Право в системе нормативного регулирования общественных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 01:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы, таким образом, заключается в изучении системы нормативного регулирования общественных отношений.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач: дать понятие системы нормативного регулирования общественных отношений; провести классификацию норм ; проанализировать соотношение права с другими видами социальных норм.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Нормативное регулирование общественных отношений как система……………………………………………………………………………5
Сущность системы нормативного регулирования общественных отношений………………………………………………………………………..5
Классификация социальных и норм………………………………………..8
Глава 2. Право и система нормативного регулирования общественных отношений……………………………………………………………………….11
Соотношение права и морали……………………………………………….11
Соотношение права и религии……………………………………………...18
Соотношение права и обычаев……………………………………………...19
Соотношение права и корпоративных норм……………………………….22
Заключение……………………………………………………………………...23
Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Право в системе нормативного регулирования общественных отношений.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (МУБиНТ)»

 

 

 

 

Кафедра

 

                      по дисциплине «Теория государства и права»

 Право в системе нормативного регулирования общественных отношений

 

 

 

 

 

 Выполнил: студент группы ВЗБЮР-14

                                                                                                                В.С.Кокарев

                                                                                                        13 января 2013 г.   

 

Руководитель

                       А. В. Пронин

   

                         2013 г.

 

                                                                     Курсовая работа защищена с оценкой 

                                                                                      

                                            

                        

 

 

 

Вологда 2013

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Нормативное  регулирование общественных отношений как система……………………………………………………………………………5

  1. Сущность системы нормативного регулирования общественных отношений………………………………………………………………………..5
  2. Классификация социальных и норм………………………………………..8

Глава 2. Право и   система нормативного регулирования общественных отношений……………………………………………………………………….11

  1. Соотношение права и морали……………………………………………….11
  2. Соотношение права и религии……………………………………………...18
  3. Соотношение права и обычаев……………………………………………...19
  4. Соотношение права и корпоративных норм……………………………….22

Заключение……………………………………………………………………...23

Список использованной литературы………………………………………..26

 

Введение

 

Актуальность темы обусловлена  тем, что правовые нормы занимают особое место среди других социальных регуляторов в силу присущих им признаков.

Сейчас, в условиях, когда  уже выработана концепция правового  государства, с присущими ему  существенными признаками и особенностями, построение правового государства  является одной из важнейших перспективных задач, так как именно оно является, в современном понимании, идеальной формой политической организации общества. Но вместе с тем никогда не существовало и не существует общепризнанного понимания правового государства. Объясняется это действием самых различных факторов, таких как: особенности исторического и культурного развития, демократические, политические и правовые традиции, своеобразие политической и правовой систем, различия в понимании и осмыслении права, как универсального социального регулятора общественных отношений и связей.

Но для того, чтобы объективно определить в какой степени существующее положение приближенно к истине, следует разобраться в том, какое место в современном обществе занимает право в его позитивном, т.е. юридическом смысле. В рамках данного вопроса следует разобраться в том, какая же роль отведена праву среди других социальных регуляторов, как различные социальные нормы соотносятся и взаимодействуют между собой, какие существуют тенденции их развития и преобразования.

Проблема является актуальной, так как постоянно усложняется и совершенствуется система общественных отношений, происходит эволюция ,   появляются  новые взаимосвязи  системы.  Неизбежно возникает вопрос о значимости в тот или иной период времени применительно к конкретным обстоятельствам тех или иных социальных регуляторов. Эту проблему в своих работах рассматривали такие ученые как Алексеев С.С, Кудрявцев В.Н., Лукашева Е.А., Лазарев В.В., Бабаев В.К., Плахов В.Д. и многие другие деятели юридической науки.

Регулирование общественных отношений осуществляется путем  реализации определенных социальных норм: норм права, норм морали, норм, установленных  общественными организациями, норм обычаев, норм традиций, норм ритуалов и т.д. В общем плане социальные нормы - это правила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия. Как вид социальных норм, моральные установления характеризуются общими родовыми признаками и являются правилами поведения, определяющими отношение человека к человеку. Если действия человека не касаются других людей, его поведение с социальной точки зрения безразлично. Поэтому не все ученые считают нормы нравственности явлением исключительно социальным.

