Право: понятие, генезис, основные характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 05:48, курсовая работа

Описание работы

Однако появляется проблема, которая имеет своё выражение в следующих вопросах.Означает ли факт издания или санкционирования государством системы норм их полную зависимость от государства и подчинение государству? Является ли право лишь средством в руках государства, одним из его признаков, атрибутов или же оно выступает по отношению к нему как относительно самостоятельный институт?
В отечественной и зарубежной юридической литературе имеется три группы различных мнений на этот счёт, три значительно отличающихся друг от друга подхода, которые я и взяла за основу рассмотрения данных вопросов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………….3
1. Сущность Права, как социального явления……………………………6
1.1.Понятие Права в объективном и субъективном смысле……………..6
1.2.Функции Права: Понятие и Классификация………………………….7
1.3. Типы Права: различные подходы……………………………………..9
2. Генезис Права…………………………………………………………….11
3. Основные Характеристики Права……………………………………….16
3.1. Системный Характер Права…………………………………………...16
3.2.Тесная связь Права с Государством……………………………………17
3.3. Государственно-волевой Характер Права…………………………….20
3.4. Общеобязательный Характер Права…………………………………..22
4. Система Права…………………………………………………………….25
4.1.Отрасль Права. ………………………………………………………….27
4.2. Институт Права…………………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ТГП.docx

— 63.41 Кб (Скачать файл)

И.Сабо и другие авторы, разделяющие подобные взгяды, правы в том, что в теоретическом, а тем более в практическом плане в значительной мере бессмысленно всети спор о том, что из двух явлений – государство или право – исторически первично. Однако когда речь идёт об установлении характера взаимоотношений государства и права, определить, как соотносятся государство и право, действует ли государственная власть в рамках закона и является ли «законной властью» или же она нарушает ею же установленные правовые требования и ставит себя таким образом в положение незаконной (нелегитимной) власти – занятие далеко не бессмысленное.

 

 

 

 

 

 

 

 

________________________

1 Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. С.300

2 Сабо  И. Основы теории  и права. М.,1974. С.169

3 Там же

 

3.3. Государственно-волевой  Характер Права

Право всегда выражает государственную  волю как его основу, которая в  свою очередь, согласно различным существующим в отечественной и зарубежной юридической науке концепциям, воплощает  в себе волю класса, правящей группы, народа, общества или нации.

Само собой разумеется, если исходить из мирового опыта существования  и функционирования государства  и права, в праве выражается прежде всего воля властвующих. Вместе с тем неопровержимым фактом является и то, что последние, опасаясь социальных взрывов и утраты своего привилегированного положения, зачастую вынуждены считаться с волей и интересами подвластных.

Как соотносятся воля тех  и других? Как она отражается в  государственной воле и в праве? Эти вопросы тоже издавна находились в поле зрения государствоведов и правоведов. Один из наиболее обстоятельных ответов на них дал Г.Ф. Шершеневич: «Если государственная власть есть основанная на силе воля властвующих, то выдвигаемые ею нормы права должны прежде всего отражать интересы самих властвующих. Те, в чьих руках власть, вводят поведение подвластных в те нормы, которые наиболее отвечают интересам властвующих».

Нормами права поведение  подвластных приспосабливается к интересам властвующих. Чем уже круг властвующих, делал вывод автор, «тем резче выступает противоположность интересов властвующих интересам остальной части государства. Чем шире этот круг, например, в республике, тем сильнее затушевывается это значение права».ˡ

Воля и интересы властвующих  групп, слоев или классов, однако, не является безграничными. Их эгоизм, как подмечал Г.Ф.Шершеневич, должен подсказывать им «благоразумие и умеренность в правовом творчестве». Помимо использования силовых средств, они могут охранять свои интересы также с помощью права, «тесно сплетая» свои интересы с интересами подвластных, «по возможности, не доводя последних до сознания противоположности».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

________________________________

1 Шершеневич Г.Ф. Общая теория права.С.31

3.4. Общеобязательный Характер  Права

Помимо названных признаков  и черт, выделяющих право среди  других регуляторов общественных отношений (морали, обычаев и пр.), следует указать на то, что в отличие от них право всегда имеет общеобязательные характер. При этом общеобязательность означает, что все члены общества, к которым обращен тот или иной нормативно-правовой акт, непременно выполняют требования, содержащиеся в нормах права. Общеобязательность нормы права возникает вместе с ней, вместе с ней развивается, изменяется и прекращается.

