Понятие парламента и его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:28, контрольная работа

Описание работы

В соответствии с концепцией разделения властей первое место среди ветвей государственной власти принадлежит законодательной. Исполнительная и судебная власть хотя и имеют сферу своей деятельности, но действуют от имени и во исполнение закона.
Законодательная власть – это право и возможность издавать общеобязательные нормативные акты государственного значения, имеющие наиболее общий характер, т.е. устанавливать правила, определяющие основы общественно значимого поведения и деятельности физических и юридических лиц, граждан, должностных лиц, органов и учреждений государства, общественных объединений. Законодательная власть рассматривается как выражение воли всего народа, его интересов, народного суверенитета.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..2
1. Понятие парламента и его структура: …………………………………..3-6
1.1. Понятие парламента ………………………………………………3
1.2. Структура парламента …………………………………………3- 4
1.3. Формирование палат парламента…………………...................4-5
1.4. Прекращение полномочий палат ……………………………...5- 6
2. Правовое положение члена парламента:………………………………...7- 8
2.1. Права и привилегии членов парламента ………………………...7
2.2. Обязанности депутата …………………………………………….8
3. Внутренняя организация парламента и его палат: ………….................9-11
3.1.Виды органов парламента ………………………………………...9
3.2.Внутренние органы парламента ……………………………...9 -10
3.3.Органы при парламенте ………………………………………….10
3.4.Аппарат парламента …………………………………..............10-11
4. Полномочия парламента:……………………………………….............12-13
4.1.Классификация парламента с точки зрения их полномочий……12
4.2.Полномочия парламента…………………………………………12
4.3.Контроль парламента за деятельностью исполнительной власти и других высших органов власти..13
5. Порядок работы парламента ………………………………………………14
6. Законодательный процесс …………………………………………….15 - 16
Заключение ………………………………………………………………........17
Литература …………………………………………………………….............18

Файлы: 1 файл

парламент.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

  Роспуск однопалатного парламента  или нижней палаты ограничен  рядом условий. Парламент (палата) не может быть распущен в условиях военного или чрезвычайного положения, в течение нескольких месяцев до окончания срока его полномочий или после начала заседаний вновь избранного парламента, а также не может быть распущен президентом за несколько месяцев до окончания срока полномочий президента.

   Роспуск парламента осуществляется  по различным основаниям: при  выражении недоверия правительству  по инициативе парламента; при  отказе в доверии, когда этот  вопрос ставится правительством; если парламент не может сформировать правительство в определенный срок или начать пленарные заседания; если парламент не может сформировать правительство в определенный срок или начать пленарные заседания; если парламент не принимает государственный бюджет в течение определенного срока; если он неоднократно лишал доверия правительство в течение установленного срока.

   В перечисленных случаях  глава государства может распустить  парламент, но не обязан делать  это. Он может уволить в отставку  правительство или при неутверждении  бюджета ввести в действие бюджет прошлого года. В дуалистических монархиях и полупрезидентских республиках глава государства, распуская парламент, действует по своей воле, в парламентарных монархиях и республиках – по указанию правительства.

   Если парламент функционирует, его могут замещать, хотя и не полностью, некоторые другие высшие органы государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРАВОВОЕ  ПОЛОЖЕНИЕ ЧЛЕНА ПАРЛАМЕНТА

 

2.1. ПРАВА и ПРИВЕЛЕГИИ ЧЛЕНОВ ПАРЛАМЕНТА

 

    В составе парламентов  могут быть заместители парламентариев, иногда в заседаниях участвуют другие лица, но право решающего голоса имеют только депутаты, сенаторы. Их заместители, делегаты от некоторых территорий имеют лишь совещательный голос, могут участвовать в обсуждении, но не в голосовании.

   В большинстве стран члены  парламента являются профессиональными  парламентариями и получают за  свою депутатскую деятельность  солидное вознаграждение из казны.  Депутаты имеют пенсионные льготы.

   В странах тоталитарного  социализма депутат, как правило, не является профессиональным парламентарием, не должен оставлять свою основную работу, хотя некоторые депутаты все же могут быть освобожденными. Депутат выполняет депутатские обязанности на общественных началах, получая лишь небольшое вознаграждение, рассматриваемое как возмещение депутатских расходов.

    Депутаты могут сохранять  прежнее место работы и в  некоторых демократических странах,  но в этом случае их депутатское  вознаграждение будет уменьшено. Однако определенные места работы на государственной службе, в советах предприятий, занимающихся извлечением прибыли, и некоторые другие нельзя сочетать с депутатством.

