Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 10:24, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение правоприменительной практики в Российской Федерации. Это подразумевает решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие правоприменения
2. Изучить акты правоприменения
3. Сделать соответствующие выводы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1.ПОНЯТИЕ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ………………………………………….6
1.1 Понятие правоприменения: доктринальный анализ и современный подход…………………………………………………………………………….6
1.2 Признаки и способы применения права…………………………….13
2. АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА……………………………………………18
2.1 Понятие акта применения права……………………………………18
2.2 Виды и формы правоприменительных актов………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….32
обязанностями и какими.
- В-третьих, акт применения права является обязательным к исполнению.
Он
обладает юридической силой –
свойством порождать
правовые
последствия. Юридическая
базируется
на государственно-властных
- В-четвертых, акт применения права имеет определенную установленную законом форму.
Большинство
актов применения права
использования юридической терминологии, четких юридических конструкций. Со временем вырабатываются и получают закрепление в нормативных актах и в обыкновениях практики типизированные, стандартные формуляры актовдокументов, которые упорядочивают юридическую работу, вносят в нее необходимую определенность, юридическую и документальную строгость. Особенности правоприменительных актов, требования к ним изучаются в специальных юридических науках, прежде всего науках процессуального права уголовного, гражданского, административного.
Наименование акта правоприменения может совпадать с наименованием нормативно-правового акта (например, «указ»), поэтому необходимо четко представлять принципиальные отличия одних от других. Самое главное отличие состоит в том, что в правоприменительных актах содержатся индивидуальноконкретные предписания, а в нормативно-правовых – нормы права, то есть предписания общего характера. «Нормы права адресованы всем, кто оказался в определенных условиях, они регулируют определенные виды общественных
отношений и рассчитаны на неоднократное применение. Индивидуальноконкретные предписания адресованы конкретным субъектам права, они регулируют конкретные общественные отношения (конкретные ситуации) и имеют обычно разовое значение»25. Акты применения права могут быть самыми различными. В связи с этим их можно классифицировать (объединить в группы) по различным основаниям:
- по
форме можно выделить: указы, приговоры,
решения, постановления
- по
субъектам их издающим
- в зависимости
от содержания общественных
- Регулятивные акты направлены на конкретизацию правомочий, на положительные действия управомоченных субъектов, а также конкретизацию юридических обязанностей.
- Правоохранительные акты обеспечивают главным образом регулятивные отношения, направленные на охрану прав, свобод и интересов различных субъектов. Их содержанием, как правило, являются: требования устранить правонарушение, властный приказ исполнить юридическую обязанность, либо выражают мер государственного принуждения.
- по своему юридическому значению акты применения права различают основные и вспомогательные.
- Основные акты - это акты, которые содержат веление, выражающее конечное решение юридического дела (приговор, решение суда).
- Вспомогательные - это акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных или же направленные на них осуществление (различные акты надзора и контроля, акты следственных действий).
- в зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на: акты однократного действия (штрафы) и длящиеся (регистрация брака, зачисление в ВУЗ);
- по предмету правового регулирования различают акты уголовно- правовые, гражданско-правовые, процессуальные и материальные;
- в соответствии с тем, какие юридические последствия вызывают акты применения (а они являются юридическими фактами) их можно разделить на: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. Такое деление является условным, поскольку один и тот же акт может вызвать все указанные последствия;
- по тому, на какой круг лиц распространяют свое действие акты применения различают: общего действия и индивидуальные;
- по внешней форме выражения правоприменительные акты могут быт устными, письменными и конклюдентными;
- по степени отражения нормативного веления в содержании актов:
- а) первичные
- б) производственные
- в) смешанные
- по сферам использования:
- а) хозяйственные
- б) социально-культурные
- в) административно-
Любая деятельность плодотворна и эффективна, когда осуществляется с
полным пониманием дела. Выявление эффективности правоприменительного акта связано с определением целей издания данного акта, результатов его действия, соизмерения результатов с целями и неизбежными издержками. Полная эффективность правоприменительного акта достигается, когда все его цели, и ближайшие и отдаленные, и конечные, достигнуты с минимальным ущербом для общества, небольшими экономическими затратами, в оптимальные сроки.
2.2 Виды и формы правоприменительных актов
Многообразие органов, издающих
правоприменительные акты, различия
в характере последних
Классификация правоприменительных
актов возможна по различным основаниям.
В. В. Лазарев, поставивший задачу «дать
целостное представление о
Общепринятым и основным является деление правоприменительных актов в зависимости от субъектов, осуществляющих применение права27. Эта классификация дает весьма полезный результат, наглядно показывая отличия правоприменительных актов общественных организаций от аналогичных актов государственных органов, а среди актов последних — отличия актов, изданных высшими представительными органами, от актов органов управления или судебных органов.
Среди классификаций, проводимых по другим основаниям, можно выделить ту, которая связана с назначением правоприменительных актов в механизме правового регулирования, с характером функций разных видов этих актов. Этот критерий положен в основу классификации правоприменительных актов в работах И. С. Самощенко, В, М. Горшенева, С. С. Алексеева, Ф. А. Григорьева и некоторых других авторов28. По существу этим же критерием руководствуется В. А. Юсупов, когда отводит первое место классификации правоприменительных актов органов управления «по цели» акта29.
