Право и экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:43, реферат

Описание работы

Вопрос о соотношении государства, права и экономики практически существовал с тех пор, как появилось первое государство, и будет существовать до тех пор, пока будет существовать государство. Это один из тех вечных вопросов, который каждый раз по-новому встает перед каждой новой государственной организацией как на начальных стадиях ее возникновения и становления, так и на последующих этапах ее развития.

Содержание работы

Введение
Понятие права
1.1 Определение права
1.2 Признаки права
2. Роль экономики в возникновении и развитии права.
Возникновение права по мысли Маркса
3. Право и экономика
4. Соотношение права и экономики
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Рреферат.docx

— 42.36 Кб (Скачать файл)

Основная идея концепции  Дж. Коммонса состоит в том, что государство должно осуществлять контроль и регулирование рыночной экономики. По мнению автора, прежде всего законодательная деятельность государства, работа правительственных комиссий способны уладить возникающие экономические противоречия.

Дж. Кейнс сформулировал практическую программу, в которой большое внимание уделил методам государственно-правового вмешательства в экономику: важнейшим объектом регулирования должен стать эффективный спрос, и в первую очередь наиболее важный его компонент – инвестиции. Привлечь инвестиции можно, во-первых, за счет понижения ставки процента за кредиты (Дж. Кейнс полагал, что с помощью государственного вмешательства, посредством законодательства, на денежном рынке можно регулировать ставку процента), во-вторых, за счет активного финансирования, кредитования частных предпринимателей и, в-третьих, благодаря государственной бюджетной политике.

Социальная система с  административно-командной экономикой начала утверждаться в Советской  России и впоследствии охватила все  страны так называемого социалистического  лагеря. Справедливо отметил В.В. Лазарев уязвимость взглядов советских  юристов на соотношение права  и экономики в претензиях на принципиально  иной характер этого соотношения. «В таком случае, – пишет В.В. Лазарев, – напрашивался вывод (которого, разумеется никто не делал), что наше государство и право, или наша экономика представляют собой нечто иное, нежели экономика, государство и право в общепринятом их значении».

Общая схема соотношения  права и экономики выглядела  следующим образом: право есть концентрированное  выражение политики, политика –  концентрированное выражение экономики.

Уместно будет обозначить более детально основные моменты  соотношения права и экономики  в рамках административно-командной  системы. В последние годы многие отечественные и зарубежные правоведы и экономисты в своих работах попытались дать ее обобщенную характеристику:

господствовала государственная  собственность (все экономические  ресурсы находились в государственной  собственности, государственная монополизация  экономики) над всеми другими  формами собственности;

отсутствовала самостоятельность  хозяйствующих субъектов, что влекло за собой производство товаров, не пользующихся спросом, замораживание капитальных  вложений и нежелание внедрять новейшие технологии;

экономические процессы управлялись преимущественно командно-административными методами без учета объективных экономических законов – прямое государственно-правовое вмешательство;

нормативные акты не допускали  эксплуатацию человека человеком, но они  фактически устанавливали эксплуатацию человека государством;

в соответствии с господствовавшими  идеологическими установками задача определения объема и структуры  продукции считалась слишком  серьезной, чтобы передать ее решение  самим непосредственным производителям;

план объявлялся законом; принудительное монопольное производство и принудительное распределение  исключало свободные рыночные отношения  между отдельными хозяйствами;

чрезмерная централизация  управления экономикой неизбежно приводила  к бюрократизации и разбуханию государственного аппарата;

отличительной особенностью распределения материальных благ и  услуг являлось привилегированное  положение партийно-государственной  элиты.

Таким образом право, воздействуя на экономику, не только не улучшало ее функционирование, а наоборот затрудняло. Положенный в основу правопонимания тезис о подчиненности права государству придал процессу правотворчества более субъективный характер.

Очень часто нормативно-правовые акты противоречили друг другу, именно поэтому сложилась практика игнорирования  законов – они стали подменяться  прямыми указаниями чиновников.

Однако административно-командная  система, оставаясь на позициях пренебрежения  экономическими законами, создала систему  социальных гарантий (которые с большим  успехом имплантировал и капитализм): пенсионное обеспечение, бесплатное образование  и здравоохранение, система социальных пособий и выплат и др. Социальная защищенность граждан создавала  видимость всеобщего благополучия, социального равенства и справедливости. Но справедливость данной системы нарушалась на стадии распределения, поскольку  фактически это выглядело как  перераспределение в пользу государства.

Социальные системы со смешанной экономикой получили свое распространение в середине XX в. Они отражают реальные изменения  в социально-экономической жизни  и связаны прежде всего с усилением роли государства в экономике. На сегодняшний день, пожалуй, ни одна страна в мире не располагает экономикой в классическом рыночном варианте, либо характеризуется полным отсутствием рыночных отношений. За годы существования «капитализма» и «социализма», рыночной экономики и административно-командной системы произошло выделение наиболее функциональных и жизненно необходимых элементов перечисленных социально-экономических систем, которые оказалось возможным сочетать в тех или иных вариациях в рамках одной системы.

