Понятие, признаки и структура гражданского общества в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

На протяжении последних лет вопросы гражданского общества находятся во главе угла и центре внимания отечественных ученых, политиков и журналистов. Это объясняется тем, что становление гражданского общества тесно связано с формированием и становлением демократии, рыночной экономики и правового государства, другими словами с глобальными социальными переустройствами, в ходе которых должны появиться элементы общественного контроля, гарантирующие взаимодействие между человеком и обществом.
Актуальность выбранной темы обусловлена в первую очередь тем, что экономическая и политическая ситуация в Российской Федерации в наше время требует разработки взвешенной и продуманной стратегии развития государства.

Содержание работы

Введение ………………………………………..…………………..………..……………3
1. Теория и происхождение гражданского общества……………………………...……5
1.1 Понятие гражданского общества в историко-правовой мысли…….……...…...… 5
1.2 Возникновение и этапы развития гражданского общества ...…………….….…… 9
1.3 Понятие гражданского общества в современном правоведении…….….….…… 15
2. Признаки, структура и принципы гражданского общества ……………………… 19
2.1. Принципы гражданского общества ……………………………………………… 19
2.2. Признаки гражданского общества…………………………………...…………… 20
2.3. Структура гражданского общества……………………………………………..… 23
3. Становление гражданского общества в России……………………….…………… 27
Заключение……………………………………………………………………………… 32
Глоссарий……………………………………………………………………………..… 34
Список использованных источников…………………...…………………………..…..38
Приложения…………………………………………………………………………...… 40

Файлы: 1 файл

КР, Конституционное право России.doc

— 505.50 Кб (Скачать файл)

Г.Н. Манов, определяя  гражданское общество, считает, что  это «сбалансированное взаимоограничение  и сотрудничество государственных  и негосударственных организации (движений)».

О.И. Цыбулевская  полагает, что гражданское общество работает как самоурегулирующаяся  система, а государству достается  роль в налаживании и усовершенствовании системы.

Подобный подход к определению гражданского общества, на мой взгляд, позволяет человеку в гораздо большей степени иметь личную и экономическую независимость, свободу и автономию, однако в наименьшей степени – самобезопасность.

К.А. Струсь выдвинул собственное трактование гражданского общества, он говорит: «Гражданское общество – это совокупность частных и межличностных отношений социального, политического, идеологического, культурного, религиозного, семейного и иного характера, направленных на удовлетворение интересов общества, отдельных индивидов и создаваемых ими институтов».

Гражданское общество, как примечает В.В. Лазарев, –  «это саморегулирующаяся социальная система, детерминирующая государство». Под  тк называемой саморегулирующейся предполагается такая система, которая сама может  закреплять в самой себе необходимые для нее связи и элементы, а все вредное отбрасывать. Ведущими устройствами саморегулирования общества гражданского являются: свободный рынок (так называемый экономический механизм), свободный доступ к независимому правосудию и политическая свобода (так называемый юридический механизм). Трактование гражданского общества как составляющей управляемой и в то же время саморегулирующейся не является противоречием.

Гражданское общество самоопределяется, так как само формирует  управляющую систему для себя, создает условия и рамки государственного внедрения и определяет функции государства (так называемая модель демократии). В то же время государство как публичный и властный институт имеет  относительную самостоятельность в отношении к обществу  гражданскому. 

Следует отметить, что гражданское общество – это:

- во-первых, общество, где все граждане свободны  и равноправны;

-во-вторых, общество, где формируются справедливые  законы;

- в-третьих, общество, в котором выполняются обязанности, свободы и права гражданина;

- в-четвертых,  общество, где ведущая роль отводится   негосударственным общественным  организациям;

- в-пятых, общество, где присутствует малое внедрение  государства в сферу гражданских  интересов;

- в-шестых, общество, где развит конституционный строй,  который подчиняет праву государство.

