Правоохранительная функция и деятельность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний, правильно, объективно и всесторонне раскрыть сущность темы курсового исследования.
Задачами курсовой работы являются:
- дать понятие правоохранительной функции государства;
- рассмотреть деятельность государства в правоохранительной сфере;
- рассмотреть компетенцию правоохранительных органов;
- исследовать систему правоохранительных органов;
- исследовать законодательное закрепление правоохранительной деятельности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...5
1. Понятие правоохранительной функции………………………………………...6
1.1. Правоохранительная функция государства: основные понятия и принципы………………………………………………………………….......6
1.2. Законодательное закрепление правоохранительных функций…………....7
1.3. Формы и методы осуществления правоохранительной функции государства………………………………………………………………….....9
2. Правоохранительная деятельность ………………………………..……...…..11
2.1. Признаки, понятия, принципы и функции правоохранительной деятельности….………………………………………………………………….....11
2.2. Понятие и признаки правоохранительных органов…………..………15
2.3.Система органов, осуществляющих правоохранительную деятельность………………………………………………………………………..16
2.4. Законодательное закрепление полномочий правоохранительных органов………………………………………………………………………..……..21
Заключение………………………………………………………………………….24
Список использованных источников……………………………………………...25

Файлы: 1 файл

Курсовая (2).docx

— 65.11 Кб (Скачать файл)

Уголовно-процессуальный закон  определяет два вида дознания:

- дознание по уголовным  делам, по которым производство  предварительного следствия обязательно.  Согласно ст. 186 УПК орган дознания  при наличии признаков преступления  возбуждает уголовное дело.

- дознание по уголовным  делам, по которым производство  предварительного следствия необязательно,  а также ускоренное производство, предусмотренное УПК 1999г. Орган  дознания производит расследование  в полном объеме, заканчивая вынесением  постановления о передаче уголовного  дела прокурору для направления  в суд или постановления о  прекращении производства по  уголовному делу (ст.187, ст.191 УПК).

Органы юстиции.

В совокупности суд и правоохранительные органы образуют юстицию государства, правоведы широко используют также  и понятие «уголовная юстиция». Под  ней подразумевают всю систему  государственных органов и должностных  лиц, принимающих участие в уголовном  судопроизводстве, реализации уголовного закона, начиная с получения информации о совершенном или готовящемся  преступлении и заканчивая исправительными  учреждениями и судебными исполнителями, исполняющими назначенное судом  наказание и судебные решения.

Назначение органов уголовной  юстиции – обеспечение неотвратимости ответственности за совершенное  преступление [1, стр. 17].

Министерство юстиции  РБ является органом исполнительной власти по реализации государственной  политики в сфере юстиции. Свою деятельность оно строит на основе Конституции  РБ и Положения о Министерстве юстиции РБ от 1 декабря 1995г.

В систему Министерства юстиции  входят:

  • Управления юстиции областных и Минского городского исполкомов;
  • Государственные нотариальные конторы;
  • Научно-исследовательский институт проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы.

В соответствии с п.3 Положения  на Министерство юстиции возложены  следующие основные задачи: участие  в правовом обеспечении нормотворческой  деятельности Президента и Правительства  РБ; обеспечение необходимых условий  для функционирования областных, Минского городского, районных (городских) судов  при соблюдении принципа независимости  судов и подчинения их только закону; организация исполнения судебных и  иных решений, исполнение которых в  соответствии с законом возложена  на судебных исполнителей; государственная  регистрация нормативных актов  министерств, иных центральных органов  управления и Национального банка  РБ; представление интересов РБ в  пределах своей компетенции в  деятельности на международном уровне; регистрация политических партий, профессиональных союзов и других общественных объединений, осуществление контроля за соблюдением  ими их уставов; организация и  развитие системы юридических услуг, работы по совершенствованию правовой информации; обеспечение кадрами  судов и других органов юстиции, повышение квалификации кадров и  другие [4, стр. 239].

