Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 17:50, курсовая работа
Введение 3
Глава 1. Развитие законодательства о выборах Президента России 5
Глава 2. Активное и пассивное избирательное право на выборах Президента Российской Федерации 8
Глава 3. Порядок проведения выборов 11
§1 Общие условия выборов Президента. Выдвижение кандидатов 11
§2 Назначение выборов Президента Российской Федерации. Выдвижение и регистрация кандидатов 12
2.1 Самовыдвижение кандидата 12
2.2 Выдвижение кандидата политической партией 13
2.3 Выбытие кандидата 16
2.4 Составление списков избирателей 17
§3 Организационное обеспечение и подготовка выборов Президента Российской Федерации 19
3.1 Избирательные комиссии 19
3.2 Информирование избирателей и предвыборная агитация 20
3.3 Финансирование выборов 23
§4 Голосование и проведение результатов выборов Президента Российской Федерации 25
§5 Признание выборов несостоявшимися и недействительными 27
Заключение 29
Список используемой литературы 32
Целью данной курсовой работы является комплексное правовое исследование института президентства в Российской Федерации и порядка его избрания на должность. Для того чтобы в полной мере раскрыть поставленную цель, необходимо структурировать материал в соответствии с необходимыми задачами:
изучить развитие законодательства о выборах президента России;
рассмотреть общие условия выборов Президента, выдвижение кандидатов;
изучить назначение выборов Президента Российской Федерации, выдвижение и регистрация кандидатов;
проанализировать организационное обеспечение и подготовку выборов Президента Российской Федерации;
рассмотреть голосование и определение результатов выборов Президента Российской Федерации;
изучить случаи, когда признание выборов являются несостоявшимися и недействительными;
сделать выводы на основе изученного материала.
Введение 3
Глава 1. Развитие законодательства о выборах Президента России 5
Глава 2. Активное и пассивное избирательное право на выборах Президента Российской Федерации 8
Глава 3. Порядок проведения выборов 11
§1 Общие условия выборов Президента. Выдвижение кандидатов 11
§2 Назначение выборов Президента Российской Федерации. Выдвижение и регистрация кандидатов 12
2.1 Самовыдвижение кандидата 12
2.2 Выдвижение кандидата политической партией 13
2.3 Выбытие кандидата 16
2.4 Составление списков избирателей 17
§3 Организационное обеспечение и подготовка выборов Президента Российской Федерации 19
3.1 Избирательные комиссии 19
3.2 Информирование избирателей и предвыборная агитация 20
3.3 Финансирование выборов 23
§4 Голосование и проведение результатов выборов Президента Российской Федерации 25
§5 Признание выборов несостоявшимися и недействительными 27
Заключение 29
Список используемой литературы 32
Каждый гражданин
Российской Федерации, обладающий пассивным
избирательным правом, после официального
опубликования (публикации) решения
о назначении выборов Президента
Российской Федерации вправе выдвинуть
свою кандидатуру на должность Президента
Российской Федерации13.
Для поддержки самовыдвижения кандидата
необходимо создать группу избирателей
в количестве не менее 500 граждан Российской
Федерации, обладающих активным избирательным
правом. Избиратель может входить только
в одну группу избирателей, созданную
для поддержки самовыдвижения кандидата
(далее - группа избирателей). О месте и
времени проведения собрания группы избирателей
должна быть оповещена Центральная избирательная
комиссия Российской Федерации либо избирательная
комиссия субъекта Российской Федерации,
на территории которого планируется проведение
указанного собрания14.
Кандидат,
выдвинувший свою кандидатуру, не позднее
чем через 20 дней со дня официального опубликования
(публикации) решения о назначении выборов
Президента Российской Федерации обращается
в Центральную избирательную комиссию
Российской Федерации с ходатайством
в письменной форме о регистрации группы
избирателей. При проведении досрочных
выборов Президента Российской Федерация
указанный в настоящем пункте срок не
применяется15.