Становление гражданского общества, взаимосвязано со свежим периодом развития цивилизации. Для  развития гражданского общества нужны  строго определенные социально-экономические, политические, идеологические, нравственные, духовно-культурные и иные предпосылки. Этот момент позволяет усовершенствовать разрешение существенных  проблем, привести к единообразию различные юридические системы, закрепить доверие народов и наций друг к другу.

Основной предпосылкой формирования структуры гражданского общества можно явилась солидарность негосударственных общественных отношений (культурных, политических, социальных,  нравственных, экономических, религиозных, семейных), закрепленных правилами как индивидуального частного права, так и обычаями, морали, для развития которой государство должно формировать необходимые благоприятные условия.

Исходя из этого, можно вывести определение гражданского общества. Это совокупность сфер и  институтов, отношений (религиозных, семейных, нравственных, национальных,  социально-экономических и т.п.), которые обеспечивают необходимые условия для возможности реализации потребностей и интересов граждан, коллективов для различных сфер жизнедеятельности: социальной, духовной и культурной.

 

2. Признаки, структура и принципы гражданского общества

На основе выводов  зарубежных исследователей в современной  политической науке дается следующее  определение: "Гражданское общество – это человеческая общность, включающая добровольно сформировавшиеся первичные  негосударственные структуры в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизнедеятельности общества; это совокупность негосударственных отношений и сфера проявления свободных индивидов, организаций и ассоциаций граждан».

В современном представлении  гражданское общество – это:

1. Некая совокупность не  политических отношений между  людьми, отношений социальных общностей,  которые находятся за пределами  государственных структур и которые  фиксируют  индивидуальные и  групповые интересы.

2. Социальное  взаимодействие населения определенной  территории в социально-бытовой  и экономической областях, построенное  на принципе самоуправления и  саморегуляции и основанное на  личном равенстве личности и  на нормах традиционного общежития.  Государственное регулирование существует лишь в целях контроля за асоциальными поступками.

3. Наивысший  современный этап и форма человеческой  общественности, которая включает  в качестве структурных составляющих  добровольно сложившиеся начальные  общности людей, как то: семья, общественные организации, ассоциации, творческие, спортивные, профессиональные объединения, исключающие политические и государственные структуры.

 

2.1. Принципы  гражданского общества

Суть гражданского общества заключается в том, что  объединяет граждан и выражает в первую очередь их интересы, запросы, свободу и потребности, а вовсе не волю правящих классов, власти и государства.

Можно выделить наиболее общие идеи и принципы, лежащие в основе каждого гражданского общества, вне зависимости от своеобразия того или иного государства. Это:

1) экономическая  свобода, рыночные отношения,  разнообразие форм собственности,  рыночные отношения;

2) обязательное  признание и защиту естественных  прав человека и гражданина;

3) демократический  характер власти и легитимность;

4) равноправие  всех перед правосудием и законом  , надежная правовая защищенность  гражданина;

5) правовая форма  государства, основанная на принципе  разделения, но взаимодействия властей;

6) политический  и идеологический плюрализм, наличие  легальной оппозиции;

7) свобода слова,  мнений и печати, независимость  средств массовой информации;

8) невмешательство  государства в личную жизнь  граждан;

9) партнерство,  классовый мир и национальное  согласие.3

 

2.2. Признаки  гражданского общества 

Гражданское общество, характеризуемое как автономная деятельность частных лиц и их объединений, независимых непосредственно от государства, включает весь комплекс отношений при взаимодействии свободных, равноправных людей за пределами государственного регулирования.

Основополагающими признаками гражданского общества являются: 

1. Наличие собственности  в распоряжении людей (индивидуальное  или коллективное владение). Это  – базисное условие свободы  личности.

2. Наличие в обществе  развитой, многообразной социальной  структуры, отражающей все богатство и многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии. 

3. Высокий уровень  интеллектуального, психологического  развития членов общества, их  способности к самодеятельности  при включенности в тот или иной институт гражданского общества, законообеспеченность населения, т.е. функционирование правового государства. 

Доктор  юридических наук, профессор, заслуженный  деятель науки РФ А.С. Пиголкин4 выделяет следующие основные черты гражданского общества.

