одной партии, узкой группы людей, а часто и одного человека (харизма). Внешне такая власть чаще всего концентрируется в исполнительных органах, законодательство носит формальный характер (облечение в необходимую  форму заранее принятых решений), судебная юрисдикция сведена к минимуму. В стране и обществе функционирует  однопартийная система, партия является скелетом всех государственных органов, она активно вмешивается во все  стороны общественной и государственной  жизни и предопределяет все важные решения, как государственных органов, так и общественных организаций. Право

 

утрачивает самостоятельную ценность, оно становится лишь средством проведения государственной политики, орудием в руках государства.

Демократию отличает проведение принципа разделения властей. Ни одна из властей - ни законодательная, ни исполнительная, ни судебная - не является главной, нет  и подчинения властей. Власти, с одной  стороны, автономны и независимы, с другой стороны, тесно взаимосвязаны (системы сдержек и противовесов). Как правило, присутствует высокая  роль суда, велик авторитет судебной власти как власти примирительной, объективной, устраняющей и разрешающей  общественные противоречия. В обществе функционирует многопартийная система. При этом партии выступают не в  качестве субъектов власти, а как  механизмы формирования органов  власти, главная область деятельности политических партий — участие в  выборах. Определенная партийная принадлежность того или иного кандидата свидетельствует  о его приверженности программным  целям этой партии и дает избирателям  четкое представление о его будущей  деятельности в случае избрания в  государственные органы. Право и  его внутренние ценности в значительной степени определяют деятельность властей, в этом смысле можно говорить о  приоритетном положении права перед  государством, о правовом государстве.

Тоталитаризм характеризуется  господством одной идеологии, общественным монизмом, демократия - идеологизированностью общественной жизни, общественным плюрализмом, конкуренцией разных идеологий.

Еще одна самая важная сфера противостояния тоталитаризма и демократии - о  месте человека в обществе. При тоталитаризме обществу отдается приоритет перед отдельным человеком. Индивид используется в качестве строителя общего дела, «винтика» в общественном механизме. Отсюда и правовые следствия. Права человека не обеспечиваются, их предоставление носит патерналистический характер (в качестве доброхотного даяния общества и государства). Демократия означает

 

приоритет человека, индивида в обществе. Человек - мера всех вещей, все общественные проблемы рассматриваются через  призму человеческой личности, обеспечивается индивидуальная свобода человека, отсюда и правовые следствия. Права человека изначальны, государство и законодатель обязаны их провозгласить, соблюдать  и защищать. Решающая роль и защите прав человека принадлежит суду.

Таковы общие черты противостояния тоталитаризма и демократии. Характеристика того или иного режима как тоталитарного  или демократического - дело достаточно сложное. Перечисленные критерии противостояния не срабатывают как однозначный  определитель. Каждый режим, каждая страна на каждом историческом этапе сочетают в себе элементы тоталитаризма и  демократии, в чистом виде эти противоположные  режимы просто не существуют. Чтобы  оценить те или иные черты режима судить о них только по текстам  писаных правовых документов - конституций, законов, постановлений - недостаточно. Очень важно иметь ясное представление  о реальной практике той или иной страны, о том, насколько полно  претворяются и вообще претворяются ли правовые предначертания в реальную практику. При любом тоталитарном режиме в законах и указах не упоминается  о концентрации власти в одних  руках, о пренебрежении правами  человека или о подавлении инакомыслия. Каждое государство, каждый режим стремятся  придать себе демократическое обличье. И только реальная практика, то, что  происходит в действительности, позволяют  судить о том насколько демократия реальна или «бумажна». Для правовой теории этот тезис имеет особое значение. Характеристика права не может быть сведена к характеристике только текстов нормативных актов, она должна учитывать и реальную практику применения.

Отмеченные черты противостояния тоталитаризма и демократии - это  именно общие черты. Они могут  быть дополнены и реально дополняются  специфическими особенностями отдельных  стран. Так, история и практика

Информация о работе Понятие и формы политико-правового режима государства