Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 10:24, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение правоприменительной практики в Российской Федерации. Это подразумевает решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие правоприменения
2. Изучить акты правоприменения
3. Сделать соответствующие выводы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1.ПОНЯТИЕ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ………………………………………….6
1.1 Понятие правоприменения: доктринальный анализ и современный подход…………………………………………………………………………….6
1.2 Признаки и способы применения права…………………………….13
2. АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА……………………………………………18
2.1 Понятие акта применения права……………………………………18
2.2 Виды и формы правоприменительных актов………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….32
По действующему законодательству
любой спор, вытекающий из гражданских
правоотношений, может быть передан
по соглашению сторон в третейский
суд. Как правило, третейские суды создаются
негосударственными организациями (например,
торговыми палатами, общественными
объединениями
В случаях, когда затронуты
интернациональные коммерческие интересы,
сложился особый механизм разрешения
споров – международный коммерческий
арбитраж. Такой способ рассмотрения
и урегулирования внешнеэкономических
споров имеет ряд преимуществ
для участников международного частноправового
отношения. Во-первых, в данном случае
стороны имеют возможность
Более того, увеличение количества
международных сделок, интернационализация
и глобализация в мировой экономике
актуализируют передачу части внутренней
компетенции государств в отношении
международной
Нет единства и в понимании
содержания применения норм права. Так,
В.М. Сырых относит к
Правоприменение – второй
по значению после правотворчества
фактор, столь существенно влияющий
на правовое регулирование. С другой
стороны, в процессе правоприменения
в соответствии с коллизионными
нормами международного частного права
возможно применение норм иностранного
права. В связи с этим, объем
права, применяемого судом и другими
субъектами применения норм права, оказывается
большим, чем объем
Особую актуальность в настоящее время приобретают способы взаимодействия правотворчества и правоприменения. Так, право законодательной инициативы судов, дача заключений по основным законам, использование консультаций правоприменителя при написании законов становятся важными для развития правотворчества. Высказываются предложения по внесению правоприменителями проектов законов с целью регулирования отношений, по поводу которых имеются пробелы в законодательстве17.
И правотворчество, и правоприменение имеют большое значение для установления режима законности и справедливости в стране. В то же время мы полагаем, что главное в реализации права, достижении поставленных целей правового регулирования занимают саморегулирование собственного поведения участниками общественных отношений, уважение к принятому в стране правопорядку, отношение граждан к действующему законодательству как к эффективному и социально ценному регулятору общественных отношений.
1.2 Признаки и способы правоприменения
Применение права обладает рядом существенных признаков:
- Во-первых, применение права –
это деятельность, которую могут
осуществлять только органы, специально
уполномоченные на это
- Во-вторых, применение права носит
государственно-властный
- В-третьих,
- В-четвертых, результатом
- В-пятых правоприменительная
-по субъекту осуществления
- по отраслям права, нормы
которых реализуются, выделяют: правоприменение
норм гражданского права,
- по правовым формам
- по направленности
Под способом правоприменительной
деятельности понимается обусловленная
специфической целью
Юрисдикциооный способ применения права является наиболее характерным и традиционным выражением правоприменительной деятельности путем рассмотрения судебными органами споров о праве или решения вопроса назначения наказания виновному лицу. Результатом юрисдикционного правоприменения может быть властная констатация вида и меры субъективных прав и обязанностей сторон либо определение степени виновности и меры наказания правонарушителю. Отсюда сам юрисдикционный способ выступает в двух основных формах: как регулятивно-констатирующий и вкачестве правоохранительного. Все это подчеркивает сложный коплексный характер юрисдикционной деятельности.
Исполнительно-разрешительный способ применения права наблюдается в повседневной работе органов власти и управления всех уровней по разрешению, в пределах их компетенции, юридических вопросов управления в сфере экономики, быта, культуры, образования и т.д. Это решение компетентных органов об отводе земельного участка для строительства, назначения гражданину пенсии, выдаче ордера на квартиру и т.д.
Поощрительный способ применения права выражается в издании компетентными органами индивидуально-властных велений, содержащих в себе новые дополнительные субъективные права, льготы, блага, предоставляемые конкретным субъектам за их добросовестный труд, достижение положительных результатов деятельности. Акт поощрительного правоприменения констатирует и закрепляет своеобразное приращивание прав, льгот и благ субъекта к уже имеющимся. Такое значение имеют правовые акты о премировании отличившихся работников.
Способы правоприменения постоянно
развиваются и
Таким образом, можно сделать вывод, что применение правовых норм обусловлено тем, что жизненные обстоятельства, подлежащие правовой регламентации, отражены в указанных нормах лишь в обобщающей форме, санкции этих норм, как правило, определены относительно, в силу чего необходимо учитывать социальную и правовую специфику каждого конкретного случая, то есть применять конкретные правовые нормы к конкретным жизненным ситуациям, отношениям и тем самым осуществлять специальную правоприменительную деятельность, монополию на которую имеют компетентные органы государства и их должностные лица. А это означает, что вся сфера правоприменения связана с организующе-властной деятельностью компетентных органов государства, призванных решать конкретные юридические дела.
2. АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА
2.1 Понятие акта применения права
Итогом правоприменительной деятельности выступают акты применения права. Они фиксируют основные выводы и решения, полученные на других двух стадиях правоприменения.
«Правоприменительный акт – это документ, в котором содержится
индивидуально–конкретное предписание, вынесенное компетентным органом в итоге решения юридического дела»22. Это определение предполагает, что правоприменительный акт – это документ, но он может быть выражен и словом (например, голосование судьи если в судебном заседании принимает участие более одного судьи), и даже жестом (например, взмах жезлом работника ГИБДД). Поэтому более подходящим представляется определение В.В. Лазарева:
«Правоприменительный акт – государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом права по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав и юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их нормального осуществления»23.
«Акт правоприменения
является разновидностью
Акты применения как государственно-властные веления обеспечивают действие закона, его претворение в жизнь. Они представляют собой необходимый и важнейший элемент правовой системы государства.
Акт применения является одним из видов правовых актов, который
характеризуется определенными специфическими чертами.
- Во-первых, акт применения исходит от компетентных органов, поэтому
и
сам носит государственно-
обеспечивается государством в его реализации.
- Во-вторых,
он носит конкретно-
адресован
конкретным субъектам,
ситуации обладает субъективными правами и юридическими