Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 05:48, курсовая работа
Однако появляется проблема, которая имеет своё выражение в следующих вопросах.Означает ли факт издания или санкционирования государством системы норм их полную зависимость от государства и подчинение государству? Является ли право лишь средством в руках государства, одним из его признаков, атрибутов или же оно выступает по отношению к нему как относительно самостоятельный институт?
В отечественной и зарубежной юридической литературе имеется три группы различных мнений на этот счёт, три значительно отличающихся друг от друга подхода, которые я и взяла за основу рассмотрения данных вопросов.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………….3
1. Сущность Права, как социального явления……………………………6
1.1.Понятие Права в объективном и субъективном смысле……………..6
1.2.Функции Права: Понятие и Классификация………………………….7
1.3. Типы Права: различные подходы……………………………………..9
2. Генезис Права…………………………………………………………….11
3. Основные Характеристики Права……………………………………….16
3.1. Системный Характер Права…………………………………………...16
3.2.Тесная связь Права с Государством……………………………………17
3.3. Государственно-волевой Характер Права…………………………….20
3.4. Общеобязательный Характер Права…………………………………..22
4. Система Права…………………………………………………………….25
4.1.Отрасль Права. ………………………………………………………….27
4.2. Институт Права…………………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….35
2. Генезис Права.
Право появилось на грани перехода общества из состояния дикости и варварства к цивилизации. С тех пор любое более или менее цивилизованное общество постоянно порождает право, а потом и государство, призванное его охранять. Генезис права происходил и происходит под воздействием, по крайней мере, трех факторов:
1.социально-культурного
2.социально-экономического
3. классово-политического
1. Человеческое общество,
обусловленное совместной
2. Другим фактором генезиса
права оказалась экономика, а
точнее, отношения собственности.
Они-то и сыграли роль фактора,
Вне и помимо права отношения собственности не существуют, но можно сказать и так, что вне обладания собственностью человек не может в полной мере реализовать свою свободу. Неудивительно, что именно с появлением собственности на средства производства и его результатов завершается становление свободной личности. Развитые товарные, рыночные отношения, можно сказать, «выталкивают» к жизни право и ставят правоотношения собственности под цивилизованную защиту со стороны закона и суда, т. е. публичной власти, государства. И эти правоотношения, права и обязанности их субъектов оказываются такими, каковы характер экономики, природа человеческой личности, ступень развития того и другого, а не такими, как этого произвольно, по своему желанию хотела бы публичная власть. Напротив, последняя, в конечном счете, санкционирует такие права и свободы, которые предусматривает господствующий способ производства.
Власть отвечает интересам
и потребностям людей, участвующих
в производстве, той доле свободы
человека, которая потребна для эффективности
данного производства, для данного
уровня его техники и
3. Дополнительным, существующим
лишь временно, на некотором отрезке
цивилизации, фактором
Таким образом, можно утверждать, что если непримиримые классовые (национальные, региональные и иные) противоречия и являлись фактором правогенеза и политогенеза, то этот фактор генерировал право и государство в их извращенном виде, не соответствовавшем их природе и общесоциальному предназначению.
3. Основные Характеристики Права
3.1. Системный характер права
Право, как известно – это прежде всего совокупность, точнее, строго выверенная, упорядоченная система вполне определённых правил поведения. Как и любая иная система, она складывается из однопорядковых, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Таковыми являются нормы права, или правила поведения. Система должна быть внутренне единой и непротиворечивой. Возникающие между её структурными элементами – нормами связи, как и сами нормы, должны быть направлены на выполнение строго определённых, регулятивных и иных функций, на достижение единых целей. Чтобы стать действенным и эффективным, право должно сложиться как целостная, органическая система. Это одно из непременных требований и одновременно один из признаков реального, действующего права.
Прав был К. Маркс, когда писал, подчёркивая объективно обусловленный процесс нормотворчества, что «законодательная власть не создает закона, - она лишь открывает и формулирует его».
Я соглашусь с мнением великого философа, что в основе любой системы норм, или правил поведения, лежат как объективные, так и субъективные факторы. Из объективных факторов выделим однотипные экономические, политические, социальные, идеологические и иные условия, способствующие созданию и функционированию системы правовых норм в той или иной стране. Как конкретные нормы, так и их система в целом не создаются стихийно, произвольно, по желанию и усмотрению тех или иных лиц. Они отражают объективные потребности общества и государства и проецируются на реально существующие экономические, политические и иные отношения.
3.2. Тесная связь Права с Государством
Рассматривая право с
позитивистских позиций, необходимо подчеркнуть,
что право – не просто система
норм, а система норм, установленных
или санкционированных
Создавая нормы права,
государство действует
Означает ли факт издания или санкционирования государством системы норм их полную зависимость от государства и подчинение государству? Является ли право лишь средством в руках государства, одним из его признаков, атрибутов или же оно выступает по отношению к нему как относительно самостоятельный институт?
В отечественной и зарубежной юридической литературе имеется три группы различных мнений на этот счёт, три значительно отличающихся друг от друга подхода.
Суть первого из них состоит в том, что нормы права рассматриваются, как подметил Г.Ф. Шершеневич, в виде «требований государства». Государство при этом, считал он, «являясь источником права, очевидно, не может быть само обусловлено правом. Государственная власть оказывается над правом, а не под правом». Государство в свете такого суждения рассматривается как явление первичное, а право – как вторичное.ˡ
Смысл второго подхода заключается в том, что государство и государственная власть должны иметь правовой характер. В основе государственной власти «должен лежать не факт, а право». Государство, хотя оно и издает правовые акты, не может быть источником права, «потому что оно само вытекает из права». Над государством находится право, а не наоборот. Правом сдерживается и ограничивается государство.
Наконец, третий подход к
определению характера
Спор о том, что логически предшествует одно другому – государство или право, как указывает в связи с этим венгерский государствовед и правовед И.Сабо, - «столь же бесплоден, как и спор о том, что исторически появилось раньше – государство или право». С его точки зрения, тезис, согласно которому «право – это просто лишь государственный приказ, представляет собой такое же одностороннее упрощение», как и суждение о том, что государство является «слугой права».²
Я разделяю точку зрения И.Сабо, что государство и право «настолько соответствуют друг другу, настолько едины», что вопрос о том, что из них первично, а что вторично, «порожден не столько реальной действительностью (и в этом не является вопросом факта), сколько специфически априорным подходом к отношению этих двух явлений. Этот априорный подход характеризуется, либо выделением абстрактной идеи права как самоцели».
Вывод, к которому приходит И.Сабо, заключается в том, что «обе эти крайние точки зрения игнорируют действительные взаимосвязи», что в действительности «государство и право находятся друг с другом в функциональном единстве: одно предполагает другое, одно является элементом другого».³
Информация о работе Право: понятие, генезис, основные характеристики