Во-первых, гражданское  общество целесообразно рассматривать  как материал политического сообщества, элемент демократии, как инструмент демократических преобразований. Гражданское  общество выступает и как элемент  общественной интеграции: интеграции территориальной, внутриобщественной по признаку национальному, конфессиональному, корпоративному, объединения элит и масс и т.п.

Во-вторых, субъектный состав гражданского общества формируется  из свободных и равноправных людей, единолично либо коллективно строящих отношения на основе свободы выбора. Общие цели и задачи формируются не по воле государственной власти, а в ходе общественной инициативы и публичной самодеятельности различных ассоциаций, групп людей, отдельных индивидов. Причастность к гражданскому обществу характеризует политическую развитость человека. Гражданское общество - сфера самодеятельности свободных индивидов, организаций и ассоциаций граждан, не зависящих в своей деятельности от органов и учреждений государства.

В-третьих, существование  гражданского общества как саморегулируемой системы обеспечивается гарантированными государством политическими свободами и демократическими институтами, свободными экономическими отношениями, возможностью судебной защиты демократических, политических и экономических свобод в случае их ущемления.

В-четвертых, в  построении отношений в рамках гражданского общества участие государства, его  аппарата не предполагается. Вмешательство  государства не требуется в силу того, что интересы субъектов гражданского общества лежат вне непосредственной деятельности государства. Более того, независимость от государства обеспечивает самому государству демократический политический режим. Чем больше государство способно "доверить" обществу дел и чем меньше государство вмешивается в процесс принятия обществом решений (например, возложение всего комплекса правомочий по управлению собственностью и по благоустройству прилегающих территорий на членов товариществ собственников жилья; исключение возможности использования государством и его аппаратом на выборах так называемого "административного ресурса" и т.д.), тем больше оснований относить установившийся в государстве политико-правовой порядок к либеральному, демократическому. В то же время гражданское общество не стихийное явление. Оно организовано структурно (хотя структура подвержена изменениям), не лишено управленческих институтов. В его рамках существует и контроль.

В-пятых, формирование межличностных отношений в рамках гражданского общества необходимо связано  с демократическим развитием  государства. Любые демократические преобразования в государстве требуют воспитания гражданственности в членах общества: социально активный и экономически деятельный индивид должен осознавать меру своей личной свободы, ответственности и долга.

В-шестых, утверждение гражданского общества влечет преобразование форм и способов функционирования государства. Вовлеченность общественности в процессы формирования политики государства, экономических, социальных и иных общегосударственных программ, общий уровень гражданственности населения и общества способны существенно изменить структуру политической власти в государстве или приоритеты внутренней политики через изменение, например, избирательного или налогового законодательства.

И наконец, последнее, политической характеристикой гражданского общества, точнее, качеством, указывающим на его зрелость, выступает его функционирование в правовом государстве.

Гражданское общество не отделимо от государства. В гражданском  обществе люди подчиняются законам  государства. Но это та част общества, где и государство учитывает индивидуальные интересы личности. Таким образом, существенным признаком гражданского общества является то, что оно может контролировать государство и противостоять ему. Основная характеристика гражданского общества – наличие прав граждан, гарантированных государством.

 

2.3. Структура гражданского общества

Структура гражданского общества – это внутреннее устроение  общества, которое отражает разнообразие и взаимодействие составляющих его  элементов, обеспечивает единство и динамику становления.

Системообразующим началом общества выступает человек  с его интересами и естественными  нуждами, проявляющимися внешне в обязанностях и юридических правах. Составляющими  элементами (частями) структуры выступают  любые общности индивидов и устойчивые отношения (взаимосвязи) между ними.

Гражданское общество имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Для него характерно как  наличие множественных горизонтальных связей, так и существование нескольких их уровней.

Структуру современного гражданского общества можно изложить в форме пяти основных систем, которые отражают отражающих различные сферы его жизнедеятельности. А именно:

• социальная (в  узком смысле слова),

• экономическая,

• политическая,

Информация о работе Понятие, признаки и структура гражданского общества в Российской Федерации