Право и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 23:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы в том, что в рамках курса Теории государства и права данная тема изучается поверхностно, хотя изучение соответствующей проблемы имеет огромное значение в достижении тех целей, которые стоят не только перед правом, но и перед обществом и государством в целом. Сложность заключается в том, что религия и право являются абсолютно разными категориями, но все-таки имеют связь, которую редко видят юристы и те, чья сфера – богослужение. Сознание каждого из них пронизано определенной системой знаний и идей, которые, в общем, имеют противоречия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И РЕЛИГИИ 5
1.1. Общие положения о праве и религии 5
1.2. Основные понятия, содержание, сущность и взаимосвязь 6
1.3. Отличительные особенности права и религии. Их достоинства и недостатки 10
2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И РЕЛИГИИ 16
2.1. Мусульманское право 16
2.2. Церковное (каноническое) право 20
2.3. Индусское право……………………………………...…………………..23
3. РОЛЬ РЕЛИГИИ В ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ РОССИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПРАВО 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 71.92 Кб (Скачать файл)

Религия содержит глубокие и точные заявления  по разному кругу вопросов, устанавливает  и легализует принципы и правила  для материальной и духовной жизни  человека, а также для управления и руководства обществом. Здесь  нет места даже малейшим отступлениям и противоречиям. Примером может  служить библия и иные источники  закрепления различных религиозных взглядов, огромное время существование которых ни в коей мере и нисколько не повлияла на их внутреннюю гармонию и целостность, чего не скажешь о праве. Это резко отличает от того, что происходит в результате человеческих ошибок и невежества. Человек следует некоему правилу с точки зрения определенной пользы и после некоторого времени понимает, что ошибался. Он отказывается от первого правила и заменяет его другим. Но за это время ошибки уже непоправимы. Это еще раз доказывает несовершенство правовых норм. Тот факт, что в религии нет противоречий, является ярким доказательством истинности и правдивости. Поэтому религия оставляет это на усмотрение человека, чтобы тот мог понять и различить истину ото лжи. Хотя многие люди видят в религии некоторые необъяснимые вопросы и противоречия, все-таки, это доказывает нестабильность его взглядов. Если же человек имеет достаточно стабильные взгляды, то религия может свободно завладеть его сознанием.

Эффективность религии проявляется в том, что  она контролирует человека изнутри, т.е. овладевает его сознанием. Только сознание человека может руководить его действиями.6 Как правило, в религии закладываются общественно полезные принципа – заповеди, в соответствии с которыми, складывается сознание человека, его внутренний мир и культура поведения. Воздействие веры позволяет добиться более ощутимых результатов, чем воздействие закона. Поэтому связь права и религии должна существовать, потому что эти категории являются неотъемлемыми в области достижения общественно полезных целей. Конечно, в нашей стране остались пережитки того времени, когда СССР стремился к коммунизму, уничтожались церкви, люди воспитывались в сфере, где не признавалась вера в бога. Следует заметить, что страны, где большинство населения верующее, уровень преступности гораздо ниже. Некоторые видят проблему преступности в несовершенстве политики, несовершенстве права, все-таки проблема   кроется   в   сознании   людей.   А   соответствующая   политика, соответствующие правовые нормы могут являться причинами и условиями формирования определенного сознания человека, как социального индивида.

В противовес методу, которому следуют светские книги, посвященные объяснению и  исследованию одной - юридической, исторической, философской, социальной или литературной теме, религия обсуждает много  тем, такие, как право, политика, теология-религия, гражданское и уголовное право, мораль и этика, история и десятки  других, хотя и не так конкретно. Религия представляет собой гармоническое единство, ни один из ее законов и принципов не может рассматриваться отдельно от других, и изучение одного принципа является ключом к пониманию всех остальных. Внутренняя взаимосвязь философских и моральных основ религии, ее законов и правил жизни личности и общества, описание поведения и обучения людей, принципы и моральные цели, управляющие обществом, - все это является еще одним ясным доказательством ее чудодейственной природы.

Эти исключительные качества религиозных воззрений, являются неопровержимым доказательством ее превосходства над всеми производными человеческой мысли. Они устанавливают, что неповторимость религиозных взглядов берет свой источник от Бога, что реальность вечна и неизменна, ее бесконечная сущность находится совершенно вне факторов, вызывающих изменения, различия и противоречия. В итоге воздействие религии на умы людей сильнее, нежели воздействие правовых норм. Это также доказывается тем, что с момента создания религии, она практически неизменна в отличие от права, которое меняется постоянно, и, как правило, выражает волю определенного класса общества.

