Право в системе нормативного регулирования общественных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 01:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы, таким образом, заключается в изучении системы нормативного регулирования общественных отношений.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач: дать понятие системы нормативного регулирования общественных отношений; провести классификацию норм ; проанализировать соотношение права с другими видами социальных норм.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Нормативное регулирование общественных отношений как система……………………………………………………………………………5
Сущность системы нормативного регулирования общественных отношений………………………………………………………………………..5
Классификация социальных и норм………………………………………..8
Глава 2. Право и система нормативного регулирования общественных отношений……………………………………………………………………….11
Соотношение права и морали……………………………………………….11
Соотношение права и религии……………………………………………...18
Соотношение права и обычаев……………………………………………...19
Соотношение права и корпоративных норм……………………………….22
Заключение……………………………………………………………………...23
Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Право в системе нормативного регулирования общественных отношений.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

 Систему нормативного регулирования можно определить как всю совокупность норм, посредством которых осуществляется регуляция поведения людей в обществе, их отношений между собой в рамках объединений, коллективов, между собой в рамках объединений, коллективов, взаимоотношений с окружающей средой, регулируемых на основе социально-технических норм. Поведение, деятельность людей, отношения, в которые они вступают, являются объектом регулирования различных норм.

Так, права и обязанности члена гаражного кооператива закреплены в уставе данного общества, относящегося к так называемым корпоративным нормам. Взаимоотношения между студентами учебной группы подлежат моральной оценке. Действия человека, управляющего транспортным средством, находятся под «юрисдикцией» правовых норм.

 Народные традиции  определяют правила поведения  на торжествах,   праздниках  и других значимых событиях.

     Регулирование  общественных отношений с помощью   социальных норм осуществляется  на основе правовых методов. Рукавишникова И.В. рассматривает правовой метод в качестве самостоятельного элемента механизма правового регулирования общественных отношений. В отличие от других элементов механизма правового регулирования — правовой нормы, правоотношения, реализации субъективных прав и субъективных юридических обязанностей, актов применения права, — метод имеет особое значение. Специфика метода проявляется, во-первых, в том, что он не обособлен от других элементов, а имманентно присущ каждому из них. Во-вторых, отраслевой метод совместно с предметом правового регулирования определяют направление развития (динамику) других элементов механизма правового регулирования. В-третьих, каждый отраслевой метод уникален, поскольку для целей правового регулирования использует различные способы в их разнообразном сочетании.[13].

Итак, сущность системы нормативного регулирования общественных отношений заключается в установлении совокупности норм, которыми руководствуются члены общества в различных ситуациях. Совокупность норм связана и с системой  общественных ценностей, с уровнем социально –экономического развития общества.

 

 

1.2 Классификация социальных норм.

 Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с богатством и неоднородностью общественных отношений. Поэтому их можно классифицировать по различным основания.

В социологии они делятся  по различным основаниям на соответствующие  виды, классы, группы (элементарные и  сложные, интенсивные и экстенсивные, прогрессивные и регрессивные, спонтанные и директивные, "живые" и "мертвые", функционирующие и нефункционирующие).

В зависимости от сферы  регулируемых отношений, они классифицируются на следующие виды:

1) Политические - правила  поведения, регулирующие отношения  между социальными группами по  поводу достижения, удержания и функционирования политической власти.

2) Экономические - правила  поведения, регулирующие отношения  в сфере производства и распределения  благ.

3) Эстетические нормы  - правила поведения, формирующие  отношения к прекрасному и  безобразному.

4) Этические нормы - правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям, располагающего к общению.

5) Нормы моды - правила  поведения, отражающие отношения  к вещам, окружающим человека.

6) Нормы литературного  жанра - правила, используемые  при написании литературных произведений.

Юридическая наука не вдается в столь подробную  и исчерпывающую классификацию, а подразделяет указанные нормы, в основном исходя из таких критериев, как способы формирования и социальная направленность.

