Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 23:16, курсовая работа
Актуальность курсовой работы в том, что в рамках курса Теории государства и права данная тема изучается поверхностно, хотя изучение соответствующей проблемы имеет огромное значение в достижении тех целей, которые стоят не только перед правом, но и перед обществом и государством в целом. Сложность заключается в том, что религия и право являются абсолютно разными категориями, но все-таки имеют связь, которую редко видят юристы и те, чья сфера – богослужение. Сознание каждого из них пронизано определенной системой знаний и идей, которые, в общем, имеют противоречия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И РЕЛИГИИ 5
1.1. Общие положения о праве и религии 5
1.2. Основные понятия, содержание, сущность и взаимосвязь 6
1.3. Отличительные особенности права и религии. Их достоинства и недостатки 10
2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И РЕЛИГИИ 16
2.1. Мусульманское право 16
2.2. Церковное (каноническое) право 20
2.3. Индусское право……………………………………...…………………..23
3. РОЛЬ РЕЛИГИИ В ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ РОССИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПРАВО 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра теории и истории государства и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория государства и права»
на тему «Право и религия»
Выполнила:…………….. студентка 1-го курса
факультета, группа Ю-113Б
Подпись_________________
Научный руководитель: И. С. Барзилова,
Люберцы
2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И РЕЛИГИИ 5
1.1. Общие положения о праве и религии 5
1.2. Основные понятия, содержание, сущность и взаимосвязь 6
1.3. Отличительные особенности права и религии. Их достоинства и недостатки 10
2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И РЕЛИГИИ 16
2.1. Мусульманское право 16
2.2. Церковное (каноническое) право 20
2.3. Индусское право……………………………………...………………….
3. РОЛЬ
РЕЛИГИИ В ИСТОРИИ И
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы в том, что в рамках курса Теории государства и права данная тема изучается поверхностно, хотя изучение соответствующей проблемы имеет огромное значение в достижении тех целей, которые стоят не только перед правом, но и перед обществом и государством в целом. Сложность заключается в том, что религия и право являются абсолютно разными категориями, но все-таки имеют связь, которую редко видят юристы и те, чья сфера – богослужение. Сознание каждого из них пронизано определенной системой знаний и идей, которые, в общем, имеют противоречия. Поэтому связь между этими категориями теряется в сознании этих людей. Отсюда следует вывод, что право и религия должны составлять единое целое общественное явление и изучаться более углубленно. Что эта за связь и в чем она заключается? – вопросы, которые вызывают интерес, и на которые попытаемся ответить в рамках данной работы.
Целью курсовой работы является исследование и раскрытие содержания и сущности двух категорий - права и религии, а также взаимосвязи между ними, оценка их взаимодействия на общественные явления, степень эффективности этого воздействия, а также изучение и анализ подходов различных авторов к исследованию данной темы.
Для достижения поставленных целей, необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие, причины возникновения и существования религии;
- выявить общие положения, соотношение и отличительные особенности права и религии;
- исследовать роль религии в истории и современной жизни России и ее влияние на право.
Источниками информации при написании курсовой работы послужили труды таких ученых и исследователей, как Алексеев В., Гумилев Л.Н., Маркс К., Энгельс Ф., Мчедлов М., Никитина А.Г., Орлов Л.С., Георгиев В.Л., Пичелкин А.С., Хропанюк В.Н. и другие.
1. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И РЕЛИГИИ
1.1. Общие положения о праве и религии
Религия (от лат. «religio» - набожность, святыня, предмет культа) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.
В социальной
структуре общества религия традиционно
представляет собой один из наиболее
важных социальных институтов, включающих
систему социальных норм, ролей верований
и процедур (ритуалов, обрядов), формальных
и неформальных кодексов поведения,
организационных форм. Она связана
с духовной жизнью человека, с вечным
человеческим стремлением максимального
раскрытия внутреннего
Религия – часть культуры человека, живущего на земле. Поэтому все попытки борьбы против религии неизменно заканчивались провалом. В недалеком прошлом в нашей стране господствовало мнение, что религии нет места в рамках общественной системы. Как известно, марксизм был враждебен религии. Маркс утверждал, что «религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм»1. Однако история показывает, что государственное разрушение религии неизбежно влечет за собой нравственную деградацию общества и никогда не приносит пользы праву и правовому порядку, т.к., в конечном счете, и право и религия призваны закреплять и утверждать нравственные ценности, в этом основа их взаимодействия. В связи с этим проблема взаимосвязи права и религии не составляла предмета научного анализа. Сегодня ситуация изменилась.
