Правоохранительная функция и деятельность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний, правильно, объективно и всесторонне раскрыть сущность темы курсового исследования.
Задачами курсовой работы являются:
- дать понятие правоохранительной функции государства;
- рассмотреть деятельность государства в правоохранительной сфере;
- рассмотреть компетенцию правоохранительных органов;
- исследовать систему правоохранительных органов;
- исследовать законодательное закрепление правоохранительной деятельности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...5
1. Понятие правоохранительной функции………………………………………...6
1.1. Правоохранительная функция государства: основные понятия и принципы………………………………………………………………….......6
1.2. Законодательное закрепление правоохранительных функций…………....7
1.3. Формы и методы осуществления правоохранительной функции государства………………………………………………………………….....9
2. Правоохранительная деятельность ………………………………..……...…..11
2.1. Признаки, понятия, принципы и функции правоохранительной деятельности….………………………………………………………………….....11
2.2. Понятие и признаки правоохранительных органов…………..………15
2.3.Система органов, осуществляющих правоохранительную деятельность………………………………………………………………………..16
2.4. Законодательное закрепление полномочий правоохранительных органов………………………………………………………………………..……..21
Заключение………………………………………………………………………….24
Список использованных источников……………………………………………...25

Файлы: 1 файл

Курсовая (2).docx

— 65.11 Кб (Скачать файл)

Правовые формы осуществления  функций государства — это  однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов  по разработке и принятию юридических  актов. Среди правовых форм выделяют правотворческую и правоприменительную  деятельность.

 

Правотворческая деятельнсть выражается в подготовке и издании новых нормативно-правовых актов, на основе которых государство реализует свои функции, а также в изменении и отмене старых юридических норм.

Правоприменительная деятельность состоит  в принятии мер по исполнению нормативно-правовых актов. Правоприменительная деятельность осуществляется в форме:

 

— оперативно-исполнительной и

 

— правоохранительной.

 

Оперативно-исполнительная деятельность — это деятельность исполнительных органов власти, направленная на решение  повседневных вопросов развития общества путем издания указов, постановлений, приказов и других правоприменительных  актов, являющихся основанием для возникновения, изменения и прекращения правоотношений.

Правоохранительная деятельность как форма осуществления функций  государства посредством властной оперативной работы государственных  органов выражается в контроле и  надзоре за соблюдением и исполнением  правовых норм; охране норм права от нарушений; применении к нарушителю принудительных мер. В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов), которые  необходимы для профилактики правонарушений, восстановления нарушенного права, обеспечения прав и свобод человека, защиты законных интересов отдельных  граждан и всего общества в  целом.

Организационные (неправовые) формы  реализации функций государства  воздействуют на условия деятельности населения, не влекут за собой юридических  последствий и могут обретать различные виды.

• Организационно-регламентирующая деятельность, представляющая собой  оперативную повседневную организационную  работу, направленную на решение конкретно-политических задач;

• Организационно-хозяйственная деятельность — это оперативно-техническая, текущая  хозяйственная работа, выражающаяся в экономическом обосновании, контрольноревизионной деятельности, бухгалтерском учете, организации снабжения и сбыта и т. п., направленная на материальное обеспечение выполнения различных государственных функций;

• Организационно-идеологическая деятельность является повседневной оперативно-разъяснительной, воспитательной работой, необходимой  для осуществления разнообразных  функций государства. Другими словами, государство для реализации своих  функций использует пропаганду и  идеологию в целях формирования общественного мнения, разъяснения  важности поставленных задач.

Методы осуществления функций  государства достаточно многообразны. В отличие от негосударственных  организаций государство прибегает  к методам властного воздействия, что оказывается возможным благодаря  наличию у государства особых ресурсов и средств. Так, выполняя охранительную  функцию, государство использует методы убеждения и принуждения. Для  реализации экономической функции  применяются экономические методы: прогнозирование, планирование, государственные  субсидии и др. [13 cтр.64]

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Правоохранительная деятельность

 

2.1. Признаки, понятия, принципы и функции правоохранительной деятельности

Правоохранительная деятельность – это регулируемая законом деятельность компетентных государственных органов  и должностных лиц по восстановлению нарушенного права и справедливости, обеспечению исполнения юридических  обязанностей, применению в необходимых  случаях мер государственного принуждения (юридических санкций) к лицам, посягающим на охраняемые законом интересы, в  целях охраны прав и свобод граждан, конституционного строя, предупреждения правонарушений и нравственно-правового  воспитания населения [1 стр.13].