Основной чертой социальных систем со смешанной экономикой является распределение большей части  ресурсов при помощи торговых сделок (то есть в рыночных отношениях), но при существенной роли государственных  органов власти и управления, которые:

• определяют правовую основу владения собственностью и функционирования рынков, регулируют экономическое поведение, устанавливая подробные правила  деятельности предприятий;

• покупают и производят товары и услуги, такие, как оборона, образование, дороги и т.д.;

• осуществляют социальное обеспечение граждан;

• финансируют себя посредством  налогов и займов, таким образом влияя на цены, процентные ставки и производство;

• осуществляют контроль за налогами и государственными расходами и реализуют компетенцию по контролю за количеством денег в экономике, и тем самым вносят коррективы в колебания экономического цикла.

При этом соотношение права  и экономики можно определить следующим образом: право, учитывая объективные законы экономики, стремится  с помощью нормативных установок  восстановить социальную и экономическую  справедливость в обществе. Целью  правового регулирования является достойное существование всех членов общества, право – это средство в достижении социального компромисса. Динамичное же развитие экономических  отношений влияет на изменения правовой базы, корректируя ее и изменяя.

Право является неотъемлемым элементом в любой социальной системе. Во всех социальных системах право, наряду с традиционными функциями обеспечения общественного порядка и организации обороны страны, решает такие экономические вопросы, как организация денежного обращения, сбор налогов, строительство дорог, мостов, учебных, медицинских учреждений и др. В рыночной экономике государство и право освобождаются от несвойственных им функций, право обращает внимание на то, без чего не может существовать общество и чего избегает частный сектор.

 

Заключение

 

Итак, право - понятие сложное  и многогранное. Спектр мнений о  нём и суждений, также, как и совокупность факторов, оказывающих влияние на процесс формирования о нём адекватного представления, весьма широк и разнообразен.

Множество определений права  можно рассматривать как положительное  явление (возможность взглянуть  на право сквозь призму веков, увидеть право не только в статике, но и в динамике), так и отрицательное (например, возникают трудности, порождаемые различиями, отсутствием единого, целенаправленного процесса познания права и его практического использования).

Экономические начала сыграли  огромное значение для возникновения  политической надстройки. Но при этом следует отметить, что не только экономические предпосылки повлияли на возникновение государства, но и  другие социальные процессы происходящие в обществе. Существует и обратная связь государства и экономики. Нормальной функционирование экономики невозможно без вмешательства государства. Главным для эффективного регулирования экономики является степень вмешательства государства в процессы производства и распределения и методы избираемые для такого вмешательства.

Соотношение государства  и права также имеет обратную зависимость. Государство юридически оформляет волю большинства граждан, облекая её в правовую форму. А  право придаёт легитимный характер действующему государству путём  его юридического закрепления.

Заметно и влияние права  на экономику. Мировой опыт в ведении  хозяйственной деятельности даёт нам  право утверждать, что лишь на основании  права можно построить эффективно работающую экономику.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Макаров О.В. Соотношение  права и государства / О. В.  Макаров // Государство и право. - 1995.-№5.

2. Марксистско-ленинская  общая теория государств и  права. Основные институты и  понятия. - М., 1970.

3. Марченко М. Н. Теория  Государства и права: учеб. / М.Н.  Марченко.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 640 с.

4. Матузов Н.И., Малько А.В. Правовое стимулирование в условиях рыночных отношений/ Н.И. Матусов, А.В. Малько // Государство и право. - 1995.- №4. - 11-19.

5. Теория государства и  права / [под ред. М.Н. Марченко]. - М., 1997.

6. Алексеев С.С., Теория  права. М., 1998 г.

7. Марксистско-ленинская  общая теория государств и  права. Основные институты и  понятия. М., 1970 г.

 

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ:

 

Конституция Российской Федерации.

1 Борисов Е.Ф., Экономическая  теория. М., 1997 г., с. 12-13.

2 1 Цит. по: Макаров О.В.  Соотношение права и государства  / О. В. Макаров // Государство  и право. - 1995.№-5. - С. 18

3 Цит. по: Марченко М.  Н. Теория Государства и права:  учеб. / М.Н. Марченко.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - С. 69.

4 Цит. по:

Марченко М. Н. Теория Государства  и права: учеб. / М.Н. Марченко.- 2-е  изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - С. 87.

5 Цит. по: Зинченко, С.А., Лисневский, Э.В. Собственность, политическая власть и право: генезис, соотношение / С.А. Зинченко, Э.В. Лисневский // Государство и право. - 1992.-№3. - С. 5

6 Конституция Российской  Федерации.

 


Информация о работе Право и экономика