   В подавляющем большинстве  стран депутаты и сенаторы  имеют так называемый свободный  мандат. Они рассматриваются как  представители всего народа, а не только своего избирательного округа, и потому не обязаны выполнять наказы избирателей округа, не могут быть досрочно отозваны ими. В странах тоталитарного социализма депутат, напротив, имеет императивный мандат, предусматривающий возможность досрочного отзыва, если он не выполняет наказы избирателей.

    Во многих странах  члены парламента обладают депутатским  иммунитетом. Это означает, что  депутат не может быть подвергнут  полицейскому задержанию или  аресту, против него не может  возбуждено уголовное дело без согласия палаты, членом которой он является. Исключение возможно, как правило, лишь в случаях, если депутат застигнут на месте преступления, иммунитет может распространяться на все время избрания, а иногда только на период сессии и на время в пути на сессию и обратно. Он может распространяться не на все случаи нарушения депутатом правопорядка. В целом тенденции развития конституционного права в демократических странах характеризуются ослаблением депутатского иммунитета. Он возник и был необходим во времена противостояния парламентов и монархов, для ограждения представителей населения от своеволия монархов и подчиненных им государственных служб.

   Депутат обладает также  депутатским индемнитетом. Это слово  имеет два значения. Первое –  неответственность за свои выступления в парламенте и за действия, которые депутат поддерживал своим голосованием, даже если эти действия будут затем признаны противоправными. Неответственность за такие действия, совершенные в течение парламентского срока депутата, имеет пожизненный характер. Второе значение идемнитета – депутатское вознаграждение.

   Депутат вправе участвовать  в работе парламента, его комиссий, других органов, свободно выступать  и голосовать, обладает правом  запроса или вопроса к высшим  должностным лицам государства на заседании парламента или вне его; он вправе получить первоочередной ответ от должностных лиц государства и внеочередной прием у них. Депутат имеет право на оплаченных за счет государства помощников, секретарей, а также на бесплатный транспорт, служебную переписку, телефонные переговоры, на оплачиваемое государством жилище.

    Во многих странах  некоторые парламентарии переизбираются  неоднократно, занимая свой пост  десятки лет.

 

2.2. ОБЯЗАННОСТИ ДЕПУТАТА

 

    Депутат обязан присутствовать на сессиях парламента, участвовать в пленарных заседаниях палат, в работе постоянных комиссий (комитетов). Во многих странах все парламентарии обязаны состоять в какой – либо одной комиссии, иногда депутаты состоят в нескольких комиссиях. Если депутат не участвует в работе парламента без уважительных причин, он может быть лишен депутатского мандата. Парламентарий может быть лишен мандата при переходе в другую партию, за совершение определенных правонарушений и за нарушение этических норм. Такие решения принимаются самой палатой парламента, обычно квалифицированным большинством голосов. Во многих странах лишение мандата парламентом может быть обжаловано в конституционный суд. Для обеспечения активной работы парламента применяется и деление депутатского вознаграждения на две части, о чем говорилось выше.4

    В подавляющем большинстве  стран депутатам и сенаторам  не разрешается состоять на государственной службе, хотя разрешается иногда занимать министерские посты. Депутаты, занимающие министерские посты, сохраняют право голосовать в парламенте. Парламентариям запрещается: участвовать в сделках с государственным имуществом; состоять в руководстве частных фирм, государственных предприятий с иностранными инвестициями, а иногда и полностью государственных, если они занимаются извлечением прибыли; получать вознаграждение, иное, чем за педагогическую, научную, творческую деятельность. В ряде стран запрещается всякая профессиональная, торговая и промышленная деятельность. всякая работа, которая может поставить депутата в зависимость от органов исполнительной власти. Если таких запретов нет, то существует правило, что при обсуждении вопроса, в отношении которого депутат может иметь личный интерес, он должен заявить об этом на заседании. Эти нормы и неписаные правила часто нарушаются, о чем свидетельствуют судебные процессы, связанные с коррупцией депутатов. Парламентарий должен ежегодно, а также после избрания и прекращения срока полномочий подавать декларацию о доходах. Эти правила в большинстве государств жестоко соблюдаются.

    Если депутат нарушает  свои обязанности или порядок  работы парламента к нему могут  быть применены меры дисциплинарного  взыскания: призыв к порядку,  в том числе с занесением  в протокол; выражение порицания;  вычеты из депутатского вознаграждения; временное отстранение от работы в парламенте; лишение мандата. Депутат может прекратить свои полномочия в результате добровольной отставки, а некоторых странах – отзыва избирателями. Отзыв депутата из законодательных собраний субъектов федерации возможен в отдельных странах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПАРЛАМЕНТА и ЕГО ПАЛАТ

 

3.1. ВИДЫ ОРГАНОВ ПАРЛАМЕНТА

 

   В парламенте и его  палатах формируются различные  органы. Одни из них имеют определенную  компетенцию, предусмотренную в  конституциях, другие представляют собой вспомогательный аппарат, призванный обслуживать деятельность парламента. Кроме того, парламент создает отдельные органы, которые занимаются определенной сферой деятельности, обладают самостоятельностью, но выполняют поручения парламента, отчитываются перед ним. Парламент может в любое время обновить состав этих органов, сместить их членов или должностных лиц. Они иногда формируются на определенный срок, что служит им определенной гарантией.

