Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 05:48, курсовая работа
Однако появляется проблема, которая имеет своё выражение в следующих вопросах.Означает ли факт издания или санкционирования государством системы норм их полную зависимость от государства и подчинение государству? Является ли право лишь средством в руках государства, одним из его признаков, атрибутов или же оно выступает по отношению к нему как относительно самостоятельный институт?
В отечественной и зарубежной юридической литературе имеется три группы различных мнений на этот счёт, три значительно отличающихся друг от друга подхода, которые я и взяла за основу рассмотрения данных вопросов.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………….3
1. Сущность Права, как социального явления……………………………6
1.1.Понятие Права в объективном и субъективном смысле……………..6
1.2.Функции Права: Понятие и Классификация………………………….7
1.3. Типы Права: различные подходы……………………………………..9
2. Генезис Права…………………………………………………………….11
3. Основные Характеристики Права……………………………………….16
3.1. Системный Характер Права…………………………………………...16
3.2.Тесная связь Права с Государством……………………………………17
3.3. Государственно-волевой Характер Права…………………………….20
3.4. Общеобязательный Характер Права…………………………………..22
4. Система Права…………………………………………………………….25
4.1.Отрасль Права. ………………………………………………………….27
4.2. Институт Права…………………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….35
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический
университет»
Институт социологии и права
Кафедра права
Курсовая работа
по дисциплине «Теория государства и права» на тему:
ПРАВО: ПОНЯТИЕ, ГЕНЕЗИС, ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Исполнитель:
Руководитель:
Екатеринбург 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………
1. Сущность Права, как социального явления……………………………6
1.1.Понятие Права в объективном и субъективном смысле……………..6
1.2.Функции Права: Понятие и Классификация………………………….7
1.3. Типы Права: различные подходы……………………………………..9
2. Генезис Права……………………………………………
3. Основные Характеристики Права……………………………………….16
3.1. Системный Характер Права…………………………………………...16
3.2.Тесная связь Права с Государством……………………………………17
3.3. Государственно-волевой Характер Права…………………………….20
3.4. Общеобязательный Характер Права…………………………………..22
4. Система Права……………………………………………
4.1.Отрасль Права. ………………………………………………………….27
4.2. Институт Права…………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….35
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии со ст.2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Под свободой понимается наличие у человека или процесса возможности выбора варианта и реализации (обеспечения) исхода события. Единого правопонимания в теории нет. Актуальность данной темы заключается в том, что бы дать широкое определение понятию права, рассмотрев его в объективном и субъективном смысле, определить его функции. Под функциями права понимаются основные направления юридического воздействия на общественные отношения.
Право построено на трёх китах. Это нравственность, государство и экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от неё метод регулирования. Государство придает праву официальность, гарантированность и силу. Экономика, в свою очередь, является основным предметом регулирования, первопричиной возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность обнаружила как регулятор свою несостоятельность. Нравственность, государство и экономика являются внешними условиями, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление. Рассмотрение важнейших факторов, под воздействием которых происходил генезис права, явилось важнейшей задачей моей работы.
Право как социальный институт возникло практически вместе с государством, поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Право организует политическую власть и выступает зачастую средством проведения политики конкретного государства.
Всякое государство связано с правом. Без издания законов и других нормативно-правовых актов государство не могло бы управлять поведением граждан, а так же деятельностью предприятий.
Государственная воля находит высшее выражение в праве. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов.
Право характеризуется как система общеобязательных, формально определенных норм, которые издаются и санкционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и принуждения.
Однако появляется проблема, которая имеет своё выражение в следующих вопросах. Означает ли факт издания или санкционирования государством системы норм их полную зависимость от государства и подчинение государству? Является ли право лишь средством в руках государства, одним из его признаков, атрибутов или же оно выступает по отношению к нему как относительно самостоятельный институт?
В отечественной и зарубежной юридической литературе имеется три группы различных мнений на этот счёт, три значительно отличающихся друг от друга подхода, которые я и взяла за основу рассмотрения данных вопросов.
