Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 02:19, курсовая работа
Государственное управление в России прошло долгий путь развития, эволюционируя и развиваясь. Важным рубежом такого развития можно считать время правления Петра Великого - период, оказавший большое влияние на формирование дальнейшего пути развития российского государства. Реформы и преобразования, проведенные Петром 1, способствовали тому, что Российской государство пошло по новому.Актуальность данной работы состоит в возможности ее использования для анализа истории государственного управления в обозначенный период. Так же материал данной работы может быть применен в образовательном процессе. Целью настоящей работы является исследование роли Правительствующего Сената в верховной системе управления России в эпоху правления Петра Великого.
Введение.............................................................................................................
Глава 1. Учреждение Сената............................................................................
1.1. Предпосылки создания Сената.................................................................
1.2. Учреждение Правительствующего Сената. Указы Петра I...................
Глава 2. Состав и функции Сената..................................................................
2.1. Состав Правительствующего Сената.......................................................
2.2. Функции Правительствующего Сената...................................................
2.3. Влияние указа 1722 года на реформирование Сената............................
Заключение........................................................................................................
Список источников и литературы…...............................................................
Приложение.......................................................................................................
1.2. Учреждение Правительствующего Сената. Указы Петра I.
В 1711 году Петр I отправляясь в Прутский поход, издал указ об учреждении нового высшего государственного органа – Сената. Как считают исследователи, Прутский поход был лишь мотивом - учреждение Сената было важным шагом в создании бюрократического аппарата абсолютизма. Сенат по сути своей стал в то время послушным орудием самодержавия. Все назначения и отставки сенаторов происходили по именным царским указам. Унаследованный от консилии министров бюрократический принцип ответственности перед царем еще более упрочился. 2 марта 1711 года сенаторы были приведены к присяге в верном исполнении своей должности.
Петр I неоднократно напоминал сенаторам, что в случае нарушения присяги им грозит жестокое наказание, включая смертную казнь, опалу, отрешение от должности, денежные штрафы – «…и ежели оной Сенат чрез свое ныне пред богом произнесенное обещание, неправедно что поступят в каком партикулярном деле… то будет пред нами суждено и виноватый жестоко будет наказан»12.
Существует несколько точек зрения, по-разному толкующих статус Сената. Так некоторые авторы высказывали мнение, будто Сенат в первое время являлся чрезвычайным, временным органом и лишь впоследствии приобрел характер постоянного учреждения.
Такая оценка Сената на наш взгляд не соответствует его действительному положению. Хотя сам Петр I в указе от 22 февраля 1711 года говорит об определении Сената «для отлучек наших», но эти слова указывали лишь на мотив, заставивший монарха прибегнуть к созданию нового учреждения. В подтверждение того, что изначально Сенат учреждался Петром I как постоянно действующий орган, свидетельствует следующий факт – с момента учреждения Сената до начала Прутского похода было издано четыре указа (регулирующих деятельность Сената), в том числе: «Об учреждении Правительствующего Сената», «О поручении правительствующему Сенату попечения о правосудии, об устройстве государственных доходов, торговли и других отраслей государственного хозяйства», «О власти и ответственности Сената», «О порядке заседаний и делопроизводства в Правительствующем Сенате».
По всей видимости, учреждение Петром I Сената на время (Прутского похода) не предполагало бы такого тщательного нормативного регулирования. Наоборот, такой основательный подход говорит о том, что Петр I учредил Сенат как постоянно действующий орган.
Необходимо отметить, что Сенат не прерывал своей деятельности так же во время нахождения царя в столице. По всей видимости, возложенная на него (Сенат) компетенция не имела характера временных полномочий, а была рассчитана на многолетнюю работу. Сенат был постоянно действующим высшим государственным органом.
На наш взгляд, при изучении полномочий, возложенных на Сенат, его функций и состава необходимо иметь представление о законодательной базе, которая регулировала действия высшего органа управления. В Приложении 1 представлен перечень именных указов, данных Правительствующему Сенату в период с 1711 года (начиная с указа об учреждении Сената от 22 февраля 1711 года) по 1724 год. В XVIII в. сохранилось такое название законодательного акта, как указ. Как мы знаем, именные указы издавались монархом по наиболее существенным вопросам государственного значения и были адресованы конкретным государственным учреждениям или высшим должностным лицам. Текст указа подготавливался в канцелярии императора, а затем поступал в Сенат. Именные указы адресовались и Сенату, и другим учреждениям, и отдельным должностным лицам.
