Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 20:58, курсовая работа
Целью нашей работы – является комплексный анализ правосознания и правовой культуры как социально-правовых феноменов общественной жизни.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить историю зарождения и формирования теории правосознания и правовой культуры в отечественной юридической науке
2. Проанализировать особенности формирования российского правосознания.
3. Раскрыть содержание понятия правосознания, его сущности и функций.
4.Изучить структуру, уровни и виды правосознания.
5. Выявить понятие правовой культуры. Определить соотношение понятий «правовая культура» и «правосознание».
6. Рассмотреть структуру и виды правовой культуры.
7. Рассмотреть понятие «правового нигилизма», как антипода правовой культуры общества.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ИСТОРИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ФЕНОМЕНЫ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
1.1. История развития теории правосознания и правовой культуры в отечественной юридической науке
1.2. Особенности формирования российского правосознания и правовой культуры
ГЛАВА 2. ПРАВОСОЗНАНИЕ КАК ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
2.1. Понятие, сущность и функции правосознания
2.2. Структура, уровни и виды правосознания
ГЛАВА 3. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА
З.1. Понятие правовой культуры. Соотношение понятий «правовая культура» и «правосознание»
3.2. Структура и виды правовой культуры
3.3. Правовой нигилизм, как антипод правовой культуры общества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Правовая культура,
как уже отмечалось выше, не есть нечто
обособленное, она, являясь частью культуры
в целом, и, следовательно, в той или иной
степени присуща как обществу, так и отдельным
индивидам. А.Р. Ратинов отмечает,
что «усвоение правовых ценностей, правовых
норм, стандартов правового поведения
идёт в течение всей жизни. Даже в самом
раннем возрасте человек «с молоком матери»
впитывает первые элементы правовой культуры.
Он приобретает навыки и усваивает стандарты
нормативного поведения, получает первые
юридические представления из сказок,
в ролевых играх приобретает понятия о
функциях права и его представителей и
постепенно формирует хотя и примитивную,
детскую, но собственную картину правовой
жизни. С возрастом, по мере расширения
круга общения, усложнения деятельности
и выполняемых ролей происходят интенсивное
обогащение и развитие этой, равно как
и иных, сфер сознания».4
Следовательно, ни индивид, ни общество
в целом не могут быть лишены правовой
культуры, хотя она может быть на очень низком уровне.
Важно так же отметить роль правовой культуры
в деле борьбы за субъективные права. Высокая
правовая культура личности обуславливает
нетерпимость к любым нарушениям законности
и правопорядка вообще, в том числе, и к
нарушению субъективных прав граждан.
Функционирование в обществе права неразрывно связано с правосознанием, ибо все сознания и деятельности человека немыслимо общественное развитие в сфере права. Эффективность реализации права во все ее формах зависит от характера взаимодействия и степени соответствия общественных потребностей, интересов, закрепленных в нормах права, и интересов, ожиданий личности, социальных групп, возникающих в реальных правовых ситуациях. Такое взаимодействие осуществляется на основе правосознания, при помощи которого внешние требования, установления, выраженные в нормах права, переводятся во внутренние мотивы и установки личности, а затем и в ее реальное поведение.
«Правосознание входит в систему общественного сознания и является одной из его форм. Существуют различные формы общественного сознания, такие как философское, политическое, нравственное, религиозное и др., с которыми правосознание находится в тесном взаимодействии.
Правосознание представляет собой структурное образование общественного сознания, которое подчиняется общим для всех его элементов закономерностям формирования и функционирования, но одновременно обладает специфичностью, позволяющей рассматривать его как относительно самостоятельное образование, занимающее в структуре общественного сознания свое, особое место и выполняющее только ему присущие функции. Будучи специфической формой сознания, правосознание имеет свой особый предмет отражения и объект воздействия. Предметом отражения правосознания являются реальные общественные отношения, требующие правильного регулирования, само право, его функционирование, поступки людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм. Причем это отражение обладает той спецификой, что оно происходит на фоне сложившихся в обществе правовых реалий, на основе действующих юридических понятий о правах и обязанностях членов общества и т.п. Все они в совокупности подвергаются анализу и оценке. Следовательно, правосознание не только отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, но и участвует в регулировании поведения, а также в определении тех отношений общественной жизни, которые объективно нуждаются в правовой регламентации.»8
«Правосознание – это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права.»9
Оно, как видно, охватывает отношение людей к действующему праву, его оценки как справедливого или несправедливого, пожелания совершенствования права, принятия правовых норм, отвечающих потребностям общества, а так же оценку действий людей и учреждений в сфере права как правомерных, так и противоправных. То есть правосознание является элементом процесса как формирования права, так и его реализации. Правосознание, таким образом, выполняет ряд важных социальных функций. В юридической литературе изложены разные подходы к их классификации.! С учетом суждений многих авторов можно выделить следующие функции правосознания: познавательно-оценочную, регулятивную, прогностическую (моделирования).
Познавательно-оценочная функция правосознания связана с отражением в сознании человека правовой действительности. В результате мыслительной деятельности индивиды познают и анализируют реальную правовую жизнь, приобретают правовые знания, вырабатывают правовые воззрения, представления и т.д. На основе полученных знаний они в процессе сложной психической деятельности оценивают действующее право, поведение людей в сфере права, работу юридических учреждений, свое собственное поведение. Познавательно-оценочные процессы рождают волевые установки личности к соответствующему поведению, т.е. готовность поступать определенным образом.
На основе правовых установок и ценностных ориентации, сопоставления своего поведения с правовыми установлениями осуществляется регулятивная функция правосознания, возникает побуждение к правомерному или противоправному поведению.
Прогностическая функция (моделирования) состоит в формировании определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально-необходимые. Она заключается в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности эффективно регулировали общественные отношения. Нормы права по существу являются продуктом правосознания. Выступая идейным источником права, правосознание и выполняет прогностическую функцию.
«По своей структуре правосознание представляет собой сложное образование, в котором ученые-правоведы традиционно выделяют три элемента:
Информация о работе Правосознание и правовая культура общества