Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 14:14, курсовая работа
Поскольку речь в курсовой работе пойдет о механизме государства, то дается представление о понятии и значении механизма государства, о государственных органах и проблеме совершенствования механизма в современном Российском государстве. Мне бы хотелось начать с того, что почему я выбрала именно эту тему? Я считаю ее актуальной в наше время. Так, в качестве примера, возьмем судебные органы – сейчас до сих пор идет процесс анализа проблем судебной власти и сам процесс установления и достижения качества в их работе. Судебная реформа в России является сегодня важнейшим приоритетом и стратегической задачей, над выполнением которой работают. Однако механизм государства заключается не только в судебных органах, но также и в других специальных органах и учреждениях.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Механизм государства. Теория разделения властей как основа формирования государственного аппарата.
§1. Понятие и признаки механизма государства…………………………..4
§2. Теория разделения властей. Единство и разделение властей………..11
Глава 2. Государственный орган – главное звено механизма государства……15
Глава 3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата..24
Глава 4. Проблемы совершенствования механизма современного Российского государства………………………………………………………………………....30
Заключение………………………..………………………………………………36
Список использованной литературы……………..…………………………...37
Таким образом, значение механизма государства огромно: именно в нем проявляется практический смысл существования государства как общественного феномена.
§2. Теория разделения властей. Единство и разделение властей.
Государственный аппарат формируется из системы государственных органов, с помощью которых осуществляется государственная власть, которая делится на законодательную, исполнительную и судебную, и каждой этой власти соответствует свой орган: законодательный орган, исполнительный орган и судебный орган, наделенный определенными полномочиями. В современном мире разделение властей – характерная черта, признанный признак правового демократического государства. Сама же теория разделения властей – итог многовекового развития государственности, поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма, где невозможна свобода личности. Впервые эта теория была изложена философами Дж. Локком и Ш. Монтескье, хотя сама идея разделения властей была высказана еще Аристотелем, а в ее современной форме – Александром Гамильтоном, Джеймсоном Мэдисоном и Джоном Джеем.
Каждая из этих трех властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие этих властей поддерживает специальные организационно-правовые меры, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Таким образом, государство с помощью разделения властей, функционирует в правовом режиме.
Теория разделения властей логически достаточно последовательна. Однако политический опыт свидетельствует о том, что она нигде не была воплощена в жизнь. В одних странах равновесие властей было нарушено в пользу парламента, в других – в пользу правительства.
Таким образом, разделение властей выражается в разграничении полномочий, взаимном контроле, в системе сдержек и противовесов (сдержками и противовесами Мэдисон называл частичное совпадение полномочий трех властей) и направлена на то, чтобы препятствовать возможным злоупотреблениям Монтескье также принадлежит развитие положения о системе сдержек различных властей, без которых их разделение не было бы действенным. Он утверждал: «Необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга». Речь, по существу, идет о так называемой системе сдержек и противовесов, где баланс законодательной, исполнительной и судебной власти определяется специальными правовыми мерами, обеспечивающими не только взаимодействие, но и взаимоограничение ветвей власти в установленном правом пределах.6
С одной стороны правовое государство невозможно без разделения властей, так как это способ его организации и функционирования, а с другой стороны правовое государство само является условием и основой для эффективного разделения властей. Разделение властей – это результат и внутренне основная характеристика степени развитости права, а также условие и предпосылка для организации и функционирования государства и законности. Между органами государства власть таким образом распределена, что препятствует возникновению какой-либо неограниченной власти, что ни одному органу не принадлежит вся государственная власть в полном объеме.
Ни одна из властей не может принять на себя функции другой, но действовать обособленно она также не в состоянии. Поэтому власти должны взаимно дополнять друг друга, сохранять необходимую связь и согласованность, образуя единый «политический организм», функционирующий для блага народа.
Так как народ является единственным и первичным источником власти для государства, и в этом смысле он независим и полновластен. Он передает часть принадлежащей ему власти государственным органам и должностным лицам, то есть своим представителям на определенное время и условиях. Государство и его органы реализуют переданные им полномочия во имя интересов народа.
Что представляют из себя законодательная, исполнительная и судебная власти? Законодательная власть – это выборная народом государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также соблюдение и контроль за исполнительной властью, главным образом, в финансовой сфере. Исполнительная власть – это государственная власть, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти. Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов, которые призваны осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность.
Особое место в системе разделения властей занимает судебная власть, осуществляемая путем гласности, состязательности в рассмотрении и разрешении в судебных заседаниях споров о праве. Монополию на осуществление судебной власти имеют суды.
Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в следующем:
Для демократического общества принцип разделения властей особо важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, «рассредоточенность» государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и тоталитарную власть. Этот принцип в демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут «сдерживать» одна другую, не допускать доминирования одной из них. Например, превращение управленческой власти в авторитарную, а законодательной – во «всевластие» и тоталитарную власть, подчиняющую себе и управление, и правосудие.
Глава 2. Государственный орган – главное звено механизма государства.
Механизм государства состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом этого механизма является государственный орган.
Государственный орган – это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.
Раскрытие понятия признаков данного органа позволяет глубже познать механизм государства в целом.
Государственно-властное полномочие характеризуется во-первых, порядком формирования и деятельности органа, его структурой и компетенцией, закрепленных нормами права; во-вторых, государственный орган наделен правом издания юридических актов, который содержит обязательные общие и правовые предписания; в-третьих, установленные этими актами предписания обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, будучи одновременно с тем охраняемыми от нарушений возможностью применения принудительной силы государства, и, в-четвертых, государственный орган опирается на материальную базу и финансовые средства, которые требуются для обеспечения его компетенции.
