Понятие парламента и его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:28, контрольная работа

Описание работы

В соответствии с концепцией разделения властей первое место среди ветвей государственной власти принадлежит законодательной. Исполнительная и судебная власть хотя и имеют сферу своей деятельности, но действуют от имени и во исполнение закона.
Законодательная власть – это право и возможность издавать общеобязательные нормативные акты государственного значения, имеющие наиболее общий характер, т.е. устанавливать правила, определяющие основы общественно значимого поведения и деятельности физических и юридических лиц, граждан, должностных лиц, органов и учреждений государства, общественных объединений. Законодательная власть рассматривается как выражение воли всего народа, его интересов, народного суверенитета.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..2
1. Понятие парламента и его структура: …………………………………..3-6
1.1. Понятие парламента ………………………………………………3
1.2. Структура парламента …………………………………………3- 4
1.3. Формирование палат парламента…………………...................4-5
1.4. Прекращение полномочий палат ……………………………...5- 6
2. Правовое положение члена парламента:………………………………...7- 8
2.1. Права и привилегии членов парламента ………………………...7
2.2. Обязанности депутата …………………………………………….8
3. Внутренняя организация парламента и его палат: ………….................9-11
3.1.Виды органов парламента ………………………………………...9
3.2.Внутренние органы парламента ……………………………...9 -10
3.3.Органы при парламенте ………………………………………….10
3.4.Аппарат парламента …………………………………..............10-11
4. Полномочия парламента:……………………………………….............12-13
4.1.Классификация парламента с точки зрения их полномочий……12
4.2.Полномочия парламента…………………………………………12
4.3.Контроль парламента за деятельностью исполнительной власти и других высших органов власти..13
5. Порядок работы парламента ………………………………………………14
6. Законодательный процесс …………………………………………….15 - 16
Заключение ………………………………………………………………........17
Литература …………………………………………………………….............18

Файлы: 1 файл

парламент.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)


ПЛАН РАБОТЫ:

 

Введение ………………………………………………………………………..2

 

  1. Понятие парламента и его структура: …………………………………..3-6

 

1.1. Понятие парламента ………………………………………………3

1.2. Структура парламента …………………………………………3- 4

1.3. Формирование  палат парламента…………………...................4-5

1.4. Прекращение полномочий палат ……………………………...5- 6

 

2. Правовое положение члена парламента:………………………………...7- 8

 

2.1. Права и привилегии членов  парламента ………………………...7

2.2. Обязанности депутата …………………………………………….8

 

3. Внутренняя организация парламента и его палат: ………….................9-11

 

3.1.Виды органов парламента ………………………………………...9

3.2.Внутренние органы парламента ……………………………...9 -10

3.3.Органы при парламенте ………………………………………….10

3.4.Аппарат парламента …………………………………..............10-11

 

4. Полномочия парламента:……………………………………….............12-13

 

4.1.Классификация парламента с  точки зрения их 

полномочий……………………………………………………………………12

4.2.Полномочия парламента…………………………………………12

4.3.Контроль парламента за деятельностью  исполнительной власти и других высших органов власти …………………………………................13

 

5. Порядок работы парламента ………………………………………………14

 

6. Законодательный процесс …………………………………………….15 - 16

 

Заключение ………………………………………………………………........17

 

Литература …………………………………………………………….............18

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

     В соответствии с  концепцией разделения властей  первое место среди ветвей  государственной власти принадлежит  законодательной. Исполнительная  и судебная власть хотя и  имеют сферу своей деятельности, но действуют от имени и во исполнение закона.

     Законодательная власть  – это право и возможность  издавать общеобязательные нормативные  акты государственного значения, имеющие наиболее общий характер, т.е. устанавливать правила, определяющие  основы общественно значимого поведения и деятельности физических и юридических лиц, граждан, должностных лиц, органов и учреждений государства, общественных объединений. Законодательная власть рассматривается как выражение воли всего народа, его интересов, народного суверенитета. Поэтому законы имеют высшую юридическую силу и приоритет перед актами исполнительной власти: акты президентов, правительств, решения судов не могут противоречить закону. Лишь органы конституционного контроля могут лишить закон действия, в случае если они признают, что закон противоречит конституции.1

     Законодательная власть  осуществляется, прежде всего, общегосударственным представительным органом, а субъектах федерации, в автономиях политического характера – также местными законодательными органами. Общегосударственный представительный орган может иметь разные названия, но за ним утвердилось обобщенное название «парламент», которое используется теперь и в некоторых конституциях. Однако в ряде стран научное, конституционно – правовое понятие парламента не исчерпывается только высшим представительным учреждением, а имеет более сложное содержание. Во многих странах парламент не является единственным общегосударственным законодательным органом: законы могут издавать и другие органы, абсолютные монархи. Кроме того, акты, имеющие, по существу, силу закона, издаются органами исполнительной власти на основе делегирования им соответствующих полномочий парламентом или на основе принадлежащей им по конституции регламентарной власти. 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ ПАРЛАМЕНТА и ЕГО СТРУКТУРА

