Понятие и сущность правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Тема правового государства является очень актуальной и интересной в наше время. Так как это не простое государство, а именно модель идеального государства, где охраняются права и свободы человека, закон стоит превыше всего. Иметься народный суверенитет, власти разделены на три ветви, они так же являются самостоятельными и независимыми друг от друга (судебная, исполнительная и законодательная власть), присутствует политический и идеологический плюрализм, присутствует помимо всего высокоорганизованное гражданское общество.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………........3-4
История идей правовой государственности…………………..............................5-7
Понятие и признаки правового государства……………………………………8-17
Формирование правового государства………………………...........................18-19
Теория и практика формирования правового государства в современном российском обществе……………………….......................................................20-23
Заключение………………………………………………...................................24-25
Список использованной литературы и использованных источников………………………………………………………………………26-27

Файлы: 1 файл

курсавуха.docx

— 81.71 Кб (Скачать файл)

Политический плюрариз - возможность свободного существования в обществе различных политических взглядов, школ, идеологий, политических партий и организаций с неодинаковыми целями и программами. Правовое государство немыслимо без существования многочисленных политических организаций, партий, оппозиции. Одним из главнейших признаков правового государства является наличие гражданского общества. Гражданское общество – это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп. Гражданское общество является основой для правового государства. Без гражданского общества  не  будет  правового государства. Понятие  “гражданское общество” было сформулировано такими великими мыслителями прошлого, как Аристотель, Цицерон, Г.Гроций, Т.Гоббс, Д.Локк, Гегель, К.Маркс и др.Основной идеей в гражданском обществе является  идея главенства человека в обществе,  идея самостоятельности человека, способности его самому осуществлять свою деятельность, опираясь прежде всего на нравственные принципы, уважая право. Причем государство не должно вмешиваться в жизнь гражданского общества, и только в случае нарушении права допустимо вмешательство государства. Если попытаться дать развернутую характеристику гражданского общества, то это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности,  создающее возможность достижения благополучия и реализации прав  человека  и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Гражданское общество как  структура состоит из систем:

а) социальной;

б) экономической;

в) политической;

г) духовно-культурной;

д) информационной.

Более  подробнее структура гражданского общества делится на следующие части:

1) негосударственные, социально-экономические   отношения и  институты (собственность,  труд, предпринимательство);

2) совокупность независимых  от государства производителей (частные  фирмы и т.п.);

3) общественные организации   и объединения;

4) политические партии  и движения;

5) сфера  воспитания  и негосударственного образования;

6) система негосударственных  средств массовой информации;

7) семья;

8) церковь и т.п.

Признаки гражданского общества:

– наиболее полное обеспечение  прав и свобод человека  и  гражданина;

– самоуправляемость;

– конкуренция образующих его структур и различных групп  людей;

– свободно формирующееся  общественное мнение и плюрализм;

– всеобщая информированность  и прежде всего реальное осуществление  права человека на информацию;

– жизнедеятельность  базируется на принципе  координации (в отличие  от государственного аппарата, который  построен на основе принципа субординации);

– многоукладность экономики;

– легитимность и демократический характер власти;

– правовое государство;

– сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный  уровень жизни людей и др.4

Правосознание - это одна из форм общественного сознания, отражающая право и связанные с ним  явления. В правосознании отражается не только действующее право, но и его история, а также правовые явления других обществ. Это идеи, представления о праве - о действительном и желаемом.  Правовая идеология - это систематизированные, теоретические представления о праве, которые выражаются в юридических понятиях и категориях. Это высший уровень правосознания. В правосознании выделяют и такой его уровень, как профессиональное правосознание. Субъектами его выступают представители правовых наук, профессиональные юристы-практики. Правосознание выступает как один из важных идеологических факторов, который влияет на процесс формирования права в обществе, поскольку известно, что право не может быть выше уровня развития культуры общества, его правосознания. Всякое действующее право несет в себе основные представления о праве, которые сложились в данном обществе. В концентрированном виде правосознание общества отражается в правосознании законодателей. С другой стороны, правосознание - это та духовная атмосфера, в которой происходит реализация права и чем выше в правосознании степень признания, той или иной, установленной правовой нормы, тем эффективнее эта норма реализуется, потому что в правосознании всегда происходит процесс сверки ценности, которая присутствует в правосознании, с ценностью, которая заложена в правовой норме. Совпадение или несовпадение этих ценностей и определяет в конечном счете действенность правового регулирования. Поэтому каждое государство стремится влиять на общественное правосознание, формировать в нем систему ценностей, соответствующих целям и задачам данного государства и общества и выражаемых главным образом в действующем праве. Правовая культура - часть общей культуры данного общества. Она тесно связана с правосознанием, опирается на него, но представляет собой относительно самостоятельною категорию, так как включает в себя не только социально-психологические процессы, протекающие в обществе, но юридически значимое поведение членов общества, правовую деятельность в виде правотворчества и его результатов, традиции правотворчества, практику функционирования правовых институтов в целом. Правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу - систему правовых ценностей, правовые идеалы, обеспечивающие единство и взаимодействие правовых институтов и учреждений. Правовая культура - показатель уровня и особенностей правового развития общества, зеркало его правосознания.5

