Понятие и признаки правового и социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение понятия правового и социального государства, исследование сущностных черт и признаков правового и социального государства. В связи с этим в работе будут решены следующие задачи:
четко обозначить понятие, признаки правового государства;
четко обозначить понятие, признаки социального государства;
сопоставить между собой эти понятия.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Понятие и признаки правового государства…………………………..…5
Понятие и признаки социального государства…………………………15
Заключение………………………………………………………………..…28
Список источников и литературы…………………..………………………31

Файлы: 1 файл

Курсовая. Правовое и социальное государство.docx

— 79.25 Кб (Скачать файл)

Между судебной практикой  и законом существует тесная взаимосвязь. Суды являются правоприменительной  инстанцией, а, следовательно, закон  получает движение благодаря усилиям  судебной власти. Однако судебная власть не подменяет законодательную власть, хотя и служит для нее одной  из наиболее важных стабилизирующих  опор.

Основополагающим признаком  правового государства является нерушимость прав и свобод человека и гражданина. Конституция России (Часть 2 Статья 17) закрепила этот принцип следующим образом: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».9 Эти положения развиты в Статье 18 Конституции РФ: «Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».10

3)    С  развитием государственно-правовых институтов, их теоретическим осмыслением, главным, сущностным вопросом правового государства становится проблема взаимоотношений власти и личности. Решение этого вопроса приводит к появлению идеи народного суверенитета, которая, по сути, и является главным признаком правового государства.  

 Суверенитет  народа означает, что только народ  — источник всей  той власти, которой  располагает государство.  Эту очень смелую  для своего времени  мысль выдвинул  известный ученый  средневековья Марсилий Падуанский. Автор «Защитника мира» считал, что сувереном в государстве является народ-законодатель. Это было совершенно новое гуманистическое понимание человека созидателя и творца своей собственной судьбы.11  

 Эта  концепция была  воспринята Ж.-Ж.  Руссо и получила  свое дальнейшее  развитие. Руссоистская трактовка суверенитета основывается на том, что государство (республика) является результатом общественного договора. Суверенную власть следует понимать как выражение общественного интереса. В государстве каждый человек приобретает гражданскую свободу в обмен на свою собственную независимость. У Руссо «общая воля» неизбежно приобретает правовой характер и укладывается в рамки естественного права. Причем суверенная власть находится на службе у права, и государство как политический организм перестает существовать, если суверен не выражает более общей воли. Государственное управление должно быть легитимным. Подобные теоретические посылки нашли свое отражение и в некоторых правовых документах. В Декларации представителей Соединенных Штатов Америки, собравшихся на общий конгресс (более известной как Декларация независимости США) содержится следующее положение: «Мы считаем самоочевидными следующие истины: все люди созданы равными; они наделены их творцом определенными (прирожденными) неотчуждаемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, свободу и на стремление к счастью; для обеспечения этих прав люди создают правительства, берущие на себя справедливую власть с согласия управляемых...».12 Важно иметь в виду, что суверенитет народа составляет основу и источник государственного суверенитета. Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства.

4) Провозглашая определенные права и обязанности гражданина, само государство имеет не только права, но и обязанности перед гражданином. Оно не свободно от ограничений в своих решениях и действиях, и государственные органы несут ответственность за нарушение законов или ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Реализация такого подхода к взаимоотношениям личности и государства означает существование определенных форм контроля общества над деятельностью государственных органов. К формам такого контроля относятся:

    • политическая ответственность правительства перед парламентом, парламента перед народом;
    • юридическая ответственность должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан;
    • регулярные перевыборы высших должностных лиц и т.д.

5) Реальное обеспечение прав и свобод личности и их гарантированность является чрезвычайно важным конституционным принципом, отраженным в Статье 2 Конституции РФ 1993 г.: «Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства».13  Иными словами, государство обязано не только соблюдать права и свободы человека, но и создавать условия для их реального воплощения.  

 Права  человека  это основа, суть правового государства, важнейший фактор в развитии общества в целом. Знаменитый софист Протагор                (481811 гг. до н. э.) вывел чрезвычайно важную для последующих эпох формулу: «Мера всех вещей – человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют».14 Со временем пришло понимание того, что лучшей гарантией прав человека может быть закон, который охраняет важнейшие интересы личности, облеченные в форму прав.  

