Понятие парламента и его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:28, контрольная работа

Описание работы

В соответствии с концепцией разделения властей первое место среди ветвей государственной власти принадлежит законодательной. Исполнительная и судебная власть хотя и имеют сферу своей деятельности, но действуют от имени и во исполнение закона.
Законодательная власть – это право и возможность издавать общеобязательные нормативные акты государственного значения, имеющие наиболее общий характер, т.е. устанавливать правила, определяющие основы общественно значимого поведения и деятельности физических и юридических лиц, граждан, должностных лиц, органов и учреждений государства, общественных объединений. Законодательная власть рассматривается как выражение воли всего народа, его интересов, народного суверенитета.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..2
1. Понятие парламента и его структура: …………………………………..3-6
1.1. Понятие парламента ………………………………………………3
1.2. Структура парламента …………………………………………3- 4
1.3. Формирование палат парламента…………………...................4-5
1.4. Прекращение полномочий палат ……………………………...5- 6
2. Правовое положение члена парламента:………………………………...7- 8
2.1. Права и привилегии членов парламента ………………………...7
2.2. Обязанности депутата …………………………………………….8
3. Внутренняя организация парламента и его палат: ………….................9-11
3.1.Виды органов парламента ………………………………………...9
3.2.Внутренние органы парламента ……………………………...9 -10
3.3.Органы при парламенте ………………………………………….10
3.4.Аппарат парламента …………………………………..............10-11
4. Полномочия парламента:……………………………………….............12-13
4.1.Классификация парламента с точки зрения их полномочий……12
4.2.Полномочия парламента…………………………………………12
4.3.Контроль парламента за деятельностью исполнительной власти и других высших органов власти..13
5. Порядок работы парламента ………………………………………………14
6. Законодательный процесс …………………………………………….15 - 16
Заключение ………………………………………………………………........17
Литература …………………………………………………………….............18

Файлы: 1 файл

парламент.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

         Составить  свой законопроект и предложить  его может любое физическое  или юридическое лицо. Парламент  обязан рассматривать только проекты, внесенные органами и должностными лицами, пользующимися по конституции правом законодательной инициативы. Право законодательной инициативы не означает, что парламент должен принять положительное решение, он лишь обязан выразить свое отношение к проекту. Законопроекты остальных лиц не порождают никаких юридических последствий.

         Правом  законодательной инициативы обладают  глава  государства, палаты  парламента, их постоянные комиссии, правительство, группы депутатов  определенной численности, отдельные депутаты, некоторые органы государства.

        Некоторые  законопроекты, например о государственном бюджете, может вносить только правительство. Инициатива пересмотра конституции в отдельных странах должна исходить от главы государства.

        Обсуждение  законопроекта состоит из нескольких  стадий, каждое обсуждение на  пленарном заседании палаты называется  чтением, работа над законопроектом  в постоянной комиссии называется  комитетской стадией.

       Обычно бывают  три чтения, но иногда при принятии срочных законопроектов их число сокращается. При принятии срочных, не вызывающих разногласий, особо важных законов комитетская стадия, особенно в странах англосаксонского права, может быть заменена заседанием комитета всей палаты, т.е. пленарным заседанием, но проходящим по иной процедуре. Каждому чтению может предшествовать комитетская стадия – обсуждение в соответствующей постоянной комиссии, а после нее – доклад и содоклад на пленарном заседании парламентского меньшинства.

       В первом чтении обсуждается принципиальные положения проекта. Иногда зачитывается только заголовок или автор делает сообщение, за которым следует обсуждение. После этого происходит голосование. При отрицательном решении, проект снимается с повестки дня, при положительном – передается в постоянную комиссию, соответствующую профилю проекта. В других случаях проект сразу передается в комиссию без рассмотрения на пленарном заседании палаты.

      Второе чтение происходит с докладом автора проекта и содокладом постоянной комиссии. На этой стадии обсуждается и голосуется каждая статья проекта, обсуждаются и голосуются поправки. Для ограничения времени прений используется также прием «гильотина» - заранее назначается время прекращения прений, и те, кто уже записался, но не получил слова, лишаются возможности выступить. Нельзя выступать дважды. В верхней палате регламент для выступлений, как правило, отсутствует.

      Обсуждение на  пленарном заседании бывает двух  видов: свободное и фракционное.  Свободное обсуждение предполагает, что выступать может каждый депутат и что, он высказывая свое отношение к проекту не связан фракционной дисциплиной. К свободному обсуждению в современных парламентах прибегают весьма редко. Обычно обсуждение бывает фракционным, когда от имени фракции выступает ее руководитель или другое уполномоченное им лицо. Решение об этом принимается на фракции заранее, как и решение о принципиальном отношении к проекту. Выступающий дает оценку проекту, вносит предложения о его принятии, отклонении. изменении или дополнении. При системе фракционного принуждения члены фракции обязаны выступать и голосовать по решению партийного руководства.

