Правительствующий Сенат в эпоху Петра Великого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 02:19, курсовая работа

Описание работы

Государственное управление в России прошло долгий путь развития, эволюционируя и развиваясь. Важным рубежом такого развития можно считать время правления Петра Великого - период, оказавший большое влияние на формирование дальнейшего пути развития российского государства. Реформы и преобразования, проведенные Петром 1, способствовали тому, что Российской государство пошло по новому.Актуальность данной работы состоит в возможности ее использования для анализа истории государственного управления в обозначенный период. Так же материал данной работы может быть применен в образовательном процессе. Целью настоящей работы является исследование роли Правительствующего Сената в верховной системе управления России в эпоху правления Петра Великого.

Содержание работы

Введение.............................................................................................................
Глава 1. Учреждение Сената............................................................................
1.1. Предпосылки создания Сената.................................................................
1.2. Учреждение Правительствующего Сената. Указы Петра I...................
Глава 2. Состав и функции Сената..................................................................
2.1. Состав Правительствующего Сената.......................................................
2.2. Функции Правительствующего Сената...................................................
2.3. Влияние указа 1722 года на реформирование Сената............................
Заключение........................................................................................................
Список источников и литературы…...............................................................
Приложение.......................................................................................................

Файлы: 1 файл

Сенат.doc

— 293.50 Кб (Скачать файл)

Назначение  на должность герольдмейстера последовало  в январе 1722 года. Согласно данному ему наказу-инструкции, герольдмейстер должен был составлять списки «всего государства всех дворян», наблюдать, чтобы от каждой дворянской фамилии в гражданской службе было не более 1/3, «чтоб служивых на земле и море не оскудить».

Связь Сената с  местным управлением осуществлялась через местных комиссаров. Потребность  в установлении этой должности вызвалась  тем, что губернская реформа повлекла за собой перераспределение компетенции  органов государственного управления; многое из деятельности приказов отошло к губернскому ведению (дела поместные, военные – набор рекрутов, лошадей, содержание полков, финансовые). Были ликвидированы областные и некоторые финансовые приказы. 16 марта 1711 года состоялся приговор Сената о должности губернских комиссаров, в котором говорилось, что губернские комиссары должны быть «безотлучно… для вопроса о нужных тех губерний делах».

Прокуратура (и  фискалитет). Централизация государственного аппарата при абсолютизме требовала  создать специальные контрольные органы. В начале XVIII в. сложились две контрольные системы – прокуратура (во главе с генерал-прокурором Сената) и фискалитет. Уже при формировании Сената в 1711 г. при нем был учрежден фискал. Аналогичные должности устанавливались в губерниях, городах и центральных учреждениях. Более четкая правовая регламентация института была осуществлена в 1714 г. Фискалам вменялось в обязанность доносить о всяких государственных, должностных и иных тяжких преступлениях и нарушениях законности в учреждениях. В их обязанность входило выступление в суде в качестве обвинителей (задачи, позже принятые на себя прокурорскими органами).

Фискалитет  представлял собой сложную централизованную систему. Указом 2 марта 1711 года предполагалось «учинить фискалов во всяких делах». Постепенно сеть фискалов расширялась; наметились два признака, определившие основные системы фискальства: территориальный и ведомственный. Вся организация фискалов возглавлялась и объединялась обер-фискалом Сената. Иногда законодательство называет его «государственный обер-фискал».

Учреждение  коллегий вызвало изменения в  организации фискалов. В связи  с тем, что в Сенате фискальские  дела рассматривались и докладывались  Расправной палатой, а последняя  с учреждением Юстиц-коллегии отошла под ее начало, указом 14 января 1719 года предписывалось: «Обретающие в канцелярии Сената и прочих канцеляриях и приказах фискальские дела, вершеные и невершеные, собрав и учиняя реестры, для подлинного исследования и вершения дел прислать в коллегию Юстиции немедленно».

Первым законодательным актом о прокуратуре был указ 12 января 1722 года. Вскоре были назначены прокуроры при надворных судах. Большое значение имел указ 27 апреля 1722 года «О должности генерал-прокурора». С созданием прокуратуры надзор был распространен и на Сенат. Прокурор контролировал финансовую отчетность и ведомости коллегий.

2.2. Функции  Правительствующего Сената

Из документов видно, что Сенат был наделен широкими полномочиями: заботиться о соблюдении правосудия, государственных доходах и расходах, о явке на службу, о развитии торговли и т.д. Однако царь не делился с ним своей верховной властью, Сенат оставался законосовещательным органом и выполнял функции упраздненного разрядного приказа. А связь с губерниями осуществлял через специальных губернских комиссаров. Сенат был органом надзора за правительственным аппаратом и должностными лицами (т.е. высшим органом надзора за государственным управлением).

