Право понимание теория подход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

Право принадлежит к числу важных и сложных общественных явлений. Право возникает вместе с государством, неразрывно с ним связано, является результатом его деятельности при сложившихся условиях.
Существует ряд причин, объясняющих необходимость понять сущность права. Представление о праве меняется по мере развития общества и государства. В разных частях света, в группах государств или в отдельно взятой стране исторически складывалась своя система права. Обстоятельства места, времени и условий развития тех или других народов объективно формировали свои источники права. Наряду с этим для применения в международных отношениях необходимо было формирование общего понимания права, которое в числе других субъективных моментов способствовало единообразию в представлениях о праве.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….2
Глава I. Общие вопросы понимания права и их значение для практической деятельности………………………………………………...4
1.1 Сущность и содержание права…………………………………………4
1.2 Происхождение и основные особенности развития понятия права…9
Глава II. Подходы к пониманию права и их значение для юридической практики…………………………………………………………………….13
2.1 Психологическая теория права и возможности ее использования в юридической практике…………………………………………………….14
2.2 Теория естественного права (философский подход к праву)……….18
2.3 Нормативный подход к праву как средству поддержания законности и стабильности……………………………………………………………...22
2.4 Марксистская теория права……………………………………………27
Заключение…………………………………………………………………31
Список использованной литературы……………………………………..35

Файлы: 1 файл

курсовик ТГП.docx

— 112.58 Кб (Скачать файл)

Содержание

право понимание теория подход

Введение…………………………………………………………………….2

Глава I. Общие вопросы понимания права и их значение для практической деятельности………………………………………………...4

1.1 Сущность и содержание права…………………………………………4

1.2 Происхождение и основные особенности развития понятия права…9

Глава II. Подходы к пониманию права и их значение для юридической практики…………………………………………………………………….13

2.1 Психологическая теория права  и возможности ее использования  в юридической практике…………………………………………………….14

2.2 Теория естественного права (философский подход к праву)……….18

2.3 Нормативный подход к праву как средству поддержания законности и стабильности……………………………………………………………...22

2.4 Марксистская теория права……………………………………………27

Заключение…………………………………………………………………31

Список использованной литературы……………………………………..35

Приложение………………………………………………………………...37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Право принадлежит к числу  важных и сложных общественных явлений. Право возникает вместе с государством, неразрывно с ним связано, является результатом его деятельности при  сложившихся условиях.

Существует ряд причин, объясняющих необходимость понять сущность права. Представление о  праве меняется по мере развития общества и государства. В разных частях света, в группах государств или в  отдельно взятой стране исторически  складывалась своя система права. Обстоятельства места, времени и условий развития тех или других народов объективно формировали свои источники права. Наряду с этим для применения в  международных отношениях необходимо было формирование общего понимания  права, которое в числе других субъективных моментов способствовало единообразию в представлениях о  праве.

Возможно, ли объединить все разнообразие регулятивных систем, характеризуемых правилами поведения, поддерживаемых, обеспеченных возможностью государственного принуждения? Действительно, что общего между ветхозаветным требованием «не убий», «не укради» и испытанием божьим судом, клятвами, характерными для судебных процессов в раннем средневековье? Что общего между правилами, регулирующими отношения собственности, купли-продажи и «кровной местью», поединком, результат которого и признавался решением спора, которое утверждал королевский суд, опять же в известные времена и у определенных народов. А изощренное регулирование рынка ценных бумаг, банкротств, интеллектуальной собственности в XX веке и скрупулезное денежное возмещение вреда в 600 г. по уложению Этельберта, когда определенный размер возмещения полагался за сломанный ноготь, руку, ногу, мизинец и т.д. и т.п.? Право ли все это?

Но если удается выделить во всех этих ситуациях  некоторые правила, устанавливающие  рамки, границы того или иного  поведения, если удается увидеть  за всеми этими процедурами выражение  государственности, если смысл этих процедур оказывается связан с общесоциальными или классовыми интересами, то – да, мы имеем дело с правом, во всем его многообразии социально-регулятивной роли.

Цель  данной работы состоит в анализе  имеющихся подходов к пониманию  права. На мой взгляд, проблема правопонимания относится к числу наиболее актуальных в современной юридической теории права.

Достижение  цели исследования предполагает решение  следующих задач:

– раскрыть значение вопроса о сущности права  как ключевой                    проблемы общей теории права;

– выявить  суть и основные направления научной  дискуссии вокруг понятия права  и его определения, систематизировать  высказанные учеными в ходе дискуссии  точки зрения на эту проблему;

– обозначить основные положения, характеризующие  различные подходы к пониманию  сущности права, выявить их достоинства и недостатки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Общие вопросы понимания права и их значение для практической деятельности

 

1.1 Сущность и содержание права

 

Для глубокого познания права  все определения полезны. Для  практического использования пригодно единое понимание права.

Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы.

Кант определял право  как «совокупность условий, при  которых произвол одного (лица) совместим  с произволом другого с точки  зрения всеобщего закона свободы»1.

Но, юридические нормы, так  или иначе, ограничивают свободу  человека, устанавливая меру удовлетворения его интересов, связанных с интересами других. Разграничивая эти интересы, право устанавливает пределы  их существования.

