Понятие и основные черты государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 01:28, курсовая работа

Описание работы

Государство осуществляет власть в стране. Для правления страной государственная власть принимает решения, которые обязательны для всех граждан и учреждений.
Я выбрал эту тему, потому что мне захотелось глубже узнать о сущности и социальном значении государства. В данной работе я постараюсь выделить основные функции, подробно рассмотрю признаки государства, отличающие его от других организаций общества.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность государства и его социальное значение……………….......5
Глава 2. Основные понятия о государства.
Признаки государства, отличающие его от других организаций общества…..8
Определение государства…………………………………………….8
Механизм государства………………………………………………..9
Функции государства………………………………………………...10
Форма государства…………………………………………………...13
Признаки государства, отличающие его
от других организаций общества……………………………………16
Глава 3. Государственная власть и способы ее осуществления……………...22
Понятие государственной власти………………………………….22
Методы осуществления государственной власти………………..25
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………………..3

Файлы: 1 файл

курсоваяПонятие и основные черты государства.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

МВД России

Дальневосточный юридический институт

Владивостокский филиал.

 

 

 

 

Курсовая работа

По теории государства и права.

Тема: Понятие и основные черты государства.

 

 

 

 

Выполнил: слушатель

1 курса заочной формы обучения

зачетная книжка № 5873

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1.  Сущность государства и его социальное значение……………….......5

Глава 2. Основные понятия о государства.

Признаки государства, отличающие его от других организаций общества…..8

    1. Определение государства…………………………………………….8
    2. Механизм государства………………………………………………..9
    3. Функции государства………………………………………………...10
    4. Форма государства…………………………………………………...13
    5. Признаки государства, отличающие его

от других организаций общества……………………………………16

Глава 3.  Государственная власть и способы ее осуществления……………...22

    1. Понятие государственной власти………………………………….22
    2. Методы осуществления государственной власти………………..25

Заключение………………………………………………………………………29

Список использованной литературы…………………………………………..31

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На любом этапе развития человечества вопрос о том, каким должно быть государство, его функции, а также как и кем должна осуществляться государственная власть оставался в той или иной степени актуальным и насущным. Для нас и нашей страны решение этого вопроса как нельзя наиболее своевременно.

Государство осуществляет власть в стране. Для правления страной государственная власть принимает решения, которые обязательны для всех граждан и учреждений.

  Я выбрал эту тему, потому  что мне захотелось глубже узнать о сущности и социальном значении государства. В данной работе я постараюсь выделить основные функции, подробно рассмотрю признаки государства, отличающие его от других организаций общества.

Важнейшим атрибутом государства, наделенным властными функциями по управлению страной является государственная власть.

В современном демократически ориентированном обществе государственная власть основывается на принципе народовластия. Её источник – не божественная воля и не харизматические свойства правителя, а суверенитет народа; его волей, выраженной в конституции страны, определяется характер государственной власти и формы её осуществления.

Необходимым условием укрепления и развития государственной власти являются законность, единообразное и неуклонное исполнение законов которые издаются органами и должностными лицами государства, а также гражданами и общественными организациями. Таким образом, государственная власть относится к числу необходимых и специальных средств для управления страной, принятия и приведение в жизнь законов, предназначенных  для урегулирования отношений, как в самом государстве, так и на международном уровне. В данной  работе я рассмотрю понятие государственной власти и способы ее осуществления.

Выше изложенное предопределяет характер данной работы: она является попыткой общего изучения понятия государства и государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность государства и его социальное значение.

 

В большинстве взглядов в прошлые годы, посвященных государству, его сущность рассматривается однозначно с классовых позиций,  как орудие неограниченной власти, диктатуры господствующего класса. Напротив, в западных теориях государство предоставляется как надклассовое образование, инструмент примирения классовых, социальных противоречий, представляющий интересы всего общества.

    Сущность государства  – то главное в этом явление, что определяет его содержание, цели, функционирование. И таким  основным является власть, ее  принадлежность.

Государство возникает тогда, когда развитие экономики достигает определенного уровня, при котором становится объективно невыгодной существовавшая на протяжении многих тысячелетий система уравнительного распределения общественного продукта, и для дальнейшего развития общества становится необходимым выделение определенного элитарного слоя, занимающегося управлением.

Однако зарождение социального неравенства, социальной несправедливости носит и прогрессивный характер: в условиях еще крайне низкой производительности труда появляется, хотя бы у части людей, возможность освободиться от повседневного тяжелого физического труда. Следовательно, это приводит не только к улучшению социального управления, но и к возникновению науки и искусства, к заметному росту экономического и военного могущества такого общества.

Однако, возникновение государства всегда связано с изменением характера публичной власти, т.е. с превращением ее в политическую власть, осуществляемую прежде всего в интересах привилегированной части общества. Поэтому классовый  подход дает хорошие возможности для анализа характера такой власти, для определения сущности государства.

 Однако характер государственной  власти отнюдь не всегда одинаков.

Так, например, в древних Афинах или Риме ее классовая принадлежность сомнений не вызывает. Власть однозначно принадлежит классу рабовладельцев. Рабы же не только не участвуют в осуществлении государственной власти, но и вообще лишены каких бы то ни было прав. Аналогичное положение власти и в феодальном обществе. Здесь прослеживается явное социальное неравенство и классовая принадлежность государственной власти.