Помимо общеобязательности право характеризуется также  тем, что охраняется и обеспечивается государством; в случае нарушения  требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение. Государство не может безразлично относиться к нормам, издаваемым или санкционируемым им. Оно прилагает усилия для их реализации, охраняет их от нарушений и гарантирует. Одним из широко используемых методов при этом является государственное принуждение. Оно должно применяться только уполномоченными на то органами, действующими строго в рамках закона, на основе закона, а также в соответствии с предусмотренными им процессуальными правилами.

В юридической литературе издавна ведется спор по вопросу  о месте и роли государственного принуждения в правовой жизни  общества. Высказываются два противоположных  мнения.

Согласно мнению одних  авторов, государственное принуждение  не является неотъемлемым признаком  права. При этом оно или полностью  отрицается, или же его предлагается заменить менее жестким и более широким понятием «государственная охрана».

«Понятие государственного принуждения заменено нами понятием государственной охраны потому, что  речь идёт о формулировании общего определения, способного охватить все исторические типы права, между тем как понятие принуждения не предусматривает всех возможных мер охраны правовых норм. Оно не предусматривает, в частности, таких специфических мер, которыми обеспечивается соблюдение норм социалистического права».ˡ

Речь шла о том, что  социалистическое право обеспечивается не только и даже не столько методами принуждения, сколько методами воспитательного  характера, методами убеждения.

Противоположной точки зрения придерживаются другие авторы.               Так, Р. Иеринг полагал, например, что  без принуждения нет даже смысла говорить о праве, ибо право есть не что иное, как «обеспечение жизненных  условий общества в форме принуждения», «система социальных целей, гарантируемых  принуждением».²

Смысл «утверждаемой связи  между нормами права и принуждением, - пояснил Л.И. Петражицкий, - сводится к тому, что не исполняющий добровольно  своей юридической обязанности по праву может или должен быть подвергнут принудительным мерам».³

Л.И. Петражицкий, а с ним  и другие авторы особое внимание обращали на два вида государственного принуждения: физическое и психическое.

Под физическим принуждением понимаются всякие предусматриваемые правом меры, состоящие в применении физической силы для поддержания правопорядка, в том числе репрессивные меры, например заключение в тюрьму, смертная казнь и т.п. Что же касается психического принуждения, то здесь на первом плане стоит страх «подвергнуться тем мерам, которые предусмотрены правом на случай неисполнения». Именно страх психически принуждает «граждан сообразовывать своё поведение с требованиями права».

Государственное принуждение  активно применяется при нарушениях норм права. Во всех остальных случаях  сохраняется лишь потенциальная  возможность его использования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_______________________________________________

1 Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права.М.,1961.С.60

2 Иеринг Р. Указ.соч.С.9.

3 Петражицкий Л.И. Указ.соч.С.260.

4 Петражицкий Л.И. Указ.соч.С.269

4. Система Права

Система права - это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности  всех действующих норм права данного  государства, а также в их распределении  по отраслям и институтам права.

Иными словами, система права - это упорядоченное множество  всех действующих юридических норм данного государства. Системность  массива всех действующих норм права  проявляется в их единстве, взаимосогласованности, непротиворечивости. Упорядоченность множества всех действующих норм права проявляется и в их распределении по отраслям и институтам

Структура системы права - это объективно существующее внутреннее строение права данного государства.

Основные структурные  элементы системы права:

а) нормы права;

б) институты права,

в) отрасли права.

Нормы права - исходный компонент, те "кирпичики", из которых и  складывается в конечном счете все "здание" системы права Норма права всегда является структурным элементом определенного института права и определенной отрасли права

Институт права- это обособленная часть отрасли права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сторону качественно однородных общественных отношений (например, право собственности, наследственное право - институты гражданского права).

Отрасль права - это самостоятельная  часть системы права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу качественно однородных общественных отношений (например, гражданское право регулирует имущественные отношения).

