Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 00:22, курсовая работа
Веками лучшие умы человечества ломали головы над причинами правонарушений в обществе и путями их устранения.
Как самостоятельная наука о преступности и ее причинах сформировалась лишь во второй половине XIX века, и получила название криминология. Некоторое время ее называли также уголовной этиологией, уголовной социологией или биологией – в зависимости от того, специалистами каких наук являлись изучавшие преступность ученые.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. … ..3
1.ПОНЯТИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ, ЕГО ПРИЗНАКИ…………………… ..4
2.ЮРИДИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО СОСТАВА В РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ………………………………………………………………….... ..8
2.1 Объект правонарушения…………………………………………………. ..9
2.2 Объективная сторона правонарушения…………………………………. ..9
2.3 Субъект правонарушения………………………………………………… 12
2.4 Субъективная сторона правонарушения………………………………... 12
3.ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ…………………………………………….. 15
3.1 Административное правонарушение……………………………………. 16
3.2 Гражданские правонарушения…………………………………………… 17
3.3 Дисциплинарные проступки……………………………………………… 19
4.СУЩНОСТЬ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ…….. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
На основе типовых ПВТР утверждаются отраслевые и местные ПВТР, которые не должны противоречить Типовым. При отсутствии местных ПВТР действуют отраслевые либо Типовые ПВТР.
Наниматели и работники обязаны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, в противном случае наступает общая дисциплинарная ответственность.
Например, в соответствии с Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь дисциплинарное взыскание к прокурорскому работнику применяется не только за нарушение служебных обязанностей, трудовой дисциплины, но и за совершение действий, дискредитирующих звание прокурорского работника.
4 СУЩНОСТЬ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Сущность - это главная, внутреприсущая правонарушению характеристика, которая позволяет выделять его среди иных актов поведения, указывает на его родовые свойства и признаки.
Исходными и определяющими для понимания сущностного в правонарушении являются представления о том, что оно характеризуется общественной вредностью и противоправностью.
Общественная вредность, опасность - основной объективный признак, определяющая черта правонарушения и его основополагающее объективное основание, отграничивающее правомерное от противоправного. Общественная вредность проявляется в том, что правонарушение всегда сопряжено с посягательствами на приоритеты и ценности человеческого общества, ущемляет частные и общественные интересы. Акт правонарушения всегда есть вызов обществу, пренебрежение тем, что значимо, ценно для него.
Общественная вредность или опасность правонарушения, следовательно, состоит в том, что оно посягает на важные ценности общества, условия его существования. Правонарушения общественно вредны своей типичностью, распространенностью, это не единичный акт (эксцессы), а массовое в своем проявлении деяние либо обладающее потенциальной возможностью к такому распространению. Правонарушения общественно вредны и тем, что они дезорганизуют нормальный ритм жизнедеятельности общества, направлены против господствующих общественных отношений, вносят в них элементы социальной напряженности и конфликтности.
Из сказанного вытекает, что деяния, которые по своим свойствам не способны причинить вред общественным отношениям, ценностям общества и отдельной личности, ее правам и интересам, не создают угрозы правопорядку в целом или не подрывают правовой режим в той или иной сфере общественной жизни, не могут и объективно не должны признаваться правонарушениями.
И еще одно, как представляется, немаловажное соображение практического характера. Общественная вредность или опасность является объективным свойством, объективным в том смысле, что деяние причиняет вред обществу, интересам отдельных граждан независимо от осознания данного обстоятельства законодателем. Вместе с тем отнесение деяния к противоправному (закононарушающему) находится в зависимости от законодателя, и от него в решающей мере зависит придание общественно опасному деянию официальной «огласки» либо же его «замалчивание».
Поведение человека зависит как от социальных, так и от биологических факторов. Причем приоритет должен быть за социальными факторами, так как личность формируется и действует в определенной социальной среде и ее поступки зависят не столько от физиологических особенностей и состояния организма, сколько от межличностных отношений различного уровня и общности.
Формирование всякого (и правомерного, и противоправного) поступка проходит в несколько стадий (потребности – интерес как осознанная потребность – борьба мотивов при выборе вариантов поведения – определение цели и средств ее достижения – оценка реальной ситуации – принятие решения – действия по реализации принятого решения). Сбой и де4юрмация желаемого для общества поведения возможны на каждой (или нескольких) из этих стадий. Так, на стадии формирования интереса искаженно могут восприниматься потребности, вызывающие, например, преступления против собственности. В то же время нормальные потребности и интересы могут вступать в противоречие с имеющимися возможностями их удовлетворения, что негативно сказывается на выборе средств достижения поставленной цели. Иногда искаженно воспринимается конкретная жизненная ситуация, нарушается сложившаяся система ценностных ориентиров и т.д. Кроме того, само государство принятием непродуманных и необеспеченных законов может провоцировать некоторые виды правонарушений или даже, исходя из идеологических соображений, способствовать их появлению или уничтожению (спекуляция, коммерческое посредничество и т.д.).
Таким образом, основная причина противоправного поведения человека связана с разнообразными противоречиями, направленными на дестабилизацию нормального функционирования социальной среды и индивида. Обострение этих противоречий вызывает рост правонарушений. Подтверждением тому служат разрушительные тенденции в экономической, политической и иных сферах белорусской действительности
Основные направления борьбы с правонарушениями предопределяются характером причин и условий, порождающих это явление.
Правоохранительные органы ведут активную последовательную борьбу с правонарушениями, однако только они не в состоянии значительно снизить масштабы их распространенности в обществе. Для этого необходимо проведение комплекса экономических, социально-политических, организационных мероприятий, направленных на укрепление экономической системы, повышение материального благосостояния, сознательности, информированности и культуры граждан, наведение порядка и стабильности в развитии общественных отношений.
