Поощрение и наказание в праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

В юридической литературе отмечается, что метод поощрения является одним из наиболее результативных способов повышения человеческой активности, а эффективность его заметно выше, чем у метода принуждения. Несмотря на то, что в последние годы проблема поощрения всё более привлекает к себе внимание учёных-юристов, многие важные вопросы продолжают оставаться вне поля зрения.

Содержание работы

Введение

1. Общая характеристика поощрения и наказания

2. Правовое поощрение и правовое наказание как парные юридические категории

2.1 Сравнительная характеристика и особенности поощрительного метода

2.2 Признаки и функции поощрений. Структура поощрительных норм

2.2.1 Признаки и функции правовых поощрений

2.2.2 Структура поощрительных норм

2.3 Соотношение поощрений и наказание в праве

3. Поощрения и наказания как санкции нормы права

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

1.docx

— 53.04 Кб (Скачать файл)

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине

 

Теория государства и  права

 

на тему:

 

 

Поощрение и наказание  в праве

Выполнил студент

 

юридического факультета

 

группы ЮР - 92В

 

Краснова А.А.

 

Научный руководитель д.ю.н.

 

доцент Чернова А.Н.

 

 Содержание

 

Введение

 

1. Общая характеристика  поощрения и наказания

 

2. Правовое поощрение  и правовое наказание как парные  юридические категории 

 

2.1 Сравнительная характеристика  и особенности поощрительного  метода 

 

2.2 Признаки и функции  поощрений. Структура поощрительных  норм 

 

2.2.1 Признаки и функции  правовых поощрений

 

2.2.2 Структура поощрительных  норм

 

2.3 Соотношение поощрений  и наказание в праве

 

3. Поощрения и наказания  как санкции нормы права 

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 Введение

 

С методом поощрения самым  непосредственным образом связан такой  способ воздействия, как стимулирование. В последние годы этот термин стал достаточно популярным, часто употребляется  в названиях и тексте законодательных  актов, в научной литературе, в  публицистике. Но, к сожалению, до настоящего времени в юридической науке  не выработано понятия стимулирования как метода государственного управления, не раскрыто его соотношение с  другими методами управленческого  воздействия, нет достаточно четкого  представления о стимулирующем  механизме.

 

В целом среди ученых сложилось  вполне определенное мнение о том, что  стимулирование - это один из эффективных  и демократических методов управления, применяемых в различных сферах, в том числе экономической, социально-культурной, административно-политической, правовой и др. Вместе с тем определились и расхождения во взглядах, и прежде всего по самому содержанию стимулирования.

 

В укрупненном виде можно  выделить две основные концепции  по поводу содержательного аспекта  стимулирования. Одна группа авторов  придерживается узкой трактовки  этого термина, связывая стимулирование лишь с таким способом воздействия, как поощрение. Так В.Н. Кудрявцев  вполне однозначно пишет: «Ясно, что  правовое стимулирование- это поощрение  за определенную заслугу». Другие авторы рассматривают стимулирование в  более широком плане - в виде синтетического способа воздействия, объединяющего  в себе меры как поощрения, так и принуждения.

 

По моему мнению, узкое  понимание данного метода отражает лишь часть сложного и многогранного  процесса стимулирования, который представляет собой побуждение к определенным действиям и, в конечном счете, к  результатам, в которых заинтересован  субъект управления. Считается, что  такое побуждение может осуществляться и «кнутом», и «пряником» - как  с помощью угрозы наступления  неблагоприятных воздействий за невыполнение юридических обязанностей или за ненадлежащее их выполнение, так и с помощью меры поощрения, предоставление льгот, преимуществ.

 

В юридической литературе отмечается, что метод поощрения  является одним из наиболее результативных способов повышения человеческой активности, а эффективность его заметно  выше, чем у метода принуждения. Несмотря на то, что в последние годы проблема поощрения всё более привлекает к себе внимание учёных-юристов, многие важные вопросы продолжают оставаться вне поля зрения.

 

1. Общая характеристика  поощрения и наказания в праве

 

Правовое регулирование  не имеет ни вещественной, ни энергетической формы, а осуществляется преимущественно  на информационном уровне. Однако информация бывает разная: описательного характера  (дескриптивная) и сугубо управленческая, нормативная, предписывающая (прескриптивиая). Если первый вид информации, как правило, устанавливается в преамбулах, нормах-дефинициях и описывает состояние какого-либо объекта, то второй вид сосредоточен в конкретных прямо воздействующих на интересы личности правовых средствах: правах и обязанностях, поощрениях и наказаниях и т.п.

