Правоохранительная функция и деятельность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний, правильно, объективно и всесторонне раскрыть сущность темы курсового исследования.
Задачами курсовой работы являются:
- дать понятие правоохранительной функции государства;
- рассмотреть деятельность государства в правоохранительной сфере;
- рассмотреть компетенцию правоохранительных органов;
- исследовать систему правоохранительных органов;
- исследовать законодательное закрепление правоохранительной деятельности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...5
1. Понятие правоохранительной функции………………………………………...6
1.1. Правоохранительная функция государства: основные понятия и принципы………………………………………………………………….......6
1.2. Законодательное закрепление правоохранительных функций…………....7
1.3. Формы и методы осуществления правоохранительной функции государства………………………………………………………………….....9
2. Правоохранительная деятельность ………………………………..……...…..11
2.1. Признаки, понятия, принципы и функции правоохранительной деятельности….………………………………………………………………….....11
2.2. Понятие и признаки правоохранительных органов…………..………15
2.3.Система органов, осуществляющих правоохранительную деятельность………………………………………………………………………..16
2.4. Законодательное закрепление полномочий правоохранительных органов………………………………………………………………………..……..21
Заключение………………………………………………………………………….24
Список использованных источников……………………………………………...25

Файлы: 1 файл

Курсовая (2).docx

— 65.11 Кб (Скачать файл)

4. Решения правоохранительных  органов представляют собой меры  юридического воздействия, принимаемые  на основе закона и с учетом  конкретных обстоятельств, в связи  с которыми было осуществлено  вмешательство правоохранительных  органов.

5. Правоохранительные органы  действуют только при наличии  конкретного повода - факта правонарушения  или необходимости предупреждения  его совершения.

6. Законные решения и  обоснованные требования правоохранительных  органов подлежат обязательному  выполнению всеми гражданами  и должностными лицами.

7. Решения правоохранительных  органов, затрагивающие права  и интересы граждан, а также  интересы государства, различных  организаций (государственных, частных,  общественных), могут быть обжалованы  в установленном порядке.

По своей сути вся деятельность правоохранительных органов направлена на защиту прав и свобод человека и  гражданина, поддержание законности и правопорядка в государстве. Этим предназначением определяется и  основное отличие правоохранительных органов от иных государственных  структур: правоохранительные институты  наделены государством специальной  функцией и соответствующими полномочиями осуществлять деятельность по охране права от нарушений в соответствии с установленным законом порядком.

 

2.2. Понятие и признаки правоохранительных органов

 

В современной юридической  литературе понятие «правоохранительные  органы» до сих пор остается дискуссионным. Это вызвано тем, что, с одной  стороны, указанное понятие объективно существует и активно используется как в юридической практике, так  и вне ее, а с другой стороны - имеется не снятая и поныне неопределенность в отношении состава правоохранительных органов (какие государственные  или негосударственные институты  к ним следует относить, а какие  не следует).

В действующем законодательстве эта проблема осталась вне рассмотрения, в том числе и по отношению  к органам правосудия. [7 стр.28]

В этой связи сначала следует  определиться с тем, что следует  понимать под правоохранительной деятельностью. Этим понятием сегодня принято называть такую деятельность государства, которая  осуществляется с целью охраны права  специально уполномоченными органами путем применения юридических мер  воздействия в соответствии с  законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Итак, в юридической науке  под правоохранительными органами понимаются "такие государственные  органы и общественные организации, которые всей своей деятельностью  на основе закона, в соответствующих  формах и на демократических принципах  призваны обеспечить законность и правопорядок, защиту прав и интересов граждан, трудовых коллективов, общества и государства, предупреждать и пресекать правонарушения, применять государственное принуждение  или общественное воздействие к  лицам, нарушившим законность и правопорядок". [3 стр. 41]

По своей сути вся деятельность правоохранительных органов направлена на защиту прав и свобод человека и  гражданина, поддержание законности и правопорядка в государстве. Этим предназначением определяется и  основное отличие правоохранительных органов от иных государственных  структур: правоохранительные институты  наделены государством специальной  функцией и соответствующими полномочиями осуществлять деятельность по охране права от нарушений в соответствии с установленным законом порядком.