 

 

    1.  ПОНЯТИЕ ПАРЛАМЕНТА

 

     Слово «парламент»  происходит от французского глагола «говорить», но родиной парламента считается Великобритания. Хотя предшественником парламента были представительные органы рабовладельцев и других свободных лиц в Древней Греции и Древнем Риме, а также сословно – представительные учреждения в Европе, происхождение современного парламента связывают событиями 13 – 14 вв. в Англии, когда власть короля была ограничена собранием крупных феодалом, высшего духовенства, представителями городов и сельской местности.

     Современный парламент  – это высший орган народного  представительства, выражающий суверенную  волю народа, призванный регулировать  важнейшие общественные  отношения, главным образом, путем принятия законов, образующий полностью или частично некоторые высшие органы государства, осуществляющий контроль за деятельностью высших органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Такой контроль осуществляет преимущественно нижняя палата парламента, избираемая непосредственно гражданами. Кроме того, парламент в ряде стран определяет основы внешней и внутренней политики государства, ратифицирует международные договоры, принимает иные акты.

    Производным от слова «парламент» является термин «парламентаризм». Марксистско – ленинская концепция конституционного права традиционно отвергает значение парламента и парламентаризм как систему управления государством, требуя заменить и действительно заменяя их на практике системой советов.

   Значение парламента отвергается, хотя и с других позиций, фундаменталисткими мусульманскими концепциями, основанными на идее халифата, когда взамен парламента создается совещательный орган при правителе. Однако в большинстве мусульманских стран парламент все же избирается, но его роль иногда ограничивается консультативными полномочиями. В демократических государствах парламентаризм означает разделение законодательного и управленческого труда, высокую роль парламента в управлении государством, контроль парламента в отношении администрации. Парламент является выражением интересов различных политических сил, ареной поиска компромиссов. В более узком значении парламентаризм – это формирование правительства парламентом и его ответственность перед ним вплоть до увольнения в отставку.3

 

1.2.СТРУКТУРА ПАРЛАМЕНТА

 

    Различные исторические  пути создания парламента, повлияли на неодинаковое представление о его структуре в разных странах. В странах англосаксонского права, где парламент зарождался в противоборстве феодалов с монархом и лишь затем, в его состав вошли представители простонародья, он рассматривается как триединое учреждение: глава государства, верхняя палата и нижняя палата. Теоретически считается, что лишь монарх в совете со своими лордами и представителями общин может принимать законы. В тех странах, где имеет влияние английское право, но существует свой президент, он составляет часть парламента, а там, где нет верхней палаты, парламент – это глава государства и однопалатное представительное учреждение. В этом случае парламент – двуединый.

 

 

 

 

    В тех странах, где  парламент возник на базе отделения  представителей «третьего состояния»  от знати и духовенства в  сословно – представительном  учреждении, он тоже двуединый,  но по - другому. Глава государства не входит в понятие парламента. Он включает лишь две палаты. Эти палаты бывают по конституции равноправными. Но даже в этом случае на практике теперь главную роль играет не верхняя палата, а нижняя. Нередко у верхней палаты остались очень скромные полномочия. В России также основная роль в процессе законодательства принадлежит Государственной Думе и по Конституции, и на практике.

   Существует понятие парламента, состоящего только из одной  палаты. Это имеет место в некоторых  странах Азии, Африки, где по традиции  президент (монарх) не рассматривается как составная часть парламента, а верхней палаты нет.

   В отличие от нижней  палаты, которая формируется прямыми  выборами, верхняя палата в демократических странах бывает назначаемой, избранной целиком косвенными выборами, формируемой в основном по признаку наследования высокого дворянского звания и его присвоения монархом. Иногда при назначаемости палаты определенная часть ее членов должна быть назначена из оппозиции. Нижняя палата обычно переизбирается целиком, в верхней - существует принцип ратации: сенаторы обновляются частями. Кроме того, нередко сенаторы избираются на более длительный срок, чем депутаты.

    Различные структуры  парламента имеют свои плюсы  и минусы. Включение в его состав монарха приводит к блокированию прогрессивных законов. Однако, во – первых, в настоящее время многие монархи лишены конституциями право вето, другие его по традиции не применяют, да и вообще не оказывают влияния на законодательный процесс. В развивающихся странах монарх активен, но не входит в понятие парламента. Во – вторых в некоторых развитых странах бывают теперь такие монархи, которые придерживаются демократических позиций и действуют соответствующим образом.

