Понятие и сущность правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Тема правового государства является очень актуальной и интересной в наше время. Так как это не простое государство, а именно модель идеального государства, где охраняются права и свободы человека, закон стоит превыше всего. Иметься народный суверенитет, власти разделены на три ветви, они так же являются самостоятельными и независимыми друг от друга (судебная, исполнительная и законодательная власть), присутствует политический и идеологический плюрализм, присутствует помимо всего высокоорганизованное гражданское общество.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………........3-4
История идей правовой государственности…………………..............................5-7
Понятие и признаки правового государства……………………………………8-17
Формирование правового государства………………………...........................18-19
Теория и практика формирования правового государства в современном российском обществе……………………….......................................................20-23
Заключение………………………………………………...................................24-25
Список использованной литературы и использованных источников………………………………………………………………………26-27

Файлы: 1 файл

курсавуха.docx

— 81.71 Кб (Скачать файл)

Бюрократизм – это общественное отношение, присущее сфере управления и складывающееся между управленческими  структурами и массами населения. Бюрократизм чаще всего наличествует в государственных учреждениях  и особенно характерен для стран, где господствует бюрократия — система управления, в которой реальная власть принадлежит чиновничеству. Бюрократизм также иногда может наблюдаться в крупных корпорациях, партиях, религиозных и научных учреждениях. Вместе с тем вряд ли чисто механическое заимствование западных идей привнесет в Россию согласие, порядок, демократию. С одной стороны, это, бесспорно, не произойдет, если рассматриваемые теоретические конструкции не адаптировать к российской действительности, характеризующейся невысоким уровнем политической и парламентской культуры, правовым нигилизмом, слабостью демократических традиций, чиновничье-аппаратным засильем. Если и можно для России признать пригодной концепцию правового государства западного образца, то, разумеется, с целым рядом оговорок, учитывая отношение россиян к праву как к социальному инструменту, историческую приверженность к сильному государству, низкую "природную" правовую активность и инициативу. С другой стороны, не абсолютизируя роль права, следует "реальнее" относиться и к самой идее правового государства, ибо в действительности политическая власть всегда стремится вырваться из правовых рамок и "правовое государство" - это скорее идеальный тип (В.А. Четвернин). Поэтому, рассматривая современное развитие идей правового государства, следует избегать преувеличения ее роли и степени распространения. Сегодня правовое государство предстает в большей степени как конституционный принцип, лозунг, не получая пока своего полного воплощения в какой-либо стране. Ближе других к реализации данной идеи на практике подошли, например, такие государства, как Германия, Франция, Швейцария, США и др. Современному российскому обществу еще далеко до достижения идеалов правового государства, но двигаться в этом направлении необходимо. Преодолевая различные трудности и препятствия, Россия создает свой образ правового государства, который будет органичен ее истории, традициям и культуре, что и позволит ей стать подлинно свободным демократическим обществом.10

Д.МЕДВЕДЕВ:11

«…Изначально Россия формировалась, если хотите, как правовое государство, то есть как государство, в котором были собственные правила  поведения, то, что в современном  языке называется законодательство. И эти правила поведения регулировали отношения между людьми, поддерживая  общественный порядок, а, стало быть, поддерживая определённый уклад  жизни, определённые ценности. И идея правового русского государства  того периода как раз была в  общей идее справедливости: власть нужна для того, чтобы государство  развивалось, чтобы люди жили лучше, и поэтому власть должна учитывать  как интересы обычных людей, так  и их традиции, традиции разных народов, которые объединены в большой  стране. Впоследствии наше право создавало  всё новые и новые образцы, возникала всё более сложная  система права, включая уже, в  конечном счёте, Свод законов Российской империи, и впоследствии, конечно, и  в советский период, эта традиция была продолжена, и это обеспечивало опять же правовое развитие нашей  государственной жизни.

