Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 00:22, курсовая работа
Веками лучшие умы человечества ломали головы над причинами правонарушений в обществе и путями их устранения.
Как самостоятельная наука о преступности и ее причинах сформировалась лишь во второй половине XIX века, и получила название криминология. Некоторое время ее называли также уголовной этиологией, уголовной социологией или биологией – в зависимости от того, специалистами каких наук являлись изучавшие преступность ученые.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. … ..3
1.ПОНЯТИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ, ЕГО ПРИЗНАКИ…………………… ..4
2.ЮРИДИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО СОСТАВА В РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ………………………………………………………………….... ..8
2.1 Объект правонарушения…………………………………………………. ..9
2.2 Объективная сторона правонарушения…………………………………. ..9
2.3 Субъект правонарушения………………………………………………… 12
2.4 Субъективная сторона правонарушения………………………………... 12
3.ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ…………………………………………….. 15
3.1 Административное правонарушение……………………………………. 16
3.2 Гражданские правонарушения…………………………………………… 17
3.3 Дисциплинарные проступки……………………………………………… 19
4.СУЩНОСТЬ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ…….. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
Преступления, в зависимости от характера и степени общественной опасности, подразделяются на преступления, не представляющие большой общественной опасности, менее тяжкие, тяжкие и особо тяжкие.
К преступлениям, не представляющим большой общественной опасности, относятся умышленные преступления и преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше двух лет или иное более мягкое наказание.
К менее тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не свыше шести лет, а также преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет.
К особо тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двенадцати лет, пожизненного заключения или смертной казни.
К проступкам относятся все правонарушения, не являющиеся общественно опасными, кроме преступлений. В зависимости от того, в какой сфере общественных отношений проступки были совершены, от вида нарушенных норм права, от характера общественного вреда и применяемых санкций выделяют следующие виды правонарушений: административные, дисциплинарные и гражданско-правовые.
3.1 Административное
Понятие административного правонарушения сформулировано в статье 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь. Административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными настоящим Кодексом, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.
Объектами посягательства при административных правонарушениях могут являться собственность, здоровье населения и общественная нравственность, общественный порядок, экология и т. д. Административная ответственность наступает в том случае, если правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.
К признакам административного правонарушения относятся:
Как и состав преступления, состав административного правонарушения образуют четыре элемента:
Совершение административного правонарушения служит основанием для применения особых мер ответственности: административного наказания. Основной формой такого наказания является штраф, но могут предусматриваться и иные меры: предупреждение, лишение специального права (например, права управления транспортным средством), приостановление деятельности организации, административный арест и другие. В случаях когда после выявления административного правонарушения возникает потребность в осуществлении экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, проводится административное расследование (например, правонарушения в области антимонопольного законодательства, налогов и сборов, таможенного дела, дорожного движения и т.п.), являющееся самостоятельной стадией производства. Оно проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Его срок не может превышать один месяц с момента возбуждения дела. В исключительных случаях вышестоящими должностными лицами этот срок может быть продлен на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил - до шести месяцев.
Административные правонарушения отличаются от иных видов правонарушения тем, что их совершение не наносит существенного вреда обществу, они не обладают признаком общественной опасности в том смысле, который вкладывается в это понятие уголовным законодательством. Некоторые деяния (например, хищение или нарушение авторских прав) могут признаваться как правонарушением, так и преступлением в зависимости от степени причинённого вреда или других обстоятельств.
3.2 Гражданские правонарушения
В отличие от других видов правонарушений, понятие гражданского правонарушения в законодательстве не сформулировано, оно выработано непосредственно теорией гражданского права. Деликт (от лат. delictum — правонарушение, причинение вреда), как на юридическом языке принято называть гражданское правонарушение – это действие или упущение, которое противоречит нормам гражданского права. К деликту можно отнести любые виновные противоправные деяния, которые наносят вред непосредственно имуществу других лиц либо их личным благам неимущественного характера – чести и достоинству человека, его авторским, изобретательским и иным правам, его деловой репутации. Таким образом, к гражданским правонарушениям можно отнести: злоупотребление гражданскими правами, необоснованное обогащение, недействительные сделки, нарушение договорных обязательств и иные действия и упущения, перечисленные гражданским законодательством Республики Беларусь. При этом, от гражданских правонарушений следует отличать такие виды деяний, как невиновное причинение вреда, объективно-случайное действие непреодолимой силы и субъективно-случайное поведение, нарушение имущественных прав вследствие правомерных действий — спасания имущества.
Правонарушения гражданского характера могут быть договорными и внедоговорными, что определяется в зависимости от вида гражданско-правового нарушения. Договорные правонарушения непосредственно связаны с нарушением одной из сторон обязательств гражданско-правового договора, внедоговорные – с неисполнением или несоблюдением конкретных требований гражданско-правовых норм.
