Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 14:14, курсовая работа
Поскольку речь в курсовой работе пойдет о механизме государства, то дается представление о понятии и значении механизма государства, о государственных органах и проблеме совершенствования механизма в современном Российском государстве. Мне бы хотелось начать с того, что почему я выбрала именно эту тему? Я считаю ее актуальной в наше время. Так, в качестве примера, возьмем судебные органы – сейчас до сих пор идет процесс анализа проблем судебной власти и сам процесс установления и достижения качества в их работе. Судебная реформа в России является сегодня важнейшим приоритетом и стратегической задачей, над выполнением которой работают. Однако механизм государства заключается не только в судебных органах, но также и в других специальных органах и учреждениях.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Механизм государства. Теория разделения властей как основа формирования государственного аппарата.
§1. Понятие и признаки механизма государства…………………………..4
§2. Теория разделения властей. Единство и разделение властей………..11
Глава 2. Государственный орган – главное звено механизма государства……15
Глава 3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата..24
Глава 4. Проблемы совершенствования механизма современного Российского государства………………………………………………………………………....30
Заключение………………………..………………………………………………36
Список использованной литературы……………..…………………………...37
На механизм государства, классификацию его высших органов непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.
Законодательные органы. К их числу относятся законодательные учреждения и местные органы власти. Основным назначением законодательных органов является законодательная деятельность. К высшим органам законодательной власти относятся парламенты. Одной из важнейших их функций является принятие законов, поскольку только парламент представляет суверенитет народа в современном обществе. В соответствии с принципом разделения властей законодательная власть является наиболее важной, поэтому законодательный орган занимает главенствующее положение в механизме государства.
Расцвет парламентаризма приходится на период становления и развития буржуазного государства.9 Именно тогда сложился круг его полномочий: принятие законов, утверждение бюджета, контроль над правительством в форме запросов и обсуждения его деятельности, выражение доверия или недоверия и так далее.
С условием общественной жизни, в ход социального и научно-технического прогресса обычно наблюдается возрастание роли правительства и снижение роли парламента.10
Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. В федеративных государствах состоят из двух палат – нижней и верхней, которые обладают одинаковыми законодательными полномочиями. Двухпалатная парламентская система есть в некоторых унитарных государствах, так как стремятся к более устойчивому равновесию сил между исполнительной и законодательной властями, при котором ничем не ограниченная власть одной палаты сдерживается созданием второй палаты, которая формируется на другой основе (например, Палата общин и Палата лордов в Англии). Однопалатные парламенты существуют в небольших странах (Дания, Финляндия).
В президентских республиках парламент в формально-юридическом смысле более независим, так как не может быть распущен президентом. Законодательная инициатива принадлежит в основном депутатам. Однако и в этом случае президент имеет много путей воздействия на парламент.
В зависимости от формы правления государства парламент в той или иной мере участвует в процедуре назначения главы правительства и кабинета, оказывая влияние на структуру, персональный состав и характер деятельности правительства.
Наряду
с высшими органами в каждой стране имеются
местные органы. Они также имеют представительный
характер и действуют в пределах соответствующих
административно-
Исполнительные органы представлены целой системой органов во главе с правительством, а также этот орган представлен министерствами, ведомствами и другими центральными учреждениями.
Правительство – это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране.
В чем же проявляется исполнительная и распорядительная деятельность? Исполнительная деятельность проявляется в том, что исполнительные органы выступают как непосредственные исполнители требований, содержащихся в актах органов государственной власти. Распорядительная деятельность выражается в том, что они принимают меры и обеспечивают путем издания собственных актов (распоряжений) и выполнение подчиненными им органами данных требований.
Всю свою деятельность исполнительные органы осуществляют на основе законов и во исполнение законов.
В зависимости от характера, объема и содержания полномочий они подразделяются на органы общей, отраслевой и специальной компетенции. Органы общей компетенции (например, совет министров) объединяют и направляют работу по руководству всеми или большинством отраслей государственной деятельности. Органы отраслевой и специальной компетенции (министерства, различные государственные комитеты, специальные ведомства) осуществляют руководства лишь отдельными отраслями.
Некоторые главы государств формируют правительство, а другие формируются на основе парламентских выборов (как, например, в Великобритании партия, победившая на выборах, формируют правительство).
В унитарном государстве образуется одно правительство. В федеративном государстве существуют правительство общефедеративное и правительство членов федерации.
Правительство осуществляет общее руководство, координацию и надзор за министерствами и департаментами. Правительство разрабатывает программы по экономическому развитию государства, по социальному обеспечению граждан, по культурному развитию. В некоторых государствах правительство наделено правом законодательной инициативы.