Деятельность правоохранительных органов характеризуется рядом  отличительных черт:

- правоохранительные органы  осуществляют свою деятельность  в строгом соответствии с законом.  Законом в ряде случаев предусматривается  для этого определенная процессуальная  форма;

- правоохранительная деятельность  может осуществляться только  лицами, которые состоят на службе  в правоохранительных органах;

- результаты правоохранительной  деятельности достигаются реализацией  следующих функций: конституционного  контроля, отправления правосудия, прокурорского надзора, расследования  преступлений, оперативно-розыскной  деятельности, исполнения судебных  решений, оказания юридической  помощи и защиты по уголовным  делам, предупреждения преступлений  и иных правонарушений.

Данные функции выполняются  правоохранительными органами в  соответствии с основополагающими  принципами разделения властей. При  этом одноименные функции выполняются  различными правоохранительными органами при разграничении их подведомственности, подследственности или подсудности;

- решения правоохранительных  органов представляют собой меры  юридического воздействия, которые  принимаются на основе закона  с учетом конкретных обстоятельств,  в связи с которыми было  осуществлено вмешательство правоохранительных  органов;

- правоохранительные органы  действуют только при наличии  конкретного повода - факта правонарушения  или необходимости предупреждения  его совершения;

- решения правоохранительных  органов, которые затрагивают  права и интересы граждан, а  также интересы государства, различных  организаций (государственных, частных,  общественных), могут быть обжалованы  в установленном порядке;

- законные решения и  обоснованные требования правоохранительных  органов подлежат обязательному  выполнению всеми гражданами  и должностными лицами. [7 стр.29]

 

 

 

2.3. Система органов, осуществляющих правоохранительную деятельность

Правоохранительные органы - это особые органы государства, деятельность которых имеет своим содержанием  правоохрану и осуществляется в  предусмотренном законом порядке  с применением в необходимых случаях юридических мер воздействия в целях укрепления законности, предупреждения правонарушений и воспитания граждан в духе уважения к закону [1 стр.16].

Органы выполняющие правоохранительную деятельность и их функции:

  • Суд - правосудие;
  • Прокуратура – прокурорский надзор;
  • Органы предварительного расследования – выявление и расследование преступлений;
  • Органы юстиции – организационное, материально – техническое обеспечение судов и управление в области юстиции и др.;
  • Нотариат – совершение нотариальных действий.

Правоохранительной является и деятельность адвокатуры, ее также  включают в систему органов правоохраны, хотя она и не является государственным  учреждением, но ее деятельность носит  публично-правовой характер, имеет  конституционное значение и обеспечивает охрану прав и законных интересов  физических и юридических лиц. Основной правоохранительной функцией адвокатуры является оказание юридической помощи и защиты [1 стр.13, 17].

Ведущее место в осуществлении  правоохранительной деятельности занимает суд.

От имени государства  с соблюдением определенной юридической  процедуры суд окончательно разрешает  споры (конфликты), связанные с применением  или исполнением норм права, применяет  в необходимых случаях меры государственного воздействия (принуждения) к лицам, посягающим на охраняемые законом интересы. Ведущая функция суда – всесторонняя защита прав и свобод человека и  гражданина.

Согласно ст.5 [3] судебную систему Республики Беларусь составляют:

  • Конституционный суд Республики Беларусь – орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;
  • Общие суды, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного и административного судопроизводства;
  • Хозяйственные суды, осуществляющие правосудие посредством хозяйственного и административного судопроизводства;

В соответствии со ст. 3 [3]: «Правовую  основу судоустройства и статуса  судей составляют Конституция Республики Беларусь, данный Кодекс и иные законодательные акты Республики Беларусь».

Именно суд – единственный из всех органов, занимающихся правоохранительной деятельностью, окончательно судит  о праве, окончательно от имени государства  решает вопрос о виновности привлеченных к уголовной ответственности  лиц и их наказании. Суд завершает  процессуальную деятельность органов  дознания и предварительного расследования, определяет конечный результат. Суд  восстанавливает нарушенное право, возмещает причиненный противоправной деятельностью ущерб, обеспечивает неотвратимость ответственности за содеянное [1 стр.15].

