Понятие и основные черты государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 01:28, курсовая работа

Описание работы

Государство осуществляет власть в стране. Для правления страной государственная власть принимает решения, которые обязательны для всех граждан и учреждений.
Я выбрал эту тему, потому что мне захотелось глубже узнать о сущности и социальном значении государства. В данной работе я постараюсь выделить основные функции, подробно рассмотрю признаки государства, отличающие его от других организаций общества.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность государства и его социальное значение……………….......5
Глава 2. Основные понятия о государства.
Признаки государства, отличающие его от других организаций общества…..8
Определение государства…………………………………………….8
Механизм государства………………………………………………..9
Функции государства………………………………………………...10
Форма государства…………………………………………………...13
Признаки государства, отличающие его
от других организаций общества……………………………………16
Глава 3. Государственная власть и способы ее осуществления……………...22
Понятие государственной власти………………………………….22
Методы осуществления государственной власти………………..25
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………………..3

Файлы: 1 файл

курсоваяПонятие и основные черты государства.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

         Территориальная  принадлежность человека выражается  в таких терминах, как ,, подданный  “ ,  ,, гражданин “ ,  ,, лицо без гражданства “ ,

,, иностранец “. Гражданин устойчивая  правовая связь лица с конкретным  государством. В монархических государствах, как правило, термину  “ гражданство  ” соответствует термин “  подданство”. Приобретение “ гражданства ” происходит, как правило, по рождению ( на основе “ права крови ”, т.е. национальной принадлежности родителей, как в Дании, Афганистане и т.д. , или “ права почвы ” - по месту рождения , как в США , Аргентине, а также в порядке натурализации , т.е. приёма в гражданство). Процедура натурализации производится на основании личного прошения или в силу особых заслуг той или иной личности перед государством. На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать её от внешнего вторжения со стороны других  государств и частных лиц.        

        Население - это  человеческое общество, проживающее  на территории государства.

Население и народ ( нация ) - понятия не тождественные. Народ ( нация ) - это  социальная группа, члены которой обладают чувством принадлежности к ней благодаря   общим  чертам культуры и историческому сознанию. В науке конституционного права понятие народ обычно подразумевающее всё население данного государства, образующее единую социально – экономическую общность независимо от  деления его на какие – либо национальные общности ( в конституционной доктрине  ряда стран в том числе Р.Ф. , употребляется выражение “ многонациональный народ ” ). В этом смысле современные конституции говорят о народе как о “ носителе  суверенитета и единственном  источнике власти ” в государстве, например, п.1 ст.3 Конституции Р.Ф. 1993 года . Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Народ впервые  стал общепринятым субъектом международного права в 1945 году в результате закрепления в Уставе ООН принципа  “ равноправия и самоопределения народов ”. Ныне в международном праве закрепляется широкий круг прав народов, обобщаемый  в различных конвекционных актах. Вместе с тем общепринятого всем международным сообществом понятия “ народ ” до сих пор нет. Мы же попытаемся в свою очередь дать определение народа ( нация ) - это социальная группа, члены которой обладают  чувством принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию.

         Отношения  между нациями могут быть напряженными  или даже конфликтными, что порой  приводит к дестабилизации государства. Для смягчения конфликтов используются  различные средства, например, федерализация  или автономизация. Федерализм ( фр. federalisme ) - одна из двух форм территориальной организации государства, предполагающий сложный, союзный характер. С 1992 года – одна из основ Конституционного строя Р.Ф., основополагающий принцип государственно – территориального устройства Р.Ф., за счет которого обеспечивается единство страны, децентрализация власти на основе разграничения предметов ведения и полномочий между Р.Ф. и её субъектами, а также равноправие и самоопределения народов в составе Федерации. Автономия  ( гр. autonomia   - самоуправление , букв. самозаконие ; от  autos – сам и  homos – закон )  - в праве в широком смысле определенная степень самостоятельности каких – либо органов, организаций, территориальных и иных общностей  в вопросах их жизнедеятельности. Иногда “ автономией ” называют сами самоуправляющие сообщества.