Так, в Российской Федерации высшим исполнительным органом является Правительство РФ, возглавляемое Председателем, который по представлению Президента утверждается Государственной Думой. В эту систему входят федеральные ведомства (министерства) с их органами на местах.
Судебные органы – это органы осуществляющие правосудие. Суды осуществляют правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и административных дел в установленном законами данного государства процессуальном порядке. В современных странах деятельность судов направлена на обеспечение конституционных устоев, охрану законных прав и интересов граждан и организаций. Система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти.
Так как суд независим от других властей он опирается только на закон и только ему подчиняется. При осуществлении правосудия суд руководствуется такими демократическими принципами, как равенство всех перед законом и судом, участие присяжных заседателей, право обвиняемого на защиту, гласность судопроизводства.
Значительную роль в механизме государства некоторых стран играет система органов прокуратуры. Прокуратура призвана осуществлять надзор за исполнением законов органами, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Органы прокуратуры осуществляют также надзор за соблюдением законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах, в местах заключения, при исполнении наказаний и других мер принудительного характера, назначаемых судами.
Глава 3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
Под принципами организации и деятельности государственного аппарата следует понимать наиболее важные, ключевые идеи и положения, лежащие в основе его построения и функционирования. Кроме того, они раскрывают социально-классовую сущность и социальное содержание и назначение, а также основные цели и задачи государственного аппарата. Принцип требует, чтобы его придерживались и соблюдали.
Принципы организации и деятельности государственного аппарата разрабатывались, обосновывались и претворялись в жизнь в процессе всей многовековой деятельности государственных аппаратов многих стран, приживались и развивались, а другие, относящиеся чаще всего к процессу организации и деятельности государственных аппаратов отдельных стран, по мере происходящих в этих странах изменений, отпадали.
Так, в качестве примера можно привести СССР, где совсем до недавнего времени, то есть до его разрушения, в качестве наиболее важных принципов организации и деятельности аппарата в нашей стране считались: принцип партийного руководства; подчинения аппарата политике; принцип широкого участия масс в управлении делами общества и государства, в деятельности государственного аппарата; принцип демократического централизма; гласности; социалистической законности; интернационализма и социалистического федерализма; принцип равноправия национальностей; научного планирования, координации, учета и контроля деятельности аппарата и другие.11
Но после распада СССР и произошедшие изменения в государственном механизме России за последние годы, многие из этих принципов полностью себя исчерпали. Вместо них стали применяться другие принципы, которые отвечают новому времени и интересам и потребностям правящих кругов вновь пришедших к власти.
Однако, несмотря на то, что отдельные государства имеют свои особенности и происходящие в них изменения в организации и деятельности государственных аппаратов разных стран, имеются также общие принципы. Если точнее говорить, то общие принципы понимаются как общие требования, предъявляемые к процессу организации и деятельности государственных аппаратов разных стран, существуют и реализуются.
Среди такого рода принципов можно назвать принцип законности, конституционности, принцип высокого профессионализма государственных служащих, включающих требования профессиональной этики, принцип построения и структуры государственного аппарата и принцип его эффективности и другие.
Как эти, так и другие принципы находят свое закрепление в конституционных актах и в специальных законах, где издание последних иногда предусматривает в Конституциях.
Говоря о принципах формирования и деятельности государственного аппарата, следует вести речь о них применительно ко всей системе органов государства. Хочу заметить, что в разной научной и учебной литературе нельзя встретить единство по той причине, что выделение тех или иных положений как основополагающих носит оценочный характер.
К принципам организации и деятельности государственного аппарата относят:
Также к принципам организаций и деятельности государственного аппарата относятся: принцип демократизма, который выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании организации деятельности государственных органов, а также позволяющий учитывать интересы большинства граждан государства, традиции, обычаи, их религиозные воззрения и национальную культуру.
В качестве примера можно привести нашу страну, где принцип федерализма в организации деятельности государственного аппарата определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города федерального назначения, автономные области, автономные округа. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты в Российской Федерации равноправны между собой.
Так, согласно статье 2 (пункт 3) Конституции РФ, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов осуществляется настоящей Конституцией, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Соответственно, как записано в статье 77 (пункт 2) Конституции, пределом ведения РФ и ее полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Также наряду с этими принципами можно встретить в различных научных или учебных пособиях такие, как принцип централизма, принцип коллегиальности и единоначалия, принцип координации деятельности государственных органов, выражающийся в их взаимодействии «горизонтали», принцип иерархичности в построении и принцип субординации – в деятельности государственного аппарата, выражающееся в подчиненности и подотчетности нижестоящего органа вышестоящему, и принцип сочетания выборности и назначаемости при формировании государственного аппарата.13
Информация о работе Понятие механизма (аппарата) современного государства