Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 02:19, курсовая работа
Государственное управление в России прошло долгий путь развития, эволюционируя и развиваясь. Важным рубежом такого развития можно считать время правления Петра Великого - период, оказавший большое влияние на формирование дальнейшего пути развития российского государства. Реформы и преобразования, проведенные Петром 1, способствовали тому, что Российской государство пошло по новому.Актуальность данной работы состоит в возможности ее использования для анализа истории государственного управления в обозначенный период. Так же материал данной работы может быть применен в образовательном процессе. Целью настоящей работы является исследование роли Правительствующего Сената в верховной системе управления России в эпоху правления Петра Великого.
Введение.............................................................................................................
Глава 1. Учреждение Сената............................................................................
1.1. Предпосылки создания Сената.................................................................
1.2. Учреждение Правительствующего Сената. Указы Петра I...................
Глава 2. Состав и функции Сената..................................................................
2.1. Состав Правительствующего Сената.......................................................
2.2. Функции Правительствующего Сената...................................................
2.3. Влияние указа 1722 года на реформирование Сената............................
Заключение........................................................................................................
Список источников и литературы…...............................................................
Приложение.......................................................................................................
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
История государственного управления в России
"ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СЕНАТ В ЭПОХУ ПЕТРА ВЕЛИКОГО"
2013 г.
Содержание
1 |
Введение...................... |
3 |
2 |
Глава 1. Учреждение
Сената........................ |
7 |
1.1. Предпосылки создания Сената........................ |
7 | |
1.2. Учреждение Правительствующего Сената. Указы Петра I................... |
10 | |
3 |
Глава 2. Состав и функции Сената........................ |
14 |
2.1. Состав Правительствующего
Сената........................ |
14 | |
2.2. Функции Правительствующего
Сената........................ |
19 | |
2.3. Влияние указа 1722 года на реформирование
Сената........................ |
22 | |
4 |
Заключение.................... |
24 |
5 |
Список источников и литературы…................... |
26 |
6 |
Приложение.................... |
27 |
Введение
Государственное управление в России прошло долгий путь развития, эволюционируя и развиваясь. Важным рубежом такого развития можно считать время правления Петра Великого - период, оказавший большое влияние на формирование дальнейшего пути развития российского государства. Реформы и преобразования, проведенные Петром 1, способствовали тому, что Российской государство пошло по новому.
Одним из значимых преобразований Петра I является создание Правительствующего Сената, высшего действующего правительственного учреждения с широкими полномочиями, заменившего Боярскую думу и ставшего законосовещательным органом и судебно-апелляционной инстанцией. Сенат ведал правосудием, расходами казны и налогами, торговлей, он контролировал администрацию разных уровней.
Актуальность данной работы состоит в возможности ее использования для анализа истории государственного управления в обозначенный период. Так же материал данной работы может быть применен в образовательном процессе.
Целью настоящей работы является исследование роли Правительствующего Сената в верховной системе управления России в эпоху правления Петра Великого.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- изучение материалов и исследований, посвященных истории государственного управления в эпоху Петра Великого;
- ознакомление с историей создания и развития Правительствующего Сената во время правления Петра 1;
- рассмотрение событий и причин, ставших предпосылками для создания Правительствующего Сената;
- характеристика структуры, состава и функций Правительствующего Сената;
- обобщение и систематизация полученных знаний.
Структура курсовой работы подчинена логике исследования и состоит из введения, двух глав, включающих два и три параграфа соответственно, заключения, списка литературы и приложения.