Философия права получила свое развитие у Гегеля. По Гегелю, право  означает осуществление свободы  воли или еще короче - «наличное  бытие свободы». Основное назначение права заключается в том, чтобы  быть мощным социально-нормативным  регулятором, определителем возможною  и обязательного поведения индивидов  и их коллективных образований. Причем обязательность права, в отличие  от всех других социальных регуляторов, обеспечивается возможностью государственного принуждения, правовые положения становятся для всех тех, к кому относятся, общеобязательным правилом (нормой) поведения. Эти основные характеристики права и составляют сущность права, его устойчивое ядро, какими бы ни были эти правила у тех или иных народов, в те или иные времена. Как известно, под сущностью в философии понимается то, что составляет суть явления, процесса, вещи, совокупность устойчивых, постоянных характеристик, определяющих свойства этих объектов. И поскольку действительно правовой регулятор имел разное содержание, принимал разные формы на протяжении тысячелетий, обеспечивался у разных народов разными социальными механизмами, становится теоретически и практически важным выделить самое основное ядро такого социального института, как право. Зная сущность права, можно всегда в практической деятельности определять те или иные регулятивные системы как правовые и обеспечивать их соответствующими свойствами и, наоборот, не требовать правовых характеристик от регуляторов, имеющих совершенно иное происхождение, назначение, содержание.

Таким образом, в современной юридической науке  есть различные точки зрения о  том, что такое право, но все они  имеют ряд общих положений:

- право  - это социальное явление, без  которого невозможно существование  цивилизованного общества;

- право  в нормативной форме должно  отражать требования общечеловеческой  справедливости, служить интересам  общества в целом, а также  учитывать индивидуальные интересы  и потребности личности как  первоосновы общества;

- право  частной собственности является  основой всех прав человека.

Право - это система норм и правил поведения, которые исходят от государства, сформулированы в специальных государственно-нормативных  актах, охраняются от нарушений силой  государственного принуждения и выражают волю и интересы либо большинства общества, либо определенных его слоев.

 

Признаки  права:

1. Системность.

2. Мера  свободы и поведения человека.

3. Нормативность  права т.е. что право представлено нормами.

4. Государственная  обеспеченность, т.е. действие права  невозможно без государства.

5. Формальная  определенность т.е. границы правомерности находят закрепление в том или ином источнике (закон, договор нормативного содержания).

6. Право  есть реально действующая система  нормативной регуляции, т.е. право  существует, поскольку оно действует.

7. Право  не тождественно закону, т.е законодательство выражение норм права.

Теперь  о содержании права. Следует различать  конкретно историческое содержание права и логическое содержание права  – то самое главное, самое общее, что можно выделить в правовом регуляторе и что содержательно, качественно отличает его других регуляторов. Конкретно-историческое содержание права действительно  является бесконечно разнообразным, обслуживает  разные общества в их тысячелетнем развитии. Марксистская теория попыталась выделить в этом многообразии то содержание, которое было ориентировано на обеспечение  определенных социально-экономических  формаций, она попыталась создать  типологию права, различая рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое право.

Содержание  права – это действительно  равный масштаб (мера) поведения, который  устанавливает право. Праву, например, абсолютно безразлично семейное, имущественное положение конкретного работника, когда оно закрепляет за определенной группой одинаковую заработную плату одинаковую пенсию. Формальное равенство перед правом – вот что содержит каждая применяемая норма. А если норма содержит какие-то привилегии или, льготы для той или иной категории работников, то они опять же являются равными для тех, кто обозначен как адресат этой нормы (многодетные матери, инвалиды, женщины и т.п.). Масштаб, мера поведения, как правило, бывают социально детерминированы, определяются потребностями жизни общества. В средние века, например, необходимость смягчить кровную месть, поединки как способ решения споров, т.е. по существу обеспечить нормальное, стабильное существование, устранить бесконечные кровавые распри, привели постепенно к денежному возмещению ущерба, увечий, и других обид. Эта потребность обусловила в V-Х веках в Европе письменную фиксацию размеров денежного возмещения, что создавало справедливую основу для решения споров. Подобная практика повлекла за собой становление королевских судов с допросом свидетелей, исследованием доказательств, привела к новой роли короля как последней инстанции в решении споров, усилила королевскую власть. Такое содержание права обеспечивало интересы общества – устанавливался порядок, стабильность. Одновременно право работало на укрепление, развитие государственности.

Но могут  быть и обратные ситуации, когда  происходит декриминализация ответственности. Так, первоначально в США за недобросовестную рекламу, обеспечивающую недобросовестную конкуренцию, обман граждан, во многих штатах предусматривалась уголовная  ответственность рекламодателя. Но поскольку такие меры причиняли  большой социальный вред торговцам, промышленникам, многие из которых  оказывались в тюрьме, постепенно уголовная ответственность за недобросовестную рекламу была заменена имущественной, гражданско-правовой ответственностью. Рассматривая теоретически содержание права как применение равного масштаба к неравным людям, следует учитывать и обратную ситуацию, когда происходит применение неравного масштаба к равным людям. Тогда речь идет о различных льготах, привилегиях (бытовых, медицинских, жилищных и т.п.). Такое содержание права может быть обоснованным, и привилегии могут иметь законный, установленный характер (например, некоторые льготы, устанавливаемые для рабочих на тяжелых работах). Но могут быть такие привилегии и незаконными – тогда имеет место произвол, захват чиновниками социального медицинского обслуживания, дач, жилья и т.п.

