Право и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 23:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы в том, что в рамках курса Теории государства и права данная тема изучается поверхностно, хотя изучение соответствующей проблемы имеет огромное значение в достижении тех целей, которые стоят не только перед правом, но и перед обществом и государством в целом. Сложность заключается в том, что религия и право являются абсолютно разными категориями, но все-таки имеют связь, которую редко видят юристы и те, чья сфера – богослужение. Сознание каждого из них пронизано определенной системой знаний и идей, которые, в общем, имеют противоречия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И РЕЛИГИИ 5
1.1. Общие положения о праве и религии 5
1.2. Основные понятия, содержание, сущность и взаимосвязь 6
1.3. Отличительные особенности права и религии. Их достоинства и недостатки 10
2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И РЕЛИГИИ 16
2.1. Мусульманское право 16
2.2. Церковное (каноническое) право 20
2.3. Индусское право……………………………………...…………………..23
3. РОЛЬ РЕЛИГИИ В ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ РОССИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПРАВО 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 71.92 Кб (Скачать файл)

В ряде стран  Центральной и Восточной Африки мусульманское право используется как обычное право. Хотя мусульманское  право и оказывает огромное влияние  на правовые системы мусульманских  государств, все равно сейчас наблюдается  тенденция к применению таких  источников права, как правовой обычай или законодательство. Египет был  первым государством, отказавшимся еще  в конце XIX в. от мусульманского права  как от единственного источника  права.12 В Саудовской Аравии, считающейся страной традиционного ислама, все больше применяются в судопроизводстве и законодательстве «двойные стандарты», а в коммерческом праве приоритет уже отдается англосаксонскому праву. В настоящее время ни в одной из указанных стран мусульманское право не является единственным действующим правом. Но в то же время ни в одной мусульманской стране оно не потеряло своих позиций в качестве системы действующих правовых норм. Исключение составляет лишь Турция, где в 20-е годы мусульманское право во всех отраслях было заменено законодательством буржуазного типа, составленным на основе западноевропейских моделей.

В конечном счете, направление и глубина  воздействия мусульманского права на современные правовые системы той или иной страны обусловлены достигнутым ею уровнем экономического и культурного развития.

 

1.4 Церковное (каноническое) право 

В основе формирования канонического права  лежат многочисленные источники (как  древние, так и современные). Первоначально  каноническое право возникло как  право христианской церкви. В свою очередь, христианство возникло как  религия бедных и рабов. В начале оно было гонимо и жестоко преследовалось со стороны властей римского государства. В этот период христианские общины связывались между собой приходящими проповедниками, называвшимися пророками. При императоре Антонине Пие зарождающейся религии были сделаны некоторые послабления. Только в начале IV в. император Константин официально признал христианство, которое, несмотря ни на какие препятствия, быстро завоевывает популярность. Постепенно создается строго иерархическая организационная система христианской религии. Роль и место пророков стали занимать епископы (хранители, наблюдатели), просвитеры (старейшины) и дьяконы (служители). Епископы возглавляли округ, состоящий из нескольких общин. Им принадлежала не только религиозная, но и судебная власть. Они обладали правом «истолковывать» вопросы Писания и церковных обрядов. Возникают синоды (собрания епископов). Формируется клир — организация наделенных особыми религиозными и священными правами служителей церкви. В V в. возникли более крупные объединения — патриархии и митрополии. В это же время римские епископы получили особый статус наместника самого Бога, обладающего и светской и церковной властью — статус папы13. Руководство делами церкви в других государствах доверялось особым папским посланцам — нунциям. Таким образом, церковь делали реальной участницей процесса государственного управления.

В IХ в. началось догматическое и административное обособление восточной (греческой) церкви. Этот процесс завершился к середине XI в. В эпоху средневековья церковь представляла уже практически независимую, автономно управляющуюся не только духовную, но и политическую организацию. В своей деятельности она руководствовалась выработанными на основе библейских преданий и христианских традиций правилами. В силу значимости христианские правила постепенно приобрели черты канонического права и стали распространять свое действие не только на священнослужителей и работников церкви, но и на всех верующих.

С утверждением феодальных отношений в Европе церковь, монастыри и епископы приобрели  полномочия сеньориального суда в отношении  вассалов, подвластного населения и  зависимых сословий. Процедура канонического  судопроизводства имела более сложную  систему, нежели обычные феодальные суды. Безусловное предпочтение отдавалось соблюдению чисто письменной процедуры (подача жалобы, возражения ответчика, показания свидетелей, решение суда). Считалось, что «того, чего нет в документах, не существует вообще». Суд должен был не устанавливать правоту одной стороны и осуждать другую, а выяснять истину, даже если это идет в ущерб интересов обратившегося14.