В своей работе я предлагаю рассмотреть систему права как упорядоченное множество всех действующих юридических норм данного государства, а так же виды критериев распределения норм права по отраслям права, которыми являются: предмет правового регулирования и метод правового регулирования.
Заключительным вопросом, который играет немаловажную роль в моей работе являются правовые отрасли, которые представляют собой основные, наиболее крупные структурные подразделения системы права, которые соответственно регулируют и наиболее обширные сферы общественных отношений. Каждая правовая отрасль имеет свою специфику, свой предмет и метод, которые в совокупности и позволяют разграничивать отрасли в системе российского права. В рамках правовой системы Российской Федерации имеется большое количество различных отраслей права, однако целесообразно выделить и дать краткую характеристику лишь четырнадцати основным правовым отраслям — конституционное, административное, гражданское, финансовое, налоговое, земельное, трудовое, семейное, уголовно-исполнительное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное, экологическое и международное.
В целях наиболее детального и подробного освещения основных аспектов представленной темы, объективного анализа входящих в нее проблем работа разделена на четыре главы.
При написании курсовой работы я использовала Конституцию РФ и учебники известных ученых в области права: Власова В.И., Марченко М.Н., Вопленко Н.Н. и др.
1.Сущность Права, как социального явления.
1.1.Понятие Права в объективном и субъективном смысле
Не смотря на то, что право, как и государство, существует на протяжении тысячелетий, в отечественной и зарубежной литературе до сих пор не выработано единого подхода к определению его понятия, однозначного представления о нём. Вопрос о понятии права является весьма сложным и противоречивым. Спектр существующих мнений о нём довольно широк. Понятие права как система норм, установленных и санкционированных государством, раскрывает одну из сторон правовой деятельности. Эти нормы реализуют общественные отношения между людьми. Поскольку такие регуляторы выступают по отношению к каждому отдельному лицу или организации как некий внешний фактор, то термин «право» в этом смысле имеет объективный характер, т.е. не принадлежит какому-либо субъекту, не составляет его личного, хотя бы и социального свойства. Поэтому нормы права, или право как систему норм, называют объективным правом. Нормы права, однако, существуют не сами по себе, а для людей и их организаций, в том числе и для государства. Они призваны регулировать их действия, предоставляя им свободу действий, возможность поведения и использования материальных и духовных благ, а так же связывая их свободу и поведение определенными рамками, предписаниями, ограничениями и т.п. Представленная нормами права свобода, возможность поведения в русском языке также именуется правом. Но это уже не норма, лежащая за рамками возможностей, лично принадлежащих субъекту. Это то, что по объективному праву принадлежит субъекту, составляет его личную свободу или возможность поведения, пользования его вещами, способностями, знаниями и многими иными, в том числе и общественными благами. Такая свобода и возможность поведения, установленная объективным правом, носит название «субъективное право». Таким образом, под правом в объективном смысле понимается система юридических норм, выраженных в соответствующих источниках права и не зависящих от каждого отдельного индивида, а под правом в субъективном смысле понимается система наличных прав и свобод субъектов, их конкретные правомочия, вытекающие из указанных выше источников или принадлежащие им от рождения. С позиции философии права само право может быть определено как нормативная форма свободы посредством принципа формального равенства людей в общественных отношениях.
В заключении вышесказанного, можно сделать вывод, что право - это система общеобязательных, определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер, а также которые издаются либо санкционируются государством и охраняются от нарушений определенными органами власти, наряду с мерами воспитания и убеждения, а так же возможностью государственного принуждения.
