Понятие парламента и его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:28, контрольная работа

Описание работы

В соответствии с концепцией разделения властей первое место среди ветвей государственной власти принадлежит законодательной. Исполнительная и судебная власть хотя и имеют сферу своей деятельности, но действуют от имени и во исполнение закона.
Законодательная власть – это право и возможность издавать общеобязательные нормативные акты государственного значения, имеющие наиболее общий характер, т.е. устанавливать правила, определяющие основы общественно значимого поведения и деятельности физических и юридических лиц, граждан, должностных лиц, органов и учреждений государства, общественных объединений. Законодательная власть рассматривается как выражение воли всего народа, его интересов, народного суверенитета.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..2
1. Понятие парламента и его структура: …………………………………..3-6
1.1. Понятие парламента ………………………………………………3
1.2. Структура парламента …………………………………………3- 4
1.3. Формирование палат парламента…………………...................4-5
1.4. Прекращение полномочий палат ……………………………...5- 6
2. Правовое положение члена парламента:………………………………...7- 8
2.1. Права и привилегии членов парламента ………………………...7
2.2. Обязанности депутата …………………………………………….8
3. Внутренняя организация парламента и его палат: ………….................9-11
3.1.Виды органов парламента ………………………………………...9
3.2.Внутренние органы парламента ……………………………...9 -10
3.3.Органы при парламенте ………………………………………….10
3.4.Аппарат парламента …………………………………..............10-11
4. Полномочия парламента:……………………………………….............12-13
4.1.Классификация парламента с точки зрения их полномочий……12
4.2.Полномочия парламента…………………………………………12
4.3.Контроль парламента за деятельностью исполнительной власти и других высших органов власти..13
5. Порядок работы парламента ………………………………………………14
6. Законодательный процесс …………………………………………….15 - 16
Заключение ………………………………………………………………........17
Литература …………………………………………………………….............18

Файлы: 1 файл

парламент.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

     Палаты в случае необходимости создают временные комиссии – следственные, ревизионные, редакционные. Такие комиссии тоже бывают объединенными. Особого рода временная комиссия – комиссия всей палаты – известна странам с влиянием англосаксонского права. Она представляет собой своего рода юридическую фикцию: палата принимает решение о преобразовании ее в комиссию для ускорения процедуры рассмотрения неотложных законопроектов, не имеющих существенного значения, не вызывающих разногласий.

     Во многих палатах  создаются бюро палаты или  советы старейшин. Такое бюро  – это не орган по руководству  заседанием. Бюро или совет старейшин  обычно состоит из председателя палаты, его заместителей, председателей постоянных комиссий, представителей партийных фракций. На заседаниях совета старейшин и бюро решаются некоторые организационные вопросы.

    В парламентах часто  избирается, обычно из числа молодых  депутатов, несколько квесторов, в обязанности которых входит поддержание порядка в зале заседаний, в кулуарах, а также подсчет голосов при открытом голосовании.

 

3.3.ОРГАНЫ ПРИ ПАРЛАМЕНТЕ

 

    Парламент создает различные  органы, которые не входят в  его структуру, не являются внутренними органами палат, но помогают ему осуществлять его полномочия или действуют по его поручению. К их числу относятся ведомства, осуществляющие контроль за бюджетной дисциплиной, за финансовой и хозяйственной деятельностью, парламентские комиссары – уполномоченные по правам человека, по правам национальных меньшинств, по охране окружающей среды, по делам вооруженных сил.

 

3.4. АППАРАТ ПАРЛАМЕНТА

 

    Аппарат парламента включает  три вида органов и лиц: 1) вспомогательные  службы парламента, его палат и комиссий; 2) консультанты парламента, обычно работающие в исследовательских службах. Часто они не состоят в штате, а, числясь консультантами, выполняют заказы по подготовке разовых экспертных заключений; 3) личные помощники парламентариев, их референты, секретари.

   Считается, что вспомогательный  аппарат парламента должен быть  в высшей степени профессиональным  и максимально деполитизированным. Поэтому в ряде стран парламентское  меньшинство имеет право назначить  часть сотрудников во вспомогательный аппарат.

