Понятие, признаки и состав правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 18:54, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования понятия и видов правонарушений состоит в том, что во все времена с соблюдением правил и норм поведения в данном обществе, происходило их нарушение, влекущее за собой наказание и чтобы, оно было справедливым необходимо их четкое отграничение, т.е. определение общественной опасности деяния. Человек и его поступки, оцениваются обществом, по образцам отраженным в нормах права, и все его действия рассматриваются как правомерные и противоправные.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1 ПОНЯТИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЕГО ПРИЗНАКИ……………………5
2 ЮРИДИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО СОСТАВА В РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ ПРАВА……………………………………………………………………………..12
3 ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ…………………………………………………18
4 ПРИЧИНЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………34

Файлы: 1 файл

Правонарушение.docx

— 70.85 Кб (Скачать файл)

Таким образом, наличие правонарушений в современном белорусском обществе, их характер и уровень обусловливаются  целым комплексом негативных явлений (причиной и условиями). Преодоление  такого рода явлений – это и  есть пути предотвращения правонарушений и борьбы с ними. Усилия и средства на этом поприще предстоит затратить  колоссальнейшие, но промедление здесь  обойдется каждому человеку и  обществу еще дороже.

Борьба с правонарушениями включает в себя два основных направления  – предупреждение совершения правонарушений и последовательную реализацию юридической  ответственности за уже совершенные  правонарушения. Для того чтобы предупреждать  правонарушения, необходимо воздействовать на их причины. Поскольку последние коренятся в самом обществе, для их устранения необходим комплекс не только специально-юридических (правотворчество, правоприменительная деятельность правоохранительных органов), но и социальных мероприятий. Для успешной работы с правонарушениями необходимо представлять их состояние и тенденции развития. Необходимо также определить и объем усилий как материального, так и нематериального характера, которые должно тратить общество, государство на борьбу с правонарушениями.[7, c.212]

Одним из методов такой  борьбы является юридическая ответственность  за совершение правонарушений. Меры ответственности  устанавливаются или конкретно  за каждое определённое правонарушение или в форме перечня санкций, одна из которых применяется за конкретное правонарушение, с учётом обстоятельства дела.

Юридическая ответственность  – реакция на правонарушение. Правонарушение - основание ответственности; где  есть правонарушение, там есть (должна быть) ответственность; без правонарушения нет ответственности.

Ответственности присущи  следующие функции:

превентивная (предупредительно-воспитательная): наказание не только является карой за совершённое преступление, но и имеет своей целью исправление и перевоспитание осуждённых, а так же предупреждение новых преступлений, как осуждёнными, так и иными лицами

репрессивная (карательная)

компенсационная (восстановительная): взыскание с правонарушителя  причинённого вреда, компенсирует потери потерпевшей стороны, восстанавливая её имущественную сферу

сигнализационная

Все эти функции взаимосвязаны, проявляются в той или иной степени во всех видах ответственности, проявление одной из них невозможно без проявления других.

Уровень эффективности юридической  ответственности зависит от соблюдения ряда условий: высокой общей, политической и правовой культуры работников государственных  органов и населения; высокого качества законодательства; наличие нравственных, правовых, политических противовесов произволу власти; наличия материальных, организационных, кадровых возможностей для исполнения законов; доверия  народа к государству, его законодательным и судебным структурам.

Юридическая ответственность  направлена на предупреждение правонарушений, воспитание уважения к закону, общественным и личным интересам и представляет собой определённые лишения для  правонарушителя, тем самым выступая своеобразным мощным охранительным  правовым механизмом, а не просто охранительным  правоотношением.

Основные направления  борьбы с правонарушениями предопределяются характером причин и условий, порождающих  это явление.

Правоохранительные органы ведут активную последовательную борьбу с правонарушениями, однако только они не в состоянии значительно  снизить масштабы их распространенности в обществе. Для этого необходимо проведение комплекса экономических, социально-политических, организационных  мероприятий, направленных на укрепление экономической системы, повышение  материального благосостояния, сознательности, информированности и культуры граждан, наведение порядка и стабильности в развитии общественных отношений.

Большая роль отводится правовоспитательной работе. Граждане должны быть информированы о правовых требованиях, предъявляемых к ним государством. Ведь иногда нарушение правовых предписаний связано не с антисоциальной установкой личности, а с незнанием содержания правовых актов (оформление некоторых документом, соблюдение последовательности действий и т.п.). Для устранения некоторых правонарушений важно проведение медико-биологических мероприятий против алкоголизма, наркомании.

