Понятие и признаки правового и социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение понятия правового и социального государства, исследование сущностных черт и признаков правового и социального государства. В связи с этим в работе будут решены следующие задачи:
четко обозначить понятие, признаки правового государства;
четко обозначить понятие, признаки социального государства;
сопоставить между собой эти понятия.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Понятие и признаки правового государства…………………………..…5
Понятие и признаки социального государства…………………………15
Заключение………………………………………………………………..…28
Список источников и литературы…………………..………………………31

Файлы: 1 файл

Курсовая. Правовое и социальное государство.docx

— 79.25 Кб (Скачать файл)

Как видно из изложенного выше, любое государство выполняет в той или иной степени социальные функции и имеет определенные социальные черты. Термин «социальное государство» предназначен для того, чтобы подчеркнуть способность современного государства осуществлять социальную политику, то есть обеспечить максимальную трудовую занятость населения, создать систему здравоохранения, в том числе бесплатную, систему образования, нормальные материальные условия жизни пенсионеров, нетрудоспособных, безработных, малообеспеченных семей, малоимущих, вести борьбу с преступностью и т.д.

Данные направления деятельности современных цивилизованных демократических  государств приобретают все большее значение. Конечными целями социальной политики являются достижение равновесия, стабильности и безопасности жизни в обществе, целостности и динамизма его развития, обеспечение достаточными материальными, организационными и иными ресурсами, их прогресса и совершенствования, а, в конечном счете, создание условий для спокойной жизни граждан, уверенности их в завтрашнем дне.

Известно, что в обществе сохраняется спокойствие и стабильность, когда количество недовольных или  несогласных с проводимой государством политикой составляет не более двадцати процентов населения. Если же эта  цифра достигает двадцати пяти – тридцати процентов, то в обществе возможны открытые выступления против государственной власти, правовые столкновения, вооруженная борьба, что может привести к насильственному изменению социально-политического строя общества, Значительному снижению экономического и социального потенциала страны. Поэтому современное демократическое государство для того, чтобы избежать эти негативные явления, должно проводить социальную политику по следующим основным направлениям:

- Научное прогнозирование развития экономики, динамики населения, создания новых отраслей промышленности и рабочих мест в них, разработка соответствующих планов-прогнозов, сырьевое, техническое, финансовое и кадровое обеспечение их выполнения. Данный вопрос современное социальное государство решает на основе рыночных отношений путем проведения оптимальной налоговой политики, дотаций, льготных кредитов, субвенций.

- Одновременно социальное государство стимулирует развитие частного предпринимательства, особенно малого бизнеса в сочетании с репрессивными методами и борьбой с наркобизнесом, нечестной конкуренцией, монополизмом в экономике.

- Перераспределение материальных средств между регионами, направление их на обеспечение достигнутого данной страной среднего уровня жизни на всей территории страны, недопущения массовой, стихийной миграции населения в наиболее обеспеченные районы.

- Регулирование уровня жизни различных слоев населения с помощью налогов, оказания благотворительной помощи и материальной поддержки наименее обеспеченным слоям населения.

- Создание государственных гарантий для предотвращения стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий, техногенных катастроф, быстрейшего устранения их последствий, оказания помощи пострадавшему населению.

При проведении социальной политики неизбежно встает вопрос о  социальных приоритетах, то есть задачах, которые на данном этапе должны решаться первыми. Выбор приоритетов, как  правило, протекает на фоне столкновения интересов различных слоев, групп  населения, регионов. Социальная политика предполагает максимальный учет взаимосвязи этих интересов, определения наиболее важных направлений развития общества, решения самых острых и актуальных задач, предотвращающих социальное напряжение в обществе и возможные конфликты.

Проведение социальной политики предполагает ее связь с демократизацией  общества, использованием демократических  форм и методов при решении  вопросов социальной политики, свободным  выражением суждений всеми заинтересованными  сторонами, участием их в контроле реализации принятых решений, внесением, в случае необходимости, определенных корректировок.

Социальная политика реализуется  через разовые мероприятия и  социальные программы, рассчитанные на длительный срок. Государственные социальные программы разрабатываются, утверждаются, реализуются и финансируются государством, его соответствующими органами.

Социальная деятельность государства может осуществляться по-разному в зависимости от форм собственности на материальные и  финансовые ресурсы в социальной сфере, от распределения полномочий в решении социальных вопросов между  различными государственными органами, от участия или неучастия в  социальной деятельности государства  негосударственных структур и формирования социальные государства могут быть разделены на несколько видов.

В зависимости от форм собственности  социальные государства могут быть разделены на: 1) государства, основанные на государственной форме собственности; 2) на основные социальные ресурсы; 3) и основанные на частной и государственной формах собственности, являющихся равноправными.

В государствах с нерыночной экономикой и государственной собственностью на все материальные и финансовые ресурсы, находящиеся в социальной сфере, социальное обеспечение осуществляется в отношении всего населения  и за счет единого государственного бюджета, средства которого государственными органами распределяются централизованно между регионами, различными слоями и группами населения, в том числе их пенсионного обеспечения, выдачи пособий, других социальных выплат, предоставления жилья и т.д.