   Включение в состав парламента  президента с правом вето по  отношению к законам имеет более важное значение. Но в парламентарной республике он действует по совету правительства, сформированного той же партией, располагающей большинством в парламенте и свое право не применяет. В президентской республике, где вето может быть эффектным, президент в состав парламента не входит, парламент может обойтись без его подписи.

   Двухпалатная структура  парламента возникает в основном  как способ более аристократической верхней палаты сдерживать излишний радикализм простонародья нижней. В принципе это дает возможность более всестороннего подхода к принятию закона – документа. регулирующего важнейшие вещественные отношения. Однако это замедляет законодательный процесс, особенно если верхняя палата употребляет свое право вето.

   Во многих развивающихся странах считается, что двухпалатная структура мешает срочному принятию законов, необходимых для социально – экономического развития. Поэтому во многих из них существуют однопалатные парламенты. Правда, в последние годы все чаще возникают двухпалатные парламенты.

 

1.3. ФОРМИРОВАНИЕ ПАЛАТ ПАРЛАМЕНТА

 

   Парламент состоит из  его членов. Члены нижней палаты  обычно называются депутатами  или представителями, члены верхней  палаты – сенаторами. Члены однопалатного  парламента – депутаты. Во  многих  парламентах есть только избранные (прямыми или косвенными выборами) депутаты и сенаторы. В отдельных странах есть небольшое количество назначенных президентом членов парламента. В России члены Совета Федерации занимают места по должности, в Палате лордов в Великобритании – по наследству, а также в связи с присвоением дворянского звания. В состав парламента иногда также входят их заместители, а в единичных федеративных государствах – делегаты от территорий, владений, федерального округа, ассоциированных государств, не являющихся субъектами федерации. Порядок занятия ими места в парламенте и их правовое положение неодинаковы.

   Депутаты нижней палаты  и однопалатного парламента избираются  обычно на 4 – 5 лет либо непосредственно  гражданами, либо путем многостепенных  выборов. Часть членов парламента может избираться косвенными выборами. В некоторых странах резервируются места для сторонников определенных религий и национальностей, а также для женщин. Эти места тоже замещаются путем непрямых выборов. Иногда в однопалатные парламенты президент может назначить небольшое число лиц, имеющих особые заслуги перед отечеством. Правильность избрания депутатов проверяет либо сам парламент, либо орган конституционного контроля, верховный суд, специальный избирательный трибунал.

   Верхняя палата формируется различными способами: путем прямых и косвенных выборов, назначения, занятия места по должности. Прямые выборы сенаторов гражданами предусмотрены в США, в Бразилии, в Италии, в Японии, Румынии и многих других странах. Путем косвенных выборов формируется сенат во Франции, где избирательную коллегию в каждом регионе составляют члены нижней палаты от данного региона и советники различных муниципальных органов. Полностью назначаются верхние палаты главой государства в Канаде, Иордании, Таиланде, Ямайке. В Германии члены верхней палаты назначаются правительствами земель. Несколько членов верхней палаты могут назначаться главой государства. В Великобритании места в палате лордов занимают по наследству дворяне, имеющие титул не ниже барона, а также лица, которым такой титул пожалован королевой по представлению кабинета министров.

   В федерациях верхняя  палата либо формируется на  паритетной основе, т.е. от определенных  регионов избирается, назначается,  делегируется одинаковое число  сенаторов, либо представительство в ней зависит от числа жителей в субъектах федерации. В унитарном государстве число сенаторов также зависит нередко от численности населения региона.

   Нижняя палата и однопалатный  парламент переизбираются целиком.  К верхней палате часто применяется принцип ротации: сенаторы избираются на более длительный срок и палата обновляется по частям. Во многих странах верхняя палата избирается на тот же срок, что и нижняя.

 

1.4. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПАЛАТ

 

    Парламент прекращает  свои полномочия после избрания нового состава, как только этот состав приступит к работе. Он может быть распущен досрочно. Очень редко главой государства распускаются обе палаты. Обычно роспуску подлежат лишь нижняя палата и однопалатный парламент, а верхняя палата лишь прекращает свои полномочия на время роспуска нижней палаты. Если верхняя палата избрана на более длительный срок, чем нижняя, то после избрания новой нижней палаты верхняя возобновляет свою деятельность. Бывает и так, что верхняя палата вправе осуществлять свои полномочия в отсутствие нижней палаты и даже в какой – то мере, замещать ее, давая согласие на издание президентом временных актов с силой закона.

Информация о работе Понятие парламента и его структура