Однако, право государственного органа выступать самостоятельным субъектом властных и иных правоотношений не принадлежит его аппарату, который призван оказывать консультативную, вспомогательную и техническую работу. Это могут быть различные отделы государственного органа, управление делами, канцелярия, бухгалтерия и другие. Аппарат государственного органа, оказывающий содействие его деятельности, но не обладающий властными полномочиями называется государственным учреждением. Иными словами, к государственным учреждениям относятся также государственные организации, выполняющие те или иные функции государства, но не наделенные властными полномочиями. Это, например, образовательные и научно-исследовательские учреждения, библиотеки, почты, телеграфы и иные учреждения. Однако среди учреждений, относящихся к числу государственных, есть и неспецифическая часть – учреждения, которые выполняют хозяйственные, научные, специально-культурные задачи, но которые не имеют властных полномочий. Больше всего таких учреждений в обществах, где государство выполняет хозяйственную и социально-культурную деятельность, и обладает большим объемом государственных имуществ. Для государственных учреждений таких, как хозяйственные предприятия, социально-культурные учреждения характерно то, что они не имеют таких властных полномочий, на основе которых должностные лица и коллегиальные органы издают юридические нормы. Принимаются ими индивидуально-регулятивные или правоохранительные решения. Такие властные полномочия могут быть только у директора, управляющего и других связанных с обеспечением служебной дисциплиной, то есть у органа управления предприятием, социально-культурным учреждением и организацией. Таким образом, основное отличие государственных учреждений от органов государства состоит в том, что результаты их деятельности выражаются не в принятии управленческих решений, а в непосредственном создании материальных или духовных благ.
В зависимости от полномочий государственные служащие делятся на три вида:
а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа. Это президенты стран, глава правительства, депутаты законодательных органов, министры и другие;
б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеуказанных лиц: помощники, консультанты, советники;
в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов: референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и другие.8
Например, согласно действующему законодательству в России выделяются: должностные лица; лица, занимающие государственные должности РФ и субъектов РФ; а также просто государственные служащие. Должностные лица и лица, занимающие государственные должности РФ и субъектов РФ имеют право самостоятельно принимать решение по их использованию.
Государственные служащие должны строго следовать высоким требованиям государственной службы.
Государственные органы имеют внутреннее строение. А именно, они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие должны и обязаны соблюдать.
Система государственных органов, так же как и их внутренняя структура, не является неизменяемой – с изменением функций государства изменяется и система его органов, а с изменением задач, возложенных на тот или иной орган, может подвергнуться изменениям содержания деятельности отдельных органов.
На систему государственных органов значительное влияние оказывают форма правления и государственное устройство. Например, в федеративном государстве учреждается более сложная система государственных органов, чем в унитарном.
Все государственные органы образуют иерархически построенную систему, то есть они находятся в определенных отношениях подчинения и действуют на основе принципа «разрешено только то, что прямо закреплено в законе». Иначе говоря, они не могут осуществлять те функции или использовать те полномочия, которые прямо не предусмотрены в акте об их образовании и компетенции.
Государственные органы классифицируются по различным основаниям.
По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они или возникают в порядке наследования или избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей. Производные же создаются первичными органами, которые наделяют их властными полномочиями. К ним относятся: исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры.
По объему властных полномочий государственные органы делятся на высшие и местные. Здесь следует заметить, что не все местные органы являются государственными – это, например, органы местного самоуправления. Между высшими и местными органами имеются отличия, они заключаются в том, что высшие органы государства наиболее полно представляют государственную власть, которая распространяется на территорию всего государства, то местные органы государства функционируют в административных единицах (графствах, округах, уездах, провинциях и других) и их полномочия распространяются только на эти регионы.
По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции имеют право решать широкий круг вопросов, охватывающий многие сферы общественной жизни: экономику, культуру, здравоохранение, охрану правопорядка и так далее. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной компетенции, в отличие от общей, руководят какой-то одной, относительно узкой, сферой. Например, министерство финансов или министерство юстиции выполняет какую-то одну функцию, которая на него была возложена.
По порядку принятия решений органы делятся на коллегиальные и единоличные. Причем дело здесь не в количестве конкретных граждан, занятых в деятельности того или иного органа (например, число сотрудников Администрации Президента РФ, являющегося единоличным органом государственной власти, в несколько раз больше аппарата Правительства России, который относится в число коллегиальных органов), а в самом способе принятия решения. То есть единоличный орган принимает решение путем самостоятельного волеизъявления, а коллегиальный – большинством граждан, которые уполномочены законом или иными нормативно-правовыми актами принимать решения в пределах своей компетенции.
Также органы бывают выборные и назначаемые. В чем же заключается принцип их классификации? В том, что выборные органы формируются путем избрания их гражданами или выборными лицами и органами на определенный срок. Где важнейшие принципы этой процедуры – это принцип свободных выборов и периодическая сменяемость состава выборных органов власти. В отличие от выборных, назначаемые в органы претенденты зависят от воли назначающих их лиц или органов, которые, как правило, лишены возможности свободного выбора кандидата. Поэтому при назначении выдвигаются более жесткие, чем при выборах требования – это прежде всего профессиональные требования, а также ответственность этих лиц, и можно сказать, отсутствие ограничений на сроки пребывания в должности.
Информация о работе Понятие механизма (аппарата) современного государства