4.). Право – юридически оформляет  государственную власть, тем самым  делает ее законной, определяет  юридические рамки и формы  осуществления функций государства. С появлением государства, право  как система обязательных правил поведения является мощным средством управления. Государство осуществляет правотворческую деятельность, т.е. издаёт законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать общеобязательными для населения всей страны с тем,чтобы направить поведение масс в определённое русло. Юридические нормы устанавливают определённые нормы и правила. И в зависимости от- того как эти нормы и правила соблюдает население, можно судить об их эффективности.

5.) Монополия на легальное применение силы, физическое принуждение. Только государство может лишить человека свободы или жизни.

        Правоохранительные  органы.  Это установленная государством  деятельность специальных органов, которая осуществляется с целью  охраны права путём применения юридических мер воздействия, в строгом соответствии с законом и при обязательном соблюдении установленных законом норм и при обязательном соблюдении установленного им порядка. В эту часть государственного аппарата входят : судебные органы  прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и т.д. Они необходимы любому государству  в связи с тем, что власть правителей осуществляется посредством норм права, приказов, т.е. имеет императивный характер. С помощью правоохранительных органов , возможно применение принудительных мер , предусмотренных правовой системой к населению. Особенно характер и объём принуждения возрастает, если власть, нелегитимна и сопротивление ей , как правило,  велико.

        Армия. Одна из главных целей проявления элиты заключается в гарантировании территориальной целостности государства. Одной из причин военных конфликтов являются пограничные споры между смежными государствами. Поэтому вооруженные силы являются до сих пор остаются необходимыми атрибутом любого государства. Но не только для защиты территориальности  они применяются. Армия также может использоваться  и в критических внутренних конфликтах, хотя это и не является прямой её задачей. Исключение же армии из внутриполитической жизни  сделает необходимым многократное увеличение мощи правоохранительных органов на случай социальных конфликтов, что, возможно, обойдётся ещё дороже.

Чеченский конфликт на территории Р.Ф. в 1994-1995 году. Когда Вооруженные силы Р.Ф. были применены для наведения конституционного порядка в Чечне. Данная военная акция закончилась полным провалом. Далеко не в каждом случае можно решать вопросы территориальной целостности государства применяя армию.

6.) Суверенитет государства.

Суверенитет государства – верховенство государственной власти по отношению к любым лицам и организациям внутри общества и одновременно ее независимость во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитет характеризуется двумя сторонами – верховенством и независимостью. Верховенство означает способность государства самостоятельно решать важнейшие вопросы жизни общества, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок. Независимость характеризует самостоятельность государства на международной арене.

Иногда суверенитет того или иного государства является ограниченным. Ограничение суверенитета может быть принудительным или добровольным:

- принудительное ограничение суверенитета  может иметь место, например, по  отношению к побежденному в  войне государству со стороны  государств-победителей;

- добровольное ограничение суверенитета  может допускаться самим государством  по взаимной договоренности с  другими государствами ради достижения  каких-либо общих для этих государств  целей, либо в случае объединения  их в федерацию и передачу  ряда своих прав федеральным органам. Признаки государства представлены на схеме №3.

 

 

 

 

Глава 3. Государственная власть и способы ее осуществления.

3.1. Понятие государственной  власти.

Власть – это возможность и способность осуществлять собственную волю даже вопреки сопротивлению другой стороны (сторон).

Особого рода коллектив – современное, государственно-организованное общество той или иной страны. Ему присуща политическая власть. Эта власть является не частной (как в семье) или корпоративной (как в политической партии), а публичной. Она действует от имени всего общества, и даже если представители этой власти заявляют о её классовом характере (Китай, КНДР или Куба), они утверждают, что в конечном счёте такая власть служит коренным, долговременным интересам общества (например, утверждается, что диктатура пролетариата имеет своей целью создать «самое справедливое» социалистическое, а затем коммунистическое общество).

Политическая власть, как правило, получает свое выражение в государственной власти. Лишь в редких случаях бывают другие формы политической власти. Политической (но не государственной) властью была власть Советов в условиях двоевластия в феврале – июле 1917г. в России (она стала государственной в результате революции в октябре 1917г.).