Почему я об этом говорю – потому что всякого рода негативистские концепции, отрицание  вообще правовой природы Российского  государства, пренебрежение нашими правовыми традициями, ощущение того, что мы какие-то неполноценные, вплоть до того, что нам государство занесли  откуда-то из Западной Европы, а сами мы до этого не могли додуматься, – мы все понимаем, что это, конечно, абсолютное заблуждение, и в то же время достаточно вредная вещь. Именно поэтому я считаю, что разговор именно о правовой природе Российского государства также имеет самостоятельную ценность, а если это государство правовое, изначально правовое, даже со всеми его дефектами, то в этом случае такое государство может развиваться по демократическому пути, это то, что, собственно говоря, мы сегодня и хотели бы. В противном случае мы должны прийти к иному выводу, но это бы отбросило нас в развитии на столетие назад».

Егор Альтман: Считаете ли вы Россию правовым государством?12

Егор  Альтман — экс-советник, экс-заместитель генерального директора УК «Объединенные Медиа» Советник Председателя Правления Мастер-Банка по маркетингу и внешним связям, Президент Рекламного синдиката «Идальго».

Мне Россия правовым государством не кажется. Думаю, наша главная проблема в том, что мы не привыкли уважать  и, следовательно, соблюдать законы. Я думаю, что этот «национальный  правовой нигилизм» заложен на уровне воспитания в семье еще с детства. Традиция «договариваться» в обход  закона существовала у нас всегда, и следовали ей как элиты, так  и простое население. Сложно себе представить европейскую страну, где гаишник несется за пивом  на красный свет, включив мигалки. Подобную картину я видел буквально сегодня днем. Впрочем, ситуация начала улучшаться и, думаю, эта тенденция продолжится. Страна развивается, наши граждане начали ездить за рубеж и понемногу перенимать опыт цивилизованных стран. Например, мой водитель, ездивший раньше только в Египет, недавно впервые побывал в Европе и был потрясен чистотой, порядком и уровнем жизни. Видимо, впечатления оказались настолько сильными, что он стал пропускать пешеходов на «зебре».

 

 

 

 

 

Заключение

Правовое государство – это  правовая организация государственной  власти в высоко цивилизованном культурном обществе, вмещающая в себе верховенство закона, взаимную ответственность личности и государства, разделение властей ( законодательная, исполнительная, судебная), наличие прав и свобод человека и гражданина, а так же защищенность этих прав и свобод и народный суверенитет.

 В настоящее время правовое  государство выступает больше  конституционным принципом, но  не получает пока своего полного  воплощения в какой–либо стране. Ближе других к реализации  данной идеи на практике подошли,  например, такие государства, как  Германия, Франция, США и другие. Нынешнему же российскому обществу  еще далеко до достижения идеалов  правового государства, но двигаться  в этом направлении необходимо. Преодолевая различные трудности  и препятствия, Россия найдёт  именно свой образ правового  государства, который будет соответствовать  ее истории, традициям и культуре, что и позволит ей стать  подлинно свободным демократическим  обществом.  
Итак, принципами правового государства, отличающими его от государства не правового, выступают: 

1) наиболее полное обеспечение  прав и свобод человека и  гражданина;

2) наиболее последовательное связывание  с помощью права политической  власти, формирование для государственных  структур режима правового ограничения; 

3) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; 4) федерализм;

5) верховенство закона;

6) взаимная ответственность государства  и личности;

7) высокий уровень правосознания  и правовой культуры в обществе;

8) наличие гражданского общества  и осуществление контроля с  его стороны за выполнением  законов всеми субъектами права  и др.

