Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение понятия правового и социального государства, исследование сущностных черт и признаков правового и социального государства. В связи с этим в работе будут решены следующие задачи:
четко обозначить понятие, признаки правового государства;
четко обозначить понятие, признаки социального государства;
сопоставить между собой эти понятия.
Введение……………………………………………………………………….3
Понятие и признаки правового государства…………………………..…5
Понятие и признаки социального государства…………………………15
Заключение………………………………………………………………..…28
Список источников и литературы…………………..………………………31
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список источников и литературы…………………..………………………31
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день, среди множества проблем, касающихся государства, особое место занимают вопросы определения понятия форм государства. В научной и учебной литературе им традиционно уделяется особое внимание. И это не случайно, поскольку в зависимости от того, как понимается форма государства и как она соотносится с другими его сторонами, во многом создается представление и о самом государстве в целом. Форма государства всегда выступает как непосредственное выражение его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание государства, такова, в конечном счете, и его форма.
Данная работа является анализом исследований при рассмотрении основ, понятия и признаков правового и социального государства. Идеи правового государства необходимы, важны сегодня. Они позволяют высказать прогнозы о будущем развитии нашего государства. И эти прогнозы, несмотря на то, что они могут сбыться не скоро, как бы организуют настоящее, ориентируют на правильные практические действия. С точки зрения теории правового государства можно провести переоценку прошлого политико-правового опыта, оценить настоящее. Уместно заметить в этой связи, что о правовом государстве сегодня говорят многие государственные деятели, не имея достаточно четкого представления о том, что это такое. Поэтому, с уверенностью, можно говорить об актуальности темы работы «Понятие и признаки правового и социального государства».
Курсовая работа выполнена на основе изучения и использования научно-монографического материала российских и зарубежных ученых, посвященного исследованию различных аспектов правового и социального государства, а также общих вопросов государственного устройства. При написании курсовой работы были использованы монограммные работы и учебники известных ученых в области права: Алексеева С.С, Баглая М.В, Протасова В.Н., Чиркина В.Е., Шамшурина В.И. и др.1 Нормативную основу исследования составила Конституция Российской Федерации.2
Объектом исследования курсовой работы являются общественные отношения, связанные со становлением и развитием правового и социального государства.
Предметом исследования является правовое и социальное государство.
Целью курсовой работы является изучение понятия правового и социального государства, исследование сущностных черт и признаков правового и социального государства. В связи с этим в работе будут решены следующие задачи:
Методологическая и теоретическая основа курсовой работы состоит в использовании системного, исторического и сравнительно-правового анализа, основанных на изучении теоретического материала, официальных документов, законодательства и иных правовых источников.
Структура курсовой работы определена в соответствии с целью и задачами исследования, и включает в себя: введение, три главы, заключение, список источников и литературы.
Первая и вторая глава
посвящены соответственно определению
понятия и признаков правового
и социального государства. В
третьей главе автор
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
По мере развития человеческой цивилизации государство постепенно превращается из примитивного «варварского» принудительно-репрессивного образования в демократическую и гуманную организацию политической власти, основанную на верховенстве права. При этом право играет главенствующую роль лишь в том случае, когда оно является мерой свободы отдельного человека и всех членов общества, когда оно предстает воплощением нравственных, духовных и гуманных начал его государственной организации.
Стоит отметить, что правовое государство не отождествляется с обществом, не растворяется в нем или в системе других политических институтов. Этот тип государства обладает всеми признаками и чертами государства вообще. Следовательно, характеризуя правовое государство, следует иметь в виду, что, несмотря на специфические особенности данного института, оно остается государством. Поэтому, прежде чем перейти к сути именно правового государства, мы отметим основополагающие признаки государства в целом:
Наряду с общими признаками, в современной юридической науке разработаны основные признаки правового государства, характеризующие его как специфический вид государства:
1) Одним из основополагающих признаков правового государства является верховенство права и закона. Принцип верховенства права означает соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) с формально-регулятивными ценностями права (нормативность, равенство всех перед законом и др.), с легитимностью публичной власти. Государство является не единственным источником формирования права. Во многих случаях оно лишь оформляет в правовую форму либо естественно-правовые требования, либо волеизъявление всего народа, выраженное через референдумы, либо положения, сформулированные в ходе общественной практики. Верховенство права означает, что оно возникло ранее государства.