Религиозные взгляды в своей совокупности также порождают человеческие противоречия. Разный уровень социально-экономического развития этноконфессиональных государственных объединений, согласно закону неравномерности развития обществ, государств, порождает противоречивое мировоззрение и мироощущение, выраженное в религиозном противостоянии. Если уничтожить веру, то можно уничтожить и саму государственность. Поэтому государства имеют различные, освященные религией нормы государственного, семейного и уголовного права. Религия создает эмоциональные мотивы внутри- и межгосударственного противостояния. Вероисповедание - индикатор этнической симпатии (антипатии), поэтому этнос стал почти религиозным понятием.

Религиозные нормы – нравственный регулятор земного бытия людей. Люди (этносы) имеют разные идеалы, долгосрочные прогнозы, желанные цели, формирующие различные психологические доминанты (религии), порождающие различные противоречия.7 В этом наблюдается недостаток религии в целом. Противоречия часто приводят к конфликтам с неизгладимыми последствиями.

Для примера  можно привести факт, когда под  знаменем ислама на стороне Абхазии в ходе вооруженного конфликта 1992-1993 гг. против Грузии сражались моджахеды («братья-мусульмане»). В Тбилиси страшились раскола Грузии по конфессиональному признаку, т.к. среди абхазов - свыше трети мусульман, а, кроме того, мусульмане составляют большинство населения входящей в состав Грузии Аджарии. В настоящее время противоречия палестинцев и израильтян.

Противоречие  между исламом и христианством - одна из особенностей исторического  развития абхазского этноса. В этом народе жива память о гонениях, которым  подвергались мусульмане во второй половине XIX -начале XX веков.

Что касается РФ, то религиозные противоречия могут  иметь место не только в конфликтах между христианами и мусульманами, но и в отношениях между представителями  других конфессий. Речь идет о районах  распространения буддизма. В Астраханской области, на земле, граничащей с Калмыкией, тлел конфликт из-за желания калмыков-буддистов  вернуть себе небольшой участок  земли, где стоит в полуразрушенном  состоянии построенный еще в 1812 году Хошеутовский хурум (буддистский монастырь).

Все живое  живет многообразием, поэтому даже внутри мировых религий наблюдается  деление (на суннитов и шиитов - в  исламе, на православных и католиков - в христианстве, на хинаяна, махаяна и ламаизм - в буддизме). С одной стороны, это и есть недостаток религии, в результате которого порождаются различные антисоциальные явления, хотя право охраняет свободу совести, вероисповедания, несмотря на те проблемы, которые могут возникнуть на основе существования нескольких религий в рамках одного государства, в сознании одного народа. Получается внутриконфессиональное деление, что может неблагоприятно сказаться на развитии государства, его целостности. Воздействие может достигнуть и норм права.

В результате существование нескольких религий  в рамках одного государства может привести к неблагоприятным социальным последствиям. В связи с этим, наблюдается необходимость воздействия на социальные отношения с помощью уголовно-правовых методов воздействия, которые, к сожалению, не всегда бывают эффективны в этом случае. Наиболее важным критерием является непосредственное правовое воздействие на урегулирование споров между различными конфессиями.

Таким образом, религия стала той базовой  точкой опоры, с которой должно происходить  развитие государства и права. Целью права является непосредственное воздействие на общество, т.е. право занимается тем, чтобы обезопасить общество от преступных посягательств. В религии же эта цель является как бы составной частью, и воспринимается как должное. Право использует императивный метод по достижению своей цели, в то время как религия использует метод воздействия на сознание человека, путем объяснения истины и сущности вещей. Следовательно, право  использует правовой способ воздействия, которая проявляется в государственном принуждении – наказаниями, религия – моральный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И РЕЛИГИИ

 

На различных  этапах общества и в разных правовых системах степень и характер взаимодействия права и религии были различными. Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что  их следует считать религиозными правовыми системами. Древнейшая из таких правовых систем - индусское  право, в котором тесно переплетались  нормы морали, обычного права и  религии. Другой пример - мусульманское  право, которое, по существу, является одной из сторон религии ислама и  называется, «шариатом» (в переводе – «путь следования»). Таким образом, религиозная правовая система –  единый религиозно-нравственный и правовой регулятор всех сторон жизни общества.

В период феодализма в Европе были широко распространены каноническое (церковное) право и  церковная юрисдикция. Каноническое право, как и право религиозной  правовой системы, - это право церкви, право общины верующих. Однако оно никогда не выступало всеобъемлющей и законченной системой права, а действовало лишь как дополнение к светскому праву в данном конкретном обществе и регулировало те вопросы, которые не охватывались светским правом8.