В настоящей курсовой работе источниками исследования явились материалы законодательства эпохи Петра Великого. При исследовании любого исторического события наибольшую ценность представляют документы, письма, свидетельства изучаемого промежутка времени. Изданный в 1830 г. В Санкт-Петербурге многотомный труб "Полное собрание законов Российской империи"1 является главной опорой при знакомстве со сложившейся ситуацией не только во время правления Петра Великого (рассматриваемого в данной курсовой работе). Названый многотомный сборник законов для всех исследователей важных исторических событий с 1649 по 1825 (Первое собрание) будет базой в научно-исследовательских работах. При написании курсовой работы мы обращались к Указам Петра Великого, опубликованным в 4, 5 и 6 томах указанного труда. Прежде всего, это царские именные указы, касающиеся деятельности Правительствующего Сената: указ от 22 февраля 1711 года "Об учреждении Правительствующего Сената и о бытии при оном розрядному столу вместо Розрядного Приказа и по два Комиссара из Губерний"; два указа от 2 марта 1711 года "О власти и ответственности Сената" и "О поручении Правительствующему Сенату попечения о правосудии; об устройстве государственных доходов, торговли и других отраслей Государственного хозяйства"; указ от 5 марта 1711 года "О порядке заседаний и делопроизводства в Правительствующем Сенате и о должности Обер-фискала"; указ 1718 года "О должности Сената", указ от 5 февраля 1722 года "О заседании в Сенате"; указ 1722 года "О должности Сената".
Эпохе Петра Великого посвящено немало монографий, статей, всевозможных исследований, в которых авторы в той или иной степени затрагивают вопросы возникновения и функционирования Правительствующего Сената, его роли в государственном управлении. Среди исследований нельзя не отметить работу С.Петровского, изданную в 1895 году2. Историко-юридическое исследование, посвященное Сенату в эпоху царствования Петра I, стало одним из первых масштабных трудов, обобщающих имеющиеся сведения. Говоря о Сенате, как об учреждении "столь замечательном во всех отношениях как по величине власти, дарованной ему Петром, так и по громадному кругу его ведомства"3, автор характеризует все стороны деятельности Сената, подробно описывает должности и их функции: "к Сенату примыкает целый ряд должностей, фискалов, комиссаров, и чем дальше, тем количество их более и более увеличивается - являются генерал- и обер-прокуроры, рекетмейстер, герольдмейстер. Сенат растет, развивается, организуется полнее и полнее"4.
Не меньший интерес для нашей работы представляет "История Правительствующего Сената за двести лет: 1711 - 1911"5 в пяти томах. Настоящее издание посвящено истории Правительствующего сената и представляет собой наиболее полное и точное изображение деятельности работы Сената. При написании настоящей курсовой работы мы опирались на материалы Первого тома издания, посвященные истории Сената от учреждения Петром Великим до времени царствования Анны Иоанновны и Иоанна Антоновича (до 40-х годов XVIII в.). В приложении к первому тому "Истории Правительствующего сената" приведены тексты документов, фотографии и автографы, касающиеся деятельности Сената, обращение, к которым, безусловно, актуально при рассмотрении любого исторического события.
В своей работе Л.Ф.Писарькова6 выделяет несколько направлений исследования эпохи Петра I: организация управления, политика правительства в области функционирования бюрократии, состав правительственного аппарата и условия службы гражданских служащих. Автор рассматривает все стороны государственного управления той эпохи, анализирует ситуацию, как в части военной службы, так и условия гражданской службы, касается вопросов оплаты труда и налогообложения и отмечает, что Сенат был создан "для борьбы с должностными преступлениями и установления контроля за деятельностью государственного аппарата"7.
Одним из ведущих современных учёных, исследующих эпоху петровских преобразований в области государственного строительства, является Е.В.Анисимов8. По мнению автора, именно из Боярской Думы вышли ближайшие сподвижники Петра I. Исследователь выстраивает своеобразную логическую цепочку преобразований высших коллегиальных государственных учреждений – Боярской Думы, Ближней Канцелярии, Сената. В отношении двух последних учреждений, автор определяет степень преемственности, по отношению к Боярской Думе, утверждая, что большинство представителей данных ведомств, принадлежали к числу боярской аристократии. Е.В. Анисимов исследует процессы, происходившие на уровне государственного управления того периода, подробно не останавливаясь на кадровом составе правительственных ведомств.
В статье "Подготовка судебной реформы Петра I" Д.О.Серов9 отмечает важность исследования судебной реформы при изучении истории государства. Обозначив все научные труды, касающиеся судебной реформы Петра I, автор более подробно останавливается на исследовании подготовки преобразований. В своей работе Серов называет Шведское государство образцом «для проведения судебной, административной реформы в России»10. Подробно описав судебное устройство в Швеции начала XVIII века, автор отмечает схожие и различные черты в преобразованиях двух стран, рассматривает становление судебной системы в России того времени, функции судопроизводства, возложенные на Правительствующий Сенат.