1.2. Функции Права: Понятие и Классификация
Функция права – это проявление его имманентных, специфических свойств. В функции аккумулируется свойства права, которые следуют из его качественной самостоятельности как специального феномена. В этом плане следует отметить, что, во-первых, функция права вытекает из его сущности и определяется назначением права в обществе. Во-вторых, функция права – это проявление его имманентных, специфических свойств. В-третьих, функция права – это направление его активного действия, упорядочивающего определенный вид общественных отношений. В-четвёртых, функция права выражает наиболее существенные черты права, его стабильность, непрерывность, длительность действия. Исходя из предмета общей теории права выделяют следующие функции права: 1.Общеправовые функции, именуемые собственно-юридическими. Они, в свою очередь, подразделяются на регулятивную и охранительную. Регулятивная и охранительная функции – это имманентные праву функции, которые характеризуют право как специфическое, качественно самостоятельное образование. 2.Социальные функции. В самом общем виде социальные функции можно определить как направления обратного правового воздействия на соответствующие сферы общественной жизни. Так, экономическая функция представляет собой правовое воздействие на экономическую сферу; политическая – на политическую; воспитательная – на духовную. 3. Культурно-историческая функция. Право как явление национальной и мировой культуры в присущей ему нормативной форме аккумулирует духовные ценности и достижения человечества: права человека, демократию, моральные устои общества, социальную справедливость. 4. Функция социального контроля. Это именно влияние, т.е. неформальное воздействие права на поведение субъектов, с одной стороны, в качестве средства стимулирования (чаще морального, чем материального), с другой стороны – ограничения (удержания от совершения неправомерных действий) того или иного поведения. Следует подчеркнуть, что в данном случае идёт речь именно об обще социальном механизме действия права, когда ещё не используются специальные юридические инструменты и рычаги контроля. 5. Информационно-ориентирующая функция. Право выступает мощным источником моральной ориентации субъектов – организацией физических лиц в данном конкретном обществе. Через законы, постановления, указы и т.д. люди получают информацию о социальных возможностях того или иного поведения, что помогает им достигать поставленных целей в рамках существующего правопорядка. 6. Регулятивная функция. Особенности этой функции заключается прежде всего в установлении позитивных правил поведения, в организации общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей. 7. Охранительная функция права – это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, вытеснение явлений, чуждых данному обществу. Специфика охранительной функции состоит в следующем: во-первых, она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкцией, установлением запретов и реализацией юридической ответственности. Во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний. В-третьих, она является показателем политического и культурного уровня общества, гуманных начал содержащихся в праве. В заключении вышесказанного следует указать разграничение регулятивной и охранительной функций в определенной степени условно. И регулятивная, и охранительная функции реализуют основное социальное назначение права – упорядочивают общественные отношения, обеспечивают их стабильность, устойчивость, независимость от внешних негативных влияний.
1.3. Типы Права: различные подходы
Выделение типов права является одним из важнейших приемов познания исторического процесса развития права. Если рассматривать право как определенный порядок в обществе, то можно выделить два способа обеспечения данного подхода. С одной стороны, он может быть основан на подчинении одной части общества другой. С другой стороны, фундаментом общественного порядка могут быть баланс, консенсус интересов различных групп и формирование на этой основе общих интересов.
В результате право – это либо средство навязывания и проведения своей воли одной частью общества другой, либо это форма опосредования и согласования разнородных интересов групп. В соответствии с этим в юридической науке право типологизируется на основе формационного и цивилизационного подходов.
Первый выделяет типы права
в соответствии с марксистским учением
об общественно-экономических
а) восточный тип права не знает понятия субъективного права, поскольку в нем преобладают ценности равенства, корпоративности, социальных гарантий, а право понимается как обязанность.
б) западный тип права основан на ценностях индивидуальной свободы и прав, равную меру которых обязано гарантировать право.
Вторая классификация
основана на выделении в качестве
классификатора исторических особенностей
возникновения права, а так же
формальных признаков: его структуры,
системы источников права, юридической
техники. В этом случае тип права
будет совпадать с
Третья классификация используется в качестве источника происхождения права, в соответствии с которым право подразделяется на естественное и позитивное. Естественное право представляет собой совокупность прав, которые напрямую, непосредственно вытекают из социальной жизни, независимо от каких-либо идеальных, организационных, нормативных форм опосредования. По отношению к ним право как юридическое явление и выступает в качестве позитивного права – права, которое создается людьми, выражено в письменных формах.
Информация о работе Право: понятие, генезис, основные характеристики