Правоотношения, возникающие при выполнении обязанностей органами внутренних дел и их сотрудниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Для того чтобы ясно представить себе механизм действия такой сложной юридической категории как правовое отношение, необходимо овладеть его теоретической базой. Это значит:
- рассмотреть понятие, признаки и виды правоотношения;
- усвоить структуру, изучить субъект, объект, а также права и субъектов правоотношения;
- уделить внимание основаниям возникновения, изменения и прекращения правовых отношений.
Именно решение этих задач явилось целью написания данной курсовой работы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……….3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВООТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СТРУКТУРА..………………………………………….……….6
. Понятие правовых отношений……..……………………….6
. Признаки правовых отношений………………..………………...8
. Структура правовых отношений……………………………...….11
ГЛАВА 2. ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ. ПРАВООТНОШЕНИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ……………………………………………………………………………..15
2.1. Виды правоотношений……………………………………..…..15
2.2. Правоотношения, возникающие при выполнении обязанностей органами внутренних дел и их сотрудниками ………………………..26
ГЛАВА 3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ. ФАКТИЧЕСКИЙ (ЮРИДИЧЕСКИЙ) СОСТАВ ………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………...38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа ТГП.doc

— 289.50 Кб (Скачать файл)

Сроки. Деятельность человека и общества протекает в пространстве и времени. Временная протяженность - важнейшая характеристика социальных явлений и процессов. По этой причине сроки - достаточно распространенная категория юридических фактов.

Функции сроков в правовом регулировании  чрезвычайно многообразны. В литературе упоминается о предупредительном  действии сроков, кроме этого, сроки  выполняют стимулирующую функцию, служат юридической гарантией защиты прав и исполнения обязанностей, стабилизируют правовое регулирование и т.д.

Сроки - такие юридические факты, которые могут выступать только как элементы фактического состава. Срок сам по себе, вне связи с  ситуацией, с иными юридическими фактами, никакого содержания не несет: он значим только как срок чего-либо.

Отличительная черта срока - определенность его начального и конечного моментов. Начало течения срока зависит  от установленных в законе юридических  фактов (например, момента, когда лицо узнало или должно было узнать о  нарушении своего права). Конец срока определяется истечением некоторого количества единиц времени. Отрезок времени, не имеющий четко фиксированных границ, не является сроком и не может использоваться как юридический факт.

Элементом срока является также  сознательно избранный масштаб (эталон, измеритель) времени. Универсальным масштабом времени являются год, квартал, месяц, декада, неделя, день, час. Например, как указывает ст. 190 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), «Установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами». Однако, как правильно отмечается рядом авторов, в практике правового регулирования применяются и другие эталоны времени - срок жизни человека, срок навигации, срок доставки почтового отправления и т.д. Как определяет та же ст. 190 ГК РФ, «Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить».

В гражданском законодательстве подобным образом регулируется порядок определения начала и конца срока, порядок совершения действий в последний день срока и т.д., что свидетельствует о большом практическом значении этой категории юридических фактов в гражданском праве (ст. 190-194 ГК РФ).

Позитивные  и негативные, правопорождающие и  правопрепятствующие, главные и  подчиненные юридические факты. В основе первого деления лежит способ связи с явлением действительности. Правовые последствия могут быть связаны как с существованием некоторого явления, так и с его отсутствием. В первом случае юридический факт будет положительным, позитивным, во втором случае - отрицательным, негативным, например, отсутствие у лица служебной подчиненности, отсутствие заболевания, препятствующего поступлению на службу - негативные юридические факты, так как правовое последствие связано именно с отсутствием некоторого явления.

Классификацию фактов на позитивные и негативные не следует смешивать  с их делением на правопорождающие и правопрепятствующие. Это деление раскрывает функции юридических фактов в фактическом составе. Правопорождающие факты - такие обстоятельства, которые необходимы для наступления правовых последствий. Правопрепятствующие факты, напротив, тормозят развитие фактического состава, препятствуют наступлению правовых последствий.