В ходатайстве о регистрации
группы избирателей указываются:
1) фамилия, имя и отчество, дата и место
рождения, основное место работы или службы,
занимаемая должность (в случае отсутствия
основного места работы или службы - род
занятий), адрес места жительства, гражданство,
срок проживания на территории Российской
Федерации кандидата;
2) фамилия, имя и отчество, дата рождения,
основное место работы или службы, занимаемая
должность (в случае отсутствия основного
места работы или службы - род занятий),
адрес места жительства, гражданство,
серия, номер и дата выдачи паспорта или
документа, заменяющего паспорт гражданина,
каждого члена группы избирателей16. Причем группа
избирателей вправе поддержать самовыдвижение
только одного кандидата.
Центральная
избирательная комиссия Российской Федерации
в течение пяти дней со дня поступления
документов, представленных в соответствии
с настоящей статьей, принимает решение
о регистрации группы избирателей и ее
уполномоченных представителей и выдает
уполномоченным представителям регистрационные
свидетельства либо мотивированное решение
об отказе в их регистрации17.
В сведениях
о кандидате, выдвинутом в порядке
самовыдвижения, а также в избирательных
документах делается запись: "Самовыдвижение".
Право выдвижения кандидатов на пост
Президента принадлежит непосредственно
избирателям и избирательным объединениям,
избирательным блокам. Выдвижение происходит
на съезде (конференции) избирательного
объединения; объединение и блок могут
выдвинуть только одного кандидата, данные
о котором сообщаются в Центризбирком
РФ. Выдвижение кандидата политической
партией производится после официального
опубликования (публикации) решения о
назначении выборов Президента Российской
Федерации. Политическая партия
вправе выдвинуть только одного кандидата.
Политическая партия вправе выдвинуть
кандидатом гражданина Российской Федерации,
не являющегося членом данной политической
партии.
Решение о выдвижении кандидата политической
партией принимается на съезде политической
партии в соответствии с Федеральным законом "О политических
партиях"18 и уставом политической
партии. 19
Однако выдвижение кандидата требует поддержки избирателей. Избирательное объединение, блок или инициативная группа обязаны собрать в поддержку своего кандидата не менее 1 млн. подписей избирателей. Право сбора подписей избирателей принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему на момент сбора подписей возраста 18 лет. Кандидат вправе заключить с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, договор о сборе подписей. Все расходы, связанные с изготовлением подписных листов и со сбором подписей, производятся только через избирательный фонд кандидата20. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 7% от требуемого общего числа подписей. Центризбирком проверяет правильность собирания подписей и выносит решение о регистрации кандидата. Центризбирком откладывает выборы, если будет зарегистрировано менее двух кандидатов, что призвано обеспечить альтернативный характер голосования.
Центральная
избирательная комиссия Российской
Федерации не позднее чем через
10 дней после приема необходимых
для регистрации кандидата
Решение Центральной
избирательной комиссии Российской
Федерации о регистрации
Если за 35
дней до дня голосования будет
зарегистрировано менее двух кандидатов,
голосование на выборах Президента
Российской Федерации по решению
Центральной избирательной
Каждому зарегистрированному
кандидату выдается удостоверение
о регистрации с указанием
даты регистрации. Сведения о зарегистрированных
кандидатах в течение 48 часов после
регистрации Центральная
Со дня регистрации зарегистрированные кандидаты обязаны на время проведения выборов оставить государственную службу или работу в средствах массовой информации, а переизбирающийся Президент РФ - не пользоваться преимуществами своего служебного положения. Кандидаты на пост Президента пользуются рядом льгот, предусмотренных законом (получают денежную компенсацию, бесплатно пользуются общественным транспортом, приобретают статус неприкосновенности и др.). Закон подробно регламентирует порядок проведения предвыборной агитации, использования в этих целях радио, телевидения и печатных изданий. Эти и многие другие нормы призваны обеспечить равные возможности для всех кандидатов, исключить злоупотребления и давление на избирателей. Выборы Президента назначаются Советом Федерации Федерального Собрания. Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран предыдущий Президент. Выборы назначаются не позже чем за четыре месяца до дня выборов. Если Совет Федерации не назначит выборов в срок, то они проводятся Центральной избирательной комиссией РФ в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента. Если полномочия Президента заканчиваются до истечения конституционного срока, Совет Федерации назначает досрочные выборы.