В перечень вошли именные указы, данные в Сенат и именные указы, регулирующие деятельность Сената (О должности Сената, О заседаниях и т.п.). Именные указы, прошедшие обработку в Сенате перед их «всенародным» объявлением, назывались именными указами, объявленными из Сената. Их обработка была связана с добавлением в текст ряда начальных и конечных формул, свидетельствовавших о прохождении документа через Сенат, а также с изменением стилистики текста — замены личного местоимения «Мы» на «Его (Ея) Императорское Величество», глаголов 1-го лица множественного числа на глаголы 3-го лица единственного числа.
Нумерация в Перечне соответствует нумерации Указов в "Полном собрании законов Российской империи".
Как уже говорилось в настоящей курсовой работе, Указ "Об учреждении Правительствующего Сената и о бытии при оном розрядному столу вместо Розрядного Приказа и по два Комиссара из Губерний" был издан 22 февраля 1711 года. В нем оговаривался состав созданного органа управления (подробнее состав Сената мы рассмотрим во второй главе данной работы).
Указ от 2 марта 1711 года "О власти и ответственности Сената" наделял Сенат всей полнотой власти на время отсутствия царя: "все подчиняются Сенату и их указам как Нам Самому, под жестоким наказанием или и смертию, по вине смотря"13.
В тот же день был издан Указ "О поручении Правительствующему Сенату попечения о правосудии; об устройстве государственных доходов, торговли и других отраслей Государственного хозяйства", который регламентировал деятельность государства в отсутствие царя: иметь суд нелицемерный; по возможности собирать деньги, которые понадобятся для войны; о торговле как внутри страны, так и международной; о сокращении лишних расходов внутри Государства.
Для упорядочения работы в
самом Правительствующем
Как уже было сказано, первоначально Сенат состоял из девяти сенаторов, назначаемых государем. Пунктом 1-м указа от декабря месяца 1718 года «О должности Сената» состав Сената был существенно изменен: "Сенату надлежит состоять из президентов коллегий…". Все президенты коллегий по самому званию были сделаны сенаторами. Этот порядок просуществовал недолго; медленность сенатского делопроизводства заставила Петра признать (в указе 12 января 1722 года, который подробно будет рассмотрен во второй главе), что президенты коллегий не имеют достаточно времени, чтобы нести сверх того и «непрестанные» труды сенатора.
Указом от 5 февраля 1722 года "О заседании в Сенате" устанавливался режим работы Сената, расписание его заседаний, указывалось, что при необходимости и требованию Генерал-прокурора, количество дней заседаний учеличивалось.
Мы видим, что на протяжении своего царствования, Петр I постоянно работал над совершенствованием государственного аппарата, внося те или иные изменения в его структуру.
Глава II. Состав и функции Правительствующего Сената
2.1. Состав Правительствующего Сената
В основу комплектования Сената Петром I был положен не прежний принцип знатности, а принцип компетентности, выслуги перед Отечеством и царем. Первоначально сенат состоял из девяти сенаторов и одного секретаря, назначенных государем:
• Господин граф Мусин Пушкин,
• Господин Стрешнев,
• Господин князь Петр Голицын,
• Господин К. Михайла Долгорукий,
• Господин Племянников,
• Господин К. Григорей Волконской,
• Господин Самарин,
• Господин Василей Апухтин,
• Господин Мельницкой,
• Обер-Секретарь сего Сената Анисим Щукин.
Петр I при назначении сенаторов не руководствовался происхождением, званием и чинами. Возможно, именно поэтому, должность сенатора не была включена в Табель о рангах и не была отнесена к классам.
Следует отметить, что первоначально Сенат возник как орган с монолитной структурой, которая включала присутствие (общее собрание) сенаторов и канцелярию, осуществлявшую делопроизводство. На сенатских присутствиях председательствовал сам царь или назначенный им сенатор. Все вопросы обсуждались коллегиально, и решения принимались в случае единогласного голосования. Первым мнение высказывал младший (по стажу работы и чину) сенатор. При этом нельзя было пользоваться записями и повторять слова предыдущих ораторов.
