Правоприменительная практика в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение правоприменительной практики в Российской Федерации. Это подразумевает решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие правоприменения
2. Изучить акты правоприменения
3. Сделать соответствующие выводы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1.ПОНЯТИЕ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ………………………………………….6
1.1 Понятие правоприменения: доктринальный анализ и современный подход…………………………………………………………………………….6
1.2 Признаки и способы применения права…………………………….13
2. АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА……………………………………………18
2.1 Понятие акта применения права……………………………………18
2.2 Виды и формы правоприменительных актов………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 63.21 Кб (Скачать файл)

По действующему законодательству любой спор, вытекающий из гражданских  правоотношений, может быть передан  по соглашению сторон в третейский суд. Как правило, третейские суды создаются  негосударственными организациями (например, торговыми палатами, общественными  объединениями предпринимателей) и  в связи с этим применение права  данными судами не обладает классическими  признаками правоприменения: не носит  государственно-властного характера, осуществляется не государственными органами и должностными лицами.

В случаях, когда затронуты  интернациональные коммерческие интересы, сложился особый механизм разрешения споров – международный коммерческий арбитраж. Такой способ рассмотрения и урегулирования внешнеэкономических  споров имеет ряд преимуществ  для участников международного частноправового  отношения. Во-первых, в данном случае стороны имеют возможность влиять на определение состава суда, места  его проведения, применимое право  и язык арбитражного разбирательства. Во-вторых, международный коммерческий арбитраж является общественным, а  не государственным образованием. Вследствие чего процедура носит более демократичный  характер, повышаются шансы на беспристрастное  решение спора, так как отсутствует  возможность влияния национально  состава судей в пользу «своего» субъекта.

Более того, увеличение количества международных сделок, интернационализация  и глобализация в мировой экономике  актуализируют передачу части внутренней компетенции государств в отношении  международной предпринимательской  деятельности и способствуют разрешению споров по ней международным организациям.

Нет единства и в понимании  содержания применения норм права. Так, В.М. Сырых относит к правоприменению  лишь такую деятельность государства, которая порождает конкретные правоотношения. В связи с этим, автор не относит  к применению норм права, например, регистрацию брака органами загса16.

Правоприменение – второй по значению после правотворчества  фактор, столь существенно влияющий на правовое регулирование. С другой стороны, в процессе правоприменения  в соответствии с коллизионными  нормами международного частного права  возможно применение норм иностранного права. В связи с этим, объем  права, применяемого судом и другими  субъектами применения норм права, оказывается  большим, чем объем внутригосударственного права.

Особую актуальность в  настоящее время приобретают  способы взаимодействия правотворчества  и правоприменения. Так, право законодательной  инициативы судов, дача заключений по основным законам, использование консультаций правоприменителя при написании  законов становятся важными для  развития правотворчества. Высказываются  предложения по внесению правоприменителями проектов законов с целью регулирования  отношений, по поводу которых имеются  пробелы в законодательстве17.

И правотворчество, и правоприменение  имеют большое значение для установления режима законности и справедливости в стране. В то же время мы полагаем, что главное в реализации права, достижении поставленных целей правового регулирования занимают саморегулирование собственного поведения участниками общественных отношений, уважение к принятому в стране правопорядку, отношение граждан к действующему законодательству как к эффективному и социально ценному регулятору общественных отношений.

 

1.2 Признаки и  способы правоприменения

Применение права обладает рядом  существенных признаков:

- Во-первых, применение права –  это деятельность, которую могут  осуществлять только органы, специально  уполномоченные на это государством (остальными формами реализации  права могут заниматься все  субъекты права) . К числу таких  органов относятся законодательные,  исполнительные, судебные, надзорно-контрольные,  негосударственные организации. 

