Понятие и сущность правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Тема правового государства является очень актуальной и интересной в наше время. Так как это не простое государство, а именно модель идеального государства, где охраняются права и свободы человека, закон стоит превыше всего. Иметься народный суверенитет, власти разделены на три ветви, они так же являются самостоятельными и независимыми друг от друга (судебная, исполнительная и законодательная власть), присутствует политический и идеологический плюрализм, присутствует помимо всего высокоорганизованное гражданское общество.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………........3-4
История идей правовой государственности…………………..............................5-7
Понятие и признаки правового государства……………………………………8-17
Формирование правового государства………………………...........................18-19
Теория и практика формирования правового государства в современном российском обществе……………………….......................................................20-23
Заключение………………………………………………...................................24-25
Список использованной литературы и использованных источников………………………………………………………………………26-27

Файлы: 1 файл

курсавуха.docx

— 81.71 Кб (Скачать файл)

 

                                      МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Оренбургский государственный  университет»

Гуманитарный юридический  колледж

 Кафедра юридических  дисциплин

                                             КУРСОВАЯ РАБОТА
Понятие и сущность правового  государства
                                                                                      Руководитель работы
     Крючкова К.Ю.
     «___» _______2012 г
     Исполнитель
    студентка  группы 10-ЮР-4

     Халиулина  А.Р.

      «__» _______2012 г

                                                                                            
                                                                     
                                                             Оренбург 2012

 

   

Содержание:

Введение………………………………………………………………………........3-4

История идей правовой государственности…………………..............................5-7

Понятие и признаки правового  государства……………………………………8-17

Формирование правового  государства………………………...........................18-19

Теория   и   практика   формирования   правового   государства   в современном российском обществе……………………….......................................................20-23

Заключение………………………………………………...................................24-25

Список использованной литературы и использованных источников………………………………………………………………………26-27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема правового государства  является очень актуальной и интересной в наше время. Так как это не простое государство, а именно модель идеального государства, где охраняются права и свободы человека, закон стоит превыше всего. Иметься народный суверенитет, власти разделены на три ветви, они так же являются самостоятельными и независимыми друг от друга (судебная, исполнительная и законодательная власть), присутствует политический и идеологический плюрализм, присутствует помимо всего высокоорганизованное гражданское общество. 

Правовое государство  - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Сейчас, говоря об этой теме люди, разделяются во мнениях на два типа, споря о России. Одни считают её правовым государством, другие – наоборот считают Россию не правовым государством. Но как мы знаем из статьи 1 Конституции Российской Федерации, в законе закреплено, что Россия – есть демократическое федеративное  правовое государство с республиканской формой правления. Но на самом деле, не одно государство на данный момент не является правовым государством, так как не реализовались на  практике все признаки этого государства или недостаточного теоретического расклада этих признаков. Говоря о правовой России, мы рассматриваем в моей курсовой работе высказывания на эту тему Д.А. Медведева состоявшейся на  совместном заседании президиумов Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиям и образованию, посвящённое подготовке к празднованию 1150-летия зарождения российской государственности. И речь  Егора Альтманова , высказанную на дискуссии, которая была 17 августа 2009 года в городе Москве.

Задав вопрос на эту же тему в социальную сеть «Ответы Майл.ру» получим множество высказываний, от различных людей. Что и говорила ранее, они делились на два противоположных мнений о правовой или не правовой России. Более 80 % считают Россию – не правовым государством, 75- правовым государством, а остальные 5% - либо не знали как правильно ответить на этот вопрос, либо аргументировали ответ что Россия правовое государство в соответствии с Конституцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. История идей правовой государственности.