Глава I. Учреждение Правительствующего Сената
1.1. Предпосылки
создания Правительствующего
Любое изменение системы, будь то система политическая или система в любой другой сфере деятельности, не случается внезапно. Как правило, реформированию предшествует более или менее длительный период, в котором происходит накопление импульсов к действию. Так, учреждению Правительствующего Сената в 1711 году, как и другим значительным изменениям в системе государственного управления Россией, предшествовал ряд событий.
Изжившая себя форма правления: царь с Боярской думой – приказы – местная администрация в уездах, не отвечала новым задачам ни в обеспечении военных потребностей материальными ресурсами, ни в сборе денежных податей с населения. Приказы часто дублировали функции друг друга, создавая неразбериху в управлении и медлительность в принятии решений. Уезды были разных размеров, что делало невозможным эффективное использование их администрации для взимания налогов. Боярская дума с ее традициями неспешного обсуждения дел, представительства родовитой знати, не всегда компетентная в государственных делах, также не отвечала требованиям того времени.
В 1701 году на смену Боярской думе приходит временное учреждение - Консилия министров, ставшая высшим органом центральной администрации и подчинявшая себе прочие учреждения - приказы и канцелярии. В отличие от Боярской думы, консилия министров заседала без царя, выполняла его предписания по разработке законопроектов и работала в строго установленном порядке (от регистрации всех документов до предоставления отчетности). Так, именным указом в 1708 году было предписано разделить государство на восемь губерний и по ним расписать города. Тем самым, губернская реформа 1708–1710 гг. изолировала консилию от местного управления: губернии не были подчинены приказам, а сама консилия ввиду отсутствия достаточной определенности в регламентации ее деятельности не могла наладить с ними должный контакт. Такая неопределенность в организации деятельности высшего органа власти не могла положительно влиять на решение важных задач государственного управления.
Необходимость объединения местного и центрального управления в единую государственную систему ощущалась все сильнее.
Нельзя не отметить и общую тенденцию, наметившуюся во всех делах Петра I, а именно стремление к европеизации государства. Эта тенденция проявлялась во всех сферах жизнедеятельности, регламентируемых указами Петра 1. Борьба за выход к морю, для освоения морских путей; подготовка и проведение военной реформы и формирование регулярной армии; развитие промышленности; переход на европейское летоисчисление; внесение определенных новшеств (таких как, бритье бород или замена традиционно русских одежд на европейские) в быт жителей практически всех сословий - во всем этом в той или иной степени проявилось стремление Петра к сближению со странами Европы. Коснулись веяния европеизации и системы государственного управления. Петр при реформе государственной власти не считался с российскими традициями и широко переносил на русскую почву известные ему по западноевропейским поездкам структуры и методы управления.
Основной целью Петра 1 были важнейшие преобразования, направленные на создание особого регулярного государства, в котором монархическая власть с помощью развитого законотворчества осуществляла все функции управления, а воля монарха являлась главной движущей силой прогресса.
Посредством учреждения сената, основанного на чисто коллегиальном начале, Петр I "думал достичь: во-первых, единства во всем управлении и, во-вторых, положить конец всем злоупотреблениям должностных лиц"11
С образованием Сената прекратились дальнейшие трансформации Боярской думы. Аристократический орган, основанный на принципе местничества, окончательно исчез. На вершине властной пирамиды его заменит новый бюрократический орган. Принципы формирования и деятельности Сената – выслуга лет, назначение на должность, специализация, следование инструкциям и регламентам, существенно отличались от принципов организации и деятельности Боярской думы, где применялись такие принципы как традиция и спонтанность.
Таким образом, невозможность грамотного и централизованного управления страной в сложившейся системе, а именно Боярской думе и руководящей аристократии, невозможность обеспечить полное и беспрекословное подчинение царю, стремление к всесторонней регламентации деятельности государственных органов привело, на наш взгляд, к учреждению нового, высшего органа государственной власти - Правительствующего Сената. К нему, по существу, перешли функции Боярской думы, а также Разрядного, поместного и других приказов.
Информация о работе Правительствующий Сенат в эпоху Петра Великого