    Общее руководство аппаратом  парламента в большинстве стран  осуществляют председатели палат,  в США избранные, а в Великобритании  пожизненно назначенные монархом  клерки палат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.ПОЛНОМОЧИЯ ПАРЛАМЕНТА

 

4.1. КЛАССИФИКАЦИЯ ПАРЛАМЕНТА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ их ПОЛНОМОЧИЙ

 

  

      В зависимости  от полномочий различают три  вида парламентов: с неограниченными  полномочиями, с ограниченными полномочиями  и консультативные. В связи  с концепцией верховенства парламента  парламенты с неограниченными полномочиями существуют в большинстве стран англосаксонского права: парламент может принять решение по любому вопросу. Однако и в таких странах есть королевская прерогатива. В тех странах этой группы, где принято жесткое разделение властей, а также там, где есть органы конституционного контроля, обладающие правом объявлять законы неконституционными, концепция верховенства парламента подвергается определенным ограничениям.

    Концепция неограниченных полномочий высшего представительного органа принята и в странах тоталитарного социализма, конституции которых обычно содержат перечень вопросов, относимых к компетенции этого органа. В демократических странах, где какая – либо партия имеет большинство в парламенте и ее лидеры образуют кабинет министров, парламент тоже действует под руководством партии большинства, кабинета.

    Парламенты с ограниченными  полномочиями существуют во Франции  и в некоторых франкоязычных  странах Африки, ее бывших колониях. Конституции перечисляют вопросы,  по которым парламент может издавать законы – законы – рамки, устанавливающие основы правового регулирования, и «исчерпывающие законы», т.е. издаваемые по вопросам, которые могут регулироваться только парламентом. Все остальные вопросы составляют сферу так называемой регламентарной власти: по ним издаются нормативные акты президента, правительства, министров, парламент же в эту сферу не должен вмешиваться.

     Консультативные парламенты  существуют в некоторых мусульманских  странах. Иногда они принимают  законы с одобрения монарха, иногда вообще не могут издавать законы.

 

4.2. ПОЛНОМОЧИЯ ПАРЛАМЕНТА

 

     Главная задача парламента  – принятие законов. Среди  них важнейшее значение имеют  основные законы – конституции,  поправки к ним, органические  законы, а также ежегодно принимаемые законы о государственном бюджете. Все они принимаются по особой процедуре, правда, неодинаковой для разных видов законов.

    Парламент избирает, назначает,  образует другие высшие органы  государства, формируя их целиком  или в части. Делает он это самостоятельно или утверждая, давая согласие на кандидатуры, предлагаемые другим высшим органом государства. В некоторых странах парламент избирает президента; парламент или одна из его палат является составной частью коллегии, избирающей президента. В странах тоталитарного социализма парламент избирает постоянно действующий орган, который между сессиями выполняет полномочия парламента, избирает или назначает премьер – министра. Во многих странах парламент образует весь состав правительства: путем голосования по программе правительства выражает ему доверие, после чего правительство назначается актом главы государства. Парламент формирует конституционный суд, верховный суд, назначает генерального прокурора, генерального контролера, некоторых других высших должностных лиц.

      Полномочия по  образованию высших органов и  назначению высших должностных  лиц разные палаты обычно осуществляют  раздельно: у каждой из них  своя компетенция.

      В области внешней  политики парламент ратифицирует  международные договоры или дает согласие президенту на их ратификацию, решает вопрос об использовании вооруженных сил за пределами страны. Он обладает некоторыми квазисудебными полномочиями: решает вопросы об импичменте президента и некоторых иных должностных лиц , выносит решения о предании суду министров и других высших должностных лиц. Парламент наделен правом решать вопросы, относящиеся к основам правового положения группы лиц: только он может объявлять амнистию.

      Особое значение  имеют финансовые и контрольные  полномочия парламента. В большинстве стран только он вправе устанавливать материальные обременения государства, устанавливать налоги, принимать государственный бюджет в виде единого закона о доходах и расходах государства сроком на год или в виде совокупности бюджетных законов. Вопросы государственной казны традиционно относятся к важнейшим полномочиям парламента.

 

4.3. КОНТРОЛЬ ПАРЛАМЕНТА за ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ и ДРУГИХ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА

 

      Формы такого контроля  различны в президентских республиках и в парламентарных республиках и монархиях. Однако парламент всегда, будучи высшим органом народного представительства, обладает контрольными функциями.

      Контроль парламента  может иметь политический характер и юридический.

      Используются следующие формы контроля за деятельностью исполнительной власти, особенно правительства, министров, подчиненных им структур, хотя контроль парламента может осуществляться и в отношении других органов:

- Вопросы к правительству, министрам,  другим высшим органам государства и должностными лицам на пленарном заседании парламента.