 
1.3 Мусульманское религиозное право

Наиболее  яркой чертой мусульманского права  является его откровенно религиозное  содержание. Оно влияет на природу  и источники этой правовой семьи, на способы регулирования общественной жизни. Мусульманское право является совокупностью норм, порожденных  религиозно этническими постулатами  и ценностями.

К странам  с мусульманской правовой системой относят Иран, Ирак, Саудовскую Аравию, Египет, Сирию, Ливан, Турцию, Пакистан, Судан и др.

Мусульманское право имеет долгую историю развития. Оно формировалось в период разложения родоплеменной организации и становления феодального общества в Арабском халифате в VII—X вв. С самого начала ислам определял не только религиозный ритуал, догматические и культовые особенности, но социальные институты, формы собственности, особенности права, философии, политического устройства, этики, морали и социальной психологии, хотя духовная сторона стояла все же на первом месте. В отличие от христианства, которое отделилось от государства еще в XVI—XVII вв. после буржуазных революций, ислам и по сей день является государственной религией.

Мусульманское право — это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии — исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который  в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка  Мухаммеда. Основными источниками  мусульманского права являются Коран, сунна, иджма, кияс.9

Коран —  священная книга ислама, состоящая  из высказываний пророка Мухаммеда, произнесенных им в Мекке и  Медине. Его текст содержит основные понятия, лежащие в основе цивилизованного  общества. Прежде всего это сострадание, честность и доверие в коммерческих отношениях, неподкупность правосудия. Наряду с общими духовными положениями, проповедями там есть и установления вполне нормативно юридического характера. По оценкам специалистов из 6219 стихов, содержащихся в тексте Корана, около 80 содержат законодательные положения.

Сунна —  мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка, представляет собой сборник норм традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые  должны служить образцами для  мусульман.

Иджма — комментарии ислама, составленные его толкователями (крупными мусульманскими учеными). Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. В иджме дается окончательное толкование ислама. Практики ссылаются на сборники норм, соответствующие иджме.

Кияс — четвертый источник права — рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками права. Таким суждениям придается законный, общественный характер10.

Обычно  мусульманское право рассматривается  как синоним шариата, в котором  религиозное начало принципиально  не отделено от правового. Интересным фактом является то, что нормы шариата выполняются населением мусульманских стран как обязательные нормы поведения. Для мусульман шариат является «совокупностью обязанностей людей». Его действие распространяется на все сферы общественной жизни, проявляясь в форме моральной теологии, Ислам как система общественно религиозных взглядов соединяет в себе следующие элементы: религиозный культ и свод духовно этических определений; систему норм, регулирующих социально экономическую структуру общества; общие принципы государственного устройства. Многие исследователи придерживаются мнения, что поведение мусульманина получает прежде всего религиозную оценку.

Главным средством обеспечения норм мусульманского права является религиозная санкция  за их нарушение. Наказание за нарушение  норм мусульманского права, даже если оно исходит от государства, воспринимается, в конечном счете, как «Божественная  кара», поскольку важнейшей задачей  мусульманского государства «есть  исполнение воли Аллаха на земле»11. Все граждане мусульманских государств имеют одинаковые права в выборах правителя. Однако основным принципом выборов является принцип «достойных представителей», т. е. выборы — это привилегия «особо одаренных». Только особая категория знатных вправе советовать правителям и решать, является ли их политика законной по отношению к нормам шариата. Законотворческая функция этой группы заключается в том, что они выносят решения о соответствии законов главы государства, постановлений правительства и иных нормативных актов принципам шариата. Их деятельность схожа с деятельность государственного Совета во Франции, Верховного Суда в США или Конституционного Суда РФ, в функции входит конституционный надзор.

В середине XIX в. в положении мусульманского права произошли существенные изменения. В наиболее развитых странах оно  уступило главенствующие позиции законодательству, основанному на заимствовании буржуазных правовых моделей. Начинаются кодификационные  работы. Принимаемые торговые кодексы, кодексы торгового мореплавания, гражданско-процессуальные кодексы  формируются по модели французского гражданского законодательства. И здесь  колониальный тип отношений предопределял  соответственно влияние системы  континентального и реже общего права. В конституциях некоторых стран  мусульманское право считается  основой законодательства. Оно применяется  по многим вопросам, но особенно в гражданских  отношениях.

Информация о работе Право и религия