Понятие и основные черты государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 01:28, курсовая работа

Описание работы

Государство осуществляет власть в стране. Для правления страной государственная власть принимает решения, которые обязательны для всех граждан и учреждений.
Я выбрал эту тему, потому что мне захотелось глубже узнать о сущности и социальном значении государства. В данной работе я постараюсь выделить основные функции, подробно рассмотрю признаки государства, отличающие его от других организаций общества.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность государства и его социальное значение……………….......5
Глава 2. Основные понятия о государства.
Признаки государства, отличающие его от других организаций общества…..8
Определение государства…………………………………………….8
Механизм государства………………………………………………..9
Функции государства………………………………………………...10
Форма государства…………………………………………………...13
Признаки государства, отличающие его
от других организаций общества……………………………………16
Глава 3. Государственная власть и способы ее осуществления……………...22
Понятие государственной власти………………………………….22
Методы осуществления государственной власти………………..25
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………………..3

Файлы: 1 файл

курсоваяПонятие и основные черты государства.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

По объекту воздействия функции государства могут быть разделены на внутренние и внешние.

Внутренние функции – это основные направления деятельности государства внутри страны.

      1.). Экономическая  функция.

 Она выражается в выработке  и координации государством стратегии  и тактики развития страны в наиболее оптимальном режиме. Экономическая деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, инвестиций, определении льгот в отношении некоторых товаров, в регулировании работы различных субъектов хозяйственной деятельности, строительство инфраструктуры  (дорог, мостов, плотин, транспортных, энергетических, информационных и других систем), выработке программ экономического развития и т.п. Государство должно создать правовые основы рынка, т.е. как бы разработать “ правила игры ” для хозяйствующих субъектов различных форм собственности действующих  на рынке. Также государство может осуществлять непосредственное управление предприятиями некоторых особо важных отраслей народного хозяйства ( энергетика, связь, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, информатика и т. п. ). Здесь оно выступает собственником средств производства, производителем материальных благ.

2.). Политическая функция.

Она обусловлена необходимостью осуществления или гармонизации различных социальных групп. Проведение референдумов, выборов, позволяет государству определить действительную расстановку социальных сил, учесть в своей политике интересы различных

социальных групп и не допустить их открытого столкновения. Особо важным представляется процесс формирования парламента, который  должен представлять как бы срез общества. В Р.Ф. Государственная Дума формируется в основном по партийным спискам. На всенародных выборах партии должны преодолеть 5% барьер. В итоге по результатам выборов в Государственной Думе Р.Ф. заседают несколько партий, а те партии, за которые проголосовало менее 5% населения, остались без депутатских мандатов. Т.е. мы получаем тот Парламент, за который часть населения не голосовала и соответственно изначально встаёт вопрос о легитимности Парламента. Далее, государство обеспечивает защиту конституционного строя, государственного суверенитета, ведёт правотворческую деятельность и официально представляет всё население страны, как во внутренних, так и во внешнеполитических делах.

      3.). Социальная функция.

Её выполнение позволяет обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т.п. Государство в законодательном порядке устанавливает: минимальный уровень оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям, матерям, безработным. В государственном бюджете Р.Ф. предусмотрено выделение предусмотренных средств на здравоохранение, культуру, образование и просвещение. Всё это, позволяет людям вести достойную и активную жизнь, способствующие их развитию. Однако и в этом деле нужна осторожность : социальная политика проводится за счёт налогов и сборов, отчисляемых от предпринимательской деятельности, и если они высоки , то у предпринимателей пропадает стимулы работать. Население может деградировать. Нельзя также обеспечивать социальное регулирование по принципу уравниловки т.к. это не обеспечивает прогресс  общества.

 

      4.). Правоохранительная функция, или функция по установлению и охране правопорядка – эта деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами. Эта функция выполняется различными методами. Среди них можно выделить метод правотворчества (разработка и принятие законов и других нормативных актов), метод правоприменения  (деятельность компетентных органов по применению мер юридической ответственности ), организационно – правовой, осуществляемый исполнительными органами ( регулирование ценообразование, разрешение митингов, демонстраций ) и др. Борьба с правонарушениями – очень важная сторона правоохранительной деятельности государства.

