Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 17:50, курсовая работа
Введение 3
Глава 1. Развитие законодательства о выборах Президента России 5
Глава 2. Активное и пассивное избирательное право на выборах Президента Российской Федерации 8
Глава 3. Порядок проведения выборов 11
§1 Общие условия выборов Президента. Выдвижение кандидатов 11
§2 Назначение выборов Президента Российской Федерации. Выдвижение и регистрация кандидатов 12
2.1 Самовыдвижение кандидата 12
2.2 Выдвижение кандидата политической партией 13
2.3 Выбытие кандидата 16
2.4 Составление списков избирателей 17
§3 Организационное обеспечение и подготовка выборов Президента Российской Федерации 19
3.1 Избирательные комиссии 19
3.2 Информирование избирателей и предвыборная агитация 20
3.3 Финансирование выборов 23
§4 Голосование и проведение результатов выборов Президента Российской Федерации 25
§5 Признание выборов несостоявшимися и недействительными 27
Заключение 29
Список используемой литературы 32
Целью данной курсовой работы является комплексное правовое исследование института президентства в Российской Федерации и порядка его избрания на должность. Для того чтобы в полной мере раскрыть поставленную цель, необходимо структурировать материал в соответствии с необходимыми задачами:
изучить развитие законодательства о выборах президента России;
рассмотреть общие условия выборов Президента, выдвижение кандидатов;
изучить назначение выборов Президента Российской Федерации, выдвижение и регистрация кандидатов;
проанализировать организационное обеспечение и подготовку выборов Президента Российской Федерации;
рассмотреть голосование и определение результатов выборов Президента Российской Федерации;
изучить случаи, когда признание выборов являются несостоявшимися и недействительными;
сделать выводы на основе изученного материала.
Введение 3
Глава 1. Развитие законодательства о выборах Президента России 5
Глава 2. Активное и пассивное избирательное право на выборах Президента Российской Федерации 8
Глава 3. Порядок проведения выборов 11
§1 Общие условия выборов Президента. Выдвижение кандидатов 11
§2 Назначение выборов Президента Российской Федерации. Выдвижение и регистрация кандидатов 12
2.1 Самовыдвижение кандидата 12
2.2 Выдвижение кандидата политической партией 13
2.3 Выбытие кандидата 16
2.4 Составление списков избирателей 17
§3 Организационное обеспечение и подготовка выборов Президента Российской Федерации 19
3.1 Избирательные комиссии 19
3.2 Информирование избирателей и предвыборная агитация 20
3.3 Финансирование выборов 23
§4 Голосование и проведение результатов выборов Президента Российской Федерации 25
§5 Признание выборов несостоявшимися и недействительными 27
Заключение 29
Список используемой литературы 32
Избирательные
комиссии обязаны в пределах своей
компетенции рассматривать
Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию РФ. Подготовку и проведение выборов осуществляют избирательные комиссии, которые независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Эти комиссии создаются на уровне Федерации (Центральная избирательная комиссия), субъектов РФ, территорий (районов, городов и др.), участков. Каждый зарегистрированный кандидат в Президенты вправе назначить одного члена Центральной избирательной комиссии РФ с правом совещательного голоса. Избирательные комиссии имеют большие права, их деятельность строго регламентирована и осуществляется гласно и открыто.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации формируются в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Избирательные
комиссии обеспечивают информирование
избирателей о сроках и порядке
осуществления избирательных
Порядок формирования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных территориальных и участковых избирательных комиссий, комиссий референдума - половина членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, окружной избирательной комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, другая половина назначается исполнительным органом государственной власти субъекта Российской федерации.
Формирование территориальных избирательных комиссий, комиссий референдума, а также окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляется выборным органом местного самоуправления.
Информационное обеспечение
Предвыборная агитация - деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них36 (Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.2).
Информационные материалы, размещаемые в средствах массовой информации или распространяемые иным способом, должны быть объективными, достоверными, не должны нарушать равенство кандидатов.37
Информирование избирателей осуществляют избирательные комиссии.
Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, свободны в своей деятельности по информированию избирателей, осуществляемой в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Закон предусмотрел множественность форм предвыборной агитации через СМИ. В частности предвыборная агитация через средства массовой информации проводится в виде публичных дебатов, дискуссий, круглых столов, пресс-конференций, интервью, выступлений, политической рекламы, показа телеочерков, видеофильмов о зарегистрированном кандидате, избирательном объединении, избирательном блоке и в иных не запрещенных законом формах. Здесь следует заметить, что если все вышеуказанные понятия имеют свои вполне точные и конкретные определения, даваемые, как правило, в Инструкциях ЦИК, то затруднения вызывает возможность применения так называемых, «иных не запрещенных законом форм», которые так же указываются законодателем в качестве форм проведения предвыборной агитации в СМИ, но одновременно с этим не расшифровываются. Такая трактовка, даваемая в законодательстве, кажется весьма странной и, самое главное, неконкретной. Вряд ли то, что хорошо для определения границ полномочий частного лица, так же применимо к деятельности государственных и общественных институтов, к определению границ их полномочий, характера общественных отношений при выборах органов власти.
В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий кандидатами, их доверенными лицами, политическими партиями, группами избирателей должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. Такие информационные блоки не оплачиваются кандидатами, их доверенными лицами.38
В день голосования
до момента окончания голосования
на территории Российской Федерации
запрещается опубликование (обнародование)
данных об итогах голосования, о результатах
выборов Президента Российской Федерации,
в том числе размещение таких
данных в информационно-
Опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами Президента Российской Федерации, является разновидностью информирования избирателей.40
В период проведения
избирательной кампании предвыборной
агитацией41 признаются:
1) призывы голосовать за или против кандидата
либо против всех кандидатов;
2) выражение предпочтения какому-либо
кандидату, какой-либо политической партии,
выдвинувшей кандидата, в частности указание,
за какого кандидата будет голосовать
избиратель
3) описание
возможных последствий
4) распространение информации с явным
преобладанием сведений о каких-либо кандидатах,
политических партиях, выдвинувших кандидатов,
в сочетании с позитивными либо негативными
комментариями;
5) распространение информации о деятельности
кандидата, не связанной с его профессиональной
деятельностью или исполнением им своих
служебных (должностных) обязанностей;
6) деятельность, способствующая формированию
положительного или отрицательного отношения
избирателей к кандидату, политической
партии, к которой принадлежит данный
кандидат, политической партии, выдвинувшей
кандидата.
Агитационный
период42 начинается
со дня выдвижения кандидата и прекращается
в ноль часов по местному времени за сутки
до дня голосования.
Предвыборная агитация на каналах организаций
телерадиовещания и в периодических печатных
изданиях проводится в период, который
начинается за 28 дней до дня голосования
и прекращается в ноль часов по местному
времени за сутки до дня голосования, а
в случае проведения повторного голосования
- в агитационный период, указанный в пункте
5 настоящей статьи. Предоставляемое
бесплатное эфирное время должно приходиться
на определяемый соответствующей организацией
телерадиовещания период, когда теле-
и радиопередачи собирают наибольшую
аудиторию
Проведение предвыборной
Средства на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, предусмотренные федеральным бюджетом, поступают в распоряжение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов федерального бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации.43
Финансирование выборов Президента осуществляется за счет средств федерального бюджета, которые распределяются между всеми избирательными комиссиями. Но кандидаты на пост Президента вправе создавать собственные избирательные фонды, которые могут формироваться за счет собственных средств (не более 1000 минимальных зарплат), средств, выделенных Центризбиркомом на предвыборную агитацию, средств избирательных объединений (50 тыс. минимальных зарплат), добровольных пожертвований физических лиц (каждое не более 50 минимальных зарплат), добровольных пожертвований юридических лиц (каждое не более 5 тыс. минимальных зарплат). Но есть и общее ограничение: предельная сумма расходов кандидата за счет средств избирательного фонда не может превышать суммы, равной 250 тыс. минимальных зарплат. Не допускаются пожертвования в избирательные фонды со стороны иностранных государств, организаций и граждан, лиц без гражданства, российских юридических лиц с иностранным участием (если доля иностранного капитала превышает 30%), международных организаций и общественных движений, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий, учреждений и организаций, воинских частей, военных учреждений и организаций, благотворительных организаций и религиозных учреждений. Закон устанавливает строгий учет пожертвований в избирательные фонды (анонимные пожертвования, например, перечисляются в доход государства).