  Рассмотрим основные  гарантии функциональной независимости:  
    1. Никакие органы, кроме суда, не имеют права осуществлять функции относящуюся к правосудию.  
   2. Суд в праве отказаться от рассмотрения дела, не относящегося к отправлению функции правосудия.  
   3. Недопустимость: влияния на ход и собственно на результаты процесса, прекращение или приостановление судебных дел, отмена решений и приговоров, придание обратной силы закону, устанавливающему или усиливающему юридическую ответственность, требование применения новых законов, имеющих обратную силу, по делам уже находящимся в производстве. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону. Судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. 
Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу. В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом.6

Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ, должен избегать того, что могло бы умалить  его авторитет судебной власти. Судья  так же независим, несменяем.7 Тут так же учитываются такие понятия как « судейский  индемнитет» и «судейский иммунитет».

Судейский индемнитет - невозможность  любых форм преследования судьи  за мнения, выраженные им при выполнении служебных обязанностей. 

Судейский иммунитет - невозможность  привлечения судьи к уголовной  ответственности, ареста, задержания и  т.д. без соответствующего разрешения соответствующей коллегии судей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 . Формирования правового  государства

Ф.И. Раянов предложил следующие этапы формирования правового государства8: На первом этапе происходит теоретическое осмысление идей правового государства. Второй этап  начинается когда основные теоретические выводы об идеальном государстве реализуются в документах, применяемых в конкретном государстве. На третьем этапе само общество, государство которого формально закрепила основные принципы правового государства созрело для восприятия этих принципов и оно готово создать все необходимые условия для воплощение идей правового государства в реальной жизни. И только после этого на четвертом этапе, когда государствообразующие общества становиться правовым, наступает время для реального функционирования правового государства.

Можно более глубже разобрать этот вопрос. Тем самым для формирования правового государства необходимо: 9

1. Добиться такого состояния  общества, при котором соблюдение  закона было бы выгоднее, чем  его нарушение, что предполагает  высокий уровень политического  и правового сознания людей,  политической культуры личности  и общества, понимание необходимости  сознательного участия в управлении  государственными и общественными  делами.

2. Превращение его правоохранительных  органов в рабочий механизм, активно  содействующий становлению правопорядка.

3. Децентрализация управления, разграничение  функций центральных структур  власти и органов самоуправления, а также расширение компетенций  последних.

4. Необходимо сформировать экономическую  основу общества, которой являются  производственные отношения, основанные  на многообразии форм собственности,  свободе предпринимательства. Необходима  экономическая независимость и  самостоятельность индивидуума,  поскольку только экономически  самостоятельный гражданин может  быть равноправным партнером  государства в политико-правовой  сфере.

5. Режим демократии, конституционализма  и парламентаризма, суверенитет  народа, предотвращение попыток  узурпации власти.

6. Гражданское общество, т. е.  система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение  их неотъемлемых прав и интересов  на основе самоуправления и  свободы. Лишь «разгосударствленное» общество, способное самостоятельно, без повседневного вмешательства государства решать встающие перед ним проблемы, может быть социальной базой правового государства. Государство, стремящееся к тождеству правопорядка, строит свои взаимоотношения с другими субъектами политической системы на основе закона. В механизме этих взаимоотношений государство как наиболее устойчивая, сохраняющая преемственность и обладающая наибольшим объемом властных полномочий структура является фундаментом политической системы.

7. Также необходимо создать нравственную  основу правового государства,  которую образуют общечеловеческие  принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в  демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

  1. Теория и практика формирования правового государства в современном российском обществе.

 

Если говорить о России, то в Конституции РФ закреплено, что "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления" (ч. 1 ст. 1). И хотя в данной статье прямо указывается, что правовое государство уже "есть" в России, думается, это скорее пока лишь цель, к которой необходимо стремиться. Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Он совершается также вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом (даже если этот акт является демократической конституцией) и не может стать результатом чистого законодательства. Весь данный процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело. Проблема здесь не только юридическая, хотя создание совершенной законодательной системы, способной "связать" государство, - задача первостепенной важности. Необходимо коренное преобразование социально-экономической и политической систем, в первую очередь преобразование собственности, ибо при безраздельном господстве монопольной бюрократической государственной собственности, неизбежно требующей жесткой административно-командной власти, правовое государство в принципе невозможно. Россия в современный период находится в состоянии кризиса, что обостряет те трудности и препятствия, которые стоят на пути движения к правовому государству. Среди них особое беспокойство у общественности вызывает бесперспективное положение в области прав человека, рост преступности, коррупция, расцвет бюрократизма и т.п. То есть, коррупция обозначает обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.

Преступление - это исторически  изменчивое социальное и уголовно-правовое негативное явление, представляющее собой систему преступлений, совершённых на определённой территории в тот или иной период времени.

Информация о работе Понятие и сущность правового государства