На протяжении всей человеческой истории взаимодействие различных сфер общественной жизни вносило существенные коррективы в бытие общества. Поскольку и право, и религия являются одними из самых древних форм проявления общественной активности человека, их взаимодействие и взаимовлияние можно обнаружить на любой стадии развития человеческого общества.
1.2. Основные понятия, содержание, сущность и взаимосвязь
Для более глубокого понимания сущности права и религии необходимо определить понятие права и религии. Итак, что же такое «право»? Право – система общеобязательных норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения.
Религия в своей сущности является такой же широкой категорией, как и право. Она представляет собой специфическую форму общественного сознания, главными принципами которой является исповедание личного, духовного, совершенного надмирного начала - Бога, являющегося источником бытия всего сущего, и убеждения в том, что человек способен к общению, единению с Богом и вечной с ним жизни.
Так как и религиозная и правовая сфера общественных отношений, в конечном счете, имеют отношение к человеку, они неизбежно пересекаются и взаимовлияют друг на друга2.
Попытаемся сначала дать общую характеристику взаимодействия права и религии, его причин и результатов. Само присутствие религии в общественной жизни человека указывает на наличие в человеческом сознании феномена веры, т.е. способности человеческого сознания принимать информацию без доказательства, логически непротиворечивого обоснования. Именно на этой способности и базируются все религии, тесно связывая понятие веры с понятием доверия. А вот уже доверие и используется по отношению к личностям, общественным организациям, их действиям и информации от них исходящей. Каждая определенная религия, каждое верование есть в то же время известный образ мышления. Ведь ни один человек не может верить в то, что противоречит его образу мысли и представлениям. Для человека, верующего в чудеса, чудо не есть нечто противоречащее разуму. Оно, наоборот, кажется ему вполне естественным следствием божественного всемогущества, которое тоже является в его глазах совершенно естественным представлением. Человек верующий считает воскресение мертвых таким же понятным и естественным явлением, как восход солнца после его заката, как пробуждение весны после зимы. Вера и религия особенно противоречат разуму только там, где нарушается гармония между мыслями и чувствами человека и его верой и где, следовательно, вера перестает быть непреложной для человека истиной. Поэтому вера является основным регулятором поведения человека и имеет целью создавать наиболее гармоничные общественные отношения, воздействуя через мораль и нравственность3.
На протяжении всей истории всегда находились люди, которые использовали религию в корыстных целях. Особенно это было удобно в Древневосточной культуре, где самой распространенной религией было язычество. Однако не стоит думать, что жрецы обманывали народ, заставляя приносить дорогие жертвы богам и правителям, или оправдывали политику главы государства, прибегая к авторитету богов, посмеиваясь, как ловко они обманули непосвященных. Нет. Это только современным атеистам кажется вполне очевидна и понятна такая схема поведения. Конечно, в соответствии с такими поверхностными суждениями все выглядит логично и просто, но по сути своей не совсем верно. Если рассмотреть детально любую древнюю культуру, то станет очевидным, что религиозные знания не отделялись от естественнонаучных, а представляли единый комплекс знаний, которые описывали мир в глазах других людей того времени.