Необходимо повысить результативность деятельности самих правоохранительных органов, улучшить их материально-техническое  оснащение. Наказание за совершенное  противоправное деяние должно быть как  неотвратимым, так и справедливым, т.е. соответствовать тяжести содеянного и степени вины правонарушителя.

Международными пактами  запрещены наказания жестокие, бесчеловечные, унижающие достоинство, присущее человеческой личности. В странах, которые не отменили смертной казни, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления. Для лиц, лишенных свободы, должен быть предусмотрен режим, существенной целью которого является их исправление и перевоспитание.

Правовой наукой и практикой  разработан ряд принципиальных положений, определяющих общее направление  развития законодательства о нарушениях и санкциях за их нарушение.

Каждый запрет должен быть воспринят общественным правосознанием или, по крайней мере, не противоречить  ему; если такое противоречие существует, а запрет общественно необходим, его установлению должна предшествовать широкая разъяснительная работа либо его придется снабдить очень  строгими санкциями.

Запрещать можно только деяния, которые могут быть доказаны средствами юридического процесса и пресечены  с помощью мер государственного принуждения. В противном случае запреты будут безнаказанно нарушаться, что приведет к падению авторитета закона и государства.

Запретов не должно быть слишком много; в общественном сознании существует некий порог восприятия правовых норм, запретов и санкций  за их нарушение. Чрезмерное множество  запретов приведет к тому, что среди  запретов, без которых можно было бы обойтись, затеряются действительно  необходимые запреты. Кроме того, когда запретов слишком много  – практически невозможно покарать каждое их нарушение и потому складывается представление, что их можно безнаказанно нарушать.

По той же причине нельзя каждый запрет сопровождать чрезмерно  строгой санкцией. Если одинаково  строго караются разные по степени  вредности и опасности правонарушения, у преступника нет стимула воздерживаться от деяний более опасных. К тому же непомерно строгие наказания могут вызывать сочувствие общества к наказанному, породить широкое недоверие к справедливости законодателя, равно как и чрезмерно частое число смягчения наказаний судами при решении конкретных дел, что отрицательно сказывается на авторитете закона. Но и недостаточно строгие санкции не эффективны: если за уклонение от уплаты налогов или за причинение в результате промышленной деятельности вреда природе установлены относительно невысокие штрафы, недостаточен стимул для прекращения противоправно поведения.

Наиболее важной задачей  борьбы с правонарушениями является их предупреждение, устранение причин и условий, порождающих вредные  и опасные для общества деяния или способствующих их совершению. Правонарушения нельзя искоренить, борясь только непосредственно с ними, но существенно уменьшить их число  можно и должно. Достаточно очевидно, что число вредных и опасных  для общества деяний заметно возросло бы, если бы они не были запрещены, или  за них были бы установлены неэффективные  санкции, либо, наконец, если бы правовые запреты можно было нарушать безнаказанно. По своему содержанию меры, предусмотренные  санкциями, должны иметь целью исправление  и перевоспитание правонарушителей, предупреждение совершения новых правонарушений ими (так называемая частная превенция) и иными лицами (общая превенция). Эта цель осуществляется в процессе применения и реализации санкций, то есть в отношениях юридической ответственности  за правонарушения.

На VII Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению  с правонарушителями стратегии (меры) борьбы с преступностью были разделены  на косвенные и прямые. К косвенным были отнесены те меры, которые направлены в целом на улучшение образа жизни населения, на решение социальных и экономических проблем: это обеспечение занятости, необходимых жилищных условий, питания, образования, пенсионного обеспечения, создание условий для полезного проведения свободного времени, особенно молодежью, сокращение безработицы. Сюда же относится создание социальных программ, направленных на обеспечение финансовой и иной помощи лицам, находящимся в тяжелом материальном положении, в том числе и бывшим правонарушителям, освобожденным из мест заключения. К прямым стратегиям (или к специальным мерам борьбы с преступностью) VII Конгресс ООН отнес следующие:

а) уменьшение практических возможностей для совершения преступлений (т. е. устранение технических и организационных  условий, способствующих деятельности преступников: охрана помещения, улучшение  уличного освещения, патрулирование полицейских, использование охранной сигнализации и т. п.);

