Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:43, реферат
Вопрос о соотношении государства, права и экономики практически существовал с тех пор, как появилось первое государство, и будет существовать до тех пор, пока будет существовать государство. Это один из тех вечных вопросов, который каждый раз по-новому встает перед каждой новой государственной организацией как на начальных стадиях ее возникновения и становления, так и на последующих этапах ее развития.
Введение
Понятие права
1.1 Определение права
1.2 Признаки права
2. Роль экономики в возникновении и развитии права.
Возникновение права по мысли Маркса
3. Право и экономика
4. Соотношение права и экономики
Заключение
Список использованной литературы
Основная идея концепции Дж. Коммонса состоит в том, что государство должно осуществлять контроль и регулирование рыночной экономики. По мнению автора, прежде всего законодательная деятельность государства, работа правительственных комиссий способны уладить возникающие экономические противоречия.
Дж. Кейнс сформулировал практическую программу, в которой большое внимание уделил методам государственно-правового вмешательства в экономику: важнейшим объектом регулирования должен стать эффективный спрос, и в первую очередь наиболее важный его компонент – инвестиции. Привлечь инвестиции можно, во-первых, за счет понижения ставки процента за кредиты (Дж. Кейнс полагал, что с помощью государственного вмешательства, посредством законодательства, на денежном рынке можно регулировать ставку процента), во-вторых, за счет активного финансирования, кредитования частных предпринимателей и, в-третьих, благодаря государственной бюджетной политике.
Социальная система с
административно-командной
Общая схема соотношения
права и экономики выглядела
следующим образом: право есть концентрированное
выражение политики, политика –
концентрированное выражение
Уместно будет обозначить более детально основные моменты соотношения права и экономики в рамках административно-командной системы. В последние годы многие отечественные и зарубежные правоведы и экономисты в своих работах попытались дать ее обобщенную характеристику:
господствовала
отсутствовала самостоятельность хозяйствующих субъектов, что влекло за собой производство товаров, не пользующихся спросом, замораживание капитальных вложений и нежелание внедрять новейшие технологии;
экономические процессы управлялись преимущественно командно-административными методами без учета объективных экономических законов – прямое государственно-правовое вмешательство;
нормативные акты не допускали эксплуатацию человека человеком, но они фактически устанавливали эксплуатацию человека государством;
в соответствии с господствовавшими
идеологическими установками
план объявлялся законом; принудительное монопольное производство и принудительное распределение исключало свободные рыночные отношения между отдельными хозяйствами;
чрезмерная централизация управления экономикой неизбежно приводила к бюрократизации и разбуханию государственного аппарата;
отличительной особенностью
распределения материальных благ и
услуг являлось привилегированное
положение партийно-
Таким образом право, воздействуя на экономику, не только не улучшало ее функционирование, а наоборот затрудняло. Положенный в основу правопонимания тезис о подчиненности права государству придал процессу правотворчества более субъективный характер.
Очень часто нормативно-правовые
акты противоречили друг другу, именно
поэтому сложилась практика игнорирования
законов – они стали
Однако административно-
Социальные системы со
смешанной экономикой получили свое
распространение в середине XX в.
Они отражают реальные изменения
в социально-экономической
Основной чертой социальных систем со смешанной экономикой является распределение большей части ресурсов при помощи торговых сделок (то есть в рыночных отношениях), но при существенной роли государственных органов власти и управления, которые:
• определяют правовую основу владения собственностью и функционирования рынков, регулируют экономическое поведение, устанавливая подробные правила деятельности предприятий;
• покупают и производят товары и услуги, такие, как оборона, образование, дороги и т.д.;
• осуществляют социальное обеспечение граждан;
• финансируют себя посредством налогов и займов, таким образом влияя на цены, процентные ставки и производство;
• осуществляют контроль за налогами и государственными расходами и реализуют компетенцию по контролю за количеством денег в экономике, и тем самым вносят коррективы в колебания экономического цикла.
При этом соотношение права
и экономики можно определить
следующим образом: право, учитывая
объективные законы экономики, стремится
с помощью нормативных
Право является неотъемлемым элементом в любой социальной системе. Во всех социальных системах право, наряду с традиционными функциями обеспечения общественного порядка и организации обороны страны, решает такие экономические вопросы, как организация денежного обращения, сбор налогов, строительство дорог, мостов, учебных, медицинских учреждений и др. В рыночной экономике государство и право освобождаются от несвойственных им функций, право обращает внимание на то, без чего не может существовать общество и чего избегает частный сектор.
Заключение
Итак, право - понятие сложное и многогранное. Спектр мнений о нём и суждений, также, как и совокупность факторов, оказывающих влияние на процесс формирования о нём адекватного представления, весьма широк и разнообразен.
Множество определений права
можно рассматривать как
Экономические начала сыграли
огромное значение для возникновения
политической надстройки. Но при этом
следует отметить, что не только
экономические предпосылки
Соотношение государства и права также имеет обратную зависимость. Государство юридически оформляет волю большинства граждан, облекая её в правовую форму. А право придаёт легитимный характер действующему государству путём его юридического закрепления.
Заметно и влияние права
на экономику. Мировой опыт в ведении
хозяйственной деятельности даёт нам
право утверждать, что лишь на основании
права можно построить
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Макаров О.В. Соотношение права и государства / О. В. Макаров // Государство и право. - 1995.-№5.
2. Марксистско-ленинская общая теория государств и права. Основные институты и понятия. - М., 1970.
3. Марченко М. Н. Теория Государства и права: учеб. / М.Н. Марченко.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 640 с.
4. Матузов Н.И., Малько А.В. Правовое стимулирование в условиях рыночных отношений/ Н.И. Матусов, А.В. Малько // Государство и право. - 1995.- №4. - 11-19.
5. Теория государства и права / [под ред. М.Н. Марченко]. - М., 1997.
6. Алексеев С.С., Теория права. М., 1998 г.
7. Марксистско-ленинская общая теория государств и права. Основные институты и понятия. М., 1970 г.
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ:
Конституция Российской Федерации.
1 Борисов Е.Ф., Экономическая теория. М., 1997 г., с. 12-13.
2 1 Цит. по: Макаров О.В.
Соотношение права и
3 Цит. по: Марченко М.
Н. Теория Государства и права:
Марченко М. Н. Теория Государства и права: учеб. / М.Н. Марченко.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - С. 87.
5 Цит. по: Зинченко, С.А., Лисневский, Э.В. Собственность, политическая власть и право: генезис, соотношение / С.А. Зинченко, Э.В. Лисневский // Государство и право. - 1992.-№3. - С. 5
6 Конституция Российской Федерации.