Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение понятия правового и социального государства, исследование сущностных черт и признаков правового и социального государства. В связи с этим в работе будут решены следующие задачи:
четко обозначить понятие, признаки правового государства;
четко обозначить понятие, признаки социального государства;
сопоставить между собой эти понятия.
Введение……………………………………………………………………….3
Понятие и признаки правового государства…………………………..…5
Понятие и признаки социального государства…………………………15
Заключение………………………………………………………………..…28
Список источников и литературы…………………..………………………31
Правовое государство, как можно вывести из вышеизложенного, это такое взаимодействие государства и права, где государство, опираясь на право, регулирует внутренние правовые отношения, в центре которых стоят права и свободы человека и гражданина. А отсюда и взаимодополняющая связь правового и социального государства . То есть, люди, граждане – общество является центральным звеном в правовом государстве.
Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан – носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек, его разнообразные интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства, с отказом от приоритета «обезличенного» производства над социально-экономическими, политическими и духовными интересами граждан. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.
Правовое государство – это одновременно и социальное государство. Утверждение правовой природы социального государства фактически закрепила за государством его социальные функции. Социальные функции последнего не просто приобрели правовые основания, но стали ведущими для государства. Личные права человека стали важнейшей частью всей правовой системы государства, определяя через избирательное право власть, через гражданские права – политическую природу государства и его социальные обязанности, через социальные права – его социальные функции. Правовой фундамент придал социальным функциям обязательный характер. Они стали неотъемлемой частью функциональной структуры государства. Произошла окончательная передача социальных функций от общества к государству.
Конституция Российской Федерации в Статье 7 закрепляет принцип социальности государства: 1) «РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»; 2) «В РФ охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».21
В настоящее время все
страны мира являются социальными государствами,
независимо от того, закреплено это
в их основном законе, или нет. Таким
образом, в соответствии с различными
теориями социального развития, программной
целью государства является обеспечение
достойных условий жизни
Задачей государственных органов управления при этом становится: нахождение баланса между происходящими экономическими и социальными процессами, обеспечение устойчивых и высоких темпов экономического роста и научно-технического прогресса, конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем и международном рынках, с одной стороны, достижение высокого уровня и качества жизни населения – сокращение поляризации населения по уровню доходов, повышение защиты социально уязвимых граждан, обеспечение всеобщей доступности в области получения образования, здравоохранения, обеспеченности жильем; гармонизации социальных отношений, ослабление социальной поляризации и предотвращение перехода противоречий интересов между социальными группами в антагонистическую форму, с другой.
Кроме того, следует учитывать, что проведение государством социально ориентированной политики представляет собой трудный процесс, своего рода политическую эквилибристику, обусловленную необходимостью учитывать противоречивые, почти исключающие друг друга факторы.
Для становления социального государства необходимо правовое государство. Из этого делается вывод: наилучшим и наиболее приемлемым в современном обществе является социальное государство, подкрепленное сильными правовыми корнями. Роль государства заключается в первую очередь в том, чтобы охранять правопорядок бороться с преступностью, создавать необходимые условия для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, правовое государство
– это всеохватывающая
Однако правовое государство не следует понимать как законченную, совершенную формулу, как некую статическую субстанцию. Правовое государство одновременно является категорией сущего и должного, идеалом, преобразующим действительность.
Современное социальное государство – это институт, направленный на организацию достойной жизни и развития всего общества в целом, защиту прав, свобод и интересов всех его граждан и народов, орудие решения споров и конфликтов как внутри страны, так и за ее пределами.
Казалось бы, «правовое государство» и «социальное государство» несовместимы. Первое предусматривает определенную свободу личности от государства, от его опеки. Второе, наоборот, опирается на активность государства в социальной защите личности, особенно социально-ранимой (пенсионер, инвалид, безработный не по своей вине).
Между тем, вторая половина ХХ в. соединила эти понятия, обогатив каждое из них. Когда говорят о построении социального правового государства, имеют в виду, прежде всего, воплощение в нем:
Социальное и правовое государства совместимы между собой до тех пор, пока функционирование государственной власти будет ограничиваться, уравновешиваться, контролироваться и распространятся в границах соблюдения основных прав человека.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1 1) Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. - М., 1966.- 187 с.; 2) Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М., 1999. - 760 с.; 3) Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. — М., 1999. – 240с.; 4) Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник. – М., 2005. – 669 с.; 5) Шамшурин В. И. Естественные права человека // Государство и право. – № 7. – 2003. – С. 23.
2 Конституция Российской Федерации. – М., 2009. – 64 с.
3 Бошно С.В. Правоведение. - М., 2002. – С. 75.
4 Локк Дж. Сочинения: в 3 т. – Т. 3. – М., 1988. – С. 137 – 405.
5 Цит. по: Бошно С.В. Правоведение. - М., 2002. – С. 76 – 77.
6 Конституция Российской Федерации. – М., 2009. – С. 7.
7 Там же. С. 33 – 34.
8 Там же. С. 52.
9 Конституция Российской Федерации. – М., 2009. – С. 7.
10 Конституция Российской Федерации. – М., 2009. – С. 8.
11 История политических и правовых учений. – М., 1997. – С 122.
12 Декларация независимости США. 4 июля 1776 г. // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Новое и новейшее время. - М., 1999. – С. 132.
13 Конституция Российской Федерации. – М., 2009. – С. 4.
14 Цит. по: Нерсесянц В.С. Право и закон. – М., 1983. – С 91.
15 Цит. по: История политических и правовых учений. – М., 1997. – С. 56 – 59.
16 Цит. по: История политических и правовых учений: учебник. – М., 1997. – С. 60 – 63.
17 Протасов В.Н. Теория права и государства. - М., 1999. - С. 201.
18 Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - М., 2009. – С 271.
19 Конституция Российской Федерации. – М., 2009. – С. 6.
20 Милецкий В.П. Социальное государство.. – СПб., 1997. – С. 82.
21 Конституция Российской Федерации. – М., 2009. – С. 6.
Информация о работе Понятие и признаки правового и социального государства