Каким образом религия соотносится с правом? Прежде всего, тем, что они преследуют общественно-полезные цели. И то и другое пытается оградить общество от нежелательного внутреннего воздействия, которое может его разрушить. Также они являются неотъемлемым дополнением друг к другу и очень сильно влияют на развитие общественных отношений в государстве, а, следовательно, и на развитие государства в целом. К тому же, в религии заложены те основные принципы, которые со временем находят свое отражение и в праве, поэтому связь между ними существует, просто она уходит своими корнями в историю. Но эта связь не непосредственная, а опосредованная – через нравственность. Естественно, поэтому, нужно выяснить характер связи права с нравственностью, чтобы в итоге лучше понять и характер связи права с религией. Связь нравственности с религией в историческом рассмотрении очевидна: ни один кодекс нравственных норм, игравший более или менее заметную роль в культурном развитии человечества, не появился иначе, как именно на основе какого-либо религиозного учения. Связь права с нравственностью не менее очевидна. Правда, относительно этой связи нередко высказываются сомнения и ведутся споры, но сомнения эти и споры носят академический характер. Тем не менее, никто почти не возражает против известной формулы, емко и четко выражающей характер связи между правом и нравственностью – право есть минимум нравственности. Право – это есть форма защиты нравственности в сфере общественных отношений, т.е. право заключает в себе тот минимум нравственных норм, без которого общественная жизнь вообще неосуществима. Собственно же нравственность уже содержит в себе нормы морали, т.е. превышающие элементарный уровень. Если, например, правовые нормы запрещают убивать, красть, лжесвидетельствовать и др., то собственно нравственные нормы призывают любить других людей, жертвовать в пользу их своим имуществом (благотворить), иметь чистые побуждения. Таким образом, право регулирует поступки, нравственность – мотивы поступков. Связь же поступков с мотивами очевидна. Если связь нравственности с религией, с одной стороны, и связь нравственности с правом, с другой, не может быть с достаточным основанием опровергнута, то тем самым не может быть опровергнута и связь права с религией, связь генетическая и, что еще более важно, теоретическая.
Назначением религии является выработка смыслов, позволяющих человеку так или иначе освоиться или определить свое место в том мире, в котором он живет. На основе религиозных представлений складываются религиозные нормы как одна из разновидностей социальных норм. Религиозные нормы – обязательные для верующих правила в различных религиях, вероисповеданиях. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Сунна и др.), в решениях собраний верующих или духовенства, в произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, регламентируются отправление обрядов, порядок церковных служб. Ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди). Религия и религиозные нормы возникли позднее первичных мононорм, но быстро проникли во все регулятивные механизмы первобытного общества. В рамках мононорм были тесно переплетены моральные, религиозные, мифологические представления и правила, содержание которых определялось сложными условиями выживания человека того времени. В период распада первобытнообщинного строя произошла дифференциация (разделение) мононорм на религию, право и мораль4.
1.3 Отличительные особенности права и религии. Их достоинства и недостатки
Между правом и религией существуют принципиальные различия. В праве цель воздействия на общество является непосредственной, т.е. право непосредственно занимается тем, чтобы обезопасить общество от преступных посягательств. В религии же эта цель является как бы составной частью, и воспринимается как должное. Отличие также наблюдается и в методе достижения поставленных перед ними целей. Право использует императивный метод, в то время как религия использует метод воздействия на сознание человека, путем объяснения истины и сущности вещей, которые человек на протяжении своей жизни пытается понять. Право использует правовой способ воздействия, религия – моральный. Право для охраны общественной безопасности использует меру государственного принуждения – наказание. Также различны механизмы действия религии и права. В частности, религия обосновывает в своих священных книгах абсолютную непреложность предписываемого ими кодекса поведения со ссылкой на высший авторитет. Однако и тот, и другой имеют свои достоинства и недостатки.
Недостатком права является то, что его порой трудно применить к тем, кто имеет государственную власть. Это наблюдается, прежде всего, в деятельности должностных лиц, которые позволяют порой себе очень много лишнего, а доказуемость их действий, как правило, довольно затруднительна. Также недостатком права является и то, что в ходе исследования каждый ученый вправе изменить свои выводы и положения. Основываясь на знаниях и выводах, накопленных им, он может в одно время выразить определенное мнение на данную тему, а позже изменить его в результате более углубленных исследований и решения определенных проблем. Его новое понимание заменяет прежние мысли, и он меняет свое мнение. Данный процесс изменений является важной причиной для вариации и к столкновению мнений на уровне индивида. Более того, через несколько лет личность изменит свои идеи и мысли в результате естественных изменений тела, которые повлекут изменения психики и нервной системы. Для мыслителей, законодателей и писателей привычно ревизовать ошибки, менять мнения и свои труды5.