Она ведётся с помощью всей системы правоохранительных органов. В настоящее время, действия этой системы не дают отдачи, и преступность не снижается, правящая элита должна подумать над тем, эффективно ли она управляет обществом.

       5.). Экологическая  функция.

Эта функция в силу своей значимости выдвигается в разряд основных функций государства. Человечество в связи с интенсивной эксплуатацией природы и природных ресурсов, поставило себя под возможность полного уничтожения. Государство обязано предусмотреть и обуздать этот процесс своими установлениями. Во многих странах разработано обширное природоохранное законодательство, которое чётко регулирует деятельность людей и организаций в области использования окружающей среды, а к его нарушителям применяются суровые меры (начиная от предупреждений, солидных штрафов, и кончая ликвидацией предприятий, являющихся источниками загрязнения окружающей среды ).

       Дополнительные  функции: строительство дорог, обеспечение  национальной безопасности, ирригационных  мелиорационных и иных общественных  систем, транспортная, борьба с последствиями стихийных бедствий и др.

        Внешние функции  – это основные направления  деятельности государства на  международной арене. Их выполнение  обеспечивает полноправное существование  государства в современном мире, которое становится всё более взаимосвязанным.

1.) Защита общества, государства  от внешней угрозы.

         Функция  обороны всегда имела первостепенное  значение во все времена. Международные  организации берут на себя  регулирование территориальных  претензий и разрешение конфликтов между государствами,

предупреждая их военное столкновение. Не смотря на это, даже развитые страны, накопившие немалый опыт в мирном сосуществовании, предпочитают держать свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности, поскольку еще далеко не все правящие элиты прислушиваются к мировому сообществу, а современное вооружение позволяет любым нецивилизованным правителям в короткие сроки и на больших расстояниях наносить разрушительные удары. Современный мир не стабилен. Примером того служит вооруженная агрессия военного альянса  НАТО, без мандата ООН, против Югославии. Данные действия альянса является довольно опасным прецедентом  в международном праве. В настоящее время функция обороны является одной из самых главных.

     2.) Дипломатическая функция.

Она  способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами независимо от того, какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйствования они используют. Нормальные добрососедские отношения – это тот минимум общения на международной сцене, который позволяет достичь стабильности и процветания всего человечества.

    3.)   Внешнеэкономическая  функция.

Она связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств которая проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитие кредитно – финансовых связей. Экономическое сотрудничество эффективно между странами, территориально связанными друг с другом ( страны ЕЭС, СНГ, Лига арабских государств  и т.д. ), а также между странами с единой валютой ( евро).

         Поддержка  мирового правопорядка (внешнеполитическая  функция) заключается в политическом сотрудничестве государств с тем, чтобы исключить глобальные вооруженные конфликты. ООН является основным международным органом, координирующим политические интересы существующих государств. Также Совет Безопасности – постоянный орган ООН занимается вопросами политического урегулирования конфликтов. Содействуют поддержанию политической стабильности и безопасности в мире и региональные международные организации  (Лига арабских государств, Организация африканского единства, Организация американских государств и др.).  

       Культурное сотрудничество  между странами осуществляется  на  основе  двухсторонних и многосторонних договорах между государствами, неправительственными организациями (Международный союз архитекторов,

Международный  шахматный клуб,  Олимпийский комитет и др.). В ООН культурную деятельность координирует ЮНЕСКО (образование, наука и культура).

        Сотрудничество  государств в решении глобальных проблем современности (рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, контроль над нераспространением двойных технологий, проведение демографической политики и др.).

         Внешняя  деятельность государств в современном  мире тогда будет эффективной, когда она базируется на общечеловеческих  ценностях, международно – правовых  актах, учитывает национальные, экономические, культурные и религиозные особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество ( схема № 1).

 

 

 

2.4. Форма государства.