В соответствии с принципом
верховенства закона, ни один государственный
орган, ни одно должностное лицо, ни
один коллектив не освобождаются
от обязанности подчиняться
2) Принцип разделения властей – это принцип, исходящий из того, что для обеспечения нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимо друг от друга власти: законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – правительству, судебная – суду.
Суть этой теории состоит в том, чтобы не допустить сосредоточения власти в одних руках или небольшой группы лиц и тем самым предотвратить возможность ее использования одними группами во вред другим.
Английский философ-
Шарль Монтескье в работе «О духе законов» разрабатывает систему взаимных сдержек и противовесов властей. Он полагает, что для того, чтобы создать стабильный механизм государственного управления, надо научиться «комбинировать власти, регулировать их, умерять, приводить в действие, подбавлять балласту одной, чтобы она могла уравновешивать другую».5
Принцип разделения властей – необходимый атрибут правового демократического государства. Осуществление этого принципа ставит заслон злоупотреблениям властью, защищает гражданина от произвола должностных лиц, создает (через разделение труда и компетенции) предпосылки к эффективной деятельности государственных органов. Законодательная, исполнительная и судебная власти имеют свои функции и наделяются соответствующей компетенцией; власти самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий; обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга. Ни одна из властей не может принять на себя функции другой; но действовать обособленно она также не в состоянии. Власти должны взаимно дополнять друг друга, сохранять необходимую связь и согласованность, образуя единый «политический организм», функционируя для блага народа.
Организационно-правовое выражение принципа разделения властей предполагает наличие системы сдержек и противовесов. Элементами такой системы являются: срочность полномочий должностных лиц, несовместимость депутатского мандата с занятием ответственной должности в аппарате управления; право вето на законопроекты; право роспуска парламента; контроль над законодательной властью, осуществляемый народом в ходе выборов; независимость судей.
В Конституции Российской Федерации (Статья 10) записано, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга».6
Согласно Конституции России, на общефедеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную – Правительство РФ, а судебную – федеральные суды. Президент РФ, согласно Части 2 Статьи 80 Конституции России, обеспечивает функционирование и взаимодействие органов государственной власти.7
Особо важно подчеркнуть
взаимодействие властей. Так, обособление
функции принятия законов Федеральным
Собранием РФ сочетается с правом
Президента РФ отклонять законы, что
влечет их возврат в парламент
для повторного принятия. Кроме того,
глава государства может
При этом Правительство РФ может издавать постановления в соответствии и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и указов Президента РФ.
Принцип независимости суда сформулирован в Части 1 Статьи 120 Конституции России: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону».8
В странах, где верховенство закона является конституционным принципом, ни одно из судебных решений не должно иметь преимущества перед законом и всякий раз, когда возникает коллизия между требованиями закона и выводами, содержащимися в судебном решении, приоритет отдается закону.
Чтобы обеспечить верховенство закона, в правовом государстве устанавливается судебный или квазисудебный контроль, который реализуется в рамках конституционной юстиции. Конституционные суды независимы и организационно обособленны от законодательной и исполнительной властей. Как правило, конституционному суду подведомственны споры, связанные с нарушением конституции. Так, в России Конституционный суд Российской Федерации осуществляет традиционную компетенцию – контроль соответствия Конституции законов, международных соглашений и договоров. Кроме того, он рассматривает споры о компетенции и толкует Конституцию России. Задачей любого судьи является восстановление нарушенного права, что необходимо связано с возмещением ущерба, причиненного пострадавшей стороне. Поэтому судебные решения имеют для общества двоякую ценность: и как способ установления истины и справедливости, и как средство защиты населения.
Информация о работе Понятие и признаки правового и социального государства