Рассматриваемые классификации юридических  фактов следует также отграничить  от деления их на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. В основе этих классификаций лежат разные критерии. Юридические факты делятся на правопорождающие и правопрепятствующие по их функции внутри фактического состава. Факты и составы могут быть правообразующими, правоизменяющими, правопрекращающими в зависимости от правовых последствий, которые они порождают как целое. Таким образом, первая классификация не заменяет и не подменяет вторую.

Не лишено практического значения также разграничение юридических  фактов на главные и подчиненные. Главный факт наиболее полно отражает существо регулируемой ситуации. Все другие факты имеют уточняющее значение, конкретизируют юридически значимые детали. Например, главными фактами для назначения пенсии по старости являются возраст и стаж работы. Все иные фактические обстоятельства носят характер подчиненных.

Материальные  и процессуальные, оформленные и неоформленные, латентные и расчетные юридические факты. С точки зрения связи с соответствующими правовыми отношениями юридические факты подразделяются на материальные и процессуальные. К числу первых принадлежат фактические обстоятельства, являющиеся основаниями наступления «материальных» правоотношений. Вторая категория связана с юридическим процессом, его движением и развитием.

По признаку их документального  закрепления юридические факты  могут быть подразделены на оформленные и неоформленные. Эта классификация перекликается с предыдущей, но с ней не совпадает. Большинство юридических фактов существует в оформленном, зафиксированном виде. Вместе с тем определенные фактические обстоятельства могут существовать в неоформленном виде. Это, например, устная сделка между гражданами, отказ от осуществления права и др. Подобные юридические факты можно назвать латентными, скрытыми. В латентном виде существует определенная часть фактов-правонарушений.

Разновидность юридических фактов - расчетные юридические факты. Это фактические показатели, коэффициенты, рассчитываемые на основе некоторых первичных фактических обстоятельств и служащие основанием для возникновения права на вознаграждение, надбавку или скидку и т.п. 

 

3.3 Функции юридических  фактов

Функции юридических фактов - это обобщенная характеристика их роли и задач в механизме правового регулирования. Правовое регулирование - сложная многоплановая система, соответственно неодинаковы и функции, которые выполняют в ней юридические факты. В зависимости от связи с элементами правовой системы можно выделить основную и дополнительные функции юридических фактов.

Основная функция. Главная задача, выполняемая юридическими фактами в правовом регулировании - обеспечение возникновения, изменения, прекращения правовых отношений. Каждый юридический факт вызывает либо правообразующие, либо правоизменяющие, либо правопрекращающие правовые последствия.

Правильно понять и оценить значение указанной функции юридических  фактов можно лишь в более широком  контексте, в связи с функциями других элементов механизма правового регулирования. Ведущим элементом механизма правового регулирования выступают юридические нормы. Именно норма права содержит общую модель поведения субъектов, рассчитанную на неопределенный круг лиц и неопределенное число случаев реализации. Другим элементом механизма правового регулирования выступает правоотношение – конкретная модель поведения для конкретных субъектов, программа действий в определенной социально-юридической ситуации. Юридические факты обеспечивают переход от общей модели прав и обязанностей к конкретной. В этом - основная задача, главная функция юридических фактов в механизме правового регулирования. Обеспечивая надежное возникновение, изменение, прекращение правовых отношений, юридические факты способствуют тем самым стабильному и надежному функционированию всей системы правового регулирования.

Дополнительные функции. Помимо своей основной задачи, юридические факты могут быть «нагружены» рядом дополнительных функций. Так, в некоторых случаях юридические факты выполняют функцию гарантии законности. Существуют юридические факты, которые связаны с особо важными участками правового регулирования, на которых покоится повышенная ответственность за состояние законности. Имеются в виду, например, основания для отказа в приеме искового заявления (ст. 129 Гражданско-процесуального кодекса РСФСР), основания для возбуждения и прекращения уголовного дела (ст. 5, 108 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР), обстоятельства, исключающие преступность деяния (ст. 37-42 Уголовного кодекса РФ) и другие. Эти юридические факты – своего рода «ключевые точки» правового регулирования. Законное принятие искового заявления, возбуждения или прекращения уголовного дела предопределяет правомерность всех последующих действий.

Поэтому закрепление данных юридических  фактов выступает как важная гарантия законности.