Право и мораль представляют для юридической науки приоритетный интерес. Еще древние философы (Платон, Демокрит, Цицерон, Аристотель) указывали на значимость этих двух главных определителей общественного поведения. Отграничив право от морали, можно показать место и роль этого регулятора в общей системе нормативного регулирования. Точно также исследуется и соотношение права с обычаями и корпоративными нормами.

Цель курсовой работы, таким образом, заключается в  изучении системы нормативного регулирования  общественных отношений.

Для достижения указанной  цели необходимо решение следующих  задач: дать понятие системы нормативного регулирования общественных отношений; провести классификацию норм ; проанализировать соотношение права с другими  видами социальных норм.

Источниками курсовой работы послужили: Уголовный кодекс РФ; монографии Е.А. Лукашевой «Право, мораль, личность» и В.Д. Плахова «Социальные нормы. Философские обоснования общей теории»; учебная литература по теории государства и права таких ученых как Алексеев С.С, Кудрявцев В.Н., Лукашева Е.А., Лазарев В.В., Бабаев В.К., Марченко М.Н., Хропанюк В.Н.

 

Глава 1. Нормативное  регулирование общественных отношений  как система.

1.1 Сущность системы нормативного регулирования общественных отношений

 

В обыденной жизни каждого человека часто возникает проблема выбора, как правильно поступить в той или иной ситуациях на работе, в общественных местах, дома, в семье,  как согласовать свои поступки с интересами государства, других людей. Выбор может свидетельствовать о допустимости определенного поведения, соответствия его ожиданиям  членов общества, или нормам, принятым в обществе. Важно, чтобы выбор  не входил в противоречие со  сложившимися в обществе социальными нормами, так как в них аккумулирован опыт многих поколений людей.

В современной общественной науке обоснован взгляд на общество как на целостный социальный организм. Обществу присущи такие признаки как организованность, упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений, а значит, и объективная необходимость их социального регулирования, характеризующегося рядом особенностей и закономерностей развития, обусловленных требованиями данной общественной системы.

Существование и развитие социального регулирования, его  место и функции в общественной жизни характеризуется рядом закономерностей.[1]

Во-первых, каждое исторически  конкретное общество объективно требует  строго определенной меры социального  регулирования, иначе неизбежны  отрицательные последствия для  социальной системы - ее неорганизованность или, наоборот, ее излишняя регламентация. Эта мера, выражающая объем и интенсивность социального регулирования, зависит от требований данной социальной системы, от этапа развития общества, уровня его организованности. Такая мера тем значительней, чем сложнее общественные отношения, чем больше необходимость их согласованного и скоординированного развития.

Во-вторых, в процессе развития регулирования в обществе все более возрастает удельный вес социального. Оно связывается с потребностью выражения и обеспечения объективных социальных интересов в поведении людей, личностной  свободы человека. В регулировании возрастает нормативность, абстрактность, всеобщность – признаки, относящиеся к общественному сознанию.

В-третьих, определяющая роль экономического базиса на всех этапах развития общества остается решающим фактором социального регулирования и неизменно присутствует во всех его проявлениях и разновидностях.

В-четвертых, по мере развития социальной жизни происходит изменение  качества регулирования, усложнение, утончение, и совершенствование регулятивных средств и механизмов, их нарастающая дифференциация и интеграция; создается в единстве со всей системой регулятивных факторов своего рода инфраструктура регулятивных механизмов - процесс, который является как бы ответом социального регулирования на потребности общественной системы, ее экономики, политической власти, идеологии, всего общественного развития, на нужды социального прогресса, в том числе на необходимость в условиях цивилизации выражения и обеспечения социальной свободы. Изменение качества социального регулирования, в свою очередь, выражается в ряде направлений, сторон и характеристик развития и функционирования его инфраструктуры.(1; 16)

Социальное регулирование  общественных отношений как система  имеет свою структуру. Большинство ученых разделяют идеальную и фактическую инфраструктуру социального регулирования. [1;4; 16] Идеальная инфраструктура представляет собой  модель основных организационно-нормативных форм социальных регуляторов, объективно обусловленную данным социальным строем и являющуюся оптимальной для обеспечения функционирования общественной системы в соответствии с ее объективными законами.

