Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение понятия правового и социального государства, исследование сущностных черт и признаков правового и социального государства. В связи с этим в работе будут решены следующие задачи:
четко обозначить понятие, признаки правового государства;
четко обозначить понятие, признаки социального государства;
сопоставить между собой эти понятия.
Введение……………………………………………………………………….3
Понятие и признаки правового государства…………………………..…5
Понятие и признаки социального государства…………………………15
Заключение………………………………………………………………..…28
Список источников и литературы…………………..………………………31
Между судебной практикой
и законом существует тесная взаимосвязь.
Суды являются правоприменительной
инстанцией, а, следовательно, закон
получает движение благодаря усилиям
судебной власти. Однако судебная власть
не подменяет законодательную
Основополагающим признаком правового государства является нерушимость прав и свобод человека и гражданина. Конституция России (Часть 2 Статья 17) закрепила этот принцип следующим образом: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».9 Эти положения развиты в Статье 18 Конституции РФ: «Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».10
3) С развитием государственно-правовых институтов, их теоретическим осмыслением, главным, сущностным вопросом правового государства становится проблема взаимоотношений власти и личности. Решение этого вопроса приводит к появлению идеи народного суверенитета, которая, по сути, и является главным признаком правового государства.
Суверенитет народа означает, что только народ — источник всей той власти, которой располагает государство. Эту очень смелую для своего времени мысль выдвинул известный ученый средневековья Марсилий Падуанский. Автор «Защитника мира» считал, что сувереном в государстве является народ-законодатель. Это было совершенно новое гуманистическое понимание человека – созидателя и творца своей собственной судьбы.11
Эта концепция была воспринята Ж.-Ж. Руссо и получила свое дальнейшее развитие. Руссоистская трактовка суверенитета основывается на том, что государство (республика) является результатом общественного договора. Суверенную власть следует понимать как выражение общественного интереса. В государстве каждый человек приобретает гражданскую свободу в обмен на свою собственную независимость. У Руссо «общая воля» неизбежно приобретает правовой характер и укладывается в рамки естественного права. Причем суверенная власть находится на службе у права, и государство как политический организм перестает существовать, если суверен не выражает более общей воли. Государственное управление должно быть легитимным. Подобные теоретические посылки нашли свое отражение и в некоторых правовых документах. В Декларации представителей Соединенных Штатов Америки, собравшихся на общий конгресс (более известной как Декларация независимости США) содержится следующее положение: «Мы считаем самоочевидными следующие истины: все люди созданы равными; они наделены их творцом определенными (прирожденными) неотчуждаемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, свободу и на стремление к счастью; для обеспечения этих прав люди создают правительства, берущие на себя справедливую власть с согласия управляемых...».12 Важно иметь в виду, что суверенитет народа составляет основу и источник государственного суверенитета. Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства.
4) Провозглашая определенные права и обязанности гражданина, само государство имеет не только права, но и обязанности перед гражданином. Оно не свободно от ограничений в своих решениях и действиях, и государственные органы несут ответственность за нарушение законов или ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Реализация такого подхода к взаимоотношениям личности и государства означает существование определенных форм контроля общества над деятельностью государственных органов. К формам такого контроля относятся:
5) Реальное обеспечение прав и свобод личности и их гарантированность является чрезвычайно важным конституционным принципом, отраженным в Статье 2 Конституции РФ 1993 г.: «Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».13 Иными словами, государство обязано не только соблюдать права и свободы человека, но и создавать условия для их реального воплощения.
Права человека – это основа, суть правового государства, важнейший фактор в развитии общества в целом. Знаменитый софист Протагор (481 – 811 гг. до н. э.) вывел чрезвычайно важную для последующих эпох формулу: «Мера всех вещей – человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют».14 Со временем пришло понимание того, что лучшей гарантией прав человека может быть закон, который охраняет важнейшие интересы личности, облеченные в форму прав.