Адвокатура – это добровольное объединение юристов, имеющих специальное  разрешение (лицензию) на занятие адвокатской  деятельностью и оказывающих  правовую помощь на профессиональной основе гражданам и организациям, всем, кто в этом нуждается.

Согласно [6] адвокатура определяется как независимый правовой институт, призванный в соответствии с Конституцией осуществлять профессиональную правозащитную  деятельность.

Задачи адвокатуры:

  1. Оказание квалифицированной помощи физическим и юридическим лицам при осуществлении защиты их прав, свобод и законных интересов.
  2. Участие в разъяснении законодательства и правовом воспитании граждан.
  3. Служение принципам законности, справедливости и гуманизма.

Основные виды юридической  помощи, оказываемой адвокатами:

  • Дача консультаций и разъяснений по юридическим вопросам, устные и письменные справки по законодательству;
  • Составление заявлений, жалоб и других документов правового характера;
  • Осуществление представительства в судах и других органах и организациях по гражданским делам и делам об административных правонарушениях. Участие в предварительном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитников, гражданских истцов, гражданских ответчиков и иная правовая помощь [1, стр. 232-238].  Нотариат удостоверяет сделки и имеющие правовое значение факты в целях придания им юридической достоверности (бесспорности), совершающий иные, предусмотренные законом и связанные с гражданским оборотом действия.

Согласно ст.3 Закона РБ от 18.07.2004г. № 305-З «О Нотариате и нотариальной деятельности», с изм. и доп. на 15.07.2009г. №43-3 основная задача нотариата –  обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических  лиц, государственных интересов  путем совершения нотариальных действий от имени Республики Беларусь. Нотариальная деятельность основывается на принципах  законности, беспристрастности, независимости, тайны нотариального действия. [10]

В компетенцию нотариата  входит:

 

  • Удостоверение сделок (договоров, завещаний и др.);
  • Принятие мер по охране наследства и управлению им;
  • Выдача свидетельств о праве на наследство и о праве собственности на долю имущества в период брака;
  • Свидетельствование верности копий документов и выписок из них, подлинности подписи на документах и т.п.;
  • Удостоверение факта нахождения гражданина в живых, нахождения гражданина в определенном месте и т.п.;
  • Передача заявлений граждан и юридических лиц другим гражданам и юридическим лицам;

Совершение исполнительных надписей, протестов векселей др. [1, стр. 390].

закон право физический юридический

2.4. Законодательное  закрепление полномочий правоохранительных  органов

Нормативные правовые акты представляют собой систему правовых форм закрепления, интерпретации и применения правовых норм, регулирующих организацию суда, прокуратуры, органов выявления и расследования преступлений и других правоохранительных органов. В зависимости от юридической силы и органа принятия правовые источники правоохранительной деятельности могут быть разделены на несколько видов:

 

  • международные правовые акты в области прав человека и правосудия;

 

  • Конституция;

 

  • законы;

 

  • Концепция судебно-правовой реформы;

 

  • декреты и указы Президента;

 

  • постановления Совета Министров;

 

  • акты органов судейского самоуправления.

 

Основными международными правовыми актами в области прав человека и правосудия являются: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов 1985 г.; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) 1985 г. и др.

 

Значительное  влияние на становление в Республике Беларусь самостоятельной и независимой  судебной власти и на развитие законодательства о судоустройстве оказала Концепция  судебно- правовой реформы, утвержденная 23 апреля 1992 г. Самостоятельный вид источников курса составляют декреты и указы Президента Республики Беларусь (например, Декрет № 12  «О некоторых мерах по совершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности» от 3 мая 1997 г. ). Некоторые правовые нормы, регламентирующие вопросы судоустройства, содержатся в Постановлениях Совета Министров Республики Беларусь (например, Постановление Кабинета министров Республики  Беларусь № 89 «О Международном арбитражном суде при Белорусской Торгово-промышленной палате» от 12 февраля 1996 г.). [15 стр.10]

 

С развитием органов  судейского самоуправления появился такой  вид источников, как акты органов  судейского самоуправления. Среди данного вида правовых источников курса «Судоустройство» необходимо особо выделить решения высших органов судейского самоуправления— Первого и Второго съездов судей Республики. Так, на Первом съезде судей

Республики Беларусь, который  состоялся в 1997 г., были 

приняты Кодекс чести, судьи и резолюция Первого съезда судей, утверждено Положение о Республиканском совете судей.