Более сложна оценка характера власти в буржуазном государстве. Формально все люди равны перед законом, обладают равными правами, что закрепляется юридически в декларациях и конституциях. В раннебуржуазном обществе законы устанавливают имущественный, образовательный и иные цензы, ограничивающие избирательные права малоимущих слоев населения. Поэтому обеспечивается реальная принадлежность власти экономически господствующему классу – буржуазии.

Таким образом, классовый подход дает возможность выявить существенные черты государства, обнаружить имеющиеся в нем социальные противоречия, вспомним, например: восстание рабов в Риме, крестьянские восстания  и войны в Англии, Франции, Германии, Китае, забастовочное и революционное движение рабочих и т.п.

Тем не менее установление классового характера государственной власти не исчерпывает проблем сущности государства, и использование только классового подхода ограничивает возможности научного познания государства.

Во-первых, власть может находиться в руках небольшой социальной группы, которая действует в своих собственных узкогрупповых интересах, например: тоталитарные бюрократические режимы.

Во-вторых, во многих странах, освободившихся от колониальной зависимости, нередко складывается обстановка при которой ни один из социальных классов не обладает достаточной силой, чтобы взять власть. Следовательно возникает власть различных классов и неклассовых социальных групп, включающих национальную буржуазию, крестьянство, интеллигенцию, ремесленников и т.д.

И наконец, самое важное! Общество всегда едино, несмотря на нередко раздирающие его социальные противоречия. Ведь без рабов не может быть рабовладельцев, без крестьян -  феодалов. Поэтому стоящий у власти класс или социальная группа должны заботиться об угнетенных классах, об эксплуатируемых слоях населения, т.е. любое государство должно действовать в интересах всего общества, другими словами говоря – осуществлять общесоциальные функции.

Общесоциальная роль государства также является ее сущностной чертой, которая неразрывно связана с классовой и составляет вторую сторону его  сущности. В государстве всегда сочетаются узкоклассовые или групповые интересы господствующей верхушки интересы всего общества. Соотношение указанных сторон  сущности государства в различных исторических условиях неодинаково, причем усиление одной из сторон приводит к ослаблению другой.

Значение общесоциальной стороны государственной деятельности возрастало по мере движения общества от рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму. Особенно большую роль она играет в современном западном обществе: высокие налоги на прибыль предпринимателей, государственное регулирование условий труда, широкое развитие разнообразных социальных программ и тому подобное привели к тому, что в какой то мере смягчаются социальные противоречия, снижается необходимость в мерах подавления классовых противников, следовательно повышается политическая стабильность общества.

Таким образом, одновременно с увеличением социальной составляющей государственной деятельности снижается доля его классового содержания.

Итак, для полного и объективного познания государства, понимание его сущности полностью недостаточно только классового подхода, а следует использовать положения и других теорий государства – элитарной, технократической, плюралистической демократии.

 

 

Глава 2. Основные понятия о государстве. Признаки государства, отличающие его от других организаций общества.

2.1. Определение государства.

         Понятие  государственная общественная организация содержит общие – основные признаки государства. Некоторые из признаков государства составляют относительно неизменные основы государственной организации человеческого общества, а некоторые из признаков, по мере развития общества теряют или изменяют новые структуры и функции.

         Само понятие  – это логически оформленная  общественная мысль о классе  предметов, явлений.

         Существует  несколько позитивных взглядов  на признаки государства:

а.)  социологический;

б.) марксистский.

          Социологическая  концепция определения понятия  государства выделяют три его  признака:

 а.) совокупность людей –  народ; 

б.) господствующую над ними власть; 

в.) территорию как предел действия этой власти.

Эти признаки образуют понятие о государстве как соединение людей под одной властью в пределах определённой территории.

          Марксистская  концепция рассматривает государство  как историческое явление. Предпосылки  возникновения государства можно  обнаружить уже в первобытном  обществе в виде власти верхушки родовой знати, которая выполняла управленческие функции. Эта власть основывалась на  обычаях, традициях, авторитете старейшин, представлявших всеобщие интересы.

          Но разделение  общества на классы и связанное  с этим усложнение общественной жизни требовали создание особого органа, регулирующего различные функции общества. С одной стороны, господствующие классы для удержания в повиновении эксплуатируемых  классов нуждались в особой силе. Такой силой и явилось государство, которое возникло как  организация политической власти экономически господствующего класса. С другой стороны, поскольку этот класс выступает со стороны всего общества, постольку его политическая организация является формой организации всего общества в целом. Поэтому государство является органом, управляющим делами всего общества. Если бы государство не являлось  всеобщей общественной организацией , политической оболочкой всего общества , то оно не могло быть и органом политической власти одного класса над другим.

Итак, попробуем дать определение государству. Государство- это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию.

 

2.2. Механизм государства.

     Государственная власть, государственное управление обществом  осуществляются при помощи государственного  механизма. Государственный механизм – это совокупность органов, осуществляющих управление обществом, реализующих основные направления государственной деятельности.

В государственный механизм входят законодательные органы, исполнительные органы, судебные и иные органы, а также силовые структуры, осуществляющие в случае необходимости меры принуждения (армия, внутренние войска, тюрьмы и т.п.).

 

 

 

 

 

 

2.3. Функции государства.

Функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по мере ее изменения, по мере перехода к сущности другого порядка.

Итак, функции государства – это основные направления его деятельности, определенная работа, круг его деятельности, осуществляемой по установленной в законе или договоре обязанности.

Информация о работе Понятие и основные черты государства