Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 18:20, курсовая работа
Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Выделяют демократический и антидемократический государственные режимы. Но государственный режим - это лишь важнейшая составляющая политического режима, существующего в обществе. Политический режим - понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Политические режимы и право…………………………………5
§1. Сравнение тоталитарного и демократического режимов………….5
§2. Характеристика государственной власти в тоталитарном и демократическом режиме……………………………………………………………………….7
Глава II. Понятие и виды политико-правового режима государства...11
§1. Понятие и характеристика авторитарного политического режима государства…………………………………………………………………12
§2. Виды авторитарного режима………………………………………....15
§3. Тоталитарный режим государственной власти……………………..17
§4. Фашистский политический режим…………………………………...22
§5. Демократический режим………………………………………………24
§6. Формы демократического политического режима государственной власти………………………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………...34
Демократия как форма
1 Венгеров А.Б. 'Теория госу,т ства и права. Учебник для ВУЗ. \Г: Юриспруденция, 2000 г. - 520 с. С.
135.
непосредственно всеми гражданами
на референдумах, сходах и т.п.) и
представительную демократию (решения
принимаются выборными
Собственно демократический
В демократическом государстве народ является источником власти. И это становится не просто декларацией, а фактическим положением дел. Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания. Критерием избрания того или иного человека в представительный орган являются его политические взгляды, профессионализм. Профессионализация власти - отличительный признак государства, в котором существует демократический политический режим. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала, гуманизм.
Демократическое общество характеризуется развитием ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни. При демократии существует институциональный и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединению ассоциации, союзы, кружки, секции, общества, клубы объединяют людей по различным интересам и склонностям. Интеграционные процессы способствуют развитию государственности л свободы личности. Референдумы, плебисциты,
1 Большой юридический словарь. / Под ред. АЛ.Сухарева. — М.: ИНФРА - М, 1999 г. - 790 с. С. 153.
народные инициативы, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами общественной жизни. Объединения граждан участвуют и в управлении делами государства. Наряду с исполнительной властью на местах создается паралельная система прямого представительства. Общественные органы участвуют в выработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль над исполнительной властью. Таким образом, участие народа в управлении делами общества становится поистине массовым и идет в решении общественных дел (самоуправление, саморегуляция), а также контроль над исполнительной властью. Демократическое общество характеризуется как бы совпадением объекта и субъекта управления.
Управление в демократическом государстве производится по воле большинства, по с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования так и с использованием метода согласования при принятии решений.
На новый уровень поднимается
система разграничения
Нормативное регулирование приобретает качественно новый характер. В идеале, поскольку демократическое общество характеризуется достаточно высоким уровнем сознания и, кроме того граждане сами принимают прямое и непосредственное участие в выработке решений, снимется вопрос о массовом применении принуждения при неисполнении решений. Люди, как правило, добровольно подчиняют свои действия воле большинства.
Разумеется, и демократический
режим имеет свои проблемы: чрезмерное
социальное расслоение общества, времен
ми своеобразную диктатуру демократии
(авторитарное господство большинства),
а в некоторых исторических условиях
этот режим ведет к ослаблению
власти, нарушениям порядка, даже скатыванию
к анархии, охлократии, порой создает
условия для существования
Демократический режим проявляется
зачастую в тех государствах, где
социальная борьба достигает высокого
канала и правящая элита, господствующие
слои общества вынуждены идти на уступки
народу, другим социальным силам, соглашаться
на компромиссы в организации
и осуществлении
Кроме того, демократический режим
в устройстве государства становится
наиболее адекватным тем новым проблемам,
которые ставит перед человечеством
современное состояние
§6. Формы демократического политического режима государственной власти.
Демократический режим также знает различные формы, прежде всего наиболее современную - либерально-демократический режим.
Либерально-демократический
все возрастает роль ООН, появляются международные силы быстрого реагирования, но в то же время растут противоречия между правами человека и наций, народов и т.п.
В теории государства либеральными
называются такие политические методы
и способы осуществления
Эти принципы, прежде всего, характеризуют экономическую сферу взаимоотношении личности и государства. В либеральном режиме в этой сфере человек обладает собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен и на этой основе становится политически самостоятельным. В отношении личности и государства приоритет сохраняется за интересами, правами, свободами личности и т.п.
Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляй его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни, которые, но мнению ряда ученых, ведут, в конечном счете, к тоталитарным формам правления. Либеральный режим обусловливается, прежде всего, потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики. Рынок требует равноправных, cвободных, независимых партнеров. Либеральное государство и провозглашает формальное равенство всех граждан. В либеральном обществе провозглашается формальное равенство всех граждан. В либеральном обществе провозглашается свобода слова, мнений, форм собственности, дается простор частной инициативе. Права и свободы личности не только задаются в конституции, но и становятся осуществимыми на практике1.