 

Заключение

Сущность и назначение государства проявляются в его  основных функциях. Особое место среди  них занимает правоохранительная функция, которая реализуется в деятельности государства по охране правопорядка, прав, свобод и законных интересов  граждан, имеет целью предупреждение преступлений.

Конституция Республики Беларусь провозгласила, что человек, его  права, свободы и гарантии их реализация являются высшей ценностью общества и государства. Государство ответственно перед гражданином за создание условий  для свободного и достойного развития личности (ст.2 Конституции РБ). Из этого  следует, что защита прав и свобод граждан является конституционной  обязанностью государства, всех его  органов, учреждений и организаций.

Правоохранительную деятельность можно рассматривать в широком  и узком смысле слова.

Правоохранительная деятельность в широком смысле слова представляет собой форму осуществления функции  государства, содержание которой заключается  в охране норм права от нарушений. В этом смысле каждый государственный  орган так или иначе занимается правоохранительной деятельностью  в пределах своей компетенции. Так  правовые акты вышестоящих органов  обязательны для исполнения нижестоящими. Кроме того, любой государственный  орган решает свои задачи и таким  способом, как издание решений, вынесение  актов, заключение договоров, и таким  образом контролирует и свою деятельность, и деятельность подчиненных должностных  лиц. Когда нарушаются эти нормы, соответствующий государственный  орган применяет меры государственного принуждения, юридическую ответственность.

В узком смысле слова правоохранительная деятельность государства представляет собой специализированную деятельность по правовой охране, которую осуществляют созданные для этого правоохранительные органы государства. Для них эта  деятельность является главной, основной.

 

Список использованной литературы:

  1. А.А. Данилевич, И.И. Мартинович. Судоустройство: учебник 2-е / Минск: Амалфея, 2010г. 45 c.
  2. В.В. Вандышев, В.А. Лиманский Основы судоустройства и правоохранительной деятельности: энциклопедия правоведения / Альфа, С.-Петербург, 1996г. – 35 c.
  3. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей/ с изм. и доп. по состоянию на 19 января 2010г., Минск: Национальный центр правовой информации РБ, 2010г.
  4. С.В. Борико Судоустройство: Учебник./Минск.: Амалфея, 2000г.
  5.      Закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» от 8 мая 2007 г. № 220-З

 

  1. Закон РБ от 15 июня 1993г. №2406-XII «Об адвокатуре в РБ», с изм. и доп. на 2008г. № 378-З.

 

  1. Беленков Р. А. Правоохранительные органы: Пособие для подготовки к экзаменам –М. :ПРИОР, 2000. -112с

 

  1. Петухов Н.А. Правоохранительные органы: учебник- М. :Дашков и К, 2003. -504 с.
  2. О. А. Галустьян, А. П. Кизлыка Правоохранительные органы: Учебник для вузов –М :ЮНИТИ, 2006. -384 c

 

  1.  Гавриленко В.Г. Система правоохранительных органов Республики беларусь: сборник законов –Мн :Право и экономика, 2005. -742 c

 

  1.  Бибило В.Н. Судоустройсво: учебник  - Мн. : Право и экономика, 2001. - 328с;

 

  1.  Данилевич А.А., Мартинович И.И. Судоустройство: учебник – Минск: Амалфея, 2010; - 464 с.

 

 

  1.  Н. И. Матузова, А.В. Малько Теория государства и права: курс лекций М.:Юристъ, 1997.  -672 с.

 

 

14. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября    1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. -5 c.

 

15. Богданов В. Е. Судоустройство: курс лекций-  Гомель: УО “ГГУ им. Ф. Скорины”, 2006. -145 с.

 


Информация о работе Правоохранительная функция и деятельность государства