Канцелярия. Делопроизводством в Сенате ведала Канцелярия. Она была организована по аналогии с канцеляриями коллегий. В указе от 19 февраля 1719 года «Об организации канцелярии Сената по образцу Государственных Коллегий» определялся её состав: «Быть в Сенате нижним чинам против прочих Коллегий, из дьяков сенатских Секретарями и управлять дела Секретарю одному…, Да переводчику одному, нотариусу из подьячих, актуариусу из подьячих же, регистраторам, канцеляристам». Во главе Канцелярии стоял обер-секретарь. «В ту канцелярию должны все губернаторы и воеводы писать яко о начатии какой войны, мора, каковы замечания к приказов.» В Канцелярию поступали и челобитные, которыми ведал рекетмейстер. Далее государственные дела, решаемые в Сенате, закреплялись подписью сенатского обер-секретаря, ведавшего Канцелярией и государственной печатью.
Генерал-прокурор.
Руководство Сенатом осуществля
Также генерал-прокурор осуществлял надзор за деятельностью всех правительствующих мест в империи. Его орудиями были подчинённые ему фискалы с обер-фискалами во главе. Он получал от фискалов донесения, которые был обязан выставлять на обсуждение в Сенате. Генерал-прокурору также подчинялась Канцелярия с двумя обер-секретарями, приданными ему в помощники.
Фискалы. Вместе с учреждением Сената последовало учреждение фискалов. Главный фискал на всё государство назывался обер-фискалом (см. Указ от 5 марта 1711 года "О порядке заседаний и делопроизводства в Правительствующем Сенате, и о должности Обер-фискала"). Он должен был надсматривать тайно и проведывать: нет ли упущений и злоупотреблений в сборе казны, не делается ли где неправый суд, и за кем заметит неправду, хотя бы и за знатным лицом, должен объявить перед сенатором; если донос окажется справедливым, то одна половина штрафа, взыскиваемого с виновного, шла в казну, а другая поступала в пользу обер-фискала за открытие злоупотребления. Под ведомством обер-фискала были провинциал-фискалы, с такими же обязанностями и правами в провинциях, как и обер-фискал в целом государстве. Под властью последних состояли городовые фискалы. Фискалы должны были над всеми надсматривать; все должны были всячески им содействовать – все, ради собственной пользы, приглашались к «доносничеству».
Коллегии. С учреждением коллегий по указу 1718 года Сенат стал состоять из президентов коллегий. Однако на практике этот принцип себя не оправдал и в 1722 году был признан несостоятельным. Согласно указу 1722 года, члены Сената не могли быть одновременно членами коллегий, кроме президентов двух воинских коллегий и иностранной, а также временно и Берг-коллегии (до тех пор, пока не будет найдена замена президенту). Оставшиеся в Сенате президенты (А.Д. Меньшиков, П.М. Апраксин, Д.А. Головин, Я.М. Брюс) были доверенными лицами, которых монарх хотел видеть как в коллегиях, так и в Сенате.
Расправная палата и Сенатская контора. Однако, в дальнейшем, ввиду того, что Сенат являлся высшим общегосударственным учреждением, имевшим исключительно широкое поле деятельности, возникла потребность в создании вспомогательных органов. Они должны были помогать Сенату в осуществлении его функций. Таким образом, структура Сената складывалась постепенно. В его составе сформировалось два отделения: Расправная палата – по судебным делам и Сенатская контора – по вопросам управления.
Рекетмейстер, герольдмейстер, губернские комиссары. Изменение функций Сената отразилось и на его организационной структуре. В 1722 году при нем были созданы особые подразделения: Московская, Герольдмейстерская, Рекетмейстерсткая, Ревизионная и раскольничья конторы. Московская контора направляла и контролировала деятельность филиалов коллегий в Москве. Герольдмейстерская, во главе с генерал-герольдмейстером, вела строгий учет прохождения дворянами государственной службы, прежде всего воинской, представляла их на гражданские должности, наблюдала за образованием молодых дворян, оформляла дворянские привилегии, вела родословные книги, а впоследствии составляла дворянские гербы. Рекетмейстерска контора во главе с генерал-рекетмейстером принимала и рассматривала жалобы на волокиту и несправедливые решения в коллегиях, доносила об этом Сенату и добивалась там решения данных дел; в некоторых случаях имела право докладывать прошения самому императору.
9 апреля 1720 года
при Сенате была учреждена
должность «ради приема
Информация о работе Правительствующий Сенат в эпоху Петра Великого