Государственная власть – 1) право и возможность государства и его органов распоряжаться жизнедеятельностью общества, его граждан и их объединений, направлять ее и корректировать, подчинить своей воле; 2) действующие органы государственной власти; 3) лица, обличенные высшими полномочиями.1

Государственная власть имеет политический характер, но не всякая политическая власть является государственной.

Существует несколько признаков государственной власти:

1) Государственная власть выступает  как официальный представитель  общества данной страны. Только она юридически уполномочена действовать от имени всего общества и как таковая применять от его имени в случае необходимости легализованное и в большинстве случаев легитимное принуждение, насилие.

2) Государственная власть обладает  верховенством в обществе, она суверенна. Осуществление всех других разновидностей власти может регулироваться государством, правом.

3) Регулируя отношения различных  классов, социальных и иных групп, государственная власть выполняет  арбитражную роль в обществе, хотя при этом, прежде всего, защищает интересы экономически доминирующих классов и слоёв населения, наиболее влиятельных «групп давления».

4) В отличие от политической, государственная власть в высокой  степени формализована, её организация, порядок деятельности детально определяются конституционными нормами, иным законодательством.

5) Государственная власть реализуется  специализированным государственным  аппаратом (парламент, правительство  суды, милиция (полиция) и т.д.), тогда  как политическая власть Советов в условиях двоевластия опиралась на вооруженные отряды, боровшиеся против существования государственной власти.

В федеративном государстве государственной властью обладает не только федерация, но и её субъекты (республики и другие субъекты в составе Российской Федерации и т.д.). Они имеют свои парламенты, правительство иногда – своих президентов (республики в России и Югославии). Однако государственная власть субъекта федерации имеет подчиненный характер. Верховенство принадлежит федерации.

Государственную власть, как власть, выступающую от имени всего общества, следует отличать от власти местного самоуправления, которая также является публичной и политической, но это власть определенной части населения – территориального коллектива в границах той или иной административно – территориальной единицы (округа, района и т.д.).

«Государственная власть в Российской федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Конституция РФ ст.10

    Принцип разделения властей становится одним из эпицентров решения вопроса о демократическом обустройстве общества Российского государства. В этих условиях чрезвычайно знать, в чем значимость его для сегодняшней Росси, как он реализуется и почему его сохранение и реализация — одна из важнейших предпосылок продвижения Росси по пути демократии.

Органы государственной власти РФ строят свою деятельность на принципах, составляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав и свобод человека — обязанность государства. Для исключения противоправной узурпации власти и попрания прав и свобод, устанавливается принцип разделения властей.

В Российской Федерации носителем законодательной власти и представительным органом является Федеральное собрание.

Исполнительной властью наделено Правительство РФ. Правосудие осуществляют суды, а судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Методы осуществления государственной власти.

Арсенал методов реализации государственной власти достаточно разнообразен. В современных условиях значительно возросла роль методов морального и особенно материального стимулирования, используя которое государственные органы воздействуют на интересы людей и тем самым подчиняют их своей властной воле.

К общим, традиционным методам осуществления государственной власти относится убеждение и принуждение. Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают государственную власть на всём её историческом пути.

Убеждение – это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, её целей и функций.2 Механизм убеждений включает совокупности идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определённых социальных ценностей.

Превращение идей, взглядов в убеждения связано с деятельностью сознания и чувствами человека. Только пройдя через сложный механизм эмоций, через сознание, идеи, общественные интересы и требования власти приобретают личностное значение. Убеждения тем и отличаются от простого знания, что они неотделимы от личности, становятся её узами, из которых она не может вырваться, не причинив вреда, своему мировоззрению, духовно-нравственной ориентации. По мысли Д. И. Писарева, «готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непрерывно должно совершиться самостоятельно в нашей собственной голове…»3. Известный русский публицист и философ второй половины XIX века вовсе не исключал воспитательного, убеждающего воздействия со стороны других людей, но лишь делал акцент на самовоспитание, на собственные умственные усилия человека, на постоянный «труд души» по выработке прочных убеждений. Идеи быстрее превращаются в убеждения, когда они выстраданы, когда человек самостоятельно добыл и усвоил знания.

Информация о работе Понятие и основные черты государства