В 1711 году на Сенат  были возложены функции надзора  в делах суда, финансов и администрации, главнейшей его обязанностью было наблюдение за точным и единообразным исполнением закона. Впоследствии круг ведомства сената расширился до чрезвычайных размеров. Практически не было отрасли в государственном управлении, куда бы ни простирались власть и деятельность сената. Ему подчинялись все учреждения и лица в государстве: духовные и светские, военные и гражданские, высшие и низшие. то есть Петр Великий снабдил Сенат такой властью, которой не обладало ни одно учреждение ни до, ни после него.

В первое время  решение Сената не было окончательным, так как допускались жалобы самому императору, но уже с 1718 года жалобы на решение сената были запрещены под страхом смертной казни на том основании, что "тот вышний сенат от его царского величества высокоповеренным есть и в особых честных и знатных состоит, которым не токмо челобитчиковы дела, но и правление государства поверено есть".

Вполне очевидно, что как любое вновь созданное  учреждение Сенат не имел бы возможности  нормально развиваться и адекватно  функционировать без необходимых доработок и нововведений в его деятельности. Так мы видим, что впоследствии, путем самой практики, круг ведомства Сената расширился до чрезвычайных размеров.

Можно сказать, не было отрасли в государственном  управлении, куда бы ни простирались власть и деятельность Сената. Ему подчинялись все учреждение и лица в государстве: духовные и светские, военные и гражданские, высшие и низшие.

Сенату принадлежала власть административная, судебная и  отчасти даже законодательная. Петр I, в особенности благодаря тому, что ему часто приходилось отлучаться из государства, а с другой стороны желая, чтобы вследствие этого в государственном управлении не было никаких остановок, снабдил Сенат такой властью, какой не имело ни одно учреждение, ни до, ни после него.

В литературе некоторыми авторами делалась попытка представить Сенат как учреждение, заменявшее собой царя во время его отсутствия и в силу этого осуществлявшее наряду с царем законодательную власть.

Авторы, выступившие  с другой точкой зрения, отметили, что  Сенат был учреждением, установленным законом, исходившим от верховного носителя государственной власти – царя. Однако в этом вопросе и в современной литературе нет достаточной ясности. Авторы даже очень авторитетных изданий повторяют вслед за С.А. Петровским, будто иногда власть Сената «из пределов административной переходила в законодательную».

На наш взгляд, это мнение не соответствует действительности. Ведь очевидно, что Сенат постоянно действовал под контролем императора, независимо от того, находился ли в это время царь в столице или нет. «Уезжая, Петр оставлял Сенату руководства – пункты, причем требовал неуклонного и быстрого их исполнения».

Так, по отношению  к законодательной функции Сенат  был поистине чем-то своеобразным и  исключительным. Он не только имел право составлять проекты и вносить их на утверждение государя, но даже сам, своей собственной властью, мог издавать законы во время отсутствия государя. Необходимо отметить, что право это было временно и обусловливалось тогдашними исключительными обстоятельствами. И все же Сенат в своей законодательной деятельности являлся ответственным перед монархом. Что касается участия Сената в законодательной деятельности носителя верховной власти, проявлявшегося в составлении и обсуждении законов, то подобное участие принадлежало Сенату постоянно при жизни Петра, было явлением вполне нормальным и не обусловливалось никакими исключительными обстоятельствами.

Если компетенция  Сената простиралась на вообще все  государственное управление, то его  судебное значение уже и при Петре I определилось в наибольшей степени. Административная деятельность Сената была крайне разнообразна. Так, по отношению к военным делам на сенате лежала обязанность собирать людей для войны, пополнять армию офицерами, замещать происшедшую в войсках убыль, снабжать армию всеми необходимыми припасами и даже делать распоряжение чисто военного характера. В дальнейшем, с учреждением коллегий круг ведомства Сената в военных делах несколько сузился.

В финансовом отношении  на Сенат возлагалось заведывание приходами и расходами государства. Интересно, что Сенат того времени имел в этой сфере не только контролирующее значение, но даже мог самостоятельно распоряжаться государственной казной. Я хотела бы заметить, что кроме изыскания источников государственных доходов и распоряжение последними, Сенат был обязан также прилагать свои заботы к поощрению торговли и промышленности, наконец, на нем же лежала забота о чеканке монеты. Впоследствии, с учреждением коллегий и в этой сфере вся масса мелких дел перешла из Сената в эти учреждения.

Помимо дел  военных и финансовых Сенат должен был заботиться о благосостоянии и безопасности государства, куда относились заботы о путях сообщения, благоустройстве  городов, народном продовольствии, народном образовании, о создании условий безопасности жизни я собственности всех и каждого и многое другое.

