Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 23:16, курсовая работа
Актуальность курсовой работы в том, что в рамках курса Теории государства и права данная тема изучается поверхностно, хотя изучение соответствующей проблемы имеет огромное значение в достижении тех целей, которые стоят не только перед правом, но и перед обществом и государством в целом. Сложность заключается в том, что религия и право являются абсолютно разными категориями, но все-таки имеют связь, которую редко видят юристы и те, чья сфера – богослужение. Сознание каждого из них пронизано определенной системой знаний и идей, которые, в общем, имеют противоречия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И РЕЛИГИИ 5
1.1. Общие положения о праве и религии 5
1.2. Основные понятия, содержание, сущность и взаимосвязь 6
1.3. Отличительные особенности права и религии. Их достоинства и недостатки 10
2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И РЕЛИГИИ 16
2.1. Мусульманское право 16
2.2. Церковное (каноническое) право 20
2.3. Индусское право……………………………………...…………………..23
3. РОЛЬ РЕЛИГИИ В ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ РОССИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПРАВО 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Вообще очень многие учения, даже нерелигиозного характера, становятся религиями из-за потребности многих людей верить во что-либо, верить именно слепо. Так "общечеловеческие ценности" и идеалы демократии воспринимаются часто не критически, а догматически. Что-то может не нравиться, но ведь так пишут в газетах и говорят по телевизору.
Фашизм также может рассматриваться как религия - учение о превосходстве одной нации. Коммунизм - то же самое, только мирового господства должна добиться не нация, а класс18.
Государственный строй СССР имел множество черт феодализма.
В 1945 году
религиозным организациям в СССР
были предоставлены права
В конце 1980-х были сняты многие ограничения на деятельность религиозных организаций. Практически все религиозные течения развернули бурную деятельность. Появились и серьезно распространились различные секты. Вообще, каждая религия изменяет сознание человека, пребывание же во многих сектах изменяет сознание человека так, что он не способен уже к нормальной жизни. Причем, сам человек этого не замечает, ему нравится, чего нельзя сказать об окружающих.
В наше время восстанавливаются храмы, монастыри, церкви, разрушенные до основания за годы советской власти. Сейчас церковь выступает как центр духовной культуры русского народа, а не как часть государственного механизма.
В настоящее
время по Конституции 1993 года (глава
2, статьи 14-19) Российская Федерация
является светским государством, в
котором никакая религия не может
устанавливаться в качестве государственной
или обязательной. Религиозные объединения
отделены от государства и равны
перед законом. Они могут иметь
статус юридического лица, храмы, молитвенные
дома, учебные заведения, культовое
и другое имущество, необходимое
для религиозных целей. Государство
закрепляет равенство прав и свобод
человека и гражданина независимо от
расы, пола, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к
религии, убеждений, принадлежности к
общественным объединениям. Конституция
запрещает любые формы
Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения, и действовать в соответствии с ними (Ст. 28).
В Конституции
зафиксирована свобода
Статья
59 Конституции устанавливает
Каждому гражданину предоставлена свобода мысли и слова. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (Ст.29)19.
Некоторые
религиозные праздники
Верующие
имеют возможность
Вообще, каждая религия - форма мироощущения. Подавляющее большинство верующих не разбирается в сложных теологических проблемах, они просто чувствуют феномен мироощущения той или иной религии и выбирают (если есть такая возможность) тот вариант религии, который отвечает их психологическому настрою. Существуют этносы - объединения людей по национальному признаку, а существуют суперэтносы или цивилизации - объединения людей по сходству мироощущений. Например, славяно-православная цивилизация объединяет русских, украинцев, белорусов, сербов; западноевропейская - народы Западной Европы и Северной Америки, имеющие католическую и протестантскую религии. Можно быть наполовину французом и наполовину арабом, но нельзя быть наполовину христианином и наполовину мусульманином20.
Во "внеисповедальном" состоянии по-прежнему остается подавляющее большинство людей. Сложно жить полностью самостоятельно, принимать ответственные решения, определять свое мировоззрение. Наверное, это и не надо. К сожалению, в поисках своего пути многие обратились к различным сектам, богоискателям типа Соловьева, Булгакова, Л.Толстого и др. Православной же церковью их учения характеризуются как ереси. Другая крайность - идеализация прошлого, так называемая "новая религиозность". Не приведет к доброму результату насильственное занятие этим. Если что-то хорошее и получится, то в ущерб другому.