 Профессор М.Н. Марченко дает следующую формулировку: социальные нормы - это правила социально значимого поведения членов общества.  Д.юр. н., профессор В.К. Бабаев считает, что социальные нормы -это общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, указатели, правила поведения людей . [17]

Большинство ученых с юридической точки зрения выделяются нормы:

1) правовые; 2) моральные; 3) эстетические; 4) семейные; 5) корпоративные; 7) нормы обычаев, традиций, привычек; 8) деловые обыкновения; 9) правила  этикета, корректности, приличия, обрядов, ритуалов. [9]

Также классифицируют социальные нормы по способу закрепления:

1) Формально - определенные

2) Формально - неопределенные

Отмечая многообразие видов  и форм социальных норм, можно сделать  вывод о том, что в обществе присутствует нормативный плюрализм. Несмотря на их различия, они тесно взаимосвязаны, ни одни из них не действуют изолированно от других.

Значение и место  социальных норм в обществе значительно  велико, благодаря общим правилам возможно достигнуть единый порядок  в общественных отношениях, подчинить поведение людей общим условия, продиктованные требованиями власти, идеологии, всей социальной жизни. Отсюда можно сделать о том, что главная цель социальных норм - это упорядочение всей социальной жизни, прежде всего от приобретения ею общественной устойчивости и независимости от случая и произвола.

Наряду с социальными  нормами в обществе существуют и  действуют социально-технические  нормы. Социально-технические нормы  характеризовались как социальные нормы, при этом они не переставали быть техническими. Вместе с этим признавалось существование чисто технических норм, под которыми подразумеваются правила обращения людей с природными объектами и веществами, разными вещами, орудиями личного пользования, орудиями производства личного характера.

По мнению профессора М.Н. Марченко, закрепление технической, технологической, экологической, санитарно-гигиенической нормы в юридическом акте не изменяет его природу, не делает техническую норму социальной. Конечно, это не отвергает социальную значимость или, так сказать, «социальную включенность» этой нормы. Так же очевидно, что нарушение технических норм и их последствия - аварии и катастрофы, нередко сопряжены с человеческими жертвами и огромными материальными потерями, - имеют социально ощутимый резонанс.

Проблема изучения технологических  норм очень актуальна в настоящее  время. Это связанно, прежде всего, с  научно-техническим прогрессом, выдвинувшим  многочисленные задачи оптимального согласования человека с характеристиками современных  и будущих технических систем, производственных технологий, с требованиями охраны природы и экологического благополучия.

Технические нормы не могут существовать изолированно, в отрыве от социальных норм. Все нормы взаимосвязаны, взаимодействуют и оказывают постоянное влияние друг на друга. Технико-юридическая норма формируемая, как определенный должный результат поведения, устанавливает требование, относящееся непосредственно к предметам внешнего мира, на которые воздействует обязанное лицо, и содержит определенное требование к самому объекту правоотношения. Регламентируя тем или иным способом показатели, относящиеся к объекту правоотношения, технико-юридическая норма этим путем регламентирует и конкретизирует содержание прав и обязанностей субъектов правоотношения. Например, в правоотношениях, вытекающих из договора поставки, требования которых технико-юридические нормы, регламентирующих обязанности сторон, относятся к объекту правоотношения (ГОСТы, технические условия, содержащие требования к качественным показателям поставленной продукции и т.п.).

      Классификация  социальных норм  позволяет более  точно определить специфику ее  применения и особенности регулирования  общественных отношений. [15]

 

 

 

Глава 2. Право и  система нормативного регулирования общественных отношений.

 

2.1 Соотношение  права и морали

 

В системе нормативного регулирования общественных отношений, право не единственный инструмент регуляции. Существует еще и другие (регуляторы) для общества. Такими могут являются  религия, мораль, обычаи и другие. И очень важно, для определения роли права в системе нормативного регулирования, соотнести его с другими регуляторами общественных отношений.

В учебных и практических целях очень важно выявить  как тесную взаимосвязь всех видов  социальных норм, так и их специфику. Особенно это касается права и морали, представляющих для юридической науки приоритетный интерес. Мораль – важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, главное в морали – это представления о добре и зле.[16]

Особое место среди  социальных норм занимает мораль. Мораль (нравственность) есть особый тип нормативной регуляции, представленной совокупностью норм и принципов, распространяющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе нравственные ценности. Нравственность и мораль в науке  употребляются как идентичные понятия. Хотя, есть эксперты, пытающиеся выделить различия, предлагающие воспринимать мораль как совокупность норм, а под нравственностью - степень их соблюдения, т. е. фактическое состояние, уровень морали. Однако в этом случае стоит исходить из тождественности этих понятий.

