Право и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 23:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы в том, что в рамках курса Теории государства и права данная тема изучается поверхностно, хотя изучение соответствующей проблемы имеет огромное значение в достижении тех целей, которые стоят не только перед правом, но и перед обществом и государством в целом. Сложность заключается в том, что религия и право являются абсолютно разными категориями, но все-таки имеют связь, которую редко видят юристы и те, чья сфера – богослужение. Сознание каждого из них пронизано определенной системой знаний и идей, которые, в общем, имеют противоречия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И РЕЛИГИИ 5
1.1. Общие положения о праве и религии 5
1.2. Основные понятия, содержание, сущность и взаимосвязь 6
1.3. Отличительные особенности права и религии. Их достоинства и недостатки 10
2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И РЕЛИГИИ 16
2.1. Мусульманское право 16
2.2. Церковное (каноническое) право 20
2.3. Индусское право……………………………………...…………………..23
3. РОЛЬ РЕЛИГИИ В ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ РОССИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПРАВО 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 71.92 Кб (Скачать файл)

Вообще  очень многие учения, даже нерелигиозного характера, становятся религиями из-за потребности многих людей верить во что-либо, верить именно слепо. Так "общечеловеческие ценности" и идеалы демократии воспринимаются часто не критически, а догматически. Что-то может не нравиться, но ведь так  пишут в газетах и говорят  по телевизору.

Фашизм  также может рассматриваться  как религия - учение о превосходстве  одной нации. Коммунизм - то же самое, только мирового господства должна добиться не нация, а класс18.

Государственный строй СССР имел множество черт феодализма.

В 1945 году религиозным организациям в СССР были предоставлены права юридических  лиц. Правда, к концу 1940-х годов  процесс "потепления" отношений  между церковью и государством был  приостановлен.

В конце 1980-х были сняты многие ограничения  на деятельность религиозных организаций. Практически все религиозные  течения развернули бурную деятельность. Появились и серьезно распространились различные секты. Вообще, каждая религия  изменяет сознание человека, пребывание же во многих сектах изменяет сознание человека так, что он не способен уже  к нормальной жизни. Причем, сам человек этого не замечает, ему нравится, чего нельзя сказать об окружающих.

В наше время  восстанавливаются храмы, монастыри, церкви, разрушенные  до  основания  за годы  советской  власти.  Сейчас  церковь выступает как центр духовной культуры русского народа, а не как часть государственного механизма.

В настоящее  время по Конституции 1993 года (глава 2, статьи 14-19) Российская Федерация  является светским государством, в  котором никакая религия не может  устанавливаться в качестве государственной  или обязательной. Религиозные объединения  отделены от государства и равны  перед законом. Они могут иметь  статус юридического лица, храмы, молитвенные  дома, учебные заведения, культовое  и другое имущество, необходимое  для религиозных целей. Государство  закрепляет равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, пола, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным объединениям. Конституция  запрещает любые формы ограничения  прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или  религиозной принадлежности.

Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется  свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения, и действовать в соответствии с ними (Ст. 28).

В Конституции  зафиксирована свобода деятельности общественных организаций, при этом никто не может быть привлечен  к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем (Ст.30).

Статья 59 Конституции устанавливает правовую норму, согласно которой гражданину Российской Федерации предоставлено  право заменять военную службу выполнением альтернативной гражданской службы, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

Каждому гражданину предоставлена свобода  мысли и слова. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (Ст.29)19.

Некоторые религиозные праздники официально признаны государством.

Верующие  имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды, такие  как вступление в брак, рождение ребенка, его совершеннолетие, похороны и др. Только юридическое значение имеют лишь документы, полученные в органах записи актов гражданского состояния, либо других государственных органах, правомочных выдавать такие документы.

