Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 20:19, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний, правильно, объективно и всесторонне раскрыть сущность темы курсового исследования.
Задачами курсовой работы являются:
- дать понятие правоохранительной функции государства;
- рассмотреть деятельность государства в правоохранительной сфере;
- рассмотреть компетенцию правоохранительных органов;
- исследовать систему правоохранительных органов;
- исследовать законодательное закрепление правоохранительной деятельности.
Введение……………………………………………………………………………...5
1. Понятие правоохранительной функции………………………………………...6
1.1. Правоохранительная функция государства: основные понятия и принципы………………………………………………………………….......6
1.2. Законодательное закрепление правоохранительных функций…………....7
1.3. Формы и методы осуществления правоохранительной функции государства………………………………………………………………….....9
2. Правоохранительная деятельность ………………………………..……...…..11
2.1. Признаки, понятия, принципы и функции правоохранительной деятельности….………………………………………………………………….....11
2.2. Понятие и признаки правоохранительных органов…………..………15
2.3.Система органов, осуществляющих правоохранительную деятельность………………………………………………………………………..16
2.4. Законодательное закрепление полномочий правоохранительных органов………………………………………………………………………..……..21
Заключение………………………………………………………………………….24
Список использованных источников……………………………………………...25
4. Решения правоохранительных
органов представляют собой
5. Правоохранительные органы
действуют только при наличии
конкретного повода - факта правонарушения
или необходимости
6. Законные решения и
обоснованные требования
7. Решения правоохранительных
органов, затрагивающие права
и интересы граждан, а также
интересы государства,
По своей сути вся деятельность
правоохранительных органов направлена
на защиту прав и свобод человека и
гражданина, поддержание законности
и правопорядка в государстве. Этим
предназначением определяется и
основное отличие правоохранительных
органов от иных государственных
структур: правоохранительные институты
наделены государством специальной
функцией и соответствующими полномочиями
осуществлять деятельность по охране
права от нарушений в соответствии
с установленным законом
2.2. Понятие и признаки правоохранительных органов
В современной юридической
литературе понятие «правоохранительные
органы» до сих пор остается дискуссионным.
Это вызвано тем, что, с одной
стороны, указанное понятие объективно
существует и активно используется
как в юридической практике, так
и вне ее, а с другой стороны
- имеется не снятая и поныне неопределенность
в отношении состава
В действующем законодательстве эта проблема осталась вне рассмотрения, в том числе и по отношению к органам правосудия. [7 стр.28]
В этой связи сначала следует определиться с тем, что следует понимать под правоохранительной деятельностью. Этим понятием сегодня принято называть такую деятельность государства, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.
Итак, в юридической науке
под правоохранительными
По своей сути вся деятельность правоохранительных органов направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, поддержание законности и правопорядка в государстве. Этим предназначением определяется и основное отличие правоохранительных органов от иных государственных структур: правоохранительные институты наделены государством специальной функцией и соответствующими полномочиями осуществлять деятельность по охране права от нарушений в соответствии с установленным законом порядком.
Деятельность
- правоохранительные органы
осуществляют свою
- правоохранительная
- результаты правоохранительной
деятельности достигаются
Данные функции выполняются
правоохранительными органами в
соответствии с основополагающими
принципами разделения властей. При
этом одноименные функции
- решения правоохранительных
органов представляют собой
- правоохранительные органы
действуют только при наличии
конкретного повода - факта правонарушения
или необходимости
- решения правоохранительных
органов, которые затрагивают
права и интересы граждан, а
также интересы государства,
- законные решения и
обоснованные требования
2.3. Система органов, осуществляющих правоохранительную деятельность
Правоохранительные органы
- это особые органы государства, деятельность
которых имеет своим
Органы выполняющие
Правоохранительной является и деятельность адвокатуры, ее также включают в систему органов правоохраны, хотя она и не является государственным учреждением, но ее деятельность носит публично-правовой характер, имеет конституционное значение и обеспечивает охрану прав и законных интересов физических и юридических лиц. Основной правоохранительной функцией адвокатуры является оказание юридической помощи и защиты [1 стр.13, 17].