Большая роль отводится право воспитательной работе. Граждане должны быть информированы о правовых требованиях, предъявляемых к ним государством. Ведь иногда нарушение правовых предписаний связано не с антисоциальной установкой личности, а с незнанием содержания правовых актов (оформление некоторых документов, соблюдение последовательности действий и т.п.). Для устранения некоторых правонарушений важно проведение медико-биологических мероприятий против алкоголизма, наркомании.
Необходимо повысить результативность деятельности самих правоохранительных органов, улучшить их материально-техническое оснащение. Наказание за совершенное противоправное деяние должно быть как неотвратимым, так и справедливым, т.е. соответствовать тяжести содеянного и степени вины правонарушителя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение следует сказать, что понятие «правонарушение» – это сложная социологическая, философско-правовая и формально-юридическая категория.
С социологической точки зрения правонарушения не только вредны, но и в определенной мере полезны для общества. Такой взгляд на социальную природу правонарушений содержится в трудах знаменитого французского социолога Э.Дюркгейма. Он полагал, что поскольку не может быть обществ, в которых индивидуумы не отличались в большей или меньшей степени от среднего коллективного типа, и, следовательно, не совершали бы деяний, характеризуемых большинством как преступные. Вместе с тем, чтобы был возможен социальный прогресс, индивидуальность должна иметь возможность выразить себя. Такие деяния будут восприниматься обществом как нарушение морали или закона. Однако, по мнению Э.Дюркгейма, очень часто правонарушение (преступление) является лишь предчувствием морали будущего, шагом к тому, что предстоит. Э.Дюркгейм ссылается на широко известный пример с Сократом, который лишь формально был преступником. Согласно законам Афин Сократ был преступник, и его осуждение имело бесспорное основание. Однако, вменяемое ему в вину преступление, а именно независимость мысли, послужило на благо не только человечеству, но и его собственной стране. Оно помогло сложиться новой морали и вере, в которой нуждались жители Афин, ибо традиции, в соответствии с которыми они жили до этого, не соответствовали более существовавшим условиям жизни. Случай с Сократом не единственный; такого рода случаи периодически повторяются в истории. Свобода мысли, которой мы пользуемся ныне, была бы невозможна, если бы запрещавшие ее правила не нарушались вплоть до того момента, когда они были торжественно отменены.
В заключение следует сказать, что понятие «правонарушение» – это сложная социологическая, философско-правовая и формально-юридическая категория. С социологической точки зрения правонарушения не только вредны, но и в определенной мере полезны для общества. Такой взгляд на социальную природу правонарушений содержится в трудах знаменитого французского социолога Э.Дюркгейма. Он полагал, что поскольку не может быть обществ, в которых индивидуумы не отличались в большей или меньшей степени от среднего коллективного типа, и, следовательно, не совершали бы деяний, характеризуемых большинством как преступные. Вместе с тем, чтобы был возможен социальный прогресс, индивидуальность должна иметь возможность выразить себя. Такие деяния будут восприниматься обществом как нарушение морали или закона. Однако, по мнению Э.Дюркгейма, очень часто правонарушение (преступление) является лишь предчувствием морали будущего, шагом к тому, что предстоит. Э.Дюркгейм ссылается на широко известный пример с Сократом, который лишь формально был преступником. Согласно законам Афин Сократ был преступник, и его осуждение имело бесспорное основание. Однако, вменяемое ему в вину преступление, а именно независимость мысли, послужило на благо не только человечеству, но и его собственной стране. Оно помогло сложиться новой морали и вере, в которой нуждались жители Афин, ибо традиции, в соответствии с которыми они жили до этого, не соответствовали более существовавшим условиям жизни. Случай с Сократом не единственный; такого рода случаи периодически повторяются в истории. Свобода мысли, которой мы пользуемся ныне, была бы невозможна, если бы запрещавшие ее правила не нарушались вплоть до того момента, когда они были торжественно отменены.
В философско-правовой литературе неоднократно высказывалось суждение, что не будет правонарушением деяние, совершенное во имя права. Такая точка зрения изложена известным ученым-правоведом и государствоведом И.А.Ильиным в работе «О сущности правосознания». Он попытался по-новому решить старинную дилемму: можно ли, исходя из высоких моральных принципов, нарушить плохой закон, будет ли такое деяние правонарушением не формально только, а по существу? И.А.Ильин полагал, что нарушение позитивного права, возможно, при соблюдении следующих условий.
Во-первых, если все иные средства борьбы за обновление неверного права уже использованы, исчерпаны и не привели к необходимому результату.
Во-вторых, если это решение подходит не из чисто личных или своекорыстных побуждений, но из воли к общему благу; правосознание видит в создании и поддержании правопорядка дело великой – духовной и общей – необходимости, а не индивидуальной пользы.
В-третьих, если это решение проистекает из нормального правосознания, то есть из воли к цели права. Тогда это правонарушение теряет свой обычный право разрушительный характер; оно проистекает не из воли к бесправию и не из недостаточной воли к правопорядку, но из глубокой и целостной воли к праву; оно направлено не против права и правопорядка, но стремится создать более близкое к естественному положительное право.
В-четвертых, если это линия поведения нарушает только определенные постановления положительного права, но не стремится разрушить его целиком.
В-пятых, если это деяние нарушает только те положительные нормы, которые поддерживают неотменимость или неизменность неправого права.
В-шестых, наконец, если это деяние нарушает только неправые нормы положительного права, но не нарушает естественных прав человека.
Вместе с тем И.А.Ильин приходит к выводу, что и такие нарушения права с формально-юридической точки зрения представляют собой правонарушения, которые подлежат суду и могут быть квалифицированы как преступления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