б) воспитательно-предупредительная и информационная работа с населением, в том числе с учащимися (информация о мерах по предупреждению преступности и о работе правоохранительных органов; правовое воспитание; пропагандистские мероприятия с использованием средств массовой информации);

в) вмешательство в кризисные  ситуации (от простого совета по телефону до предоставления жилья, устройства на работу, решения острых или затянувшихся конфликтов);

г) привлечение общественности к борьбе с преступностью (создание общественных и смешанных государственно-общественных органов для профилактической работы; воспитание в чужих семьях детей  из неблагополучных семей; создание общественных органов для разрешения споров – типа советов старейшин  или товарищеских судов; привлечение  к профилактической деятельности женских  и молодежных организаций);

д) оказание помощи жертвам  преступлений (государственная компенсация, моральная и социальная поддержка).

Таким образом, правонарушения, являясь весьма распространенным социальным явлением, затрагивают самые различные сферы общественной жизни, обусловлены многообразными процессами. Они отличаются высоким динамизмом не только в границах определенного государства, но и в рамках отдельного региона. Поэтому не следует выделять какой-то конкретный перечень причин, порождающих это явление. К тому же есть различия причины конкретного, индивидуального правонарушения; причины определенного вида правонарушения; причины правонарушений как массового явления.

Теория государства и  права, будучи наукой методологической, занимается исследованием причин правонарушений в целом.

В юридической литературе и сегодня идут споры о социальных и биологических причинах правонарушений. Представляется, что их противопоставление недопустимо. Так как поведение  человека зависит как от социальных, так и от биологических факторов. Причем приоритет должен быть за социальными  факторами, так как личность формируется  и действует в определенной социальной среде и её поступки зависят не столько от физиологических особенностей и состояния организма, сколько  от межличностных отношений различного уровня и общности.

Борьба с правонарушениями включает два основных направления  – предупреждение совершения правонарушений и последовательную реализацию юридической  ответственности за уже совершенные  правонарушения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основе вышесказанного можно сделать следующие выводы: правонарушение можно определить как  виновное, противоправное действие (бездействие) лица, причиняющее вред обществу, государству  или отдельным лицам. Систему  наиболее общих, типичных и существенных признаков отдельных разновидностей правонарушений отражает состав правонарушения. К числу обязательных элементов  любого состава правонарушений относятся:

объект правонарушения, объективная  сторона правонарушения, субъект  правонарушения, субъективная сторона  правонарушения. Объектом правонарушения являются общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом. Объективная  сторона показывает его выражение  вовне. Содержание объективной стороны  составляют: противоправные деяния, его  общественно вредные последствия  и причинная связь между деянием  и наступившими последствиями. Субъектом  правонарушения признается достигшее  определенного возраста деликтоспособное, вменяемое лицо, а также социальные организации. С субъективной стороны всякое правонарушение характеризуется наличием вины, то есть психическим отношением лица к содеянному. Правонарушения делятся на проступки и преступления. Преступления отличаются максимальной степенью общественной опасности (вредности). Они посягают на наиболее значимые, существенные интересы общества, охраняемые от посягательств уголовным законодательством. Проступки отличаются меньшей степенью общественной опасности, совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и правовые последствия.

Правонарушения, являясь весьма распространенным социальным явлением, затрагивают самые различные сферы общественной жизни, обусловлены многообразными процессами. Они отличаются высоким динамизмом не только в границах определенного государства, но и в рамках отдельного региона. Поэтому не следует выделять какой-то конкретный перечень причин, порождающих это явление. К тому же есть различия причины конкретного, индивидуального правонарушения; причины определенного вида правонарушения; причины правонарушений как массового явления.

Теория государства и  права, будучи наукой методологической, занимается исследованием причин правонарушений в целом.

В юридической литературе и сегодня идут споры о социальных и биологических причинах правонарушений. Представляется, что их противопоставление недопустимо. Так как поведение  человека зависит как от социальных, так и от биологических факторов. Причем приоритет должен быть за социальными  факторами, так как личность формируется  и действует в определенной социальной среде и её поступки зависят не столько от физиологических особенностей и состояния организма, сколько  от межличностных отношений различного уровня и общности.

Информация о работе Понятие, признаки и состав правонарушения