 

Правовой институт поощрения  является межотраслевым. Оно может  осуществляться на основании норм административного, трудового, конституционного, муниципального, уголовно-исполнительного, финансового, экологического и других отраслей права. В тех отраслях, где регламентируются отношения приобретения и распределения объектов, представляющих хозяйственную ценность для государства, последнее выполняет функции содействия воспроизводству и развитию деятельности поощряемого субъектов в целях достижения запрограммированного результата: производится защита иностранных инвестиций, предоставление инвестиционного налогового кредита, отсрочка и рассрочка в уплате налогов и сборов, предоставление на льготных условиях природных ресурсов и др. В иных случаях о поощряемом запрограммированном результате говорить не приходится, ибо действие, влекущее позитивный эффект, совершается за рамками обычно предъявляемых требований.

 

Наказание - это ограничение  на уровне санкции. Малько пишет: «Правовое  наказание есть форма и мера юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного  поведения, в результате которого человек  в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается»[1,741]. Далеко не случайно слово «стимул» в словаре толкуется  как поощрение, а понятие «поощрение»  употребляется в паре с «наказанием». Наказание выражается в том, что  нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации  и т.п.). Это - ответственность не перед  государством, а перед обществом, коллективом, семьей, окружающими людьми.

 

Поощрение, осуществляемое на основании норм административного  права, в отличие от конституционно-правового  поощрения (где представители государственной  администрации обеспечивают деятельность высших органов власти по награждению  за публичные заслуги гуманитарного  характера, а также деяния в пользу общества и государства), производится за заслуги при реализации функций  исполнительной власти.

 

Основные отличия поощрения  в конституционном и административном праве проявляются в следующем.

 

1) Дифференцирована нормативно-правовая  основа.

 

Президент России, выполняя предоставленные ему п. б ст. 89 Конституции Российской Федерации полномочия, осуществляет награждение государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ. Он не действует в системе исполнительной власти и поощряет за выдающиеся заслуги в отдельных отраслях деятельности, охране здоровья, жизни и прав граждан и иные выдающиеся заслуги перед государством.

 

Отношения поощрения со стороны  государственной администрации  регулируются специальными нормативными правовыми актами: ФКЗ О Правительстве  Российской Федерации, Законом РФ Об установлении почетных званий Летчик-космонавт РФ, Заслуженный военный летчик РФ и Заслуженный военный штурман РФ от 20 марта 1992 г., ФЗ Об основах государственной службы РФ, О службе в таможенных органах РФ, Положением о службе в органах внутренних дел РФ и др. Широко развитым является установление поощрительных норм в уставах и положениях о дисциплине, а также актах об отдельных отраслевых наградах: Положениях о нагрудных знаках Отличник таможенной службы, Почетный таможенник России, Положении об отраслевых наградах Минобразования России, Положении о почетной грамоте Минздрава России.

 

2) Поощрение по нормам  конституционного и административного  права институционально дифференцированно.  Предварительными, организационными, вопросам награждения государственными  наградами ведает Комиссия по  государственным наградам РФ  при Президенте России, Управление  Президента России по государственным  наградам. В системе исполнительной  власти эти вопросы отнесены, как правило, к ведению кадровых  служб соответствующих органов. 

 

3) Целями конституционно-правового  поощрения является признание  выдающихся заслуг, как правило,  совершенных однократно (геройский  поступок, подвиг, решение стратегической  государственной задачи и т.п.), являющихся всеобщим примером  для подражания и повторения. Так, Звание Героя Российской Федерации присваивается за заслуги перед государством и народом, связанные с совершением геройского подвига. Однако героический поступок может совершить и государственный служащий и безработный, способствовать повышению авторитета государства может и сотрудник дипломатической службы и участник правозащитного движения. Их поступки в равной мере способствуют укреплению основ государственного устройства, и, следовательно, должны поощряться в особом порядке, определенном нормами конституционного права.

 

Целями поощрения по нормам административного права является признание заслуг при содействии реализации функций исполнительной власти, что не всегда носит выдающийся и однократный характер. Оно может  состояться, например, за заслуги и  достижения в воспитании, образовании, науке, экономике, правоохранительной и иных сферах деятельности.

 

4) Как следствие названного  различия недифференцированность субъектного состава награждаемых в рамках конституционно-правового поощрения. В соответствии с Положением о Почетной грамоте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации ею могут быть награждены российские граждане и организации, которые внесли большой вклад в развитие законодательства, обеспечение прав и свобод граждан России, укрепление демократии и местного самоуправления, а также граждане других государств за большой вклад в развитие парламентаризма в России.