 Мораль можно, трактовать как известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся взглядов, принципов, убеждений и основанных на них норм поведения, регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, окружающим. Приведенная формулировка отражает лишь наиболее общие признаки исследуемого явления. Фактически же структура морали богаче и включает в себя так же психологические моменты - эмоции, переживания и т.п. [16]

Гораздо раньше мораль появилась, как форма общественного сознания, система отношений и норм – нежели политическая и правовая формы сознания. Мораль изначально была регулятором взаимоотношений между людьми. В ней заложены представления людей о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести, милосердии. Нормы морали - продукт исторического развития человечества. Они появились в многовековом противоборстве добра со злом,  в отстаивании человеколюбия, справедливости, счастья людей. На развитие морали оказывают воздействие социально-политические отношения, другие формы общественного сознания.

Моральные принципы и  нормы в значительной мере определяются так же социально-экономическими условиями  жизни общества. В развитии человечества отмечается нравственный прогресс, возрастание  нравственной культуры. Однако нравственное развитие человечества претерпевает определенные противоречия. Общечеловеческое в морали сталкивается с проявлениями группового морального сознания. Значительное влияние на мораль, на утверждение общечеловеческих норм в ней оказывает религия. Общечеловеческое содержание нравственности обрело выражение в «золотом правиле»: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Принципы морали - это  основные начала, исходные требования, охватывающие общественную и личную жизнь человека. Они конкретизируются в вид же норм, регулирующих поведение людей в определенных жизненных ситуациях. Нормы морали тогда становятся действенной основой нравственного поведения человека, когда они утверждаются в его самосознании, приобретают качество убеждения, сливаются с его чувствами.

Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый выражает глубину осознания индивидом  своего собственного Я, т. е. общественного  долга, ответственности, меру духовности. Здесь мы имеем дело с кантовским «категорическим императивом», в соответствии с которым в каждой личности заключен высший и безусловный нравственный закон, коему она должна неукоснительно следовать. Это то, что нередко называют совестью - способность человека к самооценке и самоконтролю, к суду над самим собой. Второй аспект - конкретные формы проявления указанных качеств. Эти два аспекта тесно взаимосвязаны. «Каков человек внешне, то есть в своих действиях, таков он и внутренне».

Связь между правом и  моралью обусловлена той ролью, которую мораль занимает в системе нормативного регулирования. Наряду с правом мораль доминирует в этой системе. В сравнении с другими социальными нормами у морали наиболее обширная сфера действия. Лишь небольшие участки социальной действительности свободны от моральных оценок. Сказанное означает, что сферы действия права и морали в значительной мере пересекаются. Однако, действуя зачастую в одних и тех же сферах, мораль и право остаются самостоятельными суверенными нормативно-регулятивными образованьями.

Соотношение между правом и моралью включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия. Рассмотрим последовательно каждый из них для составления общего представления. Лукашева Е. А  рассматривает единство права и морали следующим образом. [16].

Единство права и  морали выражается в том, что они  имеют следующие сходные черты:

а) представляют собой разновидность социальных норм, которые в своей совокупности составляют целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают определенными общими чертами; у них в принципе единая нормативная природа.

б) право и мораль, если их рассматривать с философских позиций, являются надстроечными категориями, в равной мере обусловленными экономическими, культурными и иными детерминирующимися факторами и причинами, что делает их социально однотипными.

в) они опираются на единый политический фундамент - реальное народовластие, демократизм, легитимную государственность, представляющую интересы реальных слоев и групп населения

г) право и мораль имеют один и тот же объект регулирования - существующие общественные отношения.

д) право и мораль как нормативные явления определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служа средством гармонизации личных и общественных потребностей.

е) они, будучи регуляторами человеческой деятельности, основываются на свободе воли индивида, возможности выбора им вариантов поведения.

Информация о работе Право в системе нормативного регулирования общественных отношений