Начавшееся
в нашей стране восстановление культуры,
исторического сознания невозможно
без возрождения самой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К сожалению, рамки курсовой работы не позволяют более широко и полно исследовать данный вопрос. Однако, в соответствии с поставленными целями и задачами, были раскрыты содержание и сущности двух категорий - права и религии, а также взаимосвязи между ними, оценка их взаимодействия на общественные явления; изучено право в различных религиозных системах, в результате чего пришли к следующим выводам:
1. Право – самая значимая сфера, которая стоит на охране общественных отношений.
2. Религия – это форма общественного сознания, главным принципом которой является исповедание личного, духовного, совершенного надмирного начала - Бога, являющегося источником бытия всего сущего, и убеждения в том, что человек способен к общению, единению с Богом и вечной с ним жизни.
3. Каждая
из разновидностей религии
Взаимоотношения между правом и религией в том, что они призваны закреплять и утверждать нравственные ценности. Религиозная и правовая сфера общественных отношений направлены, прежде всего, к человеку. Именно нравственность человека является связью между правом и религией. Выполняя регулятивную функцию, право и религия взаимодействуют, как рецепторы общественных отношений, как составные части социального регулятивного механизма. В процессе взаимодействия они влияют на поведение людей, предписывая им в категоричной форме определенное поведение, регулируют общественные отношения в соответствии с интересами различных слоев общества. Право – это есть форма защиты нравственности в сфере общественных отношений, а религия в свою очередь помогает обрести ее. Это и есть соотношение права и религии, следовательно, религия стала той базовой точкой опоры, с которой должно происходить развитие государства и права.
Важно отметить и то, что религия как способ воздействия на сознание, являлась базовой идеологией для осуществления правовых норм, а также тем отправным пунктом, от которого постепенно развивались правовые нормы, аппараты и механизмы их осуществления и на сегодняшний день право - огромный каркас жизнедеятельности человечества, без которого трудно представить нашу жизнь.
Подытоживая
все вышесказанное, необходимо отметить
особую необходимость существования,
как права, так и религии. Это
две огромные сферы, внутри которых
существует общество, идеальность и
проработанность которых
Таким образом, данная работа является попыткой представить общую картину, охватывающую некоторые наиболее значимые аспекты понятий «право» и «религия», изучить и обобщить некоторые ключевые моменты взаимосвязи религии и права, их сущности в обществе, во взаимодействии друг с другом.
Задачи поставленные перед исследованием решены, цель достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Маркс К., Энгельс Ф., Соч. I том, с.414-415, М., 1995 г.
2 Пичелкин А.С. Общая теория права. – М., 1995. – 489 с.
3 Там же.
4 Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб. пособ. для высших учеб. заведений / Под ред. проф. В.Г. Стрекозова. – М., 2002. – 377 с.
5 Философия права / Под. ред. С.С. Алексеева – М.: «Норма», 1998. – 487 с.
6 Основы религиоведения – Уч. – М.: «ВШ», 1994. – 497 с.
7 Лобазова О.Ф. Религиоведение: Уч.; под общ. ред. академика проф. В.И. Жукова. – М.: 2010. – 388с.
8 Никитина А.Г. «Политизация религии» // Вопросы философии. – М., 1994. – 346 с.
9 Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право / Л.Р. Сюкияйнен М.: «Наука», 1986. 342с.
10 Там же.
11 Исхаков Х.И. Раздумья мусульманин о вере и жизни. – М., 2002. – С. 123.
12 Общая и прикладная политология / Под. ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова – М., 2001. – 298 с.
13 Ионин Я. Каноническое право: его источники и история фиксации / Я. Ионин. М.: 1999. 198 с.
14 Там же.
15 Крашенинникова Н.А. Индусское право: история и современность / М.: 1982. 192 с.
16 Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М.: «Мысль», 1993. – 589 с.
17 Там же.
18Орлов Л.С., Георгиев В.Л. История России – М., 2000. – 496 с.
19 Конституция РФ, ст. 14-19,ст. 28, ст. 29, ст. 30, ст. 59
20 Саква Р. Христианская демократия в России // Социс – 1993. – С. 134-135.
21 Мчедлов М. Религиозная ситуация в России: реалии, противоречия, прогнозы // Наука и религия – М., 1985. – С. 16.