 

Названные лица выполняли  функции как в целях обеспечения  и развития деятельности законодательных (представительных) органов государственной  власти и местного самоуправления, так и в целом способствовали укреплению российской государственности. Такой вид поощрительной деятельности не всегда обусловлен профессиональным поведением награждаемых субъектов.

 

Круг возможных поощряемых субъектов на основании норм административного  права, в большинстве случаев, специально заранее статусно определен. Ими являются лица, занимающие в органах исполнительной власти государственные должности категории А, государственные служащие. Нагрудным знаком Отличник таможенной службы награждаются сотрудники и работники таможенных органов и организаций ГТК России. Медалью имени К.Д. Ушинского могут быть награждены педагогические работники, работники методических учреждений и органов управления образованием, деятели науки. Почетной грамотой Минздрава России награждаются работники организаций системы здравоохранения, а также лица, способствующие развитию здравоохранения.

 

Очевидно, что не важно, включен  ли субъект в штат органа исполнительной власти или такие отношения отсутствуют, ибо также возможно поощрение лиц, содействующих правоохранительным органам в реализации их функций.

 

Таким образом, можно утверждать о наличии поощрения, осуществляемого  на основании норм административного  права, в рамках которого для лиц, состоящих в отношениях организационного подчинения с руководством органов исполнительной власти следует выделить дисциплинарное поощрение (оппозиция дисциплинарному принуждению), а для лиц, содействующих выполнению государственной администрации в рамках иных организационно-правовых форм, - административно-правовое поощрение.

 

2. Правовое поощрение  и правовое наказание как парные  юридические категории

 

2.1 Сравнительная характеристика  и особенности поощрительного  метода

 

Поощрение как метод государственного управления - это такой способ воздействия, который не подчиняет, а направляет волю лица на совершение определенных действий, полезных с точки зрения субъекта управления. Воздействие с  помощью поощрения направлено на возбуждение у гражданина интереса в совершении каких-либо конкретных поступков и получении материального  или морального одобрения, в то время  как убеждение - это способ формирования у соответствующих лиц определенного  сознания, привычки добровольного выполнения управленческой команды. Если метод убеждения, исходящий от управленческих структур, может осуществляться как в юридической, так и в неюридической формах, то государственное поощрение выражается только в форме правовой деятельности и всегда влечет юридические последствия.

 

Рассматривая далее соотношение  между методами убеждения и поощрения, можно заметить, что государственное  поощрительное воздействие осуществляется всегда только уполномоченными на то властными субъектами в форме определенной процедуры. Фактическим основаниям для применения поощрительного метода является заслуга, а нормативной базой соответствующие материальные и процессуальные нормы права. Указанные обстоятельства не характерны для метода убеждения, что позволяет сделать вывод о том, что поощрительный метод не может быть составной частью или разновидностью метода убеждения, а также наоборот.

 

Вместе с тем, методы поощрения  и убеждения характеризуются  общей направленностью, единством  цели, каждый из них выступает средством  воспитания организованности и дисциплины, условием формирования благоприятного социально-психологического климата  в обществе.

 

В отличие от метода принуждения, связанного с угрозой или непосредственным претерпеванием гражданами воздействия негативного для них характера, поощрительный метод основан на стремлении лиц приобрести какое-либо материальное или моральное благо, на желании улучшить свое положение и т.д. Для реализации методов поощрения и принуждения требуется разная материальная база: в первом случае поощрительные, а во втором - охранительные нормы права, которые в свою очередь предусматривают противоположные фактические обстоятельства - заслугу или правонарушение.

 

Метод поощрения опирается  на соответствующую нормативно-правовую базу, состоящую из материальных и  процессуальных норм. Материальные нормы  закрепляют: показатели поощряемого  поведения; вид и размер поощрения; круг адресатов, к которым могут  быть применены поощрительные меры; состав органов или должностных  лиц, уполномоченных решать вопрос о  поощрении. С помощью процессуальных норм регулируется порядок предоставления к награде, принятия решения о  поощрении и другие аспекты процедурного характера. Процессуальные нормы данной ситуации регулируют организационные  отношения, адресованы в первую очередь  уполномоченным органам и не могут  быть отнесены к разряду поощрительных  норм . Они лишь призваны обслуживать последние, способствовать созданию условий для их нормальной организации .

Информация о работе Поощрение и наказание в праве