Кандидат
обязан создать собственный
2. Избирательные фонды кандидатов могут
формироваться только за счет следующих
денежных средств:
1) собственных средств кандидата, которые
в совокупности не могут превышать 10 процентов
от предельной суммы всех расходов из
средств избирательного фонда кандидата,
установленной в
соответствии с настоящим Федеральным
законом, а для кандидатов, по которым
назначено повторное голосование, - 15 процентов;
2) средств, которые выделены кандидату
выдвинувшей его политической партией
и которые в совокупности не могут превышать
50 процентов от предельной суммы всех
расходов из средств избирательного фонда
кандидата
3) добровольных
пожертвований граждан и
Правовое
регулирование финансирования сборов
проявляется применительно не только
к осуществлению
Нормы статей 49 — 62 Федерального закона призваны обеспечить открытость и гласность важнейшего этапа избирательной кампании. При этом все избирательные действия на всех выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации, унифицируются.
В статье 49 Федерального закона устанавливаются требования к помещению для голосования. В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, кабины и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателей.
Статьи 52, 53, 54 Федерального закона содержат своего рода «единый порядок» голосования, в том числе досрочного и вне помещения для голосования. В частности, несколько изменена процедура досрочного голосования. В соответствии с пунктом 3 статьи 53 Федерального закона избирательный бюллетень, бюллетень для голосования на референдуме, заполненный проголосовавшим досрочно избирателем, участником референдума, вкладывается избирателем, участником референдума в конверт и заклеивается. На месте склейки на конверте, кроме подписей двух членов соответственно территориальной (окружной) или участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, проставляется подпись избирателя, участника референдума, проголосовавшего досрочно. При организации голосования вне помещения для голосования участковые избирательные комиссии, комиссии референдума обязаны вести специальный реестр, в котором регистрируются все поданные заявления избирателей, участников референдума, желающих проголосовать вне помещения для голосования.
Подсчет голосов избирателей проводится непосредственно членами участковой избирательной комиссии, о чем составляется протокол. На основании этих протоколов территориальная избирательная комиссия, суммируя содержащиеся в них данные, устанавливает итоги голосования и составляет протокол, который передается в избирательную комиссию субъекта РФ, а эта, в свою очередь, произведя суммирование данных, передает протокол в Центризбирком РФ. Центризбирком не позднее чем через 15 дней со дня выборов определяет результаты выборов.
Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в выборах. Центризбирком признает выборы несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей. В случае если в бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не был избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей (так называемый второй тур, характерный для стран с многопартийной системой). По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший большее - по сравнению с другим кандидатом - число голосов при условии, что эта цифра больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. Если же повторное голосование не приводит к результату, то Совет Федерации назначает повторные выборы. Закон предусматривает широкую огласку результатов выборов на всех уровнях. Результаты голосования объявляются Центризбиркомом. Протокол о результатах выборов Президента Российской Федерации составляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и подписывается всеми присутствующими членами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса.44
Избранный Президент вступает в должность на тридцатый день со дня официального объявления Центризбиркомом о результатах выборов. При вступлении в должность Президент приносит народу присягу, текст которой содержится в Конституции РФ. С момента принесения присяги Президент приступает к исполнению своих обязанностей.
Выборы признаются соответствующей
избирательной комиссией несост