Форма государства показывает особенности строения и функционирования государства. Она включает в себя три связанных между собой института: форму правления, форму государственного устройства и государственный режим.

Форма государственного устройства характеризует взаимоотношения центральных органов власти и управления с органами составных частей государства и местными органами власти, управления и самоуправления (унитарные государства, федерации, конфедерации).

Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их образования, организацию и порядок взаимодействия между собой и населением (разные виды республик и монархий). Так в Непале вся полнота власти принадлежит королю, в Великобритании королева правит лишь формально, а фактически – парламент и правительство во главе с премьер – министром; США – республика с сильной президентской властью; в Италии решающую роль играет парламент.

Государственный режим означает совокупность методов осуществления государственной власти ( демократический, тоталитарный, авторитарный и т.д.). Схема форм государства показана на рисунке № 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5 Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового слоя.

     Государство – это  организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных) в пределах определенной территории. Любое государство характеризуется целым рядом признаков. Часть из них отличает государство от других организаций общества. К ним относятся следующие признаки:

1.) Наличие  публичной власти, выделенной от общества и не совпадающей с населением страны.

        Термин “ власть” означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, осуществлять над ними господство. Такие отношения устанавливаются между населением и чиновниками , бюрократией , управленцами , политической элитой и т.п.

       Власть политической элиты имеет институализированный характер, т.е. осуществляется посредством  органов и учреждений, объединённых в единую иерархическую систему. Механизм государства, являющийся материальным выражением государственной власти, позволяет обеспечить нормальную  жизнедеятельность общества. К важнейшим его составляющим  относятся  судебные , законодательные  и исполнительные ораны. Институции ( от лат.institutio  -  наставление ) - термин, используемый как форма слова “ институт ” для обозначения количества органов или учреждений.  Государство вследствие своей институализированности обладает относительной стабильностью. Правители меняются, а государственные учреждения остаются, за исключением случаев уничтожения государства в результате войны.

       Власть в государстве должна быть всеобщей, или публичной, т.е. распространять своё действие на всю территорию, на всё населения. Помимо этого власть должна быть универсальной, т.е. способной решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы, а её указания должны быть общеобязательными для всех.

       Для устойчивости  государственной  власти, её способности  принимать решения и проводить  их в жизнь – власти необходимо  быть легитимной. Легитимность ( от  лат. legitimus – согласный с законами, законный,

правомерный, надлежащий, должный, правильный ) - юридический термин , применяемый для характеристики социального порядка , обладающего престижем , в силу которого он диктует обязательные требования и устанавливает образцы поведения.

        В нашем  случае легитимность власти означает:

а.) её законность;

б.) её поддержка населением;

в.) её международное признание.

Существует  множество средств обеспечения легитимности власти, среди которых многопартийность, выборы, уход в отставку, референдум и др.

    2.) Система налогов, податей, займов.

         Налоги, т.е. обязательные и безвозмездные  платежи, взыскиваемые в заранее  установленных размерах и в  определённые сроки, они необходимы  для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержания социальной сферы ( образования, науки, культуры, здравоохранения и т.д.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для выполнения других общих

дел. В основном налоги взимаются принудительно, однако развитие формы государственности  переходят постепенно к их добровольной уплате. С развитием общества  доля налоговой массы постепенно увеличивается, поскольку государство берёт на себя решение все новых и новых задач.               

       Я думаю, что  в нашей стране большая проблема со сбором налогов с населения. Возможно один из способов решения этой проблемы введение

подушного налога.

    3.)  Территориальное деление населения.

       Территория –  это пространственная основа  государства, его физическая, материальная опора. Без территории государство не существует, хотя может изменяться во времени (уменьшаться в результате поражения в войне, изменяться в процессе экспансии, или изменяться в соответствии с договорами о делимитации  границы). Линия государственной границы на местности обозначается пограничными знаками. Она может  проходить по суше, водному и воздушному  пространству, континентальному шельфу и т.д.

Информация о работе Понятие и основные черты государства