Ответственность в гражданском праве наступает за совершенные правонарушения при наличии вины, при этом вина автоматически предполагается до тех пор, пока заинтересованным лицом не будет доказано обратное. То есть, в гражданском праве предусмотрена презумпция виновности, поскольку лицо является причинителем вреда, законодательство возлагает на него бремя доказывания своей невиновности. По общепринятому правилу, вина является необходимым составляющим любого гражданского правонарушения. Понятие вины в гражданском законодательстве полностью совпадает с понятием в уголовном праве – это психическое отношение лица к своему действию и его результату, правовое содержание которого составляет определенное желание или нежелание наступления противоправных последствий, а также возможность или невозможность предвидеть эти последствия и избежать их. Формы вины – это умысел и неосторожность, то есть лицо, совершившее гражданское правонарушение, несет полную ответственность за деяние, если его вина была доказана.
Характерной особенностью вины в гражданском правонарушении является применения понятия виновности, как к физическим, так и к юридическим лицам, а также к иным субъектам гражданского права. При этом стоит отметить, что, поскольку организация не обладает собственной психикой, ее вина будет производной от вины ее сотрудника.
Правонарушение всегда конкретно. Несмотря на это, можно выделить некоторые общие (типичные) условия, которые присутствуют, как правило, при любом гражданском правонарушении. И специальные условия, свойственные определенному (конкретному) виду гражданских правонарушений.
Совокупность общих, типичных условий, наличие которых необходимо для возложения ответственности на нарушителя гражданских прав и обязанностей и которые в различных сочетаниях встречаются при любом гражданском правонарушении, называют составом гражданского правонарушения. Эти условия следующие:
3.3 Дисциплинарные проступки
Дисциплинарным проступком признается противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей (статья 197 Трудового кодекса Республики Беларусь). Из данного определения следует, что для дисциплинарного проступка характерно наличие следующих элементов:
Противоправными признаются деяния (действия или бездействия) работника, который нарушает конкретные трудовые обязанности, предусмотренные соответствующими правовыми актами (например, положениями, должностными инструкциями, правилами внутреннего трудового распорядка, уставами, трудовым договором и др.).
Вторым обязательным элементом дисциплинарного проступка является виновность работника в совершении противоправного действия, которая может выражаться в форме умысла или неосторожности. Если неисполнение (или ненадлежащее исполнение) работником своих трудовых обязанностей произошло не по его вине, нет оснований рассматривать такое поведение как дисциплинарный проступок. Например, опоздание на работу в связи с аварией на общественном транспорте не может расцениваться как дисциплинарный проступок, т.к. отсутствует вина работника. В таком же порядке необходимо рассматривать и невыполнение работником трудовых обязанностей по причинам, от него не зависящим в силу недостаточной квалификации или трудоспособности (инвалидности), отсутствия надлежащих условий работы и так далее.
К дисциплинарному проступку не относятся противоправные действия работника, которые не имеют отношения к трудовым обязанностям (отказ от выполнения работы, не входящей в круг его обязанностей, предусмотренных трудовым договором работника, нарушение порядка в общественных местах и т.д.). Однако при этом следует иметь в виду, что некоторые должностные лица (например, прокуроры, следователи, адвокаты, государственные служащие) несут дисциплинарную ответственность за проступки, не являющиеся нарушением их трудовых обязанностей. Это допускается лишь в случаях, предусмотренных Законом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей выражается в неисполнении (или ненадлежащем исполнении) работником именно трудовых обязанностей, определенных для него трудовым договором или вытекающих из норм трудового законодательства. Не будет нарушением трудовой дисциплины отказ работника от выполнения работы, не обусловленной трудовым договором (например, отказ работника-инженера выполнять работу слесаря и т.д.).
Последним обязательным элементом дисциплинарного проступка является наличие прямой причинной связи между противоправными действиями (бездействием) работника и наступившими последствиями (например, возникновением материального ущерба для нанимателя или хищением имущества нанимателя).
Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов не образует дисциплинарного проступка, и работник не может привлекаться к дисциплинарной ответственности.
Согласно пункту 31 «постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 2» к нарушениям трудовой дисциплины, в частности, относятся:
Дисциплинарная ответственность — это применение дисциплинарных взысканий за совершение работниками дисциплинарных проступков.
Законодательство предусматривает два вида дисциплинарной ответственности: общую и специальную.
При привлечении к этому виду дисциплинарной ответственности могут приниматься во внимание лишь проступки, непосредственно связанные с работой, т.е. с выполнением правил внутреннего трудового распорядка. Согласно статье 195 Трудового Кодекса правила внутреннего трудового распорядка устанавливаются нанимателем с участием профсоюзов на основании типовых правил внутреннего трудового распорядка (далее — ПВТР).
Законодательство о труде различает типовые, отраслевые и местные правила внутреннего трудового распорядка.
Типовые ПВТР утверждены постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 5 апреля 2000 г. № 46 и включают в себя следующие разделы: общие положения, порядок приема и увольнения работников, обязанности работника и нанимателя, рабочее время, поощрения за успехи в работе, ответственность за нарушение трудовой дисциплины.