- Во-вторых, применение права носит  государственно-властный характер. Решение принимается по одностороннему  волеизъявлению уполномоченного  органа, выступающего от имени  государства. Вне зависимости  от того, какой орган, государственный  или негосударственный, осуществляет  правоприменение, оно всегда имеет  государственный характер, только  во втором случае правоприменительные  полномочия делегируются организации  государством. Именно властность  правоприменения позволяет уполномоченным  органам претворять в жизнь  конкретные меры государственного  принуждения. 

- В-третьих, правоприменительная  деятельность протекает в особых, установленных нормативными актами  процедурах. “Значение внутренней  процессуальной формы определяется  тем, что она представляет собой  “технологию” достижения истины. Она служит средством наиболее  рациональной организации элементов  содержания и внешней формы  правоприменения, их взаимодействия между собой”18 . Необходимость соблюдения процессуальной формы при правоприменении вытекает, прежде всего, из соблюдения требования законности при осуществлении государственного принуждения (особенно в уголовном, гражданском процессах) . Соблюдение процедуры правоприменения служит важной гарантией охраны и защиты прав и интересов граждан, организаций и государства. Но развитие общественных отношений требует постоянного совершенствования процедурной формы правоприменения. Например, жизнь убедительно показывает, что в нашей стране потерпевшие и свидетели практически остаются один на один с преступниками после возбуждения уголовного дела, подвергаясь шантажу и порой физическому насилию. Поэтому представляется целесообразным изменение процесса правоприменения в уголовном процессе для обеспечения защиты этих категорий участников правоприменения.

- В-четвертых, результатом деятельности  по применению права является  вынесение индивидуально-конкретных  предписаний, в которых определены  права и обязанности участников  какого-либо правоотношения. Оформляются  они индивидуально-конкретными актами  применения права. “Указанные  акты в концентрированной форме  выражают суть юридического дела, содержат все необходимое для  поднормативного, казуального регулирования  общественных отношений”19.

- В-пятых правоприменительная деятельность  осуществляется на основе правовых  норм. Уполномоченные органы должны  постоянно отслеживать изменения  в законодательстве, изучая нормативно-правовые  акты, издаваемые правотворческими  органами не только федерального, но и местного уровней. В  Омской области, например, в 1994-1995 годах было принято свыше 30-ти  нормативно-правовых актов различной  направленности20. Правоприменительная деятельность очень разнообразна, поскольку осуществляется на основе самых различных норм права и правоприменением занимаются самые разные органы. Поэтому правоприменение можно классифицировать по самым различным основаниям. Например, в учебнике В. В. Лазарева и В. С. Липеня правоприменение классифицируется по следующим признакам:

-по субъекту осуществления правоприменения  выделяют правоприменительную деятельность  высших органов государства, правоприменительную  деятельность местных органов. 

- по отраслям права, нормы  которых реализуются, выделяют: правоприменение  норм гражданского права, правоприменение  норм уголовного права, правоприменение  норм семейного права и так  далее. 

- по правовым формам деятельности  государственного аппарата: применение  права в правотворческой деятельности, применение права в правоприменительной  деятельности, применение права  в правоохранительной деятельности.

- по направленности деятельности  правоохранительных органов выделяют: применение регулятивных норм  права, применение правоохранительных  норм права. 

Под способом правоприменительной  деятельности понимается обусловленная  специфической целью совокупность однородных правоприменительных действий и операций, характеризующихся своеобразием процессуальных производств и режимов. В этой связи в науке принято  выделять: юрисдикционный, правоохранительный, исполнительно-разрешительный и поощрительный  способы применения21.

Юрисдикциооный способ применения права является наиболее характерным  и традиционным выражением правоприменительной  деятельности путем рассмотрения судебными  органами споров о праве или решения вопроса назначения наказания виновному лицу. Результатом юрисдикционного правоприменения может быть властная констатация вида и меры субъективных прав и обязанностей сторон либо определение степени виновности и меры наказания правонарушителю. Отсюда сам юрисдикционный способ выступает в двух основных формах: как регулятивно-констатирующий и вкачестве правоохранительного. Все это подчеркивает сложный коплексный характер юрисдикционной деятельности.