Фактическая инфраструктура отражает реальное положение организационно нормативных форм социальных регуляторов, действующих в данном обществе и в данное время, их расстановку. Данная инфраструктура  находится под влиянием целого ряда разнообразных условий, обстоятельств, причин, в том числе и таких, которые относятся к субъективной стороне жизни общества, к сложившимся традициям, науке, ментальности людей. Это особая, в наличии существующая реальность, данность нормативно-организующих форм. Инфраструктура социального регулирования во многом зависит от его видов.

Регулирование в социальной жизни в принципе может быть двух основных видов: индивидуальное и нормативное .

Индивидуальное - упорядочение поведения людей при помощи разовых, персональных регулирующих акций, решений  данного вопроса, относящихся только к строго определенному случаю, к  конкретным лицам.

Нормативное - упорядочение поведения  людей при помощи общих правил, т. е. известных моделей, образцов, эталонов поведения, которые распространяются на все случаи данного рода и которым  должны подчиняться все лица, попавшие в нормативно регламентированную ситуацию.

Индивидуальное - это  простейшее социальное регулирование. Оно имеет известные достоинства: позволяет решать жизненные проблемы с учетом данной ситуации, персональных качеств лиц, характера возникших  отношений. Но очевидны и его значительные недостатки: оно неэкономично, не вполне обеспечивает строгую организованность, необходимую одинаковость в повторяемых актах и процессах производства, обмена, жизнедеятельности людей, каждый раз проблему надо решать заново, существуют довольно широкие возможности для субъективистики, произвольных решений. Появление нормативного регулирования - первый и один из наиболее значительных поворотных пунктов в становлении социального регулирования, знаменующий крупные изменения, качественный скачек в его развитии.

При помощи общих правил оказывается возможным достигнуть единого, непрерывно действующего и  вместе с тем экономического порядка  в общественных отношениях, подчинить  поведение людей общим и одинаковым условиям, продиктованным требованиями экономики, власти, идеологии, всей социальной жизни. Резко снижаются возможности для господства случая и произвола. Тем самым с максимальной полнотой достигается главная цель социального регулирования - упорядочение всей социальной жизни, прежде всего приобретение ею общественной устойчивости и независимости от случая и произвола.

Весьма существенно, что  нормативное регулирование затрагивает  область общественного сознания, связывается с ним, связывается  с ним, с существующей системой ценностей. Ведь всякая норма в обществе - это масштаб, критерий будущей оценки форм поведения, суждение о ценностях, обращенное в будущее и объективированное в том или ином виде.

Разумеется, нормативное  регулирование имеет и свои минусы, в особенности в случаях, когда  оно становится орудием политической власти авторитарного типа, авторитарной идеологии. Да и с точки зрения регулятивных особенностей оно само по себе не обеспечивает того, что достигается при индивидуальном, разовом решении жизненных проблем: учета конкретной, индивидуальной ситуации, неповторимых особенностей данного случая.

Этим и объясняется  потребность, которая остро ощущается  в ходе общественно-исторического  развития, - заполнить в необходимой  мере нормативное регулирование, в  том числе, правовое, индивидуальным. Однако это не должно заслонять громадных социальных преимуществ нормативного регулирования, формирование которого имело переломное, этапное значение в развитии регулятивных механизмов, свойственных обществу как социальной системе, кода и складывается устойчивая инфраструктура регулирования. [6]

Информация о работе Право в системе нормативного регулирования общественных отношений