Наконец, теоретически могут возникнуть ситуации, когда неравный масштаб применяется  к неравным людям, т.е. исчезает одинаковый масштаб и его адресат –  равные люди. В этой ситуации исчезает право. Наступает то, что в коммунистической утопии определялось как «отмирание»  права, распределение идет по потребности. Попытки реализовать этот принцип  в сельскохозяйственных коммунах 20-х  годов (в трудовой деятельности, распределении  по потребности) привели к краху  этого направления коллективного  хозяйствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Происхождение и основные особенности развития понятия права

 

Социальный  институт права обязан, очевидно, своим  происхождением процессам разделения труда и развития товарного производства. Ведь именно они, являясь выражением и способом роста производительных сил общества, одновременно ставят самостоятельных индивидов в  положение всеобщей взаимной зависимости  друг от друга. Причем взаимозависимость  эта, потребность индивидов друг в друге носит совершенно безличный, анонимный, по существу, характер. Производителю  товара все равно, кто его купит, а потребителю не менее безразлично, кто его произвел.

Однако  преобладание безличных, не персонифицированных отношений порождает проблему гарантий соблюдения интересов отдельного человека: индивид должен быть уверен, что, предоставляя другим нечто, имеющее в обществе ценность, он сможет получить взамен соответствующий эквивалент. Вот тут-то и появляется тонкая, неосязаемая материя права как особой социальной реальности. Общество как бы гарантирует индивиду, что, затратив определенные усилия на производство нужной обществу вещи или услуги, тот может рассчитывать или имеет право на удовлетворение своих собственных интересов, обеспечиваемых аналогичными усилиями других индивидов. Проще говоря, действия по принципу: «ты — мне, я — тебе» перестают быть только личным делом непосредственно участвующих, а как бы берутся обществом на учет в целях наведения порядка. Общество таким образом пытается составить очень сложный «баланс» интересов отдельных лиц, который может быть сведен только в том случае, если все они будут действовать по одним и тем же правилам. Правила эти действуют не только в сфере производства, ведь создаваемая общественным разделением труда взаимозависимость индивидов проявляется во всех сферах их жизнедеятельности. Учителя и ученики, правители и подданные, офицеры и рядовые, женихи и невесты — все строят свои взаимоотношения на основе взаимной нужды друг в друге. А согласованность их усилий на уровне общества как раз и достигается благодаря наличию некоторых общих правил или даже стереотипов поведения, в которых явно или неявно учитываются интересы каждого индивида и общества в целом.

Закон и  право отличаются друг от друга так  же, как, скажем, деньги и капитал  или цена и стоимость товара. Владелец товара в принципе волен назначать  ему любую цену, но он прекрасно  понимает, что товар будет успешно  реализован только в том случае, если цена не будет слишком сильно отклоняться от его реальной стоимости. Почти та же ситуация и с юридическими законами. В принципе высший законодательный  орган власти может принять любой  закон, даже самый драконовский. Но подобное всесилие законодателей —  лишь видимость. Если принятый закон  слишком далеко ушел от объективно сложившейся в обществе правовой ситуации (баланса взаимных предоставлений и получений), то он просто не будет  работать, т.е. не будет исполняться. Мишель Монтень рассказывает, что  знаменитого древнегреческого законодателя Солона как-то спросили, наилучшие ли законы он установил для афинян. «Да, — сказал тот в ответ, —  наилучшие из тех, каким они согласились  бы подчиняться».

Таким образом, одной из существенных особенностей права является объективный, естественноисторический характер его развития. Другой важной особенностью исторического развития права нужно признать его классовый характер. В обществе, расколотом на классовые противоположности, осуществляющем свое развитие именно через взаимодействие этих противоположностей, просто не может быть иначе.

В марксистском понимании классовость права  была объявлена его сущностью. Согласно известному афоризму К. Маркса и Ф. Энгельса, право есть воля господствующего  класса, возведенная в закон2. В этом утверждении, бесспорно, есть истина, но далеко не вся. В правовой системе классово организованного общества интересы господствующего класса, безусловно, преобладают, но это вовсе не означает, что интересы остальных в ней исчезающе малы.

В качестве еще одной важной особенности  функционирования сферы права необходимо отметить ее теснейшую связь с  политическим устройством общества и его сердцевиной — государством. Именно оно дает материальную силу праву, выступает гарантом, контролером  и охранителем правопорядка.

В мире существует множество научных идей, течений  и точек зрения по поводу того, что  есть право. Но лишь в последнее время  ученые стали задаваться вопросом, что значит понимать право, правопонимание - это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие и отношение к нему как к целостному социальном явлению.

Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, например:

Информация о работе Право понимание теория подход