В деятельности правоохранительных органов закрепились определенные идеи правовой политики, концептуальные подходы, которые с определенными различиями присущи практически каждому субъекту (органу), осуществляющему правовую охрану личности, общества и государства. Принципы правоохранительной деятельности должны воплощать в себе принципы права, правовой культуры с учетом целей, задач, средств, форм и методов правовой охраны соответствующих общественных отношений. Внутренние идеи, духовные начала, а не только правовые нормы и своды законов воплощают принципы правоохранительной деятельности. Чем меньше нарушений в деятельности правоохранительных органов, чем честнее его сотрудники и работники, тем больше доверия и помощи им со стороны населения, и наоборот. Корысть, коррумпированность, личная выгода, духовная нечистоплотность и т. п. в работе отдаляют население от правоохранительных органов и исполнительной власти.

Основными принципами, наиболее типичными для деятельности всех или большинства правоохранительных органов, являются:

То, что не запрещено явно, дозволено — означает дозволенность любых незапрещенных действий и решений, которые следует рассматривать как правомерное поведение. С позиции государства в лице его правоохранительных органов, реализующих общественные интересы действие данного принципа несколько сужено, когда утверждается, что в правоохранительной деятельности «дозволено то, что разрешено».: Естественно, что правоохранительная деятельность осуществляется строго во исполнение правовых норм, и потому некоторое сужение свободы действий имеет место.

Согласованность личных, общественных и государственных интересов прослеживается прежде всего при снятии необоснованных ограничений, при приоритете защиты интересов личности, общества и затем государства.

Соблюдение человеческого  достоинства, прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства- признается в качестве принципа общечеловеческих ценностей. Чем мягче санкции и меры ответственности в отрасли права, тем полнее раскрывается рассматриваемый принцип, и наоборот. Самые тяжкие нарушения конституционных прав имеют место в сфере уголовно-правовой борьбы с правонарушениями и преступностью.

Правоохранительная деятельность имеет свои характерные черты, свою специфику, отличающую ее от других видов  государственной деятельности:

  1. Правоохранительная деятельность осуществляется не любыми, а лишь юридическими способами воздействия. К ним относятся меры государственного принуждения.
  2. Применяемые в правоохранительной деятельности меры должны строго соответствовать требованиям законодательства.
  3. Правоохранительная деятельность реализуется не в произвольной форме, а в установленном законом порядке и с соблюдением определенных процедур [1 стр.13].
  4. Осуществление правоохранительной деятельности возлагается на специально созданные государственные органы (и должностные лица), суд и правоохранительные органы. Они комплектуются соответствующими специалистами. Организация и деятельность правоохранительных органов регламентируется законодательными актами [2 стр.4-5].
  5. Правоохранительной деятельности свойственна воспитательно-предупредительная направленность. Согласно Закону Республики Беларусь от 10.11.2008г. № 453-3 «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», эта деятельность включает профилактику, использование превентивных мер в целях предупреждения правонарушений [1 стр.12].

К основным направлениям правоохранительной деятельности относятся: конституционный  контроль; правосудие; прокурорский надзор; расследование преступлений; защита прав и законных интересов граждан  и организаций и оказание им юридической  помощи; охрана общественного порядка  и другие [2 стр.5].

Основные направления  деятельности правоохранительных органов  определяют, прежде всего, те функции, которые на них возложены. Среди  них:

- Конституционный контроль - это деятельность по выявлению  правовых актов и действий  государственных органов или  должностных лиц, противоречащих  конституционным предписаниям, а  также принятие мер по устранению  выявленных отклонений. Конституционный  контроль осуществляется Конституционным  Судом Республики Беларусь - это судебный орган самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

- Осуществление правосудия - это форма государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении  и разрешении судом отнесенных  к его компетенции дел - об  уголовных преступлениях, о гражданских  спорах и т.д.