-  Дебаты по заранее определенным вопросам и общей политике правительства.

- Интерпелляция, которая используется только в парламентарных республиках и монархиях, а также в некоторых полупрезидентских республиках. Она предусматривает постановку какого – либо важного, общественно значимого вопроса на пленарном заседании, за которой следует объяснение министра, обсуждение и принятие решения путем голосования.

- Постановка вопроса о вотуме недоверия или внесение резолюции порицания правительству.

- Доклады и отчеты правительства  и министров о своей деятельности  на пленарных заседаниях палат.  Действенность этой меры зависит  от формы правления.

-  Парламентские слушания.

-  Парламентские расследования.

-  Деятельность парламентских  комиссаров и других органов  при парламенте.

- Созыв специальных заседаний  парламента для контроля за  действиями органов исполнительной  власти в особых ситуациях.

- Импичмент по отношению к  высшим должностным лицам, когда парламент предъявляет обвинение и в порядке квазисудебного процесса верхняя палата решает вопрос об отрешении от должности.

-  Контроль за делегированным  законодательством – актами исполнительной  власти, изданными по поручению парламента и имеющими силу закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.ПОРЯДОК РАБОТЫ ПАРЛАМЕНТА

 

   

       Порядок осуществляет  свою деятельность в различных  формах на раздельных и совместных  заседаниях палат, путем работы  постоянных комиссий, деятельности  депутатов в избирательных округах, через органы, состоящие при парламенте. Совместные заседания палат проводятся крайне редко и лишь установленных конституциями случаях: для выборов президента, заслушивания ежегодных посланий главы государства, преодоления вето верхней палаты, заслушивания клятвы президента.

       Главной формой  работы парламента в подавляющем  большинстве является сессия, т.е.  промежуток времени, в течение  которого периодически созываются  пленарные заседания палат, работают  постоянные комиссии. Часть остального времени называется парламентскими каникулами, определенный период депутаты работают в своих избирательных округах, занимаются другими видами депутатской деятельности, в частности изучением законопроектов, подготовкой к слушаниям заседаниям.

      Различаются очередные и чрезвычайные сессии. Очередные сессии созываются главой государства либо один раз в год, либо два раза в год. Лишь в отдельных странах ранее конституции предусматривали три сессии в год. Если предусмотрены две сессии, обычно бывают весенняя и осенняя сессии. Если президент или иной глава государства не созывают сессию в указанный срок, депутаты обязаны собраться сами. Окончание конституционного срока сессии означает прекращение финансирования ее работы.

     Внеочередная сессия  может быть созвана президентом по требованию депутатов. На внеочередной сессии могут обсуждаться только те вопросы, для которых она созвана. Повестку дня должны указать инициаторы созыва.

     Для работы парламента  и принятия им решений необходим  кворум. Это понятие имеет два значения: кворум для заседаний и кворум для голосования. Для пленарного заседания палат в большинстве стран необходимо определенное количество присутствующих депутатов; только при этом условии заседание считается действительным. Обычно требуется присутствие более половины депутатов, но иногда кворум для заседания гораздо меньше.

     Однако такого кворума,  как правило, для принятия решения недостаточно. В большинстве случаев решение принимается большинством голосов списочного состава парламента. Поэтому бывает, что кворум для заседаний есть, а для принятия решения голосов недостаточно. Для принятия конституционных и в ряде случаев органических законов, установлены еще более жесткие требования. В ряде стран кворума для заседаний и принятия решений не существует.

     Заседания парламента  бывают открытыми и закрытыми.  На открытых может присутствовать  публика, но в специально отведенных  для этого местах. Присутствующие  не могут подавать каких –  либо реплик. нарушать порядок.  на закрытых заседаниях парламента  присутствуют лишь его члены и специально приглашенные лица. Решение о проведении закрытого заседания может быть принято лишь самой палатой, иногда большинством в 2\3 голосов присутствующих.

      Сессия может быть  продлена и досрочно окончена  по решению парламента; она прекращается досрочно в случае роспуска парламента

 

 

 

 

 

 

 

 

6.ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСC

 

 

         Процесс  законотворчества занимает более  половины времени работы парламента. Он состоит из нескольких стадий: внесение законопроекта, его обсуждение, принятие закона, промульгация (удостоверение, подписание и опубликование закона главой государства с указанием исполнять закон).

Информация о работе Понятие парламента и его структура