Исполнительно-разрешительный способ применения права наблюдается в  повседневной работе органов власти и управления всех уровней по разрешению, в пределах их компетенции, юридических  вопросов управления в сфере экономики, быта, культуры, образования и т.д. Это решение компетентных органов  об отводе земельного участка для  строительства, назначения гражданину пенсии, выдаче ордера на квартиру и  т.д.

Поощрительный способ применения права  выражается в издании компетентными  органами индивидуально-властных велений, содержащих в себе новые дополнительные субъективные права, льготы, блага, предоставляемые  конкретным субъектам за их добросовестный труд, достижение положительных результатов  деятельности. Акт поощрительного правоприменения  констатирует и закрепляет своеобразное приращивание прав, льгот и благ субъекта к уже имеющимся. Такое  значение имеют правовые акты о премировании отличившихся работников.

Способы правоприменения постоянно  развиваются и совершенствуются, иногда приобретая комплексный характер. Так, например, в процессе контрольно-надзороной деятельности наблюдается совмещение исполнительно- разрешительного и  юрисдикционного способов, а вопрос о поощрении субъектов может  возникать в работе многих органов  и общественных объединений.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение правовых норм обусловлено тем, что жизненные обстоятельства, подлежащие правовой регламентации, отражены в указанных нормах лишь в обобщающей форме, санкции этих норм, как правило, определены относительно, в силу чего необходимо учитывать социальную и правовую специфику каждого конкретного случая, то есть применять конкретные правовые нормы к конкретным жизненным ситуациям, отношениям и тем самым осуществлять специальную правоприменительную деятельность, монополию на которую имеют компетентные органы государства и их должностные лица. А это означает, что вся сфера правоприменения связана с организующе-властной деятельностью компетентных органов государства, призванных решать конкретные юридические дела.

 

 

 

2. АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА

2.1 Понятие акта  применения права

Итогом  правоприменительной  деятельности  выступают  акты  применения права. Они фиксируют основные выводы и решения, полученные на  других  двух стадиях правоприменения.

      «Правоприменительный  акт  –  это  документ,  в   котором   содержится

индивидуально–конкретное  предписание,  вынесенное  компетентным  органом  в итоге решения юридического  дела»22. Это определение предполагает,  что правоприменительный акт – это документ, но он может быть выражен  и  словом (например, голосование судьи если в судебном  заседании принимает участие более одного судьи),  и  даже  жестом  (например,  взмах  жезлом  работника ГИБДД). Поэтому более подходящим представляется определение В.В.  Лазарева:

«Правоприменительный   акт   –    государственно-властный    индивидуально-определенный акт, совершаемый  компетентным субъектом права  по  конкретному юридическому делу с целью определения наличия или  отсутствия  субъективных прав  и  юридических  обязанностей  и  определения  их   меры   на   основе соответствующих   правовых   норм   и   в    интересах    их    нормального осуществления»23.

      «Акт правоприменения  является разновидностью понятия  "акт  управления" и используется как для характеристики действия соответствующего органа, так и формы выражения этого действия. Причем в сфере  управления  такой  формой могут быть и соответствующие документы  и  устные  индивидуально-конкретные веления - результат правоприменительной деятельности»24.

      Акты  применения  как  государственно-властные  веления   обеспечивают действие  закона,  его  претворение  в  жизнь.   Они   представляют   собой необходимый и важнейший элемент правовой системы государства.

      Акт   применения  является  одним   из  видов  правовых  актов,  который

характеризуется определенными  специфическими чертами.

      - Во-первых, акт применения исходит от  компетентных органов,  поэтому

        и  сам  носит  государственно-властный  характер,  охраняется  им  и

        обеспечивается  государством в его реализации.

      - Во-вторых, он носит  конкретно-индивидуальный  характер,  поскольку

        адресован  конкретным субъектам, указывает  на  то,  кто  при  данной

        ситуации   обладает   субъективными    правами    и    юридическими

Информация о работе Правоприменительная практика в РФ