       В третьем чтении  обсуждается и голосуется проект  в целом. На этой стадии возможны  только редакционные поправки. После  этого представители фракций могут выступать только с кратким заявлением по мотивам голосования, объясняя свою позицию.

       Принятие закона  осуществляется путем голосования  на пленарном заседании и требует  определенного большинства.

       Члены парламента голосуют разными способами: с помощью электронной системы, бюллетенями, поднятием руки, путем разделения, аккламацией, в ответственных случаях используется поименное голосование.

       Поскольку законопроект  становится законом, только если  он принят в одинаковом тексте в обеих палатах, после принятия в одной палате он поступает в другую. Одна из палат, обычно верхняя, может не согласится с текстом, принятым другой палатой. Тогда возникает вопрос о преодолении разногласий палат.

       При разногласиях  палат применяется несколько способов их преодоления: 1). правило «челнока»: проект переходит из одной палаты в другую, пока не будет принят в одинаковом тексте; 2) создание согласительной комиссии из равного числа представителей обеих палат; 3) созыв совместного заседания обеих палат с общим голосованием. Так как нижняя палата почти всегда многочисленней верхней, закон принимается в редакции нижней палаты. Наконец, вето верхней палаты может быть преодолено вторичным принятием закона нижней палатой, но в этом случае обычно требуется квалифицированное большинство. В некоторых странах достаточно простого большинства списочного состава палаты.

      Особый порядок  установлен для принятия бюджетных  и финансовых законов. Законопроект  о бюджете вносится только  исполнительной властью, поправки депутатов, предлагающие увеличение расходов, снижение доходов, в большинстве стран невозможны, сроки обсуждения проекта ограничены. Если бюджет не будет принят в установленный срок, правительство может временно ввести в действие проект бюджета или продлить бюджет прошлого года. Финансовые законопроекты всегда вносятся только в нижнюю палату, часто по отношению к таким законам верхняя палата вето не имеет.

      Промульгация и  издание закона. После принятия  закона парламентом наступает стадия промульгации закона главой государства. Промульгация включает несколько элементов. Это удостоверение закона и того факта, что он принят по должной процедуре, подписание закона, распоряжение о его публиковании и исполнении. Глава государства имеет право не подписать закон, и тогда он не вступает в силу.

       Закон вступает  в силу с момента опубликования,  в указанный в нем срок или  предусмотренный законодательством  страны срок вступления законов  в силу. Сложные законы, затрагивающие  широкий круг регулируемых отношений, обычно вступает в силу через несколько месяцев, что специально оговаривается в особых законах о введении кодексов в силу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

      В настоящее время  в связи с усложнением жизни  в современном информационном  обществе, возрастанием роли исполнительной власти, необходимостью все более широкого привлечения для процессов управления специалистов, технических средств, расчетов, вычислительной техники значение парламента, особенно при решении конкретных вопросов, где нужны специальные знания, может снижаться. В связи с этим в западной науке возникла концепция рационализованного парламентаризма и предприняты необходимые конституционные меры для этого. Однако и при этом снижение роли парламента не является безусловным, за ним остается последнее слово в решении принципиальных вопросов, в том числе о правах человека.

     Значение парламента в современном обществе огромно. Он является выразителем интересов различных политических сил, ареной поиска компромиссов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Баглай М.В. Конституционное право РФ:  Учебник. -  М., 1999. - 218 с.
  2. Баглай М.В. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - М., 2000 г. – 345 с.
  3. Чернаков А.Э. Введение в сравнительное правоведение: Учебное пособие. – СПб., 2004.  - 208 с.
  4. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. -  М., 1999. - 418 с.
  5. Чиркин В.Е. Современное государство. – М., 2001. – 416 с.
  6. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление: Учебник. – М., 2004. – 320 с.
  7. Шайо А. Самоограничение власти: Краткий курс конституционализма: Учебник. -  М., 1999.  – 122 с.
  8. Шаповалов В.Ф. Россиеведение: Учебное пособие. – М., 2001 – 576 с.

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Чиркин В.Е. Современное государство. – М., 2001. – 416 с.

2 Чиркин В.Е. Современное государство. – М., 2001. – 416 с.

3 Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. – М., 270-272 с.

4 Чиркин В.Е. Современное государство. – М., 2001. – 416 с.


Информация о работе Понятие парламента и его структура