Виды критериев распределения  норм права по отраслям права:

а) предмет правового регулирования;

б) метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования - это вид качественно однородных общественных отношений, которые урегулированы  правом.

Метод правового регулирования - это совокупность способов, приёмов, средств воздействия права на общественные отношения. Иными словами, метод правового регулирования  представляет собой определённую совокупность юридического инструментария, посредством  которого государство так или иначе воздействует на волевое поведение субъектов социального общения (участников общественных отношений). Основу метода правового регулирования составляют т. н. способы правового регулирования.

Среди способов правового  регулирования различают:

а) обязывание;

б) дозволение;

в) запрещение.

При регулировании общественных отношений возможно различное соотношение  применяемых способов. Например, в  административном праве доминирует использование Законодателем обязывания в качестве способа правового регулирования, в уголовном праве - запрещения.

К конкретным методам правового  регулирования, т. е. применяемым в  тех или иных отраслях права обычно относят методы: императивный (метод  властного приказа, как правило выраженного в виде нормы-запрета), диспозитивный (представляет возможность выбора в рамках закона того или иного варианта поведения), поощрительный (направлен на стимулирование определённых форм правомерного поведения), рекомендательный (субъектам права рекомендуются определённые формы поведения).

 

4.1. Отрасль Права.

Отрасль права – главное  подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые  комплексы однородных общественных отношений. К основным отраслям права относятся: конституционное, или государственное право, административное, гражданское, финансовое, налоговое, земельное, трудовое, семейное, жилищное, уголовное, уголовно-исполнительное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное, экологическое, международное частное, международное публичное право. Конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих основы конституционного устройства государства, основные права и свободы граждан, порядок формирования, принципы построения системы государственных органов, структуру, полномочия и организационные формы их деятельности.

Административное право  регулирует общественные отношения  в сфере государственной исполнительной и распорядительной деятельности, осуществления  органами исполнительной власти своих  функций и т. д.

Гражданское право регулирует имущественные и связанные с  ними некоторые неимущественные  отношения между гражданами, гражданами и организациями.

Финансовое право регулирует отношения в области денежно-финансовых операций по аккумулированию денежных средств, их обращению в обществе, формированию и расходованию бюджета  и т. д.

Налоговое право регулирует отношения по установлению, сбору  и распределению налогов, выплачиваемых  юридическими и физическими лицами, привлечению к ответственности  неплательщиков налогов.

Земельное право регулирует отношения, связанные с использованием земель различных видов (городских  земель, сельскохозяйственных угодий, охранных земельных зон), куплю-продажу  земельных участков, отношения землевладельцев  и пользователей и т. д.

Трудовое право регулирует отношения по использованию труда  рабочих и служащих, его оплате, порядку приема и увольнения, разрешению трудовых споров и др.

Семейное право регулирует порядок заключения и расторжения  брака, имущественные и иные отношения  между супругами, вопросы усыновления, лишения родительских прав и т. п.

Уголовное право регулирует отношения, связанные с совершением  уголовно-наказуемых деяний – преступлений.

Уголовно-исполнительное право  регулирует отношения, возникающие  в процессе исполнения приговоров, а также деятельность пенитенциарных учреждений и т. п.

Уголовно-процессуальное право  регулирует общественные отношения, которые  складываются в процессе возбуждения, расследования и разрешения уголовных  дел, а также отношения между  обвиняемыми, подсудными, потерпевшими, свидетелями и отношения последних  со следственными и судебными  органами.

Гражданско-процессуальное право регулирует общественные отношения, возникающие в связи с рассмотрением  и разрешением судом гражданских  дел, в основном имущественных споров между гражданами, гражданами и юридическими лицами, являющимися истцами, ответчиками, другими участниками процесса.

Арбитражно-процессуальное право регулируют рассмотрение арбитражными судами имущественных споров, возникающих  только между юридическими лицами.

Экологическое право распространяется на отношения, связанные с охраной  природы, работой экологически вредных  предприятий, их строительством, привлечением к ответственности нарушителей  экологического законодательства.

Информация о работе Право: понятие, генезис, основные характеристики