Другая дополнительная функция  юридических фактов связана с предварительным воздействием норм права на общественные отношения. В области права люди не только ориентируются на правовые последствия, но и учитывают юридические факты, которые эти последствия обусловливают. Появление одних юридических фактов соответствует интересам субъектов, и они делают необходимые шаги к тому, чтобы эти факты возникли (основания для премирования, поощрения, предоставления отсрочек и льгот), появления других юридических фактов стараются избежать (основания для применения мер ответственности, пропуск сроков исковой давности и т. д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

2.1.  Органы государственного финансового контроля Российской Федерации

 

Государственный финансовый контроль основывается на Конституции РФ, Гражданском, Налоговом и Бюджетном кодексах РФ, федеральных законах, законодательных актах субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Главной целью  государственного финансового контроля является установление соответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного продукта задачам финансовой политики государства.

Важнейшая обязанность  государственного финансового контроля состоит в обеспечении органов  государственной власти и обществ всеобъемлющей и достоверной информацией о формировании и использовании государственных средств.

Объектами государственного финансового  контроля являются денежные отношения, возникающие в связи с формированием  финансовых ресурсов в распоряжении государства (и его организаций) и использованием этих средств на удовлетворение нужд государства и всего общества.

Государственному  финансовому контролю подлежат:

  • органы государственной власти (в том числе их аппараты);
  • государственные предприятия и учреждения, а также предприятия, учреждения и организации с участием государства;
  • предприятия, организации, учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственные субсидии;
  • государственные бюджетные и внебюджетные фонды;
  • органы местного самоуправления, предприятия и организации вне зависимости от видов и форм собственности, а также физические лица, если они получают, перечисляют, используют государственные средства или управляют ими, имеют предоставленные законодательством или органами государственной власти налоговые, таможенные или иные льготы и преимущества;
  • общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации в части, связанной с получением, перечислением, использованием государственных средств или управлением ими, а также в части предоставленных законодательством или органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ; предпринимательские структуры и физические лица в части уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством.[6,ст56]

В рамках бюджетного процесса многие его участники наделяются контрольными функциями. Эти полномочия выполняют  глава государства, органы исполнительной и законодательной власти, специализированные контрольные органы, а также распорядители бюджетных средств.

Принцип разделения властей придает  важную роль финансовому  контролю за  деятельностью  органов  исполнительной власти  со стороны    органов  представительной власти и определяет его новое содержание. Основы контроля закреплены в Конституции российской Федерации, в Конституциях республик в составе Федерации, а также в основных законах и правовых актах представительных органов местного самоуправления и органов исполнительной власти.

Органы государственного финансового контроля можно  классифицировать следующим признакам, а именно:

  • по характеру функций и объему компетенции — общефункциональные (контроль — часть функции); специализированные общей компетенции; специализированные ограниченной компетенции; внутриведомственные;
  • по принадлежности к ветвям власти — контрольные органы исполнительной власти (административный контроль); органы парламентского контроля или независимые органы финансового контроля;
  • по вертикальному уровню власти — федеральные; субъектов Федерации; местных органов власти;
  • по способу формирования — избираемые или утверждаемые коллегиально путем голосования; назначаемые в административном порядке.

Государственный финансовый контроль в соответствии с установленным законодательством  Российской Федерации разграничением функций и полномочий возлагается на Счетную палату Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации а также на федеральное казначейство, федеральная налоговая служба, федеральная служба финансово-бюджетного надзора, федеральная таможенная служба,  а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.[ 7]

Президентский контроль за состоянием государственных финансов осуществляется в соответствии с Конституцией путем подписания федеральных законов, издания указов и распоряжений по финансовым вопросам и др. Его целью является обеспечение целостности экономического пространства страны, единства бюджетной и налоговой политики на всей ее территории. В состав Администрации Президента РФ входит Главное Контрольное управление, которое также наделено рядом полномочий. Оно не может самостоятельно применять какие-либо санкции, оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений. Предложения, сделанные по итогам проверок, вносятся на рассмотрение Президента.

Информация о работе Правоотношения, возникающие при выполнении обязанностей органами внутренних дел и их сотрудниками