Прокуратура Республики Беларусь – это система органов, на которые  Конституцией Республики Беларусь возложено осуществление особой формы государственной деятельности – надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов [1 стр.249].

Прокурорский надзор –  основная функция органов прокуратуры, это осуществляемая от имени государства  деятельность уполномоченных должностных  лиц (прокуроров) по обеспечению точного  исполнения законов путем выявления  и своевременного устранения нарушений  законов, привлечения виновных к  установленной законом ответственности [4 стр.122].

Особенности деятельность прокуратуры, определяющие ее специфику:

Во-первых, прокурорский надзор осуществляется от имени государства [5]. В отличие от контрольной деятельности других государственных органов, прокурорский надзор за исполнением законов распространяется и на законность деятельности контролирующих и правоохранительных органов и  осуществляется с использованием полномочий, которыми наделяются только органы прокуратуры.

Во-вторых, ограниченность полномочий, организационная либо процессуальная подконтрольность основным ветвям власти. Основное правомочие прокурора –  выявить нарушение закона – поставить  вопрос об ответственности нарушителя, защитить невиновного.

Основные направления  прокурорской деятельности [5]:

1)Надзор:

  • За исполнением законов органов власти и управления, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор);
  • За исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • За соответствием закону судебных решений, за соблюдением законодательства при их исполнении;
  • За исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

2) Координация правоохранительной  деятельности государственных органов,  осуществляющих борьбу с преступностью  и коррупцией, а также деятельности  по борьбе с преступностью  иных организаций, участвующих  в борьбе с преступностью;

3) Предварительное следствие  в случаях, предусмотренных УПК;

4) Участие в рассмотрении  дел судами, поддержание государственного  обвинения [1 стр.254].

Организация и порядок  деятельности органов прокуратуры, и полномочия прокуроров определяются Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О прокуратуре» Республики Беларусь, другими законодательными актами Республики Беларусь (УПК, ГПК, ХПК и др.), а также приказами и указаниями Генерального прокурора Республики Беларусь.

Статья 16 [5] устанавливает  в Республики Беларусь трехзвенную систему органов прокуратуры, образуемую территориальными и специализированными прокуратурами.

Система территориальных  прокуратур Республики Беларусь соответствует административно-территориальному делению Республики Беларусь и включает прокуратуры областей, города Минска, прокуратуры районов (городов), межрайонные прокуратуры, осуществляющие надзор за исполнением нормативных правовых актов на территории нескольких районов.

К числу специализированных прокуратур относятся: военная и  транспортная прокуратура.

Органы дознания и следствия.

Органы предварительного расследования – специальные  государственные органы и должностные  лица, содержанием деятельности которых  является выявление, раскрытие и  расследование преступлений, их предупреждение и пресечение [1, стр. 296].

Предварительное следствие  по уголовным делам с учетом подследственности в РБ производится следователями прокуратуры органов внутренних дел РБ, Комитета государственной безопасности и органов финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ.

Органы дознания – уполномоченные законом государственные органы и должностные лица, задача которых  – раскрытие преступлений, выявление  и розыск виновных лиц, предупреждение и пресечение преступлений. Они осуществляют вспомогательное по отношению к  предварительному следствию расследование[1, стр. 298].

В соответствии со ст.37 УПК  органами дознания являются: органы милиции; органы государственной безопасности, командиры воинских частей, соединений; начальники военных учреждений и  гарнизонов; начальники учреждений, исполняющих  уголовные наказания в виде лишения  свободы, следственных изоляторов; органы пограничной службы; таможенные органы; органы финансовых расследований; органы государственного пожарного надзора; капитаны морских или речных судов; командиры воздушных судов, находящихся  вне пределов РБ; главы дипломатических  представительств и консульских  учреждений РБ [1, стр. 310].

Информация о работе Правоохранительная функция и деятельность государства