Итак, правовое государство – это организация  политической власти, создающая условия  для наиболее полного обеспечения  прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного  связывания с помощью права государственной  власти в целях недопущения злоупотреблений,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

    1. Баранов,  Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России
    2. Егор Альтман: Считаете ли вы Россию правовым государством? Дискуссия 17.08.09 / Москва http://www.snob.ru/agendum/entry/5372
    3. Журнал «Российское Право» в Интернете Каранин К.С.
    4. Ибраева, А.С.  Теория государства и права С 23-25
    5. Козлихин, И.Ю. Идея правового государства: история и современность.
    6. Малько, А.В. Правовое государство / А.В.Малько // Правоведение. - 1997. - № 3. – ISSN 0131-8039;
    7. Медведев, Д.А. совместное заседание президиумов  Совета по

культуре и  искусству и Совета по науке, технологиям и

образованию, посвящённое подготовке к празднованию 1150-летия

зарождения российской государственности

http://президент.рф/новости/12075#sel=10:24,11:130

 

    1. Нерсесянц , B.C. История идей правовой государственности. М., 1996
    2. Общая и прикладная политология: Учебное пособие / Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова //   М.: МГСУ; Изд-во “Союз”, 1997. – 992 с.
    3. Основы государства и права /А.В. Ильин, О.Н. Карамышев, С.П. Маврин и др. Под ред. Н.И. Мацнева. 2–е изд. СПб., 1996. С. 15–17
    4. Раянов , Ф.И. – Проблема теории государства и права. Учебный курс
    5. Учебник для вузов /Под ред. Профессора Г. Н. Манова   Теория права и государства - М. БЕК, 1996. С. 336.:
    6. Учебное пособие  Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях . Проспект, 2011 - 176 с.
    7. Юридический портал http://interlaw.dax.ru/student/15/G19.htm

 

Список использованных источников:

      1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря;
      2. Федеральный закон « О судебной системе РФ»
      3. Федеральный закон « О Статусе судей РФ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общее понятие  и характерные черты русской  философии.

Русская философия – феномен  мировой философской мысли. Ее феноменальность  заключается в том, что русская  философия развивалась исключительно  автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма  и др. В то же время русскую  философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых  проблем, порой непонятных для Запада.

Характерными чертами  русской философии являются:

сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и  язычеству;

специфическая форма выражения  философских мыслей – художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется  политической несвободной и жестокой цензурой);

целостность, стремление почти  всех философов занимается не отдельной  проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;

большая роль проблем морали и нравственности;

конкретность;                                                                 

широкое распространение  в массах, понятность простому народу.

Основы предмета русской  философии составляли:

проблема человека;

космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);

проблемы морали и нравственности;

проблемы выбора исторического  пути развития России – между Востоком и Западом (сугубо специфическая  проблема русской философии);

проблема власти;

проблема государства;

проблема социальной справедливости (данной проблемой «пропитан» значительный пласт русской философии);

проблема будущего.

Можно выделить следующие  основные этапы русской философии:

период зарождения древнерусской  философии и раннехристианской философии Руси;

философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России);

философия XVIII в.;

философия XIX в.;

русская и советская философия XХ в.

2. Ранняя русская  философия (период ее зарождения  и раннего христианства).

Период зарождения древнерусской  философии и раннехристианской философии Руси относится к IX – XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства – Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания).

Основными темами ранней русской  философии были:

моральные и нравственные ценности;

объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством;

государство;

право;

природа.

Среди наиболее ярких представителей философии указанного периода выделяются:

Иларион (основное произведение – «Слове о Законе и Благодати», в котором популяризируется и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем Руси);

Владимир Мономах (основное произведение – «Поучение», своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы добра и  зла, мужества, честности, стойкости, а  также другие морально-нравственные вопросы);

Климент Смолятич (основное произведение – «Послание пресвитеру Фоме», главная тема философии – проблемы разума, познания);

Филипп Пустынник (основное произведение – «Плач», затрагивающее  проблемы взаимоотношения души и  тела, плотского (материального) и духовного (идеального)

3. Русская философия XII – XVII вв.

Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления  и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в  истории, так и философии приходится на XIII – XVII вв. 

Главными темами, характерными для данного периода философии, являлись:

сохранение русской духовности;

христианство;

борьба за освобождение;

устройство государства;

познание.

Среди видных философов данного  периода:

Сергий Радонежский (XIV в. – философ-богослов, основными идеалами которого были сила и могущество, универсальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига;

Информация о работе Понятие и сущность правового государства