Основателем, ставшей официальным учением  католической западной церкви, доктрины исключительной «единоспасающей роли церкви» был крупнейший политический и духовный мыслитель святой Августин (IV в.). Согласно этой доктрине только церковь обладала посредническими полномочиями по пути человека от земной жизни к небесному житию, помогая ему преодолевать греховные дела и помыслы. Для выполнения этой великой миссии церковь изначально наделялась не только правами духовного воздействия, но и правом принуждения и обязывания.

В сфере  влияния канонического права  находились и вопросы наследования. Чтобы завещание имело юридическую  силу, необходимо было, чтобы оно  было составлено в присутствии приходского  священника, нотариуса или двух свидетелей. Канонисты создали новый институт исполнителя завещания — душеприказчик. Он брал на себя владение всей собственностью, подлежащей в дальнейшем перераспределению, т. е. осуществлял права завещателя и выполнял его обязательства. В области уголовного права (ХII—ХIII вв.) ересь считавшаяся ранее духовным проступком, стала рассматриваться как правонарушение, приравниваемое к измене. Для ее выявления стала применяться инквизиционная процедура и применяться смертная казнь. Собственность осужденных подлежала конфискации. Влияние канонического права на характер развития долговых и торговых правоотношений выражалось в том, что церковь идеологическими средствами пыталась воздействовать на содержание торговой жизни с целью достижения справедливых договоренностей между сторонами. В последующем многие юридические конструкции, применяемые в каноническом праве, оказали большое влияние на разработку правовых институтов национальных правовых систем (например, понятие вины в уголовном процессе).

Современное каноническое право отличается универсальным  и экстерриториальным характером, оно  действует там, где проживают  его сторонники. Для него характерна широта регулируемых отношений, включающих вопросы духовной и светской жизни. Особенностью современного канонического  права является также и то, что  оно действует в светских государствах (в основном это страны Западной Европы) и не имеет юридических  последствий. Однако нельзя отрицать того очевидного факта, что при принятии юридически значимого решения граждане и должностные лица принимают  во внимание его нормы и соотносят  с ним свои возможные действия.

 

1.5. Индусское право 

Другой  распространенной системой религиозного права является индусское право (Индия, Сингапур, Бирма, Малайзия и  др.). В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности, мораль, философия. Они нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство.

Индуизм сформировался в глубокой древности, однако сохранил свое регулирующее значение до настоящего времени. В этом качестве он выступает непременным элементом  государственно правовых отношений  современного, в частности индийского, общества.

Особую  роль индусское право играет в  тех сферах, где влияние религии  до сих пор наиболее ощутимо: семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и т. п. Индусское  право отличается глубочайшими религиозно нравственными истоками. Это не право  Индии, а право общины, исповедующей индуизм. Их влияние на общественные отношения велико в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а  также в странах на восточном  побережье Африки. (Преимущественно  в Танзании, Уганде, Кении.)

Как и  ислам, индуизм обязывает своих  последователей помимо принятия на веру определенных религиозных догм и  к определенному миропониманию. Главная идея индуизма — учение о перевоплощении души, которое происходит в соответствии с кармой, т. е. живой  облик в будущей жизни является воздаянием за хорошее или плохое поведение, за характер поступков в  этой жизни. Поэтому для правоверного индуса главным является приверженность не к доктрине, а к традиционному  общественному укладу. Образ жизни  каждого индуса должен соответствовать  нравственному кодексу.

Хотя  и считается, что все индийцы равны, но на самом деле эти различия весьма ощутимы. Одним из убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на социальные и иерархические категории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей и даже мораль. Оправдание кастовой структуры общества — основа философской, религиозной и социальной системы индуизма. При этом каждый человек должен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой он принадлежит.15 На протяжении длинного отрезка времени индийской истории великие люди не раз предостерегали против жречества и строгой кастовой системы. Время от времени против них возникали мощные движения. Тем не менее, медленно и почти неощутимо касты росли и распространялись на все сферы общества.

Индусское право в наши дни приобрело  в Индии новые черты. Оно остается правом, применяемым только к индусской  части населения Индии. Однако отпало много обычаев, нарушавших его единообразие. Это первое значительное изменение  по сравнению с прошлым.