Вообще, каждая религия - форма мироощущения. Подавляющее большинство верующих не разбирается в сложных теологических проблемах, они просто чувствуют феномен мироощущения той или иной религии и выбирают (если есть такая возможность) тот вариант религии, который отвечает их психологическому настрою. Существуют этносы - объединения людей по национальному признаку, а существуют суперэтносы или цивилизации - объединения людей по сходству мироощущений. Например, славяно-православная цивилизация объединяет русских, украинцев, белорусов, сербов; западноевропейская - народы Западной Европы и Северной Америки, имеющие католическую и протестантскую религии. Можно быть наполовину французом и наполовину арабом, но нельзя быть наполовину христианином и наполовину мусульманином20.

Во "внеисповедальном" состоянии по-прежнему остается подавляющее большинство людей. Сложно жить полностью самостоятельно, принимать ответственные решения, определять свое мировоззрение. Наверное, это и не надо. К сожалению, в поисках своего пути многие обратились к различным сектам, богоискателям типа Соловьева, Булгакова, Л.Толстого и др. Православной же церковью их учения характеризуются как ереси. Другая крайность - идеализация прошлого, так называемая "новая религиозность". Не приведет к доброму результату насильственное занятие этим. Если что-то хорошее и получится, то в ущерб другому.

Начавшееся  в нашей стране восстановление культуры, исторического сознания невозможно без возрождения самой цивилизации. А нужно признать, что религия  на протяжении тысячи лет служила  основой любой известной истории  цивилизации, определяла нормы отношений  принадлежащих к каждой из них  огромных масс людей. Целенаправленная политика уничтожения религии неизбежно  приводит к уничтожению основ  цивилизации21

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

К сожалению, рамки курсовой работы не позволяют  более широко и полно исследовать  данный вопрос. Однако, в соответствии с поставленными целями и задачами, были раскрыты содержание и сущности двух категорий - права и религии, а также взаимосвязи между  ними, оценка их взаимодействия на общественные явления; изучено право в различных религиозных системах, в результате чего пришли к следующим выводам:

1. Право – самая значимая сфера, которая стоит на охране общественных отношений.

2. Религия – это форма общественного сознания, главным принципом которой является исповедание личного, духовного, совершенного надмирного начала - Бога, являющегося источником бытия всего сущего, и убеждения в том, что человек способен к общению, единению с Богом и вечной с ним жизни.

3. Каждая  из разновидностей религии приносит  свой вклад на духовное развитие  человечества.

Взаимоотношения между правом и религией в том, что они призваны закреплять и  утверждать нравственные ценности. Религиозная  и правовая сфера общественных отношений  направлены, прежде всего, к человеку. Именно нравственность человека является связью между правом и религией. Выполняя регулятивную функцию, право и религия взаимодействуют, как рецепторы общественных отношений, как составные части социального регулятивного механизма. В процессе взаимодействия они влияют на поведение людей, предписывая им в категоричной форме определенное поведение, регулируют общественные отношения в соответствии с интересами различных слоев общества. Право – это есть форма защиты нравственности в сфере общественных отношений, а религия в свою очередь помогает обрести ее. Это и есть соотношение права и религии, следовательно, религия стала той базовой точкой опоры, с которой должно происходить развитие государства и права.

Важно отметить и то,  что религия как способ воздействия на сознание, являлась базовой идеологией для осуществления  правовых норм, а также тем отправным  пунктом, от которого постепенно развивались  правовые нормы, аппараты и механизмы  их осуществления и на сегодняшний  день право - огромный каркас жизнедеятельности  человечества, без которого трудно представить нашу жизнь.

Подытоживая все вышесказанное, необходимо отметить особую необходимость существования, как права, так и религии. Это  две огромные сферы, внутри которых  существует общество, идеальность и  проработанность которых является ключом к развитию общества. Поэтому  изучение, разработка, улучшение этих сфер является важнейшими задачами, которые  стоят перед человеком.

Таким образом, данная работа является попыткой представить  общую картину, охватывающую некоторые  наиболее значимые аспекты понятий  «право» и «религия», изучить  и обобщить некоторые ключевые моменты  взаимосвязи религии и права, их сущности в обществе, во взаимодействии друг с другом.