- Прокурорский надзор - это  действия прокуроров по наблюдению  за законностью решений органов  власти и управления, хозяйствующих  субъектов и объединений, затрагивающих  права и законные интересы  граждан, общества и государства,  а также направленные на устранение  нарушений законов и способствовавших  им обстоятельств, на восстановление  нарушенных прав и привлечение  виновных к ответственности.

- Расследование преступлений - это расследование, проводимое  специально уполномоченными лицами  – следователями и дознавателями,  с целью решения слоящих перед  ними задач по быстрому и  полному раскрытию преступлений, изобличению виновных, установлению  других обстоятельств дела и  привлечению виновных к уголовной  ответственности.

- Обеспечение безопасности - это обеспечение состояния защищенности  жизненно важных интересов личности, общества и государства от  внутренних и внешних угроз.

- Исполнение судебных  решений - принудительное исполнение  наступает после вступления решения  в законную силу, за исключением  случаев немедленного исполнения, предусмотренных законом. Принудительному  исполнению подлежат решения  суда, вынесенные по искам о  присуждении, что означает право  истца требовать принудительного  исполнения судебного решения  в случае удовлетворении иска  о присуждении.

- Оперативно-розыскная деятельность  – это вид деятельности, осуществляемый  гласно и негласно уполномоченными  на то подразделениями государственных  органов в пределах их полномочий  посредством проведения оперативно-розыскных  мероприятий:

- охрана общественного  порядка;

- оказание юридической  помощи;

- профилактическая деятельность  по предупреждению правонарушений.

Правоохранительные органы могут осуществлять одну или сразу  несколько функций. Так, функцией осуществления  правосудия наделены исключительно  судебные органы, функцией конституционного контроля - Конституционный Суд Республики Беларусь, функцией прокурорского надзора - органы прокуратуры. В то же время оперативно-розыскная деятельность осуществляется как органами внутренних дел, так и органами обеспечения безопасности, органами налоговой полиции и некоторыми другими организациями. Органы внутренних дел наделены одновременно функциями расследования преступлений, оперативно-розыскной, предупреждения правонарушений и другими.

Все функции правоохранительных органов непосредственно связаны  между собой. Они могут следовать  одна за другой или peaлизовываться одновременно. Так, последовательное осуществление характерно для расследования и правосудия, а одновременное - для обвинения, защиты и правосудия.

В уголовном судопроизводстве некоторые функции могут осуществляться не правоохранительными органами, а  иными участниками судопроизводства. Например, функцию защиты может исполнять  сам подсудимый, а функцию обвинения - потерпевший.

Функция отправления правосудия является важнейшей для деятельности правоохранительных органов. Поэтому  суд в системе правоохранительных органов занимает центральное положение. Именно суду принадлежит право осуществлять функцию правосудия и принимать  окончательные решения по уголовным  и гражданским делам.

Деятельность правоохранительных органов характеризуется рядом  отличительных черт.

1. Правоохранительные органы  осуществляют свою деятельность  в строгом соответствии с законом,  который в ряде случаев предусматривает  для этого определенную процессуальную  форму.

2. Правоохранительная деятельность  может осуществляться только  лицами, состоящими на службе  в правоохранительных органах.

3. Результаты правоохранительной  деятельности достигаются реализацией  следующих функций: конституционного  контроля, отправления правосудия, прокурорского надзора, расследования  преступлений, оперативно-розыскной  деятельности, исполнения судебных  решений, оказания юридической  помощи и защиты по уголовным  делам, предупреждения преступлений  и иных правонарушений. Перечисленные  функции выполняются правоохранительными  органами в соответствии с  основополагающими принципами разделения  властей. При этом одноименные  функции выполняются различными  правоохранительными органами при  разграничении их подведомственности, подследственности или подсудности.

Информация о работе Правоохранительная функция и деятельность государства