Ведущее место в осуществлении правоохранительной деятельности занимает суд.
От имени государства с соблюдением определенной юридической процедуры суд окончательно разрешает споры (конфликты), связанные с применением или исполнением норм права, применяет в необходимых случаях меры государственного воздействия (принуждения) к лицам, посягающим на охраняемые законом интересы. Ведущая функция суда – всесторонняя защита прав и свобод человека и гражданина.
Согласно ст.5 [3] судебную систему Республики Беларусь составляют:
В соответствии со ст. 3 [3]: «Правовую основу судоустройства и статуса судей составляют Конституция Республики Беларусь, данный Кодекс и иные законодательные акты Республики Беларусь».
Именно суд – единственный из всех органов, занимающихся правоохранительной деятельностью, окончательно судит о праве, окончательно от имени государства решает вопрос о виновности привлеченных к уголовной ответственности лиц и их наказании. Суд завершает процессуальную деятельность органов дознания и предварительного расследования, определяет конечный результат. Суд восстанавливает нарушенное право, возмещает причиненный противоправной деятельностью ущерб, обеспечивает неотвратимость ответственности за содеянное [1 стр.15].
Прокуратура Республики Беларусь – это система органов, на которые Конституцией Республики Беларусь возложено осуществление особой формы государственной деятельности – надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов [1 стр.249].
Прокурорский надзор –
основная функция органов прокуратуры,
это осуществляемая от имени государства
деятельность уполномоченных должностных
лиц (прокуроров) по обеспечению точного
исполнения законов путем выявления
и своевременного устранения нарушений
законов, привлечения виновных к
установленной законом
Особенности деятельность прокуратуры, определяющие ее специфику:
Во-первых, прокурорский надзор
осуществляется от имени государства
[5]. В отличие от контрольной деятельности
других государственных органов, прокурорский
надзор за исполнением законов
Во-вторых, ограниченность полномочий, организационная либо процессуальная подконтрольность основным ветвям власти. Основное правомочие прокурора – выявить нарушение закона – поставить вопрос об ответственности нарушителя, защитить невиновного.
Основные направления прокурорской деятельности [5]:
1)Надзор:
2) Координация
3) Предварительное следствие
в случаях, предусмотренных
4) Участие в рассмотрении дел судами, поддержание государственного обвинения [1 стр.254].
Организация и порядок деятельности органов прокуратуры, и полномочия прокуроров определяются Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О прокуратуре» Республики Беларусь, другими законодательными актами Республики Беларусь (УПК, ГПК, ХПК и др.), а также приказами и указаниями Генерального прокурора Республики Беларусь.
Статья 16 [5] устанавливает в Республики Беларусь трехзвенную систему органов прокуратуры, образуемую территориальными и специализированными прокуратурами.
Система территориальных
прокуратур Республики Беларусь соответствует
административно-
К числу специализированных прокуратур относятся: военная и транспортная прокуратура.
Органы дознания и следствия.
Органы предварительного расследования – специальные государственные органы и должностные лица, содержанием деятельности которых является выявление, раскрытие и расследование преступлений, их предупреждение и пресечение [1, стр. 296].
Предварительное следствие по уголовным делам с учетом подследственности в РБ производится следователями прокуратуры органов внутренних дел РБ, Комитета государственной безопасности и органов финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ.
Органы дознания – уполномоченные законом государственные органы и должностные лица, задача которых – раскрытие преступлений, выявление и розыск виновных лиц, предупреждение и пресечение преступлений. Они осуществляют вспомогательное по отношению к предварительному следствию расследование[1, стр. 298].
В соответствии со ст.37 УПК органами дознания являются: органы милиции; органы государственной безопасности, командиры воинских частей, соединений; начальники военных учреждений и гарнизонов; начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов; органы пограничной службы; таможенные органы; органы финансовых расследований; органы государственного пожарного надзора; капитаны морских или речных судов; командиры воздушных судов, находящихся вне пределов РБ; главы дипломатических представительств и консульских учреждений РБ [1, стр. 310].
Информация о работе Правоохранительная функция и деятельность государства