Кандидат вправе в любое время, но не позднее чем за пять дней до дня голосования, а в случае наличия вынуждающих к тому обстоятельств - не позднее чем за один день до дня голосования снять свою кандидатуру, подав письменное заявление в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Указанное заявление не подлежит отзыву25.
Политическая партия также вправе отозвать выдвинутого кандидата. Но не позднее, чем за 5 дней до начала голосования. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает кандидата выбывшим в случае его смерти, признания его умершим.
Если к дню голосования останется менее двух зарегистрированных кандидатов, голосование на выборах Президента Российской Федерации по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации откладывается на срок не более 90 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий26.
Под обстоятельствами,
вынуждающими зарегистрированного
кандидата отказаться от дальнейшего
участия в выборах (снять свою
кандидатуру), в настоящем Федеральном
законе понимаются ограничение его
судом в дееспособности, тяжелая
болезнь, стойкое расстройство здоровья
зарегистрированного кандидата
или его близких родственников.
Под обстоятельствами, вынуждающими
политическую партию отозвать выдвинутого
ею зарегистрированного кандидата,
в настоящем Федеральном законе
понимаются признание зарегистрированного
кандидата судом
Списки избирателей составляются территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 21 день до дня голосования на основании сведений об избирателях, представляемых главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, командиром воинской части, руководителем организации, в которой избиратели временно пребывают28
Список избирателей по избирательному участку, образованному за пределами территории Российской Федерации, составляется соответствующей участковой избирательной комиссией по обращениям граждан Российской Федерации. Список избирателей составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр списка избирателей передается по акту в соответствующую участковую избирательную комиссию за 20 дней до дня голосования, а второй экземпляр в машиночитаемом виде хранится в территориальной избирательной комиссии.
Согласно действующему ФЗ лица, представляющие сведения об избирателях, несут ответственность за достоверность, полный объем соответствующих сведений и своевременность их передачи.
Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка29. Кстати, участвуя в выборах Президента РФ в 2004 году, я выяснила, что могу проголосовать дважды – сделав мне прописку по одному месту жительства, меня не выписали из предыдущего.
В Федеральном Законе так же прописаны отдельные, специальные случаи – для избирателей, обучающихся по очной форме обучения и зарегистрированные по месту пребывания в общежитии, избирателей, находящихся в день голосования в больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и в других местах временного пребывания, работающих на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятых на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, для граждан Российской Федерации, признанных вынужденными переселенцами, граждан, находящиеся в иностранных государствах по частным приглашениям… 30
Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается
Таким образом, Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (с изменениями от 21 июля 2005 г.), принятый Государственной Думой 24 декабря 2002 года и одобренный Советом Федерации 27 декабря 2002 года, регламентирует порядок подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации. В данной главе я рассмотрела общие условия выборов Президента, в том числе самовыдвижение, выдвижение кандидатур на пост Президента политическими партиями и порядок выбытия кандидатов.
Подготовка проведения выборов является вторым этапом самой процедуры подготовки и проведения выборов Президента РФ. Включает в себя формирование списков избирателей, формирование избирательных участков, разнообразную подготовительную деятельность избирательных комиссий различных уровней.31
Подготовку
и проведение выборов Президента
Российской Федерации осуществляют:
–Центральная избирательная комиссия
Российской Федерации;
–избирательные комиссии субъектов Российской
Федерации;
–территориальные избирательные комиссии
- районные, городские и другие территориальные
избирательные комиссии или избирательные
комиссии муниципальных образований,
действующие в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об основных
гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан Российской
Федерации"32, в качестве
территориальных избирательных комиссий;
–участковые избирательные комиссии.
Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации (далее - избирательные комиссии) устанавливаются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.