В данной связи уместно вспомнить немецкого философа И. Канта (1724 – 1804 гг.), которого уже в первой трети XIX в. называли крупнейшим теоретиком правового государства. Канта отличает не политико-институциональное, а моральное обоснование права. Нормы позитивного законодательства в той мере являются правом, в какой они соответствуют разуму, дающему человеку законы свободы. Право регулирует взаимоотношения между индивидами, носителями свободной воли и, в конечном счете, выступает совокупностью условий, позволяющих совместить произвол (свободу) одного лица с произволом (свободой) другого лица с точки зрения всеобщего закона свободы. Таким образом, право, по Канту, не только формальное условие внешней свободы, но и сущностная форма его бытия. Порожденные разумом правила поведения Кант называет императивом. Одна из редакций категорического императива выглядит следующим образом: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».15
В континентальной Европе доминирует немецкая конструкция правового государства, базирующаяся на рационалистической традиции. Она делает упор на философию Канта, и в особенности Гегеля. Последний понимал эволюцию человечества как последовательное развитие свободы через преодоление произвола. Немецкой юриспруденции, да и не только ей, свойственно интерпретировать право, государство, свободу как некие неразрывные и в какой-то степени тождественные категории. Эта версия правового государства несет в себе огромный либеральный потенциал.16
В правовом государстве не должно быть места никаким патерналистским умонастроениям, согласно которым государство «одаривает» граждан некими правами и свободами. Естественные права человека на жизнь, на свободу, на собственность, на стремление к счастью принадлежат ему в силу самого факта рождения и являются самоочевидными априорными истинами. В демократическом правовом государстве они находят свое выражение в Конституции. Кроме того, индивид является членом политического союза (государства) и в данном качестве выступает как гражданин. Отношения государства и гражданина должны строиться на твердых основах права и выступать как публично-правовые связи, предполагающие взаимное признание прав и свобод.
6) Еще одним из условий существования правового государства является гражданское общество, которое представляет собой совокупность самоуправляемых общественных, религиозных, частнопредпринимательских и иных образований, действующих независимо от государства, но на основе норм права, морали, нравственных и собственных правил. Гражданское общество, тем самым, сужает сферу непосредственной властной управленческой деятельности государства и расширяет правовое поле, повышает роль права в обществе.
Одновременно гражданское общество способствует укреплению законности и правопорядка в деятельности самого государств, поскольку выступает контрагентом в правоотношениях, возникающих между структурами гражданского общества и государственными органами.
К числу иных важных признаков правового государства можно отнести:
Разумеется, возможность реализации этих принципов — признаков правового государства зависит от наличия ряда объективных условий.
Государство не может быть
признано правовым, если его внутреннее
законодательство в области прав,
свобод и обязанностей граждан не
соответствует наиболее прогрессивным
и демократическим
2. ПОНЯТИЕ И
ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНОГО
Для второй половины XX в. в
конституционной организации
Вообще слово «социальный» в латинском языке означает «общий», «общественный», то есть относящийся к жизни людей в обществе. Поэтому «социальным», по мнению Протасова В.Н., в самом широком значении этого слова является любое государство, будучи продуктом общественного развития.17 Однако в данном случае под «социальным государством» понимается государство, обладающее особыми качествами и функциями.
Существование и деятельность социального государства тесно связана с такими общественными явлениями, как демократия, гражданское общество, правовое государство, свобода и равенство, права человека.
Впервые социальный
характер государства был
а) охранять труд и здоровье людей;
б) устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда;
в) обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам;
г) развивать систему социальных служб;
д) устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Становление социального государства – это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.
С учетом сказанного можно
сделать вывод, что условиями
существования социального
а) достойных условий
б) социальной защищенности;
в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.
В настоящее время сложилось
представление о социальном государстве
как об определенном виде государства,
имеющем свои специфические черты.
Оно характеризуется как
Информация о работе Понятие и признаки правового и социального государства