Задачи поставленные перед исследованием решены, цель достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Конституция Российской Федерации: – М., Юридическая литература,1996.
  2. Алексеев В. Вечный соблазн сего: Церковь и политика // Независимая газета – 1993. – 4 ноября. – С. 14.
  3. Арипов   М. Ислам   и   мировая   цивилизация.   Возрождение   и взаимодействие // Свободная мысль – 1991. – №14. – С. 87-98.
  4. Артемьев Р. Лучше быть в Риме, чем вне его // Коммерсант – 1995. – № 36 (147). – С. 21.
  5. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М.: «Мысль», 1993. – 589 с.
  6. Исхаков Х.И. Раздумья мусульманина о вере и жизни. – М., 2002. – С. 10-23.
  7. Ионин Я. Каноническое право: его источники и история фиксации / Я. Ионин. М.: 1999. 330 с.
  8. Крашенинникова Н.А. Индусское право: история и современность / М.: 1982. 192 с.
  9. Лобазова О.Ф. Религиоведение: Учебник/О.Ф. Лобазова; под общ. Ред. Академика проф. В.И. Жукова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 488с.
  10. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. I том. – М., 1995. – С. 414-415.
  11. Мчедлов М. Религиозная     ситуация     в    России:     реалии, противоречия, прогнозы // Наука и религия – М., 1985. – С. 16.
  12. Никитина А.Г.  «Политизация религии» // Вопросы  философии. – М., 1994. – 346 с.
  13. Общая и прикладная политология / Под. ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова – М., 2001. – 298 с.
  14. Орлов Л.С., Георгиев В.Л. История России – М., 2000. – 496 с.
  15. Основы религиоведения –  Уч. – М.: «ВШ», 1994. – 497 с.
  16. Пичелкин А.С. Общая теория права. – М., 1995.– 489 с.
  17. Саква Р. Христианская демократия в России // Социс – 1993. – С. 134-135.
  18. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право / Л.Р. Сюкияйнен М.: «Наука», 1986. 730 с.
  19. Философия права / Под. ред. С.С. Алексеева – М.: «Норма», 1998. – 487 с.
  20. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб. для высших учеб. заведений  / Под ред. проф. В.Г. Стрекозова. – М., 2008. – 377 с.

1 Маркс К., Энгельс Ф., Соч. I том, с.414-415, М., 1995 г.

2 Пичелкин А.С. Общая теория права. – М., 1995. – 489 с.

3 Там же.

4 Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб. пособ. для высших учеб. заведений  / Под ред. проф. В.Г. Стрекозова. – М., 2002. – 377 с.

5 Философия права / Под. ред. С.С. Алексеева – М.: «Норма», 1998. – 487 с.

6 Основы религиоведения –  Уч. – М.: «ВШ», 1994. – 497 с.

7 Лобазова О.Ф. Религиоведение: Уч.; под общ. ред. академика проф. В.И. Жукова. – М.: 2010. – 388с.

8 Никитина А.Г.  «Политизация религии» // Вопросы  философии. – М., 1994. – 346 с.

9 Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право / Л.Р. Сюкияйнен М.: «Наука», 1986. 342с.

10 Там же.

11 Исхаков Х.И. Раздумья мусульманин о вере и жизни. – М., 2002. – С. 123.

12 Общая и прикладная политология / Под. ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова – М., 2001. – 298 с.

13 Ионин Я. Каноническое право: его источники и история фиксации / Я. Ионин. М.: 1999. 198 с.

14 Там же.

15 Крашенинникова Н.А. Индусское право: история и современность / М.: 1982. 192 с.

16 Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М.: «Мысль», 1993. – 589 с.

17 Там же.

18Орлов Л.С., Георгиев В.Л. История России – М., 2000. – 496 с.

19 Конституция РФ, ст. 14-19,ст. 28, ст. 29, ст. 30, ст. 59

20 Саква Р. Христианская демократия в России // Социс – 1993. – С. 134-135.

21 Мчедлов М. Религиозная     ситуация     в    России:     реалии, противоречия, прогнозы // Наука и религия – М., 1985. – С. 16.




Информация о работе Право и религия