Идея утверждения права в  общественной жизни своими корнями  восходит еще к тому периоду в  истории человечества, когда возникали  первые государства. С момента своего возникновения право, образом, выступает не только инструментом воздействия на общественные отношения, но и средством обеспечения нормального функционирования государственной власти. Для того, чтобы упорядочить социальные отношения с помощью права, государство должно было конституировать себя законодательным путём.  Итак, уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. В общем русле углублявшихся представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости организации политической формы общественной жизни людей, при которой право благодаря признанию и поддержке власти становится властной силой (то есть общеобязательным законом), а публично–властная сила (с её возможностями насилия и т.д.), признающая право, упорядоченная и, следовательно, ограниченная и оправданная им одновременно, — справедливой (то есть соответствующей праву) государственной властью. Такое понимание государства как правовой организации публично–властной силы является основной идеей правовой государственности.  
Ещё Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей–либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государству боги». Сходные взгляды развивались Аристотелем: «Там, где отсутствует власть закона, нет места (какой–либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всеми…». Согласно Цицерону, государство есть дело народа как соединение «многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Право же является, по его мнению, необходимым конституирующим источником государственности вообще.   Идеи древнегреческих и древнеримских мыслителей, воплощавшиеся в характерных для той эпохи понятиях, не имели еще логически завершенной формы, поэтому «говорить о становлении концепции правового государства во времена античности — значит, делать очень большое допущение…». Однако в условиях рабовладельческого, а затем и феодального строя они и не имели шансов получить последовательного обоснования. Существующая тогда действительность не могла еще дать необходимой информации для этого. В теоретически развитом и развернутом виде учения о правовом государстве были оформлены гораздо позже — в условиях борьбы против буржуазных революций и утверждения нового строя. Базируясь во многом на античных источниках, такие мыслители, как Д. Локк, Т. Гоббс, Ж. Руссо, и другие, вывели проблему соотношения государства и права на светский уровень, освободили ее в значительной части от религиозного мировоззрения.  В их трудах проявились стремление ввести государственное властвование в правовые границы и отрицательное отношение к абсолютизму государственной власти. Государство оказывалось тем самым средством утверждения правопорядка как равновесия между частной собственностью и общим благом. В трактовку соотношения государства и права в XVI–XVII веков были привнесены идеи, неизвестные предшествующей общественно–политической мысли, а именно идеи правового (конституционного) закрепления государственного строя, единой для всей страны законности, верховенства общих (безличных) законов и ограничения власти правительства, субъективных прав личности, взаимной ответственности индивида и государства.   Философская основа теории правового государства была сформулирована И. Кантом, рассматривающим государство как «объединение множества людей, подчинённых правовым законам» и считавшим, что законодатель дожжен руководствоваться требованием: «Чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа». Учение И. Канта оказало огромное воздействие на последующее развитие концепции правового государства. Под влиянием его идей в Германии сформировалось представительное направление, среди сторонников которого были Р. Моль, В. Велькер, Р. Гнейст и др. Благодаря их трудам идеи правового государства обрели терминологическую определённость, а также получили широкое распространение. В России данная концепция развивалась в трудах учёных–юристов либеральной школы —П.И. Новгородцева, М.М. Ковалевского, Б.А. Кистяковского, В.М. Гессен, С.А. Котляревский  и другие.  Второе дыхание эта идея обрела в современною мире в пору развала диктаторских, авторитарных режимов в Германии, Испании, Португалии, колониальных империй, утверждения демократии. Концепция правового государства в странах, кризис в их духовной жизни, в политике и экономике является орудием борьбы за права человеке, за предоставление ему гарантий безопасности, достоинства, творческого саморазвития.  Теория правового государства вовсе не застывшая догма. Она развивается и сегодня, постоянно наполняясь содержанием по мере накопления в истории человечества правовых и нравственных традиций и политического опыта. Вместе с тем следует помнить, что в юридической науке никогда не существовало и не существует единой общепризнанной концепции правового государства. Она может обосновываться и разрабатываться с разных мировоззренческих позиций, в рамках различных типов правопонимания, отражать реалии различных национальных политических и правовых систем и т.д.

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и признаки правового государства

Понятие правового государства 

Правовое государство - модель идеального государства.  1

Общественным сознанием  правовое государство воспринимается как такой тип государства, власть которого основана на праве, правом ограничивается и через право реализуется. 2

Из учебника, автором которого является Радько Т.Н. Учебное пособие Теории государства и права, выделяют такое понятие правового государства: «Правовое государство - это форма осуществления народовластия, политическая организация, основанная на верховенстве правового закона;  это  инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности » .  

В идее правового государства можно  выделить два главных элемента:

А. Свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав                     (рассматривается в признаках правового государства, то есть признак взаимной ответственности личности и государства,  незыблемость и реальность прав и свобод личности, ее правовая и социальная защита, развитое гражданское общество)

 

Б.   Ограничение правом государственной власти (рассматривается из признака верховенства закона и разделение властей)

Признаки правового государства :

    • Верховенство закона
    • Незыблемость и реальность прав и свобод личности, ее правовая и социальная защищенность
    • Разделение властей
    • Взаимная ответственность личности и государства
    • Наличие развитого гражданского общества
    • Политический и идеологический плюрализм
    • Наличие гражданского общества
    • Единства права  и закона
    • Высокая правовая культура
    • Высокий  уровень  правосознания общества
    • Независимость судов

Принципами правового государства, отличающими его от государства не правового, являются:

    • наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
    • наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения;
    • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
    • федерализм;
    • верховенство закона;
    • взаимная ответственность государства и личности;
    • высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе;
    • наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и др.
    • наличие политического и идеологического плюраризма
    • наличие народного суверенитета (независимости)

Правовое государство  представляет собой результат осмысления деятельности многих реальных государств, которые основываются на принятых в мире ценностях, о правах человека, законности, правопорядка.