Таким образом, экономическую основу,
либерализма составляет частная
собственность. Государство освобождает
производителей от своей опеки и
не вмешивается в экономическую
жизнь людей, а только устанавливает
общие рамки свободной
1 Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М.: «Статус ЛТД+ ; 1996 г. -301 с.С. 53.
разрешении между ними споров. На поздних стадиях либерализма правомерное государственное вмешательство в экономические и социальные процессы приобретает общественно - ориентированный характер, что обусловливается многими факторами: необходимостью рационально распределять экономические ресурсы, решать экологические проблемы, участвовать в мировом разделении труда, предотвращении международных конфликтов и т.д. Либеральный решим допускает существование оппозиции, более того, в условиях либерализма государство принимает все меры к существованию оппозиции, представляющей интересы меньшинства, учитывает эти интересы, создает специальные процедуры учета этих интересов. Плюрализм и прежде всего многопартийность - необходимые атрибуты либерального общества. Кроме того, при либеральном политическом режиме существует множество ассоциаций, корпораций, общественных организаций, секции, клубов, объединяющих людей по интересам. Возникают организации, позволяющие гражданам выразить свои политические, профессиональные, религиозные, социальные, бытовые, местные, национальные интересы и потребности. Эти объединения составляют фундамент гражданского общества и не оставляют гражданина лицом к лицу с государственной властью, которая обычно склонна к навязыванию своих решений и даже злоупотреблению своими возможностями.
При либерализме государственная власть формируется путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий необходимых для проведения избирательных компаний. Осуществление государственного управления производится на основе принципа разделения властей. Система "сдержек и противовесов" способствует уменьшению возможностей для злоупотребления властью . Государственные решения принимаются, как правило, правовой форме.
В государственном управлении используется децентрализация: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть.
Но не следует апологизировать либеральный режим, так как и он имеет свои проблемы, главные среди них - социальная защита некоторых категорий граждан, расслоение общества, фактическое неравенство стартовых возможностей и т.п. Использование этого режима наиболее эффективно становится возможным только в обществе, отличающемся высоким уровнем экономического и социального развития. Население должно обладать достаточно высоким политическим, интеллектуальным и нравственным сознанием, правовой культурой. Вместе с тем следует отметить, что либерализм на сегодняшний день является наиболее привлекательным и желанным политическим режимом для многих государств. Либеральный режим может существовать только на демократической основе, он вырастает из собственного демократического режима.
Либерально-демократический
К либерально-демократическому режиму примыкает еще одна
разновидность демократии. Это гуманистический режим, который, сохраняя все ценности либерально-демократического продолжает и усиливает его тенденции. устраняя его недостатки. Правда гуманистический режим, преодолевая противоречия, сбои, только складывается в нескольких странах, выступая идеалом, целью политического современного государства.
Его правовая форма ориентируется не вообще на личность, на индивида, а на обеспечение здоровья, безопасности, благосостояния, конкретную
социальную защиту, поддержку конкретной семьи и личной жизни каждого члена общества. Человек - это цель, а не средство, - это главный принцип гуманистического режима. Государство не создает состояния социального иждивенчества, и формирует все условия для нормальной творческой работы каждого члена общества. Высокая социальная и юридическая защищенность, утверждение ценности каждой человеческой жизни - эти обязательства государства лежат в практической деятельности всех органов государственной власти.
Человечество уже тысячелетия и
1 Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов. - М.: Юриспруденция, 2000 г. — 520 с.
Заключение
Политический режим наступает как способ существования политической системы общества. Выражает ее функциональную сторону, он дает возможность посмотреть, как, и каким образом действует политическая система; без анализа политического режима ее характеристика была бы неполной. Политический режим определяет сферы власти, задает ее параметры. Политический режим - это система методов осуществления государственной власти, отражающая степень, уровень развития и качество демократии, отношение органов судебной власти к правовым основам своей деятельности.
Властъ использует как насильственные, так и не насильственные методы. Насильственные методы опираются на мощный репрессивный аппарат, с помощью которого власть навязывает свою волю обществу и отдельной личности, поддерживает атмосферу страха и произвола. Ненасильственные методы - это комплекс демократических норм и принципов, основанных на уважении чести и достоинства каждого человека. Демократия означает разрешение демократических и социальных конфликтов с помощью диалога, компромисса, консенсуса.
Информация о работе Понятие и формы политико-правового режима государства