 

2.3. Влияние указа 1722 года на реформирование Сената

Изданный Петром I указ 1722 года, который оказал немаловажное влияние на реформирование полномочий и в целом деятельности Сената XVIII века, необходимо рассмотреть более детально.

27 апреля 1722 года  Петр I издает «Указ о должности Сената». Реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центрального управления, вставший над всем государственным аппаратом (коллегиями и канцеляриями). В системе этих органов происходили существенные изменения.

Разделы 2–7 содержат статьи, в которых определяется круг вопросов, относящихся к ведению Сената, в частности:

a) дела, которые не могли решать коллегии;

b) вопросы, связанные с началом на территории государства военных действий, со стихийными бедствиями (мор), беспорядками («о начатии… какова замешания или каких припадков»);

c) жалобы на «неправый суд» коллегий и канцелярий;

d) назначение на должности чиновников государственного аппарата (перечень должностных лиц, назначаемых Сенатом, установлен разделом 6 Указа).

Указом «О должности  Сената» этот орган получил право  издавать собственные указы.

Так же разделами 8–12 Указа устанавливался регламент  его работы: обсуждение и принятие решений, регистрация и протоколирование. Нужно заметить, что круг вопросов, которые рассматривал Сенат, был достаточно широк – это анализ материалов, представляемых государю; важнейшие дела, поступавшие с мест (о войне, бунтах, эпидемиях); назначение и выборы высших государственных чинов; принятие апелляций на судебные решения коллегий.

Так, при изучении указа мы видим, что в документе  Петр I дает подробные предписания по наиболее важным вопросам деятельности Сената: регламентируется его состав, определяются права и обязанности, устанавливаются правила, касающиеся отношений Сената с коллегиями, губернскими властями, генерал-прокурором.

Сенат того времени  стал возглавлять систему государственного управления и был по отношению  ко всем другим органам высшей инстанцией. Высшие органы специальной компетенции (приказы, коллегии) и местные учреждения в определенные сроки представляли в Сенат отчетные ведомости. Коллегии, в свою очередь, ежемесячно подавали в Сенат ведомости о входящих и исходящих делах.

Нужно заметить, что сила сенатских указов определялась тем, что они издавались при одобрении императора (явном или молчаливом) и никогда не противоречили его воле. Напомним, что издаваемые Сенатом нормативные акты, по общему правилу, не имели высшей юридической силы закона.

Таким образом, можно утверждать, что Сенат был законосовещательным учреждением, он принимал лишь участие в обсуждении законопроектов. В Сенате, например, обсуждались проекты реформ губернского и центрального управления, Табель о рангах, Духовный регламент. Сенат публиковал императорские указы, давал толкование закона.

Так же следует  отметить, что публикуемый указ отменяет предшествующий – указ о должности  Сената 1718 года (о нем мы подробнее говорили в главе 1), о чем специально указывается в конце закона.

 

Заключение

Основной  вывод, который  можно  сделать  после  изучения  данной  проблематики –  все  деяния  царя-реформатора  преследовали  цель  укрепить  российскую  государственность. Еще  до  Петра I началась  борьба  крепнувшего государства с ветшающим народным  укладом.  Царь  стал  не  вершителем, а  участником  перемен  во внутренней  и  международной  жизни  страны.

Можно утверждать, что развитие высшего государственного управления было обусловлено внутренними потребностями страны, ее международным положением и имело исторически прогрессивный характер.

Создание 13 коллегий, вместо 80 существовавших в XVII веке приказов, обеспечило абсолютной монархии централизованный ведомственный аппарат и являлось большим прогрессом в развитии высшего управления.

Развитие системы высших органов шло в направлении окончательного оформления абсолютизма в соответствии со следующими основными закономерностями: усиление власти царя; полной ликвидации пережитков сословно-представительной монархии; бюрократизации государственного аппарата, выразившейся в консолидации однородных функций управления; установлении стройной системы подчиненности низших органов высшим; организационном отделении присутствия от канцелярии; складывании чиновничества – особой касты людей, назначаемых царем и формально только перед ним ответственных.

В целом система  высших органов государства получила более совершенную организацию, были четко определены компетенция, место и роль каждого звена  в иерархии государственных органов. Одновременно шел процесс бюрократизации состава высших органов, разрыв с сословным принципом комплектования.

Наиболее характерными признаками сложившейся в этот период системы государственных органов  были: централизация управления; более  четкое разграничение компетенции  как между высшими и местными органами, так и между учреждениями одной ступени; их единообразное устройство и строгая регламентация деятельности, установление государственного надзора.

Информация о работе Правительствующий Сенат в эпоху Петра Великого