Такая система социального  обеспечения существовала и существует в странах с нерыночной экономикой, где государство определяет величину средств, предназначенных для строительства  жилья, определяет порядок его предоставления различным категориям граждан. Государство  также решает вопросы создания учебных  заведений, порядка приема и обучения в них, виды и размеры пенсий, пособий, характер медицинского обслуживания, создание и деятельность театров, других учреждений культуры. При этом объем  и качество социального обеспечения  различных категорий граждан  зависит от их должностного положения, социального статуса, других критериев.

В условиях существования  различных форм собственности и  рыночных отношений социальные функции  государства, в основном, направлены на социально малообеспеченные слои населения – нетрудоспособных граждан, сирот, инвалидов, многодетных семей, безработных. Остальным слоям населения социальная помощь государством, как правило, не предоставляется. Они самостоятельно решают свои социальные вопросы на основе рыночных отношений и не обращаются за помощью к государству.

В зависимости от распределения  полномочий в решении социальных вопросов социальные государства могут  быть разделены на следующие виды:

    • государства, в которых все полномочия в социальной сфере принадлежат центральным государственным органам;
    • когда эти полномочия распределены между центральными и местными органами, а в федеративных государствах также и органами субъектов федерации.

Первый способ решения  социальных проблем характеризуется  тем, что все предназначенные  для социальной сферы материальные и финансовые ресурсы сосредоточиваются  в едином государственном бюджете  и их величина и направления расходования определяются центральными государственными органами из государственного бюджета. Местные органы в решении вопросов социального обеспечения не принимают участия и только выполняют решения центральных органов.

Во втором случае определенными  полномочиями в решении социальных проблем обладают и региональные органы. Такое положение имеет  место тогда, когда регионы – субъекты федерации, местные территориальные образования – имеют право формировать и распределять собственные бюджеты. В этом случае часть материального и финансового обеспечения социальной сферы ложится на региональные органы, которые самостоятельно либо по согласованию с центральными органами решают отнесенные к их полномочиям социальные вопросы.

В зависимости от участия  в социальной деятельности государства  негосударственных структур социальные государства может быть разделены  на государства, в которых такое  участие имеет место или не имеет.

В первом случае наряду со средствами, выделяемыми из государственного или  регионального бюджетов, функционирования некоторых структур социальной сферы, например, медицинское обслуживание, профессиональное образование, социальное страхование, оказание материальной помощи малообеспеченным людям, может производиться за счет средств частных предприятий, других частнопредпринимательских структур, различного рода фондов, общественных формирований. Они создают и финансируют деятельность медицинских учреждений, жилья для бездомных, приюты для сирот, другие формы социального обеспечения населения.

Во втором случае все социальные проблемы решаются только государственными органами за счет средств государственного бюджета. Негосударственные, частнопредпринимательские и иные структуры не участвуют на постоянной основе в решении социальных вопросов.

В странах с нерыночной экономикой учреждения социальной сферы  могут быть не только непосредственно  государственными, но и находиться на балансе государственных предприятий и учреждений. Однако средства на их создание, содержание и обслуживание населения выделяются централизованно из государственного бюджета по решению соответствующих государственных органов. Поэтому существование социальных учреждений при предприятиях является формальным. По существу вся социальная сфера является государственной.

Данное различие социальных государств в определенной степени  является условным, поскольку в каждом из названных видов могут присутствовать элементы других видов. Возможно деление  и по другим основаниям. Однако необходимо отметить, что современные социальные государства во многом отличаются друг от друга по методам, формам и характеру  социальной деятельности, что дает достаточные основания для их деления на виды.

 

3. СООТНОШЕНИЕ ПРАВОВОГО И СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

 

Впервые термин «социальное  государство» был выдвинут в середине ХІХ в. знаменитым немецким государствоведом и экономистом Лоренцом фон Штейном (1815 – 1890) . Он считал, что идея государства заключается в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно «осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является развитием другого, и в этом смысле мы говорим о социальном государстве».20

Подлинно социальное государство  возможно лишь в условиях демократии, и должно быть правовым в современном  значении этой характеристики. В ходе общественного прогресса оно  приобретает новые свойства, наполняется  новым содержанием, соответствующим  конкретным условиям существования  общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность с правом.

Правовое государство  – это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. В тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование являлось антиподом правового государства. Сохраняя основные признаки государства, оно является государством гуманным, отвергающим жесткие, деспотические методы воздействия на общество.

Экономической основой правового  и социального государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, акционерной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Законодательное закрепление  положений, составляющих суть принципов  правового государства, ещё недостаточно для фактического построения. В реальной жизни стали заметно более  распространенными факты грубейшего нарушения прав и свобод человека и гражданина, неуважения к закону и правосудию. Поэтому для реального  построения правового государства  в России, например, необходимо:

    • повысить общую культуру населения;
    • построить развитую экономику, создать мощную материально-техническую базу с высокоэффективными технологиями;
    • повысить уровень материальной обеспеченности граждан;
    • создать стабильную политическую обстановку, решить национальный вопрос;
    • создать развитую правовую систему, повысить правовую культуру и правосознание граждан, обеспечить четкую и профессиональную работу правоохранительных органов.

Информация о работе Понятие и признаки правового и социального государства