Антиподом правового государства является деспотическое государство  , в котором мгновенно действует произвольное равенство перед законом не реализуется, а конфликты решаются в бюрократическом, а не в судебном порядке. Цель правового государства – создание  условий для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также последовательное связывание с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотребления властью, перерождения ее в диктатуру, деспотию. Мы знаем, что закон - это общеобязательное правило, регламентирующее поведение и деятельность членов общества, и  их отношения с государством.

У закона так же есть свои признаки, разделяющиеся на 2 группы :

  • Материальные
  • Специальные правовые.

Материальные - характеризуют его с точки зрения источника, содержания и значения. Специальные правовые признаки отражают юридические свойства закона и особенности правотворческой процедуры.

Конституция является основным источником государственного права  страны.

По содержанию Конституция  — основной закон страны, закрепляющий общественное и государственное  устройство, организацию, взаимоотношения  и полномочия высших органов государственной  власти, основы организации государственного управления и судебной системы, а  так же правовое положение граждан. Защита прав и свобод человека являются,  прежде всего, конституционные гарантии, так как человек является свободным, а его права — невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство. В Российской Федерации “все равны перед законом и судом” независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Каждый гражданин РФ имеет право на жизнь. “Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.” Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Жилище считается неприкосновенным, каждый имеет право свободного передвижения. Каждому гарантируется свобода совести, свобода мысли и слова. Также гарантируется свобода деятельности общественных объединений. Каждый гражданин имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти. Законом охраняются право частной собственности и право наследования. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. “Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.” Каждый имеет право на жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, образование.3Каждому гражданину России гарантируется государственная защита его прав и свобод. В этой же главе отражены некоторые принципы правосудия: презумпция невиновности, невозможность осуждения дважды за одно и то же преступление. В статье 56 установлено, что в период чрезвычайного положения могут ограничиваться некоторые права человека, кроме основных. Правовая защищенность всех субъектов социального общения необходима в любом государстве, не только в правовом. Никто не имеет права посягать на общество, его отдельных представителей, кроме случаев постановлений решений независимого суда. Правовое государство должно представлять из себя такую ступень развития, когда общество сможет чувствовать себя свободно от посягательств власти имущих. Абсолютной свободы у граждан не может быть, так как стремление человека к абсолютной свободе приводит к злоупотреблению правом. Свобода человека может стать только тогда реальной, когда каждый человек начнет соблюдать и уважать свободу другого. Элементом механизма государственной власти является сам  человек — субъект государственной власти.

Основное требование принципа разделения властей заключается  в том, что для утверждения  политической свободы, обеспечения  законности и устранения злоупотреблений  властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную  власть на законодательную (избранную  народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества  путем  принятия законов), исполнительную (назначаемую  представительным органом власти и  занимающуюся реализацией данных законов  и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающей гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой  системы органов и в специфических формах в виде  системы “сдержек и противовесов”. Система “сдержек и противовесов”, установленная в конституции, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Так, применительно к законодательной власти большую роль в системе противовесов играет Президент, который  имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя; в отношении исполнительной власти сдерживающими являются сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия Правительству; со стороны парламента запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью; для судебной власти правоограничивающими средствами, выраженными в конституции, процессуальном законодательстве, являются  следующие принципы: презумпция невиновности, право на защиту, равенство граждан перед законом и судом, гласность и состязательность процесса, отвод судей и т.п.

Импичмент – это выражение  недоверия высшему  должностному лицу, отстранение его от должности, привлечение   его к  юридической  ответственности. Так, в Конституции РК, в ст.47 п.4 закреплено, что импичмент (или отстранение от должности) Президенту РК может быть объявлен Парламентом только в случае государственной измены. Основания для импичмента могут быть различными, но при этом должны быть четко закреплены в законах государства. Исполнительная власть носит подзаконный характер. Все действия и акты соответствующих органов основываются на законе, не должны ему противоречить, направлены на исполнение закона.  Исполнительная власть реализуется государством через правительство (президента) и его органы на местах. Правительство (президент) осуществляет верховное политическое руководство и общее управление делами общества. Правительство призвано обеспечить охрану существующего порядка, защиту внешних интересов государства, осуществление экономических, социальных и иных функций в области сфере государственного управления. Исполнительная власть на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром местных органов исполнительной власти, либо выборных органов местного самоуправления. Законодательная власть является представительной. Пример на основе выборов, народ передает власть своим представителям и уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В России законодательным органом является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Судебная власть — специфическая, независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Судебная власть играет особую роль, как в механизме государственной власти, так и в системе сдержек и противовесов. Согласно Конституции РФ «правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом». Суды Российской Федерации делятся на три ветви: Конституционный Суд, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Взаимные права и обязанности государства и личности составляют один из признаков правового государства. Это характерно тем, как граждане несут ответственность перед государством, так и государство в лице своих органов и должностных лиц несет ответственность перед гражданами. Так  же государство и личность взаимосвязаны друг с другом. Ведь государство не может существовать без личности, а личность — без государства.

Информация о работе Понятие и сущность правового государства