 

3.2. ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ ПАРЛАМЕНТА

 

  Заседаниями палат и однопалатного парламента руководит председатель либо коллегиальный орган. Председатель однопалатного парламента, палаты, спикер имеет одного или нескольких заместителей; президиум сессии, бюро избирает председательствующего – иногда он ведет заседания в течение всей сессии, иногда члены президиума по очереди занимают место председательствующего. Председателя парламента при двухпалатной структуре парламента не бывает, есть лишь председатели палат. При совместном заседании палат ими обычно руководит председатель верхней палаты.

    Руководящий орган палат  парламента может быть избран  либо на срок их полномочий, либо на период одной сессии. Председатель палаты может быть  не избранным, а занять это  место по должности, по назначению.

    В большинстве стран считается, что председатель однопалатного парламента или палаты должен быть политически нейтральным, беспристрастным. Он зачастую приостанавливает членство в партии или выходит на время председательствования из своей партии. В других странах он сохраняет партийную принадлежность, активно работает в своей партии. В ряде стран председатель, спикер не голосует, он участвует в голосовании только в том случае, если голоса распределились поровну.

    Бывает «сильный» и  «слабый» председатель. В первом случае он толкует правила процедуры, определяет способ голосования, назначает председателей комиссий палат, без голосования может принять или отклонить предложение о прекращении прений, группировать поправки и ставить их на обсуждение либо не ставить, лишать слова депутата, применять к нему дисциплинарное взыскание, в том числе налагать штраф или лишать права присутствовать на сессии определенное время. «Слабый» председатель не руководит заседаниями, они проходят на основе саморегулирования, время для выступлений не ограничено.

     К внутренним органам  парламента относятся партийные  фракции (парламентские партии, депутатские  клубы). Они объединяют депутатов,  которые принадлежат к одной  партии или нескольким, близким по своим программам. Реже фракции создаются из тактических целей. Иногда наряду с фракциями образуются территориальные объединения депутатов по областным единицам. К фракциям могут примыкать отдельные беспартийные депутаты. Для создания партийной фракции(а фракция имеет определенные преимущества – свое помещение в парламенте, право выступать от имени фракции предоставляется вне очереди) необходимо иметь определенное число депутатов от данной партии, устанавливаемое регламентами палат. Фракция пропорционально представлена в комиссиях палат и объединенных комитетах парламента. Обычно представитель наиболее крупной фракции избирается председателем палаты, его заместители представляют другие крупные фракции. Фракции делят между собой посты председателей постоянных комиссий палат.

    У фракций имеется  свое руководство: председатель, обязанность которых – обеспечивать явку членов фракции в парламент, особенно на голосование. Фракция принимает решение о характере выступлений ее членов и голосовании. Время, выделяемое для выступлений от имени фракции, обычно зависит от ее численности. Депутаты вне фракций получают слово после выступления представителей фракций. «Свободное обсуждение», когда депутаты могут выступать не будучи связаны фракционной дисциплиной, бывает крайне редко и во многих странах только по специальному постановлению палаты. Наиболее крупная фракция, находящаяся в оппозиции, обычно создает свой «теневой кабинет»: выделенные ею лица следят за работой министров и готовятся занять их место в случае победы на выборах.

     Важную роль в парламенте  и его палатах играют постоянные  комитеты и комиссии. Создаются объединенные комитеты палат, комитеты парламента, комиссии палат. Число их различно и часто меняется. Постоянные комиссии бывают отраслевыми, или специализированными, и неспециализированными. В последнем случае председатель палаты решает, в какую из них следует направить законопроект для предварительного рассмотрения. Комиссия принимает решения на заседаниях. Кворум обычно составляет половину ее членов. Представитель комиссии выступает с докладом при обсуждении проекта закона, иного решения на пленарном заседании, и обычно от мнения комиссии в конечном счете зависит судьба законопроекта.

     Комиссии обсуждают  информацию министров своей отрасли. Министры не несут ответственности перед постоянными комиссиями, последнии не принимают обязательных для правительства и его членов решений, но во многих странах министры обязаны являться на заседания комиссий по их приглашению. Если член комиссии систематически пропускает ее заседания, не выполняет поручения комиссии, он может быть выведен из ее состава.

Информация о работе Понятие парламента и его структура