 В данной связи уместно вспомнить немецкого философа И. Канта  (1724 1804 гг.), которого уже в первой трети XIX в. называли крупнейшим теоретиком правового государства. Канта отличает не политико-институциональное, а моральное обоснование права. Нормы позитивного законодательства в той мере являются правом, в какой они соответствуют разуму, дающему человеку законы свободы. Право регулирует взаимоотношения между индивидами, носителями свободной воли и, в конечном счете, выступает совокупностью условий, позволяющих совместить произвол (свободу) одного лица с произволом (свободой) другого лица с точки зрения всеобщего закона свободы. Таким образом, право, по Канту, не только формальное условие внешней свободы, но и сущностная форма его бытия. Порожденные разумом правила поведения Кант называет императивом. Одна из редакций категорического императива выглядит следующим образом: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».15  

 В  континентальной  Европе доминирует  немецкая конструкция  правового государства,  базирующаяся на  рационалистической  традиции. Она делает  упор на философию  Канта, и в особенности Гегеля. Последний понимал эволюцию человечества как последовательное развитие свободы через преодоление произвола. Немецкой юриспруденции, да и не только ей, свойственно интерпретировать право, государство, свободу как некие неразрывные и в какой-то степени тождественные категории. Эта версия правового государства несет в себе огромный либеральный потенциал.16  

 В  правовом государстве  не должно быть  места никаким  патерналистским  умонастроениям, согласно  которым государство  «одаривает» граждан  некими правами  и свободами. Естественные права человека на жизнь, на свободу, на собственность, на стремление к счастью принадлежат ему в силу самого факта рождения и являются самоочевидными априорными истинами. В демократическом правовом государстве они находят свое выражение в Конституции. Кроме того, индивид является членом политического союза (государства) и в данном качестве выступает как гражданин. Отношения государства и гражданина должны строиться на твердых основах права и выступать как публично-правовые связи, предполагающие взаимное признание прав и свобод.

6) Еще одним из условий существования правового государства является гражданское общество, которое представляет собой совокупность самоуправляемых общественных, религиозных, частнопредпринимательских и иных образований, действующих независимо от государства, но на основе норм права, морали, нравственных и собственных правил. Гражданское общество, тем самым, сужает сферу непосредственной властной управленческой деятельности государства и расширяет правовое поле, повышает роль права в обществе.

Одновременно гражданское  общество способствует укреплению законности и правопорядка в деятельности самого государств, поскольку выступает  контрагентом в правоотношениях, возникающих  между структурами гражданского общества и государственными органами.

К числу  иных важных признаков  правового государства  можно отнести:

    • создание институтов политической демократии, препятствующих сосредоточению власти в руках одного лица или органа;
    • верховенство и правовое действие конституционного закона, установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти;
    • возвышение суда как одного из средств обеспечения правовой государственности;
    • соответствие законов праву и правовая организация системы государственной власти и др.

Разумеется, возможность  реализации этих принципов — признаков  правового государства зависит  от наличия ряда объективных условий.

Государство не может быть признано правовым, если его внутреннее законодательство в области прав, свобод и обязанностей граждан не соответствует наиболее прогрессивным  и демократическим общепризнанным нормам и принципам международного права. Известно, что нормы, созданные международными органами и организациями, особенно в сфере прав и свобод человека, обязанностей государств по отношению к своих гражданам, как правило, во многом опережают по своему демократизму национальные системы права многих стран. Поэтому приведение внутреннего законодательства в соответствие с международными нормами и правилами способствует не только совершенствованию правового регулирования и укреплению демократии, но и переходу внутригосударственного права на более высокий уровень, соответствующий требованиям правового государства.

 

 

 

2. ПОНЯТИЕ И  ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

 

Для второй половины XX в. в  конституционной организации государства  характерно сочетание правового  принципа с социальным, что дает формулу социального правового государства.

Вообще слово «социальный» в латинском языке означает «общий», «общественный», то есть относящийся  к жизни людей в обществе. Поэтому  «социальным», по мнению Протасова  В.Н., в самом широком значении этого слова является любое государство, будучи продуктом общественного развития.17 Однако в данном случае под «социальным государством» понимается государство, обладающее особыми качествами и функциями.

Существование и деятельность социального государства тесно  связана с такими общественными  явлениями, как демократия, гражданское  общество, правовое государство, свобода  и равенство, права человека.

 Впервые социальный  характер государства был провозглашен  в Основном законе ФРГ 1949 г.18 Конституция РФ (Статья 7) провозглашает:   «РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».19 Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности российского государства:

а) охранять труд и здоровье людей;

б) устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда;

в) обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам;

г) развивать систему социальных служб;

д) устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Становление социального  государства – это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.

С учетом сказанного можно  сделать вывод, что условиями  существования социального государства  и его характерными признаками являются:

  1. Демократическая организация государственной власти.
  2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего – должностных лиц государства.
  3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.
  4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.
  5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.
  6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.
  7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.
  8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

а) достойных условий существования;

б) социальной защищенности;

в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

  1. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).
  2. Закрепление формулы «социальное государство» в Конституции страны.

В настоящее время сложилось  представление о социальном государстве  как об определенном виде государства, имеющем свои специфические черты. Оно характеризуется как демократическое  государство с устойчивой развитой экономикой, позволяющей ему решать основные социальные вопросы жизни  общества.

Информация о работе Понятие и признаки правового и социального государства