Наиболее удачно деление актов применения права на исполнительные и правоохранительные30. В основе этого деления лежит подразделение правоприменительной деятельности на две формы — оперативно-исполнительную (организация выполнения правовых норм) и правоохранительную (охрана права от нарушения).
Оперативно-исполнительную деятельность осуществляют в той или иной степени все государственные органы и управомоченные на то общественные организации. Но основная масса исполнительных актов издается органами управления, главным образом, в области руководства народным хозяйством, культурой, социальным обеспечением, народным образованием и т. д.
Для этого вида актов характерна относительно незначительная регламентация их форм, порядка, сроков и других условий их издания. Поскольку такие акты призваны наиболее эффективно регулировать многообразные проявления правомерного поведения, органам, их издающим, предоставлена известная свобода выбора наиболее подходящих для этого организационных форм. Вместе с тем определенная степень регламентации порядка издания и форм исполнительных правоприменительных актов могла бы оказаться полезной, в особенности для актов, адресуемых гражданам. В частности, следовало бы, на наш взгляд, установить общее правило о необходимости ссылки на применяемые нормы права, требовать для всех таких актов письменной формы, поскольку иное не предусмотрено законом, а также точного наименования в самом акте лиц, которым он адресован.
Необходимость в правоохранительных актах возникает тогда, когда имеет место действительное или предполагаемое нарушение нормы права. В основном издаются правоохранительные акты двух разновидностей. Одна из них — это акты, содержащие решение вопроса о применении или отказе от применения санкций правовой нормы (приговоры, решения судов и арбитражей, решения органов, разрешающих споры в административном порядке, и т. п.). Вторую разновидность составляют акты применения норм, определяющих процессуальный порядок применения санкций. Это — многочисленные и разнообразные акты применения норм уголовно-процессуального и гражданско-процессуального законодательства, а также норм административного и других отраслей законодательства, определяющих процедуру правоприменительной деятельности (постановление о возбуждении уголовного дела, о привлечении в качестве обвиняемого, определение об обеспечении иска, об оставлении иска без рассмотрения, административное задержание и т. д.).
Выражение «правоохранительные акты», принятое для обозначения актов двух указанных разновидностей, в известной мере условно. Во многих случаях такие акты принимаются тогда, когда и соответствующая норма, и защищаемое ею субъективное право уже нарушены. Например, о приговоре суда «с некоторой точки зрения говорить... как о правоохранительном акте вообще нелепо, так как нарушенное преступлением право часто ни восстановить, ни тем более охранить уже невозможно»31. В то же время название «правоохранительные акты» точно отражает существо той правовой формы осуществления функций Советского государства, с которой этот вид правоприменительных актов непосредственно связан.
Правоохранительные акты обладают чертами, обусловленными особыми требованиями, предъявляемыми к этим актам в целях обеспечения законности. Во-первых, случаи, в которых необходимо издание правоохранительного акта, предусмотрены законом. Во-вторых, закон, как правило, требует, чтобы в правоохранительном акте была точно указана та норма права, которая этим актом применяется. В-третьих, для большинства правоохранительных актов нормативно определены их наименования, форма, сроки вступления в силу, порядок обжалования и т. п. В-четвертых, правоохранительный акт может быть адресован только конкретному, точно указанному в нем лицу и не может быть издан в виде акта общего значения.
В литературе утвердилось деление правоохранительных актов на основные и вспомогательные. В отличие от основных актов, содержащих завершенное решение о применении правовой нормы, вспомогательными считают такие акты, которые лишь подготавливают издание основного акта и поэтому носят как бы промежуточный характер32.
Впоследствии было высказано справедливое мнение, что «указанное деление можно распространить и на исполнительные акты»33. Действительно, при осуществлении оперативно-исполнительной деятельности нередко выносятся промежуточные правоохранительные акты, обязывающие подготовить и представить предложения о разрешении того или иного вопроса, разработать и представить проект решения, осуществлять отдельные мероприятия впредь до принятия окончательного решения и т. п. Такие акты предваряют принятие основного акта, способствуют его принятию, обеспечивают правильность акта, но не содержат «итоговую правовую оценку всех обстоятельств дела»34. В силу этих своих особенностей они должны быть отнесены к числу вспомогательных актов.
Властный характер предписания о применении права и его цель — необходимость исполнения — требуют, чтобы такое предписание было выражено ясно и точно. Правоприменительный акт не должен влечь сомнений относительно намерений правоприменяющего органа. Отсюда высокие требования, предъявляемые к оформлению актов применения права —их наименованию, структуре, мотивации, стилю и таким формальным атрибутам, как использование стандартных форм документов, подписи и др.
В настоящее время оформление многих правоприменительных актов регламентируется в нормативном порядке. В первую очередь это относится к правоохранительным актам, к форме которых — в зависимости от их содержания— закон предъявляет различные требования. Большинство видов таких актов имеют наименования, закрепленные в законе только за ними (приговор, определение об обеспечении иска, определение о подготовке дела к судебному разбирательству и др.) В меньшей степени урегулировано оформление исполнительных актов применения права. Такие правоприменительные акты обычно имеют вид, который установлен законом для актов соответствующего органа (постановление Верховного Совета, распоряжение Совета Министров, приказ министра и т. д.). Существенное влияние на оформление этих актов оказывают стандарты, действующие в области делопроизводства.