 

 

 

 

3. РОЛЬ РЕЛИГИИ В ИСТОРИИ И  СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ РОССИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПРАВО

 

Описание  религиозной жизни России следует  начать с принятия на Руси христианства. Это случилось в 988 году. Политическая обстановка того времени требовала  для выживания государства принятия того или иного вероисповедания, причем вероисповедания соседей, которые  и становились союзниками.

Русь, приняв христианство, еще долго оставалась под властью языческих воззрений, которые включились в православное вероучение. Вместе с византийским вариантом христианства была воспринята и идея подчиненности церкви светским правителям16.

Православная  церковь не дала распасться Русской  державе в период феодальной раздробленности  и монголо-татарского ига. Ведь тогда  Русь представляла собой скопление  мелких княжеств, постоянно враждовавших между собой, но церковь была одна, подчиняющаяся одному митрополиту  Руси Иллариону. Церковь сыграла  важную роль в развитии и укреплении государственности. Постепенно она  становится землевладельцем, ей платился «налог» - церковная десятина. Церкви в Руси принадлежало три больших  круга судебных прав:

1.       судебная власть над всем христианским  населением Руси по некоторым  делам;

  1. право суда над некоторыми группами людей (церковные люди);
  2. судебная власть над населением тех земель, которые были феодальной собственностью церкви.

Митрополия  находилась до 1300 г. в Киеве, затем  некоторое время - во Владимире, затем  в Москве. Именно поддержка церкви позволила начать процесс объединения  русских земель вокруг Москвы в 14 веке.

Формирование  государственности на Руси шло в  направлении к сильной центральной светской власти. Церковь постепенно теряла функции непосредственного управления. Эпизодические попытки православной церкви усилить свое влияние на государственную власть успеха не имели. Приоритет государственной власти над церковной и определение статуса православной церкви как государственной религии получили правовое закрепление в Соборном уложении 1649 г.

В XVII веке вновь обостряется борьба "священства" и "царства", но произошедший церковный раскол позволил царской власти взять под контроль церковь под предлогом защиты "правой веры"17.

При Петре  I была создана государственная система управления, упразднено патриаршество, и даже тайна исповеди была включена в систему государственной политики. В 1721 году Петр I упразднил патриаршество и ввел Священный Синод, подчиненный правительству.

Все существовавшие в России и состоящие из Российских подданных христианские неправославные церкви, а также представители всех иных не запрещенных вероучений пользовались правом свободного исповедания своей религии, но без права проповеди своего вероучения. От духовенства инославных и иноверных исповеданий российские законы требовали осуществления тех же мирских функций, что и от православной церкви: ведения записей о рождении, смерти, браке и т.д. Запрещались законом переходы из христианского вероисповедания в иноверное, из православного - вообще. Переход из одного иноверного вероисповедания в другое также не был свободным, исключение было только для евреев. Ограничения накладывались и на браки.

Не исповедовать какое-либо вероучение вообще запрещалось до начала прихода к власти большевиков. Распространение атеистических взглядов подвергалось уголовному преследованию.

С течением времени церковь была неотделима от государства. В России были церковные  школы, монастыри, храмы. Ведущую роль играла Русская Православная церковь. Ряд брачно-семейных и некоторых иных норм, признаваемых и установленных церковью («каноническое право»), был составной частью правовой системы. После отделения в 1917 году церкви от государства эти нормы утратили юридический характер.

Временное правительство, придя к власти, отменило все сословные, религиозные и  национальные ограничения.

Декретом "О земле" большевистского правительства  от 26 октября 1917 года все монастырские и церковные земли были "национализированы". Декретом СНК от 20 января 1918 года православная церковь была отстранена от государства. Потерял юридическую силу церковный  брак. Выдача государственных средств  на содержание церквей и духовенства  прекратилось. Большевики стали варварски  грабить церковь.

В конце 20-х религиозные организации были объявлены враждебными советской  власти и "классовыми врагами", началась широкомасштабная кампания по закрытию храмов.

Православная  религия была заменена на коммунистическую. Коммунистическая идеология СССР имела массу признаков религии: своего бога и его сподвижников, мучеников, святых и святыни; рай и ад (на земле). И когда была разрушена вера в В.И.Ленина, т.е. с метафизической точки зрения, вся советская магическая система рухнула.

Информация о работе Право и религия